Сущность и значение тематической проверки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и значение тематической проверки.



Проверка и оценивание результатов учебной работы способствует формированию у школьников оценочного отношения к себе и своей деятельности, вырабатывает чувство самокритичности, принципиальности, а также таких черт характера, как выдержка, умение владеть собой, быть требовательным к себе.

Для того, чтобы добиться действенности этих функций проверки, следует придерживаться таких принципов, как систематичность, объективность,тематичность.

Систематичность обучения как общее дидактическое правило именно на этапе проверки часто нарушается. Какая-то часть учеников имеет в учебной четверти 7-8 оценок, другая – 2-3 оценки, иногда ученик аттестуется за четверть на основании одной текущей оценки. Такая эпизодичность и стихийность проверки отрицательно сказываются на ее конкретной функции, не служит объективности оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Нарушение принципа тематичности проявляется в том, что неудовлетворительные оценки за незнание одного вопроса перекрываются, ''исправляются'' положительными оценками за усвоение материала другого раздела или темы. Это не мобилизует учащихся на систематическую учебную работу, оценка их знаний отрывается от конкретного содержания обучения, стает самоцелью. Создается ситуация, при которой ученики не стремятся к прочной системе знаний, их целью становятся положительные оценки за отдельные вопросы. Пробелы в знаниях отрицательно сказываются на их дальнейшей учебе, ученику тяжело усваивать последующие разделы по предмету.

Поэтому тематичность в проверке и учете знаний учащихся – это не просто накопляемость оценок и регулярность в опросе всех учащихся класса, а одно из основных требований к организации дидактического процесса.

Поскольку структурной единицей в каждом учебном предмете есть тема, то для обеспечения целеустремленности учебной работы учитель должен продумать как систему уроков по каждой теме, так и систему проверки усвоения учениками учебного материала по каждой из них. Итак, основная функция проверки знаний (контрольная, обратной связи) осуществляется, если проверка будет проводиться в той же последовательности, как и усвоение программного материала, т.е. тематически.

Каждая оценка, полученная учеником, должна отвечать конкретному учебному материалу, знания по которому проверяет и оценивает учитель в определенное время обучения. Т.е. знания, умения и навыки учащихся проверяются и оцениваются не эпизодически, а тематически и систематически.

Тематическая проверка и учет знаний предполагает не только итоговую проверку знаний учащихся по той или иной теме, но и общую подчиненность текущей проверки контролю усвоения учащимися знаний по теме программы. Это означает, что любой вид проверки знаний должен носить тематический характер.

Проводя поурочный индивидуальный и фронтальный опрос учеников, контрольные письменные работы, тестирование, выявляя знания учащихся каким-либо методом, учитель обязан выделить, какой именно раздел программы, какая тема, какой вид знаний и навыков оценивается, и тогда фиксировать это в школьном журнале.

Значение тематического учета состоит в том, что он

- ведет к повышению объективности оценивания знаний, умений и навыков,

- создает условия для индивидуального подхода и дифференцированной учебной работы с учащимися,

- способствует лучшей систематизации и обобщению учебного материала,

- повышает чувство ответственности учащегося за учебу,

- создает условия для личностно ориентированного подхода к учащимся.

- способствует гуманизации взаимоотношений учителей и учащихся.

В результате учащийся начинает понимать, что конечный результат его

учебной работы заключается не только в оценке и даже не в самих знаниях, но и в умении самостоятельно приобретать знания. Для того, чтобы сформировать у учащихся рациональные навыки самостоятельной мыслительной деятельности, следует отметить, что в понятие ''умение учиться'' входят:

- умение выделять наиболее существенное в содержании обучения,

- умение самостоятельно, в собственном изложении, передать его (путем изложения, ответов на вопросы, составления плана и т.д.),

- умение применять основные положения и правила на практике,

- умение систематизировать и обобщать материал,

- умение самому оценивать результаты своей учебной работы.

Из этого вытекают и основные правила проверки и учета знаний.

1. В каждой теме выделять (и обучать этому учащихся) существенные

элементы знаний, создавая психологическую установку на глубокое их осмысление и усвоение. Проверку знаний сосредоточить именно на этих вопросах.

2. Направлять усилия учащихся на то, чтобы они выявляли глубину и полноту

 понимания существенного в изученном материале, а не на заучивали механически весь материал.

3. Контрольные задания, упражнения, тесты, формы и методы их проведения

 подбирать так, чтобы они выявляли усвоение материала темы по определенной системе в логической последовательности.

4. Обеспечивать тематическую конкретность оценок. Если проверка выявляет

 одновременно знания по нескольким темам, следует каждую из них оценивать отдельно. Можно отдельно оценивать теоретические знания и практические умения и навыки (например, написание изложений, сочинений, составление планов).

5. Результаты тематической проверки знаний использовать для

совершенствования учебной работы (анализировать причины недостаточного уровня знаний и намечать пути их улучшения).

 

                       Тестирование учащихся по литературе

Большую помощь в оценивании знаний учащихся по теме может оказать

правильно организованное тестирование.

Тесты как форма контроля оперативны, компактны, способны дать более или менее точную картину владения информацией, поддаются компьютерной обработке. Назначение тестов – представление обучающимся и педагогам объективного средства контроля за выполнением программных требований. Поэтому учитель, составляющий тесты, должен владеть технологией тестирования.

Тест – вид задания стандартной формы, выполнение которого должно выявить наличие определенных знаний учащихся.

Составляя тесты, учитель должен выполнять определенные требования к их содержанию:

- тесты должны быть составлены в соответствии с целью обучения,

- вопросы в тестах должны соответствовать заявленному уровню знаний и подготовки учащихся,

- в тесте не должно быть ответов, неправильность которых ученик не сможет обосновать,

- неправильные ответы должны быть правдоподобны,

- вопросы и задания должны формулироваться точно и кратко, не иметь двузначного толкования.

Среди всего многообразия тестов можно выделить следующие:

- задания закрытого типа с выбором ответа,

- задания на установления соответствия,

- задания на установление логической последовательности,

- задания открытого типа.

- задания свободной формы,

- комбинированные задания.

Задания закрытого типа с выбором ответа предоставляют возможность учащимся выбрать правильный ответ (несколько ответов) из предложенных вариантов, количество которых может варьироваться (от 3 до 5 в одно тестовое задание). Предлагаемые ответы должны направлять учащихся на анализ, продумывание и выбор ответа.

Среди заданий данного типа выделяются следующие:

1. Задания, имеющие утвердительную формулировку. Например,

Повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» - произведение

а) классицизма.

б) сентиментализма,

в) романтизма.

2 Задания, имеющие вопросительную формулировку, требующие утвердительного ответа на вопрос. Например,

Приверженцем какого литературного направления являлся А. Блок?

а) акмеизма,

б) символизма,

в) футуризма.

3. Задания, формулировка которых содержит отрицание. Например,

Этот поэт серебряного века не стал эмигрантом:

а) К. Бальмонт,

б) И. Северянин,

в) М. Волошин.

4. Задания, среди вариантов ответов которого необходимо выбрать тот, который наиболее четко и полно характеризует понятие. Например,

Лирический герой – это

а) условный образ в лирических и лиро-эпических произведениях, чье отношение к изображаемому стремится передать авто;

б) эмоциональное восприятие повествователем описываемого, выраженное в литературе художественными средствами;

в) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные им в художественное произведение.

Задания на установление соответствий, суть которых состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Количество элементов в двух рядах может быть как равным, так и различным. Например,

Какие ассоциации со смежными искусствами вызывает поэзия:

А.) М. Кузьмин                                                              1) музыка

Б) К. Бальмонт                                                          2) скульптура

В) В. Брюсов                                                             3) театр.

Задания на установление логической последовательности. Например,

Расположите модернистские течения по мере их возникновения: футуризм. акмеизм, символизм.

Задания открытого типа предоставляют учащемуся самостоятельно конструировать ответ, вставляя или удаляя необходимые слова или словосочетания. Например,

Новый жанр, появление которого в конце Х1Х века было обусловлено достижениями научно-технического прогресса, который часто обращался к изображению будущего, имеет название…

Задания свободной формы имеют «лишнее» слово в перечне предложенных. Например,

Символ – троп, поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в символе наличествует скрытое сравнение (найдите лишнее):

а) аллегоричность,

б) недосказанность,

в) неисчерпаемость,

г) расчет на восприимчивость читателя.

Комбинированные тестовые задания могут включать элементы различных типов тестов.

С учетом 12-балльной системы оценивания знаний, умений и навыков учитель составляет тест из 12 вопросов, ответы на каждый оцениваются в один балл.

Например, готовясь к проверке знаний и умений учащихся 5 класса по литературе за год, учитель составляет тест, который проверяет знание теоретических понятий(12 вопросов), знание художественных текстов(12 вопросов) и умение применять полученные знания, т. е. контрольный тест состоит для каждого учащегося из трех заданий. Задания могут быть примерно такими:

1. Знание теоретических понятий:

1.1. Какой из жанров принадлежит одновременно фольклору и литературе:

а) пословица,

б) поговорка,

в) сказка.

1.2. Литературная сказка отличается от народной:

а) отсутствием чуда, фантастики,

б) наличием конкретного автора,

в) устной формой создания и существования.

1.3. Оригинальные литературные тексты создает:

а) автор,

б) редактор,

в) переводчик…

2. Знание текстов художественных произведений:

2.1 Героине какой сказки помогает волшебница, награждает ее за доброту и трудолюбие:

 а) ''Госпожа Метелица'',

б) ''Золушка'',

в) ''Снежная королева''.

2.2. Ф. Тютчев – автор стихотворения:

а) ''Лето и зима'',

б)' 'Белая береза'',

в) ''Весенние воды''.

Тестовый контроль помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, следовательно, активизирует познавательный интерес.

Однако при все положительном, тестовый контроль имеет свои недостатки. Во-первых, с помощью тестового контроля можно проверить в большей степени знание фактов, теории, законов, понятий, в меньшей – практические умения и навыки. Он уместен там, где надо проверить, насколько прочно усвоен материал. Во-вторых, частое применение контролирующих программ ограничивает возможности общения с учеником, тормозит у него развитие таких качеств, как умение логично и последовательно излагать свои мысли, планировать ответ, проявлять творчество и др.

Поэтому кроме тестов необходимо для контроля использовать и другие виды контрольных заданий.

В старших классах кроме проверки знания по теории и истории литературы можно давать задания, развивающие творческие способности учащихся. Например, в 10 классе возможны такие задания:

1. Дайте определение литературному направлению реализм (символизм). раскройте его место и роль во всемирном литературном процессе

2. Раскройте жанровые особенности комедии А.П. Чехова ''Чайка'.

В 11 классе задания могут носить такой характер:

1.Представьте себе, что Вам предложили подобрать декорации и костюмы к пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Опишите свою разработку задания.

3. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого, что «равнодушие – это душевная

подлость»?

Проверка знаний, умений и навыков учащихся может быть организована и

другим способом. Например, предлагаемые тесты, вопросы, творческие задания разделены на три уровня и имеют разную степень сложности.

Задания 1 уровня - это тесты для проверки знаний по литературе, требующие выбора однозначного ответа (например, художественная литература – это искусство а) звуков, б) красок, в) слова); образ демона занимает особое место в творчестве а)Пушкина, б) Лермонтова, в) Тургенева, г) Грибоедова; стихотворение Пушкина ''Я помню чудное мгновенье…'' посвящено а) Волконской, б) Гончаровой, в) Керн, г) Вульф…)

Задания 2 уровня предполагают проверку общих и специальных практических умений и навыков на основе как изученных текстов, так и незнакомых (например, объясните значение слова ''недоросль''. Какие качества главного героя комедии Фонвизина способствовали тому, чтобы это слово стало нарицательным понятием; раскройте смысл одного из афоризмов, взятого из ''Горя от ума'' Грибоедова; что значат слова Лермонтова ''Печально я гляжу на наше поколенье''?)

Задания 3 уровня представляют собой перечень тем и вопросов творческого характера, на которые учащиеся должны письменный ответ (например, каким жанрам устного народного творчества вы отдаете предпочтение и почему; украинские мотивы в творчестве русских писателей; почему неувядаема народно-песенная лирика; мечта и действительность в пьесе А. Островского ''Бесприданница''; как я воспринимаю лирику Ф. Тютчева…)

При этом предполагается предоставить учащимся возможность выбора заданий по каждому уровню: по первому – 8 из 10 тестов, по второму – 3 из 5 заданий, по третьему – одна тема из трех. Таким образом каждый ученик выберет 12 заданий из предложенных 18.

Правильный ответ на тестовое задание оценивается 2 баллами. Если учащийся выполнил половину задания – 1 балл.

Оценивается каждое выполненное задание и подсчитывается сумма баллов по 1 уровню.

По второму уровню за правильны. полный и аргументированный ответ, за самостоятельность и оригинальность мышления учащемуся выставляется 8 баллов. За неполный ответ или недостаточную аргументацию снимаются 2 балла, за полное отсутствие аргументации снимается 4 балла. Если ответ содер жит фактические неточности и лишь частично дает ответ на задание, учащемуся выставляются 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.

Высшая оценка за творческое задание 3 уровня – 20 баллов, за незначительные отклонения от темы снимаются от 2 до 6 баллов. Если есть существенные отклонения, нарушена логика и последовательность изложения, недостаточна опора на текст произведения, снижение составит от 5 до 14 баллов. Если ответ совсем не соответствует теме, то, работа оценивается в 2 – 6 баллов. За каждую грубую фактическую ошибку снимается 1 балл, за речевой недочет- 1 балл.

При этом важно, чтобы учащиеся были заранее осведомлены о правилах проведения контрольной работы и темах заданий.

Необходимо, чтобы в контрольную работу были внесен материал, который изучался учащимися.  

 

Порядок учета результатов тематической проверки знаний

                         в классных журналах

Для эффективного руководства учебной деятельностью учащихся важное значение имеет четкая система фиксации результатов проверки и оценивания их знаний в классном журнале.

С этой целью страницы классного журнала, предназначенные для учета успеваемости, делят на колонки, где обозначают названия учебных тем. Для этого в начале четверти учитель определяет, сколько учебных тем будет изучаться. При этом следует помнить, если на тему программой отводится 15-20 и более часов(например, на изучение творчества Л.Н. Толстого в 10 классе), то ее можно поделить на 2-3 части и соответственно контролировать усвоение учениками. Если же программой предусмотрены 1-2 часа на изучение темы, то такие темы можно объединить (например, можно объединит в одну тему лирику Некрасова, Фета и Тютчева в 10 классе). Практика показывает, что более удобным для учета успеваемости школьников есть такое группирование уроков по темам, когда для их изучения отводится 8-10часов. Однако не следует во что бы то ни стало стремиться к набору 8 – 10 уроков для темы, можно это количество варьировать (по усмотрению учителя), главное – чтобы была возможность оценить всех учащихся (например, на творчество писателя выделено 5 часов, но за это время вы провели контрольную работу и написали домашнее сочинение, кроме этого по одному разу спросили ученика устно, тогда вы вполне обоснованно можете выставлять оценку за тему; или если на тему отводится 12 часов, их тоже нет необходимости делить).

Знания большинства учащихся проверяются в процессе изучения данной темы, а знания некоторых школьников будут проверяться и после окончания изучения работы над темой. Если учитель уже начал изучение последующей темы, а знания некоторых учащихся проверяет по предыдущей теме, то оценки за эти темы выставляются в журнал в той колонке, знания по которой проверяются (например, предыдущая тема в 10 классе была ''Творчество Л.Н.Толстого'', а сейчас вы изучаете творчество Ф.М. Достоевского, но проверяете знания некоторых учащихся по творчеству Л.Н. Толстого, значит оценка должна быть выставлена в колонку, которая отведена в журнале для творчества Л.Н. Толстого). При таком порядке ведения учета всегда видно, знания каких учащихся еще не проверены по теме и по каким темам есть неудовлетворительные оценки. Перед учащимся, которые не усвоили материал темы (имеют неудовлетворительные оценки или пропустили занятия по какой-либо причине) ставится задача обязательно проработать материал (им оказывается для этого необходимая помощь), определяется срок проверки.

Важно не забывать, что тематическая оценка не должна выставляться как среднее арифметическое (т.е. оценивание не должно носить формальный характер). По одной теме ученик может иметь несколько оценок, при этом решающей есть та, которая отражает конечный результат работы учащегося над темой и выставлена на основании проверки знаний основных, существенных вопросов темы.

Ученик может иметь две итоговые оценки. Первая оценка выставляется сразу после окончания работы над темой. Но ученик чувствует, что он в состоянии ее повысить. Тогда ему дается время для работы над тем, потом учитель повторно проверяет знания и выставляет вторую оценку (если она изменилась по сравнению с первой). Во время выставления оценок за четверть преимущество предоставляется второй итоговой оценке. Оценки за четверть выставляются на основании фактического усвоения всех тем с учетом их важности в курсе литературы.

Тематический учет знания будет эффективным тогда, когда заранее будут ознакомлены с его принципами учащиеся и их родители, если будут соблюдаться принципы гласности и демократичности.

С проблемой тематического учета успеваемости возникает проблема проведения зачетов. Важно помнить, что подменять зачетами текущую проверку успеваемости нельзя. В 5-9 классах зачеты могут проводиться только в отдельных случаях (по согласования с администрацией школы во избежание перегрузки учащихся), а в 10-11 классах зачеты могут проводиться чаще (у учащихся, которые пропустили занятия по теме или не выполнили контрольные работы), но по согласованию с администрацией школы, чтобы не совпали в одно время несколько зачетов по разным предметам. Однако если вместо регулярной текущей проверки ввести только зачеты, то ученики будут работать нерегулярно, может возникнуть ситуация, что на уроке нечем будет заниматься (например, никто к уроку не прочитал текст произведения, т. к. отложил это к зачету), кроме того, возникнут значительные перегрузки. Недопустимы массовые зачеты во внеурочное время.               

                                     

 

Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся

                                       При оценивании анализируются:

- характеристика ответа учащегося: целостность, полнота, логичность, достоверность;

- качество знаний: осмысленность, глубина, гибкость, системность, обобщение;

- степень сформированности общеучебных и предметных умений и навыков;

- уровень владения умственными операциями: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;

- опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы, формулировать гипотезы, решать проблемы);

- самостоятельность оценочных суждений.

Обязательными видами оценивания достижений учащихся являются:

- текущее,

- тематическое:

 а) перед началом изучения темы все учащиеся должны быть познакомлены со сроками изучения темы, с количеством и тематикой обязательных работ и сроками их проведения, с вопросами, которые выносятся на аттестацию, сроком аттестации, условиями оценивания;

б) тематическая оценка может выставляться и автоматически на основании результатов овладения учащимися материала темы на протяжении ее изучения с учетом текущих оценок и после выполнения учащимся соответствующих итоговых заданий;

в) каждую оценку учитель должен мотивировать, довести до сведения учащегося и объявить перед классом;

- итоговое  (оценка выставляется по результатам тематического оценивания, а за год – на основании четвертных оценок).

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими критериями:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изучаемого

 произведения;

- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического

содержания произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими

знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и

выразительность чтения.

В основу оценки за сочинение должны быть положены следующие главные

критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия;

- верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения

героев;

- доказательность основных положений;

- привлечение материала важного и существенного для раскрытия темы;

- умение делать выводы и обобщения;

- точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между

 ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными

 средствами языка.

 

        Критерии оценивания учебных достижений учащихся

                       по  литературе

Уровни Бал                        Критерии оценивания

Начальный

1 Ученик воспроизводит материал, называя отдельный факт
2 Ученик понимает учебный материал и может воспроизвести его фрагмент отдельными предложениями
3 Ученик понимает учебный материал и при помощи учителя дает ответ в виде высказывания

Средний

4 Ученик имеет представление о содержании произведения, способен пересказать незначительную его часть и при помощи учителя определить основные сюжетные элементы
5 Ученик знает содержание произведения, пересказывает отдельную его часть, при помощи учителя находит примеры в тексте.
6 Ученик знает содержание произведения, способен пересказать значительную его часть, при помощи учителя выделяет главные эпизоды.

Достаточн.

7 Ученик владеет материалом и навыками анализа художественного произведения по образцу, который дал учитель, приводит отдельные примеры из текста.
8 Ученик владеет материалом, под руководством учителя анализирует текст, исправляет допущенные ошибки и подбирает доказательства в подтверждение собственных мыслей.
9 Ученик владеет материалом и навыками анализа литературного произведения, оценивает отдельные литературные явления, аргументирует собственные мысли.

Высокий

10 Ученик владеет материалом и навыками анализа литературного произведения, систематизирует приобретенные знания, находит и исправляет допущенные ошибки.
11 Ученик владеет материалом, умениями и навыками анализа литературного произведения, высказывает собственные мысли, самостоятельно оценивает литературные явления
12 Ученик свободно владеет материалом и навыками анализа художественного произведения, способен к оригинальным решениям разнообразных задач, выполнение которых предусмотрено учебной программой.

                                 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как обеспечить контроль за познавательной деятельностью учащихся?

2. Каковы функции отметок?

3. Каковы требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся?

4. Что важно учитывать при оценивании работы школьников?

5. Каковы общие принципы учета и оценки знаний, умений и навыков учащихся?

6. Каковы функции текущего и итогового контроля за знаниями и умениями школьников?

7. В чем сущность и каково значение тематического учета знаний учащихся?

8. Каковы правила проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся?

9. Каковы критерии оценки деятельности учащихся на уроке?

10. Что важно учитывать, оценивая сочинение ученика?

11. Назовите критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по зарубежной литературе.

 

Тестовые задания.

 

1. Контроль за качеством знаний учащихся должен быть

а) эпизодическим,

б) систематическим,

в) частым.

 

2. При выставлении оценки учитель в первую очередь должен заботиться о том, чтобы

а) оценка была понятной учащемуся,

б) выставлять больше хороших оценок,

в) выставлять оценки вовремя.

 

3. Учитель должен стремиться к тому, чтобы оценивание прежде всего

а) было на всех этапах урока,

б) формировало чувство успеха,

в) поощряло учащихся.

 

4. Личностно ориентированное обучение предполагает

а) объективное оценивание знаний учащихся учителем,

б) оценивание своих знаний самими учащимися,

в) безоценочное обучение.

 

5. Тематический учет знаний ведет к

а) повышению объективности оценки,

б) накоплению оценок,

в) облегчению учительского труда.

 

6. Тестирование школьников лучше использовать

а) на каждом уроке,

б) для текущего контроля,

в) для итогового контроля.

 

7. При комментировании оценки учащимся важно обратить внимание на

а) характер ответа и качество знания учащегося,

б) активность учащегося на уроке,

в) внимание и усидчивость на уроке.

 

Творческие задания.

 

1. Подготовьте материалы контрольной работы по литературе (класс, тема – на Ваше усмотрение):

- тест для текущей контрольной работы,

- вопросы и задания для итогового контроля.

 

2. Подготовьте памятку для учащихся по самооценке учебных достижений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.135 с.)