Развитие читательской культуры школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие читательской культуры школьников



                                                                        По чтению можно узнавать и

                                                       определять человека. Ибо каждый из нас

                                                       есть то, что он читает; и каждый из нас

                                                       есть то, как он читает; и все мы становимся

                                                       тем, что мы вычитываем из прочитанного.

                                                                                                        И. Ильин

 

Главным содержанием деятельности учителя по развитию читательской культуры является углубление читательского восприятия произведения в процессе его изучения, постижения авторской позиции, анализа языковых особенностей текста, совершенствование техники чтения и речевых умений, развития креативных способностей и умений интерпретации художественного текста с опорой на язык и стиль произведения.

Именно на уроке литературы формируются читательские умения школьников, развиваются читательские интересы, читательские способности, эстетическое отношение к слову, эмоциональная восприимчивость, читательское воображение.

Четкое определение основного круга знаний, умений и навыков при изучении конкретных тем – основа решения практических задач преподавания, самостоятельного чтения, положительной мотивации учения.

На уроке формируются основные умения и навыки анализа текста:

- умение находить эмоциональный лейтмотив (общий тон, настроение) и

 основную проблему произведения;

- умение проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта

в драме, смену чувств в лирическом стихотворении;

- умение определить слово – образ, стилистическую окрашенность

 повествования;

- умение сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выявляя

 общность и отличие авторской позиции;

- умение видеть движение мысли писателя от замысла произведения к 

художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста;

- умение выделять общие свойства произведения одного жанра и различать

индивидуальное своеобразие писателей в пределах общего жанра.

На основе читательских умений формируются основные литературно-

творческие умения:

- умение отбирать факты, случаи из жизни для написания заметки, рассказа,

 сказки и т.д.;

- умение строить сюжет рассказа, сказки, басни и т.д.;

- умение раскрывать характеры персонажей через их поступки, портрет, речь;

- умение выражать авторское отношение к персонажам сочинения в ткани

повествования;

- умение использовать различные изобразительно – выразительные средства

языка в соответствии с требованиями жанра и стиля сочинения;

- умение пользоваться художественной, публицистической, научной,

разговорной, деловой речью;

- умение использовать ритмически организованную речь;

- умение строить диалог.

Организовывая работу на уроке литературы, учитель должен учитывать,

 что читательские умения школьников формируются постепенно, от простого к сложному.  

В методической науке выделяются четыреэтапа формирования читательских умений:

1.Основные читательские уменияпервого этапа (I – IV классы)

- выразительно читать доступные по возрасту произведения;

- различать жанры фольклорных произведений (считалка, скороговорка,

пословица, поговорка, загадка, сказка, песня) и жанры литературных произведений (стихотворение, рассказ, повесть, басня);

- выбирать книги для самостоятельного чтения в соответствии со своими

читательскими интересами;

- рекомендовать прочитанную книгу сверстнику;

- высказывать свое мнение о прочитанной книге;

- пользоваться справочным аппаратом учебника, хрестоматии и детских

энциклопедических изданий.

2. Основные читательские умения второго этапа (V- VII классы):

- выявлять авторское отношение к изображаемому в портрете, речи героев, их

поступках и изобразительно-выразительных средствах языка произведения;

- мотивировать поступки героев читаемого произведения;

- аргументировать свое отношение к прочитанному произведению и его

героям;

- определять тему, идею, проблематику читаемого произведения;

- находить в композиции произведения его составные части;

- определять жанры стихотворных, прозаических, драматических

 произведений;

- устанавливать стихотворные размеры;

- определять идейно – художественную роль сюжета;

- соотносить читаемое произведение с личным жизненным опытом и

действительностью.

3. Основные читательские умения третьего этапа (V111 – 1Х классы):

- видеть движение поэтической мысли писателя от замысла произведения к

художественному его осуществлению для более объективного представления о позиции автора;

- сравнивать эпизод эпического произведения с его экранизацией и оценивать

ее с точки зрения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художника

к нему;

- сравнивать трактовку роли актером, режиссерскую интерпретацию

 спектакля с авторской позицией в пьесе;

- сравнивать стихотворения одного поэта и определять отличия в

эмоциональном тоне, авторском отношении к теме;

- выявлять общность и различия позиций разных писателей в пределах

близкой ситуации художественного произведения;

- видеть в художественном тексте противоречивые оценки писателем героев и

событий.

Основные читательские умения четвертого этапа (Х – Х I классы):

- определять при анализе отдельных произведений черты стиля и

мировоззрения писателя;

- соотносить отдельные произведения, а также творчество одного или

 нескольких писателей с литературным направлением эпохи, к которой они принадлежат;

- определять и анализировать стиль литературного направления;

- сопоставлять произведения разных литературных направлений;

- на конкретных примерах характеризовать отдельные этапы мирового

литературного процесса, соотносить общечеловеческие и национальные аспекты творчества писателя, отдельных литературных направлений и литератур;

- определять мировое значение произведения, творчества писателя,

литературного направления, отдельной национальной литературы;

- выявлять своеобразие художественного языка литературы и музыки,

изобразительного искусства, кино.

Организуя работу по формированию читательских умений на уроке

литературы, важно помнить о том, что каждый последующий этап включает в себя умения предыдущих этапов и, если какие-то умения не сформировались, например, в 1Х классе, то их необходимо формировать в Х, несмотря на то, что это уже новый этап и т.д.

Читательская культура – это составная общей культуры человека, это

комплекс знаний, умений и чувств, включающий сознательный выбор тематики чтения, его системности с целью полноценного и глубокого восприятия и усвоения прочитанного. 

Общий уровень начитанности (литературная эрудиция), фактические знания теории и истории литературы, литературной критики, овладение логикой анализа произведений и составляют образовательно-содержательный аспект читательской культуры.

Выбор литературы, умение прорабатывать ее, устно и письменно высказывать свои мысли относительно литературных явлений указывают на наличие и уровень читательской культуры в практической деятельности, что обусловливает постоянную потребность в чтении и побуждает к самостоятельному общению с книгой.

Способность воспринимать конкретные художественные произведения, оценка этих произведений на основе собственных чувств, личные читательские интересы, эстетический вкус составляют ценностно-ориентированный аспектчитательской культуры.

На уроках литературы учитель должен обеспечить последовательное

формирование читательской культуры учащихся, а именно (Е. Исаева):

- заинтересовать учащихся чтением;

- развивать этот интерес до постоянной потребности в чтении;

- научить подбирать литературу, учитывая возрастные и личные интересы

школьников;

- создать надлежащие психолого-педагогические условия для восприятия,

понимания и оценки прочитанного;

- использовать игровые элементы на уроках;

- обеспечить определенные знания по теории и истории литературы, а также

литературной критики;

- формировать навыки анализа художественного произведения;

- организовать исследовательскую и самостоятельную работу учащихся;

- развивать устную и письменную речь школьников;

- использовать библиотечные уроки с целью приобщения к книге;

- работать над совершенствованием эстетического вкуса детей.

При этом важно определиться с критериями и уровнями развития

читательской культуры. Е.А. Исаева  предлагает при формировании читательской культуры школьников использовать критерии и уровни развития читательской деятельности старшеклассников.

Низкий уровень:

- отсутствие интереса к чтению художественной литературы;

- немотивированный (стихийный) выбор книг для чтения;

- неумение отличать высокохудожественную литературу от массовой;

- правильное, но неполное восприятие художественного произведения;

- отсутствие эмоциональной личностной реакции на прочитанное произведение;

- отсутствие владения литературоведческими терминами в ходе интерпретации произведения;

- неумение аргументировано высказывать собственную мысль о прочитанном;

- неумение сопоставлять, обобщать делать выводы на основе прочитанного;

- неумение пользоваться исследовательской литературой;

- отсутствие творческой потребности на основе прочитанного произведения

Средний уровень:

- ограниченный круг читательских интересов;

- самостоятельный, но выборочно мотивированный выбор книг для чтения;

- трудности в различении высокохудожественной и массовой литературы;

- правильное, но поверхностное восприятие произведения;

- неадекватность эмоционально-эстетической реакции на прочитанное;

- наличие трудностей в высказывании собственной оценки художественного произведения;

- поверхностный анализ литературного текста, в основном на уровне содержания и образов;

- трудности в оперировании исследовательской литературой;

- умение пользоваться дополнительной литературой;

- трудности в сопоставлении, обобщении на основе прочитанного;

- отсутствие творческой потребности на основе прочитанного произведения.

Достаточный уровень:

- интерес к чтению художественных произведений;

- самостоятельный выбор книг для чтения и его мотивация;

- умение отличать высокохудожественную литературу от массовой;

- эмоциональное личностное восприятие прочитанного;

- выборочный анализ произведения в единстве его идейно-эстетической сущности с использованием изученных теоретико-литературных понятий;

- отдельные трудности в высказывании и аргументировании собственной оценки прочитанного;

- умение пользоваться дополнительной литературой;

- частичная потребность в творческой деятельности, обобщении прочитанного.

Высокий уровень:

- широкая читательская эрудиция, любовь к книге и чтению;

- самостоятельный выбор книг для чтения и его мотивация;

- умение отличать высокохудожественную литературу от массовой;

- эмоциональное личностное восприятие прочитанного в широком культурно-литературном аспекте на основе его понимания и эстетического переживания (полное и адекватное восприятие содержания произведения в его подтексте, определение приемов изображения, выявление авторской позиции в произведении, сопоставление ее с собственным суждением о прочитанном);

- - глубокий анализ произведения в единстве его идейно-эстетической сущности с использование теоретико-литературных понятий и аргументирование собственной оценки художественного произведения;

- - систематизация собственных знаний;

- - умение пользоваться дополнительной литературой;

- - коррегирование собственной оценки художественного произведения с творческой деятельностью на основе прочитанного.

При работе по формированию читательской культуры школьников;

ключевой должна быть интерпретацияхудожественного произведения.

  Главным показателем интерпретационной компетентности

(О. Ратушняк) является не только полный багаж знаний, но и специфические умения использовать другие типы компетентностей (рецептивную, лингвистическую, литературоведческую, собственно читательскую, культурологическую, коммуникативную ).

Однако учителю литературы необходимо всегда помнить о том, что он

должен заботиться  о формировании ученика не как носителя компетентностей, а как человека, готового к жизнедеятельности в поликультурном пространстве, уважающего другие национальные культуры, личность, способную самостоятельно добывать и корректировать знания.

Стратегическая цель изучения литературы в школе – формирование читательской личности, способной жить и достигать успеха в современном художественно-информационном пространстве. Поэтому важно

- расширять читательский опыт школьников, развивать их чувства, мышление, речь;

- воспитывать толерантное отношение к другой точки зрения, уважение к чужим национальным традициям;

- учить аргументировать свою точку зрения при анализе художественного произведения;

- развивать умение добывать информацию из различных литературных источников и использовать эту информацию для индивидуального саморазвития;

- развивать умения использовать добытые знания в жизни, развивать способности генерировать новые идеи, учить не бояться нестандартных решений.

Для этого учителю необходимо обстоятельно знать методику преподавания литературы, владеть множеством методов обучения, приемов, технологий – как традиционных, так и нетрадиционных, понимать актуальность новых подходов к преподаванию литературы.

Важно, чтобы выбранная технология развития читательской компетенции выполняла свои функции (по Е.А. Исаевой):

- когнитивную (усвоение литературных знаний);

- мотивационную (формирование мотивов обращения к чтению);

-аксиологическую (выявление духовно-ценностного потенциала прочитанного);

- рецептивную (познание мира и себя через прочитанное);

- коммуникативную (осуществление диалога автора и читателя во время чтения);

- эстетическую (обеспечение восприятия литературного произведения как явления искусства);

- проектировочную (осознание и формирование цели обучения, выбор средств ее достижения);

- корригирующую (преодоление последствий влияния низкопробной литературы, формирование умения различать высокохудожественную и массовую литературу).

Формированию читательской личности школьника способствуют инновационные технологии обучения литературе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.042 с.)