Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие речи учащихся в процессе изучения литературыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. А.П. Чехов
Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Основные задачи, которые решают словесники на уроках: - обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, - обучение связной речи и развитие ее выразительности. Основные направления работы по развитию речи учащихся: - словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно – критических материалов; - обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний; - организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения; - создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельной основе; - активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.
Критерии речевого развития учащихся В результате систематической работы по формированию и развитию речевой деятельности на уроках литературы во взаимодействии с изучением других гуманитарных дисциплин ученые-методисты (Н.В. Колокольцев, Т.А.Ладыженская, К.В. Мальцева, В.Я. Коровин, С.А. Леонов) выдвинули следующие критерии речевого развития, которого школьники достигают в процессе обучения в период с У по Х1 класс: 1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно – психологические особенности человеческой личности. 2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя. 3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно – критического характера. 4. Владение изобразительно – выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня. 5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, устный ответ, сообщение, доклад, слово о писателе и т.д.). 6. Содержательность высказывания. 7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания. 8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления. 9. Ведение диалога на литературные темы. 10. Самостоятельность в подготовке выступления. 11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно – критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями. 12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.
Развитие устной речи учащихся
Учитель литературы ведет систематическую, целенаправленную работу по развитию устной речи учащихся. Сегодня эта работа имеет первостепенное значение, так как воспитание риторической личности - важнейшая задача современного общественного развития. Словарная работа проводится на каждом уроке литературы: - разъясняются непонятные учащимся слова, встречающиеся в тексте художественного произведения; - выполняются упражнения по введению этих слов в активный словарь учащихся; - ведется наблюдение за словом в художественном тексте; - организуются диалоги, отзывы, рецензии, беседы, устные и письменные высказывания учащихся; - проводится систематическая работа по анализу высказываний учащихся; - прослушивается авторское и актерское чтения художественного произведения; - организуется выразительное чтение текстов… Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития школьника. Существует классификация монологических высказываний учащихся на литературные темы. 1.Репродуктивные высказывания: - воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста; - пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуаров и эпистолярных материалов. 2.Продуктивные высказывания: - научные литературоведческие: развернутый ответ, сообщение, доклад; - литературно - критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, ''слово о писателе''; - искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства, речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.; - публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.: - художественно-творческие: стихи, рассказы, очерки, пьесы и т д.; самостоятельные сочинения школьников; художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.; - пересказы художественного текста: воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями). Успешному стимулированию речевой деятельности учащихся способствует правильный выбор речевых ситуаций на уроке литературы или ситуативных речевых заданий, повышающих интерес к изучению предмета. К созданию речевой ситуации на уроке литературы методисты предъявляют следующие требования: 1. Содержание речевой ситуации и предлагаемые формы общения должны быть интересными для учащихся. 2. Ситуация должна быть направлена на стимулирование речевой активности школьников, на использование в речи разнообразной лексики и фразеологии, а также образных средств языка в соответствии с темой высказывания. 3. Проводимая работа должна быть направлена и на углубление анализа литературного произведения, на расширение знаний по литературе. 4. Предлагаемая речевая ситуация должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям школьников, уровню их развития. 5. Характер и формы общения, композиционная структура каждой конкретной ситуации определяются особенностями литературного произведения, при изучении которого они создаются. 6. Данные речевые ситуации должны создавать условия для формирования у школьников умений отстаивать свои позиции, убеждения, развивать способности к аргументации. Основные принципы работы над речью ученика: - опора на жизненные и литературные впечатления, - систематичность, - практическая направленность, - творческий характер заданий и упражнений, - деятельностный подход. Основные направления по работе над развитием речи школьников: - обогащение словарного запаса учащихся, - формирование правильной, чистой, образной речи; - совершенствование связной речи, - обучение выразительному чтению, - обучение логике мышления и речи: - формирование способности к словесному диалогу.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |