Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы



                                                                      Для интеллигентного человека

                                                      дурно говорить должно бы считаться таким

                                                      же неприличным, как не уметь читать и

                                                      писать, и в деле образования и воспитания

                                                      обучение красноречию следовало бы

                                                      считать неизбежным.

                                                                                                          А.П. Чехов 

                                                     

Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Основные задачи, которые решают словесники на уроках:

- обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных

 произведений,

- обучение связной речи и развитие ее выразительности.

     Основные направления работы по развитию речи учащихся:

- словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения

и литературно – критических материалов;

- обучение школьников различным видам и жанрам монологических

 высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний;

- организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического

 общения;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на

 деятельной основе;

- активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в

 аспекте речевой деятельности.

 

                   Критерии речевого развития учащихся

В результате систематической работы по формированию и развитию речевой деятельности на уроках литературы во взаимодействии с изучением других гуманитарных дисциплин ученые-методисты (Н.В. Колокольцев, Т.А.Ладыженская, К.В. Мальцева, В.Я. Коровин, С.А. Леонов) выдвинули следующие критерии речевого развития, которого школьники достигают в процессе обучения в период с У по Х1 класс:

1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и

героя литературного произведения, нравственно – психологические особенности человеческой личности.

2.  Владение общественно-философской и научной терминологией,

 использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.

3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией,

использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно – критического характера.

4. Владение изобразительно – выразительными средствами языка, в том

числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.

5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его

целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, устный ответ, сообщение, доклад, слово о писателе и т.д.).

6. Содержательность высказывания.

7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания.

8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления.

9. Ведение диалога на литературные темы.

10. Самостоятельность в подготовке выступления.

11.  Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по

литературно – критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями.

12.  Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с

 определенным жанром высказывания и ситуацией общения.

 

                     Развитие устной речи учащихся

 

Учитель литературы ведет систематическую, целенаправленную работу 

по развитию устной речи учащихся. Сегодня эта работа имеет первостепенное значение, так как воспитание риторической личности - важнейшая задача современного общественного развития.

Словарная работа проводится на каждом уроке литературы:

- разъясняются непонятные учащимся слова, встречающиеся в тексте        

художественного произведения;

- выполняются упражнения по введению этих слов в активный словарь

учащихся;

- ведется наблюдение за словом в художественном тексте;

- организуются диалоги, отзывы, рецензии, беседы, устные и письменные

высказывания учащихся;

- проводится систематическая работа по анализу высказываний учащихся;

- прослушивается авторское и актерское чтения художественного произведения;

- организуется выразительное чтение текстов…

Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя

опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития школьника. Существует классификация монологических высказываний учащихся на литературные темы.

1.Репродуктивные высказывания:

- воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста;

- пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и

литературно-критических статей, мемуаров и эпистолярных материалов.

2.Продуктивные высказывания:

- научные литературоведческие: развернутый ответ, сообщение, доклад;

- литературно - критические: литературное обозрение, критический этюд,

критическое эссе, ''слово о писателе'';

- искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства, речь

экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.;

- публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление,

репортаж и т.д.:

- художественно-творческие: стихи, рассказы, очерки, пьесы и т д.;

самостоятельные сочинения школьников; художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.;

- пересказы художественного текста: воссоздающие (подробный, сжатый,

выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями).

Успешному стимулированию речевой деятельности учащихся способствует

правильный выбор речевых ситуаций на уроке литературы или ситуативных речевых заданий, повышающих интерес к изучению предмета.

К созданию речевой ситуации на уроке литературы методисты предъявляют следующие требования:

1. Содержание речевой ситуации и предлагаемые формы общения должны быть интересными для учащихся.

2. Ситуация должна быть направлена на стимулирование речевой активности школьников, на использование в речи разнообразной лексики и фразеологии, а также образных средств языка в соответствии с темой высказывания.

3. Проводимая работа должна быть направлена и на углубление анализа литературного произведения, на расширение знаний по литературе.

4. Предлагаемая речевая ситуация должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям школьников, уровню их развития.

5. Характер и формы общения, композиционная структура каждой конкретной ситуации определяются особенностями литературного произведения, при изучении которого они создаются.

6. Данные речевые ситуации должны создавать условия для формирования у школьников умений отстаивать свои позиции, убеждения, развивать способности к аргументации.

Основные принципы работы над речью ученика:

- опора на жизненные и литературные впечатления,

- систематичность,

- практическая направленность,

- творческий характер заданий и упражнений,

- деятельностный подход.

Основные направления по работе над развитием речи школьников:

- обогащение словарного запаса учащихся,

- формирование правильной, чистой, образной речи;

- совершенствование связной речи,

- обучение выразительному чтению,

- обучение логике мышления и речи:

- формирование способности к словесному диалогу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.)