Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационные технологи рассчитаны на то, чтобы
- учебно-воспитательный процесс стал творческим, - активизировалось мышление школьников, - позиция учителя всегда была ориентирована на личность ученика, его развитие, - стилем общения учителя и ученика стал диалог, поддержка инициативы ученика, - в познавательной деятельности на первый план выдвигались творческие задания, - учебные цели разрабатывались совместно учителем и учеником, - основными формами работы стали индивидуальная и групповая, - при выполнении учебных заданий максимально использовался собственный опыт учащихся, их мышление, фантазия, - основой мотивации учащихся к учению стало достижение ими успеха и самоорганизации личности. Инновационными являются информационные (компьютерные) технологии, поисковая (исследовательская) деятельность, диалоговое (интерактивное) обучение. Под компьютерными технологиями мы будем понимать совокупность принципиально новых методов работы с данными, обеспечивающими целенаправленное создание и передачу, сбор и хранение, распространение и отображение информации с целью повышения скорости и эффективности, снижения трудоемкости, обеспечения надежности и оперативности получения и использования информации, подчиненных целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Компьютерно-ориентированные технологии – это использование обучающих программ, подготовка авторских программ и тестов, компьютерное моделирование, мультимедиа. Компьютер, как и другие информационно емкие носители, должен выполнять сугубо вспомогательные функции представления по возможности объективной, «бесстрастной» учебной информации, которая должна помочь педагогу и обучающемуся, не отклоняясь от целей и ценностей образования, его высших культурообразующих и менталесозидательных функций, получить ту систему аргументов, которые способствуют достижению именно этих целей. Поэтому любые образовательные компьютерные программы должны обязательно проверяться на их собственно педагогическую целесообразность, проходить своеобразную экспертизу с учетом тех ценностных критериев, которые и должны быть предметом особой заботы новой парадигмы личностно-созидательного образования. Компьютер позволяет обучающимся выявить причины собственных действий, планировать их и осуществлять рефлексию, трансформировать и самостоятельно конструировать предметное содержание, с которым они работают. При компьютерном обучении слушатели вводятся и в мир своей будущей профессиональной деятельности, им показывают сферы применения теоретических понятий, фактов, закономерностей в реальных жизненных условиях. Оно обеспечивает всеобщую грамотность общества и используется в качестве средства, повышающего эффективность обучения, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя, преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя им сосредотачиваться на своих главных – обучающих, воспитательных и развивающих – функциях.
При использовании компьютерно ориентированных технологий в обучении предъявляются повышенные требования и к преподавателю, к его знаниям в предметной области, к его личным качествам, так как меняется его роль. Он выступает как организатор деятельности обучающихся, генератор задач. Новые государственные программы и образовательные стандарты предусматривают в учебном процессе и использование Интернета. Актуальность применения Интернет - технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского подхода в обучении, критического мышления, новой информационной культуры. К Интернет-технологиям будем относить: создание обучающих сайтов, умение вести диалог с другими пользователями сети, умение работать с современными гипертекстовыми и гипермедийными системами, электронная почта, телеконференции, общение в режиме реального времени, т.е. все то, что связано со спецификой общения пользователей Интернета. Широкое внедрение в образовательный процесс Интернет-технологий позволяет не только обеспечить свободу составления индивидуальной образовательной траектории, программы обучения путем выбора модулей системы учебных дисциплин, свободное развитие индивидуальности обучающегося, возможность получения профессионального образования, но и получить доступ к самой разнообразной научной, технической и гуманитарной информации, последним новостям.
Применение информационных технологий существенным образом преобразует мыслительную деятельность человека, формирует не только логическое, но и критическое мышление – качества, необходимые для выработки нового стиля мышления, а также позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – отставание, обусловленное непониманием сути проблемы, значительным пробелам в знаниях. В процессе работы на компьютере мышление оказывается тем системообразующим процессом, на который влияют как внешние, так и внутренние условия деятельности, и который направляет на принятие решения. При этом повышается общий уровень интеллектуальной деятельности Компьютерная технология обучения во время изучения литературы реализуется на таких принципах: - индивидулизация (учитель имеет возможность персонально работать с каждым школьником, учитывая его возможности, знания, умения и навыки); - дифференциация (есть возможность предлагать учащимся необходимые варианты учебных заданий); - интенсификация (в наличии имеются разные способы презентации материала, его структурирования). Компьютерные технологии реализуют основные дидактические функции в процессе преподавания литературы: - познавательную, - развивающую, - исследовательскую, - тренировочную, - диагностическую, - коммуникативную. Использование компьютерных технологий реализует следующие задачи: - дает возможность заинтересовать учащихся чтением произведений художественной литературы; - помогает сделать материал наглядным (использовать слуховые, зрительные компоненты влияния на восприятие художественно текста); - способствует расширению знаний учащихся по определенной теме; - обеспечивает своевременный и качественный контроль знаний, умений и навыков школьников; - облегчает выполнение учащимися разнообразных творческих заданий. Электронными средствами обучения являются: электронный учебник (комплекс информационных, методических и программных средств автоматизированного обучения по литературе) и «мультимедиа» (разнообразие средств – текста, изображения, звука), применяемое в обучении с использованием компьютера. Использование электронных средств обучения имеет свои преимущества: - есть возможность применения большого количества яркой наглядности, - изучаемый материал иллюстрируется мультипликационными рисунками, - появляется возможность моделирования, - обеспечивается быстрый и эффективный контроль знаний школьников. - легко организуется самостоятельная работа учащихся; - возрастает информационная насыщенность занятия; - развивается ассоциативное мышление учащихся; - осуществляется интенсификация учебного процесса; -расширяется кругозор школьников. Однако, знания, полученные при помощи мультимедийных технологий, характеризуются неупорядоченностью, часто непроверенной информацией, что, в свою очередь, мешает настоящему диалогу читателя с художественной книгой. Поэтому мультимедийные технологии на уроке литературы должны иметь четкую цель, логическую структуру, продуманные внутренние связи. Важно использовать принцип «не навреди».
Современные ученые-методисты (Исаева О.А.) предлагают использовать компьютерные технологии на первом этапе изучения художественного произведения (при подготовке к восприятию) с целью привлечения учащихся к чтению, создания необходимой атмосферы восприятия художественного произведения. В этом случае полезным будет использование иллюстративного материала (портретов, фотоматериалов, репродукций картин, музыкального сопровождения, карт, фотографий и пр.). Например, в начале изучения творчества Л.Н. Толстого в 10 классе можно при помощи компьютерных технологий „посетить” усадьбу писателя. Можно совершить заочную экскурсию у Спасское-Лутовиново к И.С. Тургеневу во время изучения «Записок Охотника» или биографии писателя. Во время лекции об общественно-политической и культурной обстановке в России во второй половине Х1Х в. при помощи компьютера можно познакомить учащихся с картинами художников-передвижников и музыкой «Могучей кучки» и т.д. На этапе восприятия художественного произведения при помощи компьютера и Интернета можно представить оригинал произведения, разные варианты перевода текста. Например, можно сравнить и проанализировать сонеты В. Шекспира или монолог Гамлета в оригинале и в разных переводах. На этапе подготовки к анализу произведения с целью выяснения первичной читательской оценки художественного произведения можно при помощи компьютера и Интернета организовать онлайн-консультации, использовать различные дополнительные материалы (разнообразные комментарии, сведения из теории литературы, наглядность) для углубления читательской рецепции школьников. Например, целесообразным будет использование компьютерных технологий на уроках во время введения новых теоретико-литературных понятий, во время рассматривания иллюстраций к произведению или прослушивания музыки. На этапе анализа художественного произведения можно применять разнообразные аудиовизуальные варианты интерпретации художественного произведения (иллюстрации, фрагменты из фильмов, спектаклей) с целью выявления собственной оценки прочитанного. Например, сравнить описание первого бала Наташи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и сцену из кинофильма С. Бондарчука.
На итоговом уроке с целью контроля усвоенного и организации самостоятельной поисковой деятельности тоже можно использовать компьютер (схемы, таблицы, планы, помогающие глубже понять произведение). Например, на уроке по теме «Борьба и споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно при помощи компьютера познакомится учащимся с точками зрения современников писателя на роман. Это даст возможность за короткий промежуток времени усвоить большой объем материала и высказать свою точку зрения на проблему. Используя компьютерные технологии, важно осознавать, что ничто не может заменить читателю книгу. Медиатехнологии на уроке литературы являются дополнительным дидактическим средством для привития интереса к чтению художественных произведений.
Исследовательские технологии обучения имеют целью пробуждение в учащихся интереса к исследовательской работе, создание таких психологических и дидактических условий, которых способствуют развитию читательской культуры школьников. Цель исследовательской деятельности (упражнений в наблюдении, описании, нахождении сходства и различия, сравнении и т.д.) – развитие у учащихся интереса к окружающему миру, определенных умений и навыков, необходимых для решения нестандартных задач, повышение качества знаний, практических умений и навыков обучения самостоятельной работе, развитие интеллектуально-творческого потенциал и научно-исследовательских способностей школьников. Рассматривая исследовательский метод как «метод исканий» (Б.В. Всесвятский), важно понимать, что в основу этого метода берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным материалом. Решение образовательных задач осуществляется путем создания специальной развивающей среды, к которой школьник находит стимулы для самостоятельного развития. Отсюда и основные требования, выступающие в качестве ориентиров: - опираться на собственный опыт ребенка, - обучать в действии, - побуждать к наблюдению и экспериментированию. Следуя современной теории исследовательского обучения, можно выделить три уровня его реализации на практике: 1. Учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащимся. Например, во время работы над романом Л.Н. Толстого «Война и мир» учитель предлагает учащимся при чтении романа выписывать из текста цитаты, которые понадобятся на уроке по теме «Поиски смысла жизни Андреем и Пьером». 2. Учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный подход). Например, учитель предлагает школьникам прочитать рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и найти, что их объединяет. 3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учениками самостоятельно. Например, перед учащимися ставится задача - сделать презентацию поэзии серебряного века.
При использовании исследовательских технологий обучения учитель может использовать такие приемы в своей работе: - полемический, диалоговый характер презентации учебного материала (например, разных точек зрения на произведение или героя); - сопоставление аргументов (например, споров художника и Лиды - героев рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»); - рассмотрение проблемных вопросов (например, «Победитель или побежденный Чацкий?», «Способен ли Онегин на глубокое чувство?», «В чем слабость теории Раскольникова?» и т.п.); - сопоставление произведения с другими произведениями, экранизацией (например, сопоставление текста рассказа А.П. Чехова «Ионыч» и его экранизации; сравнение проблематики произведений В. Быкова и Б. Васильева о войне). При использовании исследовательских технологий можно выделить следующие виды работ: - составление библиографии к теме исследования; - сбор материала по теме исследования и его обработка; - составление плана исследования, определение цели, задач и гипотезы исследования; - написание рефератов, докладов, сообщений проблемного, компаративного характера и т.д.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.028 с.) |