Горловский государственный педагогический институт иностранных языков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горловский государственный педагогический институт иностранных языков



Горловский государственный педагогический институт иностранных языков

Международный фонд «Русский мир»

 

 

                                               МАЗУРИНА В. А.

 

Методика преподавания

Литературы в школе

 

 

Горловка – 2010

 

 

ББК 83.(0) Я 721 М. 63

 

УДК 82 (1 – 87) (075. 3)

 

Мазурина В.А.

Методика преподавания литературы в школе: Учебник для студентов педвузов. – Горловка, 2010. - с.

 

В учебнике раскрываются цели и задачи изучения литературы в школе, особенности личностно ориентированного образования. Акцентируется внимание на компетентностном, литературоведческом, культурологическом подходах в преподавании литературы и инновационных технологиях формирования читательской компетенции учащихся. Рассматриваются современные проблемы урока литературы в школе, развития речи учащихся в процессе изучения литературы. Необходимое внимание уделено внеклассной и внешкольной деятельности школьников по формированию читательской культуры.

    Учебник ориентирован на теоретическую подготовку будущих учителей  литературы, на формирование практической готовности к работе в школе.

Вопросы для самоконтроля, тестовые и творческие задания позволят индивидуализировать учебный процесс, дадут возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий.

Учебник рассчитан на студентов педагогических вузов, учителей школ разного типа.

 

 

Рецензенты:

Андрущенко О.А., доктор филологических наук, профессор Харковского государственного педагогического университета им. Г Сковороды

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

                                                            Образование человека есть путешествие

                                                      в стране духа, в мире человеческой культуры.

                                                                                                           С. И. Гессен

Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы вызывает оживленные споры учителей - словесников и ученых- филологов. Для одних – это прикладное литературоведение, для других – искусство учить, третьи видят прежде всего такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе – школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений художественной литературы.

Одним из первых дал определение методики Н.И. Новиков в статье ''О сократическом способе учения'': ''Одну из важнейших частей сей науки составило бы точнейшее показание, как надлежит располагать ученье по различию наук и знаний, кои должно доставлять юношеству, по различию учащихся, их способностей, склонностей и будущего их определения. Сия часть педагогики научила бы нас образу ученья, употреблению наблюдений и выводимых из них правил. Вероятно, что мы и никогда не будем иметь всеобщей методики, ибо всякий при воспитании и наставлении идет своим путем и часто из упрямства не хочет пользоваться советом благоразумных мужей, на коих знание в сем деле полагаться можно''.

В определении Н.И. Новикова подчеркивается мысль о том, что методиканамечает путь, по которому следует идти при ''наставлении юношества''.

Для того, чтобы выбрать этот путь, необходимо проанализировать чужой опыт и осмыслить ряд теоретических проблем преподавания литературы в школе, среди которых можно выделить следующие:

- о целях и содержании литературного образования школьников,

- о читателе – школьнике, о читательском интересе, о развитии читательской самостоятельности,

- о восприятии художественной литературы учащимися,

- об анализе литературного произведения на уроках литературы,

- о проведении уроков литературы,

- о взаимосвязи методов и приемов обучения,

- о развитии устной и письменной речи учащихся,

- об индивидуализации и дифференциации обучения,

- о личностно ориентированном подходе к учащимся и т.д.

Вопросы методики преподавания литературы сегодня активно обсуждается.

Интересный материал для размышления дает история развития методики преподавания русской литературы.

Школы в Древней Руси, открывавшиеся главным образом при монастырях, ставили своей целью чтение церковных книг и овладение славянской книжностью. Основной ''мудростью'' в древней школе признавалась грамматика, которая соединялась с риторикой и поэтикой. Школьников учили не только читать и писать, но и сочинять речи, послания и даже вирши. Для этого в ''Азбуковниках' помещались образцы для списывания, заучивания и подражания. Все обучение носило нравственно-религиозный характер. Курс словесности включал чтение, обучение латинской грамматике, пиитику (по образцам складывание стихов), риторику (основы сочинения писем, ораторских речей на все случаи жизни). Обучение носило практический характер, особое внимание уделялось ''играм в словесные формы''.

В Х V 111 веке В. К. Тредиаковский переходит от латинских сочинений к российским и предлагает основанием для изучения литературы взять теорию и историю поэзии (это и обусловит будущие черты литературы как учебного предмета). И хотя словесность в то время не была выделена в самостоятельный предмет, поощрялись внеклассные занятия отечественной литературой, сочинение торжественных стихотворений, переводы. В привилегированных учебных заведениях действовали литературные общества, любительские драматические труппы. Риторика изучалась в связи с латынью. В методике преподавания словесности преобладала лекция, лучшие преподаватели включали в нее элементы беседы. Важную роль играли всевозможные письменные сочинения, и много внимания уделялось исправлению и анализу работ.

В конце столетия профессор Московского университета Х.А. Чеботарев выдвигает задачу формирования у читателя самостоятельного критического отношения к тексту произведения.

Особая заслуга в теоретической разработке проблем методики преподавания словесности принадлежит Н.И. Новикову - писателю, журналисту и издателю, который сформулировал принципыизучения словесности: уважение к личности ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, единство теории и практики, сочетание анализа (разбор образцовых сочинений) и синтеза (сообщение правил), изучение произведения в единстве его идейного содержания и поэтической формы, опора на личный опыт учащихся, развитие творческих способностей учащихся.

ВХ1Х веке поэт и литературный критик, профессор российской словесности А.Ф. Мерзляков предлагал при изучении словесности в центрвнимания поставить текст художественного произведения, его выразительное чтение и критический разбор, образцы которого предлагает преподаватель. При этом предлагается поощрять самостоятельные опыты учащихся.

Известный русский ученый-филолог, профессор Ф.Я. Буслаев, развивая идеи немецкого филолога Я. Гримма, предложил в центр системы преподавания словесности поставить слово, язык художественного произведения. Ученый доказывал преимущества эвристического метода обучения и проводил разграничение между методом и приемом (индивидуальной формой проявления метода), предлагал на всех этапах изучения произведения широко использовать прием сопоставления.

В.И. Водовозов (учитель словесности, методист) много внимания уделял воспитательному значению русской литературы, предостерегал от увлечения формой литературных произведений, рекомендовал заниматься анализом идейного содержания, выдвигая принцип доступности преподавания (анализ литературного произведения должен быть дополнен примерами из жизни).

Известный педагог-словесник В.Я. Стоюнин считал одной из главных задач преподавания литературы ''воспитание человека и гражданина'' и настаивал на том, чтобы в первую очередь развивалось у учащихся эстетическое чувство, а через него и умственные способности учащихся. В.Я. Стоюнин настаивал на принципе активного, сознательного усвоения литературы учащимися, утверждал, что школьники не должны верить на слово преподавателю. Учитель призван формировать  собственные взгляды и убеждения школьников. Ставя в центр изучения художественное произведение, Стоюнин основным методом называл аналитическую беседу.

Талантливый педагог и литературовед Л.И. Поливанов в основу методики анализа текста положил изучение композиции, плана произведения, анализ языковых средств. Он предлагал связывать содержание произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать ''вкус к стилю фразы'' (А. Белый).

На рубеже Х1Х и ХХ веков Ц. П. Балталон первым применил эксперимент в методике, был страстным пропагандистом внеклассного чтения и литературных бесед, предлагал отказаться от изучения теории литературы и от использования хрестоматий. В.В. Данилов отвергал взгляд на литературу как на средство прямого воздействия на учащихся, он считал, что на уроке основное место должно быть отведено исследованию внешней (язык и стиль) и внутренней

(система образов) формы произведения. Он первым дал психологическое обоснование преподаванию литературы в школе, методов обучения.

В ХХ веке методист Н.М. Соколов особое место отводил развитию речи учащихся, разнообразным видам письменных работ, предлагал отказаться от написания сочинений по образцу, а лучше стимулировать творчество школьников, развивать их критической мышление. Он наметил этапы работы над текстом произведения, дал характеристику вводных занятий, чтения и анализа текста как важнейших этапов изучения, заключительных занятий, которые связываются у него с подготовленным художественным чтением, драматизацией, инсценированием, с внеклассной и внешкольной работой.

М.А. Рыбникова, ученый-филолог, была сторонницей филологического изучения литературы, требовала от учителей прежде всего знания своего предмета, считала, что ''претворение множества знаний и явлений во всех их элементах в систему целостных уроков – такова самостоятельная и специфическая задача методики'', отдавала предпочтение анализу формы литературного произведения, изучению его языка и композиции.

  В.В. Голубков, педагог, ученый, разрабатывающий основы методики преподавания литературы, считал, что ''теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание, психология – вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы''.

   Н.И. Кудряшев много внимания уделял вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках литературы, изучению литературных произведений с учетом их родовой специфики, раскрытию научных основ методики преподавания как педагогической дисциплины. Он подробно охарактеризовал методы обучения литературе.

Несомненный вклад в развитие теории и практики преподавания литературы внесли современные ученые: А.М. Докусов, Е.А. Исаева, Н.В. Колокольцев, Л.Ф. Мирошниченко, Н.Я.Мещерякова, В.А. Никольский и др.

Ближайшие перспективы развития методики преподавания литературы в школе:

- гуманизация учебно-воспитательного процесса,

- дифференциация обучения;

- интеграция предметов и конкретных методик;

- приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры;

- создание новых технологий уроков;

- интенсификация методов преподавания;

- поиск новых форм обучения.

 Курс методики преподавания  литературы призван помочь

развитию творческих начал личности словесника, сформировать у будущих учителей представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы, о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя литературы. Особое значение при этом имеет формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником (субъект-субъектных), подготовка студента к самостоятельному творческому поиску.

Способствуют осмыслению приобретенных в различных областях знаний, формированию умений, необходимых в практике учителя-словесника, межпредметные связи:

- с занятиями по общественным наукам (это позволяет видеть социальную роль литературы как формы общественного сознания, разбираться в проблемах, отраженных в художественных произведениях);

- с занятиями по предметам литературоведческого цикла (что поможет выявить авторскую позицию в анализе художественного текста, связывать произведения с историей литературы);

- с занятиями по педагогике ( знание закономерностей педагогики, проблем организации урочной и внеурочной деятельности школьников, своеобразия учительской деятельности и деятельности ученика окажут существенную помощь в преподавании литературы);

- с занятиями по психологии (без знания психологических особенностей школьников разного школьного возраста, психологии восприятия читателя- школьника, умения определять своеобразие индивидуальности ученика невозможно решить задачи литературного образования школьников);

- с занятиями по возрастной физиологии (важно знать физиологические особенности школьника, существенные для речевого развития, физиологию голоса и профилактику заболеваний речевого аппарата, гигиену чтения и профилактику заболевания органов зрения для гуманизации учебно-воспитательного процесса);

- с занятиями по эстетике (это необходимо для изучения художественной литературы как искусства слова, для эстетического развития учащихся, формирования умения сопоставлять произведения литературы и других искусств);

- с занятиями по культурологии (это позволит войти в контекст той культуры, в рамках которой написано произведение, что способствует постижению глубины художественного текста);

- с занятиями по предметам лингвистического цикла (это дает возмож-

ность грамотно организовать работу по развитию устной и письменной речи учащихся);

- с занятиями по техническим средствам обучения  (для эффективности

 организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо использование аудиовизуальных средств, учебного кино, учебного телевидении, компьютера).

Общие вопросы методики преподавания литературы как научной дисциплины:

- литература как учебный предмет в школе;

- основные этапы развития методики преподавания литературы;

- современные образовательные технологии;

- литературное развитие читателя-школьника;

- этапы литературного образования учащихся;

- методы преподавания литературы в школе;

- восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике;

- вопросы истории и теории литературы в школе;

- урок литературы в школе;

- формирование умений и навыков на уроках литературы;

- развитие речи учащихся в системе литературного образования;

- внеклассная и внешкольная работа по литературе.

Сегодня основные проблемы методики преподавания литературы:

- как привлечь школьников к чтению художественной литературы,

- как научить детей получать удовольствие от встречи с художественным

 текстом,

- как развивать общекультурные, литературные и читательские компетенции

учащихся,

- как персонифицировать учебный процесс на основе личностно

ориентированного образования,

- как разработать новые технологии уроков, отыскать эффективные методы и

приемы обучения, чтобы помочь школьнику вырасти как читателю.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что является содержанием курса методики преподавания литературы?

2. Какие межпредметные связи способствуют формированию умений, необходимых в практике учителя-словесника?

3. Какие общие вопросы рассматривает методика преподавания литературы?

4. Какие цели преследует эта научная дисциплина?

5. Каковы перспективы развития методики преподавания литературы как науки?

6. Кто из методистов первым поднял вопрос о развитии творческих способностей учащихся?

7. Какова заслуга Н.И. Новикова в методике преподавания литературы?

8. Кто из методистов Х1Х века в центр изучения литературы поставил текст произведения?

9. Методические принципы какого ученого Х1Х века наиболее близки к современным?

10. Кто из ученых-методистов заложил основы гуманизации и гуманитаризации образования?

11. Каковы основные проблемы методики сегодня?

 

 

Тестовые задания.

 

1. Теоретически разработал проблемы методики преподавания литературы первым

а) Тредиаковский В.К.,

б) Новиков Н.И.,

в) Ломоносов М.В.

 

2. В Древней Руси главной задачей изучения литературы было

а) повышение грамотности населения,

б) нравственно-религиозное воспитания учащихся,

в) качественное образование школьников.

 

3. В каком веке в России методика преподавания литературы в центр образования поставила текст художественного произведения:

а) в Х11,

б) в ХУ111,

в) в Х1Х

 

4. Курс методики преподавания литературы призван в первую очередь

а) вооружить студентов знаниями по методике преподавания литературы,

б) помочь студентам сформировать свое отношение к преподаванию,

в) подготовить студентов к самостоятельному творческому поиску.

 

5. Главные проблемы методики сегодня:

а) как воспитать настоящего гражданина,

б) как увлечь школьника чтением художественной литературы,

в) как познакомить учащихся с творчеством как можно большего количества писателей.

 

 

  Творческие задания.

Просмотрите методические журналы за последний год и выделите, какие проблемы методики преподавания литературы поднимаются в них. Систематизируйте эти проблемы.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

                             

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании самосознания современного общества, в его гуманизации. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Во время изучения литературы возрождаются критерии моральности, которые выработало человечество.

Сегодня значимым является чтение классической литературы и формирование самостоятельно и творчески мыслящей личности, обладающей высокой духовной культурой. Формирование «квалифицированного» читателя, умеющего ориентироваться в многообразии родной и мировой литературы, понимать, эстетически оценивать литературные произведения, уметь грамотно, интересно, эмоционально выразить свои впечатления и мысли в устной и письменной форме – важная задача, стоящая перед современной школой.

   Цель изучения художественной литературы в школегуманистическое воспитание учащихся, формирование их читательской культуры. Так как объектом художественного исследования является вся действительность, то эстетическое, познавательное, воспитательное значение искусства слова являются неоценимыми в формировании духовно богатой личности гражданина, которому свойственны высокая культура, широкий кругозор, творческие способности, высокие моральные идеалы.

Художественная литература приобщает учащихся к достижениям мировой литературы, а через них – к фундаментальным ценностям культуры, которая должна способствовать интеграции народа в мировое сообщество.

Учащиеся должны уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изучаемого произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературного произведения; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать произведение; аргументировано формулировать свое отношение к произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Задачи изучения   литературы основываются на принципах:

- дидактических (научность, историзм, доступность, личностная

ориентация, установка на создание условия для саморазвития и самообучения учащихся);

- методических (учет возрастных особенностей учащихся, раскрытие

 литературного содержания в соответствии с законами художественного мышления, контекстовое рассмотрение литературных явлений, жанрово-стилистический подход к изучению произведения, компаративность, интегративность, единство развития литературного и языкового мышления, установка на диалог как доминирующую форму учебного общения, личностный характер литературной деятельности ученика);

- педагогических (воспитывающей направленности литературного

образования).

  Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира является едва ли не самой актуальной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Важно понимать, что основой базового компонента литературногообразования является чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Мировоззрение учителя и его мировосприятие играют определенную роль в процессе преподавания литературы, но они не могут быть объективным критерием анализа и оценки художественного произведения, ибо художника можно судить по законам, им самим созданным. Изучение истории и теории литературы необходимо, но не само по себе, а только в связи с изучением художественного произведения, для более глубокого прочтения текста.

В основу системы формирования читателя во время изучения литературы могут быть положены:

- комплексная задача образования, воспитания и развития личности;

- учет результатов изучения потенциальных возможностей учащихся данного

школьного возраста;

- выбор оптимальных методов, приемов, видов и форм учебной деятельности,

которые направлены на формирование читательских умений и навыков учащихся;

- интегрированное использование индивидуальных и групповых методов и

форм учебного процесса, классной и внеклассной работы;

- организация и развитие самообразования учащихся;

- принцип ''диалога культур'' (М. Бахтин) во время изучения художественного

произведения;

- диалогичность и дискуссионность урока  литературы.

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает

- отход от излишней идеологизации (департизацию),

- усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия

литературного произведения на читателя-школьника,

-  определение системных связей школьного курса литературы на разных

этапах литературного образования,

- воспитание самосознания и самостоятельности,

- развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению

литературы,

- развитие воображения и чувства прекрасного,

- формирование творческого, индивидуального, а не единообразного подхода

 к литературе.

Важно исходить из того положения, что задача современного образования

 заключается не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а втом, чтобыразвить у школьников необходимые для жизни компетенции. Задача учителя – содействовать дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников, а при организации образовательного процесса учитывать общие принципы:

- гибкую форма организации обучения, учитывающую потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников);

- приоритет групповой и индивидуальной форм работы;

- наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы;

- опору на существующий уровень развития ребенка и предоставление условий для роста.

Учитель при таком подходе играет роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функция – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Учитель вместе с самими детьми организует специальную учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами. В такой организации образовательного процесса особое значение приобретает развитие мотивации учащихся, их ответственности по отношению к собственному учению.

Все эти задачи должны быть реализованы в системе общих требований к образовательному процессу с ориентацией на принципы доступности образования для учащихся, с учётом дифференцированного подхода к ним, системности и преемственности литературного образования, единства обучения и воспитания. В зависимости от возраста учащихся эти задачи конкретизируются для каждого этапа литературного обучения. При этом должны сохраняться системность и преемственность литературного образования, единство обучения и воспитания.

Показателями реализации целей и задач литературного образования являются:

– широта читательских интересов школьников, устойчивая потребность в чтении, разносторонность, системность и направленность чтения;

– освоение идейно-художественного содержания произведений, умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и оценивать их значение и художественные достоинства;

– усвоение системы историко-и теоретико-литературных знаний, умение применять их в процессе постижения художественного текста;

– овладение речевыми умениями и навыками.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Какова роль художественной литературы в формировании человека?

2. Какие качества способно воспитать в школьнике правильно организованное изучение в школе?

3. Какого читателя должна подготовить школа?

4. Каковы задачи изучения литературы в школе?

5. На каких принципах должно основываться изучение литературы в школе?

6. Что является базовым компонентом литературного образования школьников?

7. Что необходимо положить в основу системы формирования читателя-школьника?

8. Каковы пути совершенствования преподавания литературы в школе?

9. В чем состоит основная задача современного процесса обучения?

10.  Какие компетенции необходимо развивать у современных школьников?

11.  На достижение каких целей направлено изучение литературы в школе?

12.  Каковы показатели реализации целей и задач литературного образования?

13.  Какая дидактическая стратегия преподавания литературы актуальна сегодня?

14. Что мы вкладываем в понятие «читательская культура»?

15.  Какие задачи литературного развития школьников должен решать словесник сегодня?

16.  Что должны знать и уметь учащиеся в результате изучения литературы в школе.

 

Тестовые задания.

 

1. Изучение литературы в школе должно

а) воспитывать человека энциклопедических знаний,

б) формировать духовно богатую личность,

в) знакомить школьников с творчеством писателей.

 

2. Основой базового компонента литературного образования школьников

является:

а) изучение биографии писателя,

б) изучение творческого пути писателя,

в) чтение и толкование текста художественного произведения.

 

3. Чтобы достичь высокого уровня читательской культуры, школьники должны

прежде всего

а) много читать разных художественных текстов,

б) творчески читать и анализировать тексты,

в) много читать критической литературы.

 

4. Формирование творческого читателя предполагает

а) наличие в библиотеке большого количества книг,

б) диалогичность урока,

в) хорошее изложение материала учителем.

 

5. Совершенствование преподавания литературы предполагает сегодня

а) развитие читательского восприятия,

б) насыщенность урока нравственными проблемами,

в) оснащенность урока наглядными пособиями.

 

6. Основная задача современной школы:

а) формировать у школьников необходимые компетенции,

б) дать как можно больше знаний школьникам,

в) использовать в процессе обучения разнообразные виды работ.

 

Творческие задания.

1. Во второй половине Х1Х века методист В.П. Острогорский

(Беседы о преподавании словесности - М., 1885) отмечал, что мало развивать рассудок и память учащихся, надо воспитать «эстетический вкус, добрые чувства и живое воображение». Острогорский В.П. одним из первых предпринял попытку классифицировать методы преподавания литературы, назвав два метода: сократический (чаще в форме беседы) и академический (в форме лекции или рассказа учителя). Докажите, какой из названных методов более способствует решению сегодняшних целей и задач литературного образования школьников.

 

2. Выберите из любого периодического методического журнала за последний

год разработку одного урока литературы и письменно проанализируйте этот урок с точки зрения решения целей и задач литературного образования школьников.

 

3. Просмотрите каталог методических изданий за последний год и составьте картотеку книг и статей, освещающих проблему целей и задач преподавания зарубежной литературы в школе.

 

4. Напишите памятку для учителя «Цели и задачи преподавания литературы сегодня». Оформите портфолио по проблеме.

 

Главное, чтобы на уроке и вне его в центре внимания учителя был школьник-читатель, у которого важно сформировать духовную потребность познавать себя и мир через чтение, развивать чувство эстетического удовлетворения от общения с художественным произведением, учить вступать в диалог с текстом, автором и соответствующим культурным миром эпохи.

Поэтому важно периодически интересоваться читательскими интересами ученика, диагностировать их познавательные интересы. Например,

О.А. Исаева прелагает своеобразную «Анкету современного читателя» для старшеклассников:

Любите ли вы читать? Какое место в вашей жизни занимает художественная литература?

«Книжку надо уметь находить; ее нужно искать; и, найдя, - беречь», - считал русский философ В. Розанов. Удалось ли вам найти такие книжки? Расскажите о них.

Много веков идет дискуссия о настоящем предназначении искусства: искусство для искусства, ради поучения и развлечения, искусство как отражение действительности, а есть ли у вас собственная точка зрения на предназначение искусства?

Подумайте над словами немецкого писателя Г. Гессе: «…каждому настоящему читателю бесконечно большой мир книг открывается по-разному, каждый в нем ищет и находит еще и самого себя».

Пофантазируйте. Вы – писатель. В каком жанре вы хотели бы писать? пробовали ли вы писать художественные произведения? Расскажите о них.

Поделитесь, как вы находите необходимую книжку.

Знакомы ли вы с Интернет-библиотеками? Какими книгами вы интересуетесь прежде всего?

Как вы относитесь к аудиокнигам? Поясните выбранную вами позицию…

  Очевидно, что познавательный интерес учащихся можно развивать до высокого уровня лишь при том условии, если сам учащийся принимает систему внутренних ценностей предмета как свою собственную, не используя при этом

никаких внешних стимулов в качестве главных источников. Этому способствует проблемное обучение.

 

                                   Проблемное обучение

Внутренняя мотивация познавательной деятельности учащегося тесно связана с проблемным обучением. Это объясняется следующими обстоятельствами:

- решение проблем и задач направляет всю деятельность человека, постановка и решение проблем есть главный компонент мышления;

- учебная проблема содержит в себе определенную познавательную трудность, сталкивает учащихся с объективными противоречиями, требует определенных подходов к ее решению, обусловливает возможность анализа ими жизненного опыта и понимания важности решения задач, направляет на их актуализацию;

- характер соотношения известного и неизвестного, заданный в проблеме, признан вызвать потребность в знаниях и побуждать к активному познавательному поиску, создавать положительное отношение как к процессу поиска, так и к результату.

Как известно, проблемой называют вопрос, который невозможно

разрешить с помощью известных знаний и способов действия. Он обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Созданиепротиворечивых ситуаций, или, как говорят психологи, ситуацийинтеллектуального затруднения, и есть реализация проблемного метода.

Можно выделить две группы проблемных ситуаций.

1. Познавательные проблемные ситуации:

- самостоятельное определениеили характеристика понятия (например,

при изучении творческого метода ''классицизм'' в 1Х классе, можно дать учащимся задание по материалам учебника истории проследить события эпохи Петра 1, объясняющие закономерность появления в русской культуре этого метода; или при изучении рассказа И.С. Тургенева ''Муму'' в 5 классе предложить учащимся дать характеристику крепостничества как социального явления в России);

- объяснение причин явления (например, при изучении любого

художественного произведения учащимся предлагается объяснить, почему герой совершил тот или иной поступок, почему автор именно так описывает какое-то явление и т.д.);

- сравнение (например, при изучении романа И.С. Тургенева ''Отцы и дети''

учащимся предлагается сравнить взгляды на жизнь Базарова и Павла Петровича; или при изучении романа Ф.М. Достоевского ''Преступление и наказание '' сравнить теоретические взгляды Раскольникова с его практическими действиями и т.д.);

- выдвижение гипотезы - допущения и предположения, истинность которого

еще не установлена (например, в начале изучения романа А.С. Пушкина предположить, раз уж роман так называется, то Онегин - любимый герой поэта, и проследить по ходу развития действия, так ли это).

2. Оценочные проблемные ситуации применяются для выражения своего

мнения о процессах и явлениях, а также о результатах деятельности. Наличие знаний – необходимое условие решения оценочных проблем. Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций – развитие критического мышления учащихся. Критика выражает отношение человека к предмету или явлению. От



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.7 (0.183 с.)