Уровни усвоения базового содержания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни усвоения базового содержания



Уровни Степень усвоения содержания
Нулевой неспособность учащегося занять ту или иную ролевую позицию по отношению к «инсценируемому» тексту.
Минимальный Учащийся способен взять на себя одну из ролей диалоговой игры в «театр»: режиссер, актер-исполнитель определенной роли, директор театра, театральный критик, завлит).
Основной свободно владеющий текстом и ориентирующийся в его контекстах участник диалоговой игры способен учитывать чужую точку зрения, не отказываясь от своей, умеет совместно искать и находить точки диалогического схождения разноречивых мнений.
Высший Учащийся совмещает культуру художественной интерпретации с основательными литературоведческими познаниями, способен подвести итоги диалоговой игры, сделать доклад, написать реферат, сочинение исследовательского характера.

Таким образом, изучение литературы как искусства слова – это организация учебной деятельности учащихся, направленная на эмоционально эстетическое восприятие художественного произведения, переживание его красоты и этического содержания.

На уроке литературы важно добиться единства эмоционально образного и

сознательного осмысления художественного произведения.

Сегодня важно в первую очередь позаботиться о том, чтобы содержанием урока литературы был процесс рождения смыслов произведения и чтобы сами эти смыслы были свободны от политико-идеологической доктрины или общепринятой системы ценностей, но чтобы они были максимально приближены к замыслу автора-творца и подвижной истине самого текста. Нужен метод, который опирается на эстетическую специфику. Отсюда – принципы преподавания литературы:

- рассмотрение художественного произведения как эстетического феномена,

- широкое использование возможностей литературоведческого анализа,

- признание за текстом смысловой полифонии и вытекающая отсюда установка на диалогическую структуру урока.

Дети часто не замечают текст, они склонны переноситься в мир книг,

жить в нем, отождествляя себя с героями, представляя себя на их месте. Сопереживание герою является важным условием понимания произведения, но явно недостаточным. Одно лишь переживание никак не способствует наслаждению гармонией, ведь в этом случае книга прочитывается как житейская история, а не как явление эстетического ряда. Более того, такое чтение создает лишь иллюзию понимания: в каждом герое ребенок видит себя. Важно «взорвать»  эту иллюзию, побудить детей осознать произведение как странное, загадочное, требующее усилия понимания. Нужно, чтобы школьники увидели в прочитанной истории произведение, высказывание иного сознания, высказывание, которое нуждается в понимании, интерпретации, расшифровке.               Работа должна быть построена на внимательном, замедленном чтении – с особым внимание к тексту книги, «странностям» его построения, «странностям» слова и фразы, «странностям» в поведении персонажей и т.п.

В центре внимания при работе с произведением должна быть его поэтика – то, «что превращает словесное высказывание в произведение искусства»

(Р. Якобсон). Необходимо добиться осознания детьми специфики художественного слова, его эстетической и смысловой нагруженности, отличающей его от слова обыденной речи. Школьники должны научиться видеть поэтику, анализировать и интерпретировать ее. Только замечая,как написано произведение, читатель может получить эстетическое наслаждение от чтения. И в то же время поэтика – художественный язык культуры, без анализа которого невозможно действительно глубоко понять произведение как ее (высказывание) высказывание. Анализ художественного языка исторической литературы (поэтики, ее тем, сюжетов, персонажей и пр.) позволяет обнаружить выраженную в нем самом «модель мира» определенной культуры. Или – в иной логике - если в произведении скрыт некий целостный смысл, то только анализ поэтики позволяет этот смысл обнаружить и расшифроват ь.

Так как содержание урока литературы является художественное слово,

то это урок искусства. Чтобы быть полноценным, он не может игнорировать законы, по которым создается искусство. Поэтому необходимо должное внимание уделять литературоведению. Важно помнить, что нравственное воспитание должно достигаться посредством постижения смысловой глубины и художественного совершенства произведения, а не довлеть над текстом безусловной истиной (И. Бродский: «Эстетика – мать этики»). Но учитель всегда должен помнить о «синтезе жизней» (Никитин Е.М.) – литературного героя и читателя. Так что литература в школе - это еще и педагогика. Поэтому урок литературы должен стать соединением лучших приобретений науки об искусстве слова (литературоведения) и об искусстве создания человеческой души (педагогики).

Сегодня главная задача учителя литературы – помочь учащимся осмыслить е эстетическую и художественную сущность произведения, воспитать вдумчивого читателя, понимая, что «лучший читатель – подготовленный читатель» (В. Гюго). Для этого учитель использует разнообразные формы работы в организации учебной деятельности учащихся, разные методы и приемы. Все они должны помогать углубленному восприятию художественного текста.

Одним из действенных способов углубленного восприятия художественного текста во время изучения литературы является использование фоновых знаний.

  Термин в педагогике возник недавно, хотя опора на эти знания была при изучении литературы всегда (в школьной практике при анализе текста учителя всегда опирались на биографические знания, знания исторических фактов, литературоведческие знания).

 

                          Фоновые знания на уроках литературы

(Контекстуальное рассмотрение произведения)

Фоновыми называют знания, которые имеют информационно-культурологический характер, не всегда прямо связанный с художественным текстом, без которых невозможно понимание текста (С.И. Сафарьян).

Понятие фоновые знания (определенный объем необходимой информации) и комментарии (с филологической точки зрения – жанр исследования, с методической точки зрения – прием, способ передачи знаний) не тождественны, хотя и связаны между собой.

В зависимости от фоновых знаний комментарий может быть:

- текстологический,

- историко-литературный,

- биографический,

- лингвистический,

- исторический…

Фоновые знания можно разделить на три группы:

1.Общие для всего человечества понятия, которые при разных названиях воспринимаются одинаково (отношение землян к рождению, смерти, жизни…)

2.Понятия, связанные с региональными условиями жизни (не все жители тропиков представляют снег, украинцы не знакомы с силой цунами и т.д.)

3.Знания страноведения (национальных привычек определенного народа; например, в русском языке барвинок – трава, которая растет на могилах, а в украинском языке это веселая трава…)

Именно фоновые знания помогают часто понять смысл произведения

(например, сложно будет понять исторический смыл басни И.А. Крылова ''Волк на псарне'' без сведений о Наполеоне и Кутузове; не зная биографии

А.С. Пушкина, не понять слов ''но вреден север для меня''; стихотворение Одоевского станет понятным, если школьники знакомы с материалами о восстании декабристов на Сенатской площади в 1825году и письмом

 А.С. Пушкина и т.д.)

Методист С.И. Сафарьян делит фоновые знания на три группы:

1. Историко-культурологические знания:

 а) сведения о периоде, в рамках которого происходят события произведения (сведения о месте действия, о политических, социальных, географических и экономических условиях);

 б) сведения о быте изображенной эпохи (одежда, еда, жилище, мебель и т.д.);

 в) сведения об особенностях культурной жизни эпохи (образование и наука, традиции и обычаи, искусство, религия, мифология, культурные явления и т.д.).

2.Биографические знания (жизнь писателя, творческий путь, мировоззрение и общественно-политическая деятельность).

3. Литературоведческие знания:

 а) теоретико-литературные сведения;

 б) историко-литературные сведения (особенности литературного процесса в период написания произведения, соотношение с литературными течениями данного периода; история написания произведения);

 в) литературно-критические сведения (особенности литературной критики в данный период, место произведения в творчестве писателя, значение произведения для литературы).

Дозирование и место употребления фоновых знаний в учебном процессе определяет учитель (на вступительных уроках, перед чтением произведения, при комментировании текста, при анализе текста, на итоговых уроках…). Важно использовать те фоновые знания, которые способствуют более глубокому постижению художественного произведения.

«Принцип контекстуального рассмотрения литературных явлений» выделяет среди наиболее важных и Мирошниченко Л.Ф.

Принцип «контекстного рассмотрения произведений» предлагает

Гладышев В.В., подразумевая не только биографический, литературоведческий, культурологический контексты, но и личностно значащий  аспект (морально-эстетический опыт школьников).

 Какое бы определение принципа мы ни выбрали, важно помнить, что  при контекстуальном рассмотрении произведения главным на уроке должен быть текст художественного произведения, все остальные материалы об этом произведении имеют подчиненный характер. Поэтому необходимо заниматься исследованием текста художественного произведения.

    

                              Методы исследования текста

Чтобы учащиеся могли постигать литературу как искусство слова и высказывать свои собственные эстетические суждения о художественном тексте, необходимо использовать различные подходы к исследованию текста произведения.

Использование пообразного, композиционного, проблемного и анализа художественного текста вслед за автором сегодня недостаточно. По мнению методистов (О.С. Чирков и др.) перспективными могут быть:

- текстуальный анализ, который предусматривает глубинное изучение

художественного текста (главное здесь не то, о чем идет речь в произведении, а, как и благодаря чему достигается его художественнаяценность, каким образом реализует себя художник в своем творении: лейтмотив, подтекст, пафос и т.д.);

- интертекстуальный анализ  - способность одного художественного

произведения ассоциировать с другими произведениями (цитаты, реминисценции, аллюзии; на стыке подобных ассоциаций возникают суждения о художественном своеобразии произведения, о стиле писателя, его мировоззрении, которое воплощено в произведении;

- контекстуальный анализ  (опора на контекст определенного историко-

литературного периода, на контекст творчества отдельного писателя с определением в нем места данного произведения, на контекст биографии писателя, на контекст культуры данного периода).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.016 с.)