Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компетентностный подход к преподаванию литературы
Разнообразные и сложные требования, предъявляемые современной жизнью (конфликты, экономическая нестабильность) индивидам и обществу делают насущным развитие критического мышления, рефлексивного и целостного понимания жизни. Это означает - думать за себя, действовать на фоне сложного, взаимосвязанного и подверженного конфликтам окружения, контролировать свои поступки, основанные на собственных чувствах, мыслях и ценностях и быть автором своей жизни. Эти вызовы современного общества ведут к изменению взглядов на цели и задачи школы. Полноценное образование рассматривается как необходимое условие достижения желаемого уровня жизни и один из важнейших факторов прогресса экономики и общества в целом. По мнению ученых, образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предприниматьразличные действия. Сегодня система образования должна формировать такие качества личности как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовыми к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность. Отражением этой потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, является компетентностный подход в преподавании. Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в жизненных различных ситуациях.
Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой человека. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Компетентностный подход в образовании связан с личностно ориентированным, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим и определяется система методов обучения. Для того чтобы отбирать методы обучения, важно разобраться в определениях (по А.В. Хуторскому). Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности – знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата. Компетентность – овладение учеником соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Это способность и готовность личности к деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в этой сфере. Это характеристика человека. способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. Компетентностный подход в образовании противостоит традиционному предметному обучению, в основу которому заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации), двухуровневой (знает - не знает) системе оценки, принудительной форме организации занятий.
Компетентностный подход не исключает формирования определенной базы знаний, умений и навыков. Но в нем знание и умение совпадают. Так как знания нужны человеку для того, чтобы понимать и действовать в конкретной ситуации, добиваясь нужного результата. Он акцентирует на необходимости нового понимания знания как инструмента решения жизненных проблем, потребности в интегрировании знания в более сложные структуры – способности (компетенции), жизненную компетентность. При компетентностном подходе знание не равно информированности, знание нельзя передать и усвоить. Знание равно умению достигнуть результата в соответствии с поставленной целью. Оно вырабатывается в значимой для человека деятельности (в соответствии с его желаниями, целями). Знание –результат учения на основе мотивации и ответственности. Дети могут научиться делать только то, к чему они способны, что им хочется. Основное условие «приобретения» учащимися знания – это егособственная самостоятельная мыслительная активность, его попытка породить знание на основе своих интересов, желаний, предположений, рассуждений и выводов самостоятельной деятельности. При компетентностном подходе зависимости от того, что ценит то или иное общество и что считается важным внутри общества с точки зрения индивидов, групп и институтов, отбираются ключевые компетенции. Понятие ключевой компетенции используется для обозначения тех компетенций, которые позволяют индивидам принимать эффективное участие во многих социальных областях или контекстах и которые являются залогом общего жизненного успеха для индивидов и успешного функционирования общества. Парламент и Совет Европы в 2006г. выделил ключевые компетенции для обучения человека в течение всей жизни: - общение на родном языке; -общение на иностранных языках; - математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии; - компьютерная грамотность; -освоение навыков обучения; - социальные и гражданские компетенции; - чувство новаторства и предпринимательства; - осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере. Систему компетентностей в современном образовании составляют: - ключевые компетентности (метапредметные), которые определяются как способность человека выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы; - общеотраслевые (межпредметные), которые ученик приобретает во время освоения содержания той или иной образовательной области; - предметные, формируемые в рамках отдельного предмета. А.В. Хуторской определяет следующие группы ключевых компетенций: - ценностно-смысловые. Эти компетенции связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение. Они предполагают умения формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственной позиции; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;
- общекультурные. Это познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Эти компетенции предполагают умения владеть знаниями и опытом выполнения социальных ролей, определять свое место в окружающем мире, владеть культурными нормами и традициями, иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многоконфессиональном обществе, владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и т.п.; - учебно-познавательные. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В рамках этих компетенций учащийся должен уметь отличать факты от домыслов, владеть измерительными навыками, использовать разные методы познания; - информационные. Компетенции, предполагающие навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Учащиеся должны владеть навыками работы с различными источниками информации (книгами, словарями, справочниками, картами, Интернет и пр.); самостоятельно искать и систематизировать необходимую информацию, выделяя в ней главное; владеть навыками пользователя информационных устройств (компьютера, магнитофона, принтера, факса); - коммуникативные. Эти компетенции предполагают знание языков, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Учащиеся должны уметь представить себя устно, письменно, написать анкету, заявление, резюме; уметь представить свой класс, школу, страну в рамках межкультурного общения в режиме диалога культур; владеть разными видами речевой деятельности и языковой компетенции; иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом, поликонфессиональном обществе; - социально-трудовые. Это выполнение роли гражданина, наблюдателя. избирателя, представителя, покупателя, члена семьи и пр. Учащийся должен знать права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Учащиеся должны позитивно относиться к своему здоровью и уметь его беречь; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля; владеть элементами психологической грамотности и поведения. Общеотраслевые (межпредметные компетенции) в нашем случае формируются в процессе изучения предметов гуманитарного цикла в школе (язык, литература, история). Предметные компетентности формируются а процессе изучения учебного предмета (литературы) в школе. Главной задачей урока литературы в школе является формирование таких компетентностей, которые бы давали возможность ученику самостоятельно подбирать художественную литературу для чтения, критично воспринимать художественный текст как произведение искусства, видеть единство мирового литературного и культурного процессов. Основными компетентностями в литературной сфере являются: - общекультурная литературная компетентность (восприятие литературы как неотъемлемой части культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей); - ценностно-мировоззренческая компетентность (понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические позиции); - читательская компетентность ( способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог “автор – читатель”, погружаться впереживания героев; понимание специфики языка художественного произведения); - речевая компетентность (знание норм литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров). Формирование названных компетенций и развивает читательскую культуру школьников, что сегодня является целью изучения литературы в школе. Обобщая теоретические исследования в данной области (Л.С. Выготский, В.В. Голубков, О.Ю. Богданова, Е.А. Исаева, Л.Ф. Мирошниченко и др.),
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.018 с.) |