Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие речи учащихся в процессе изучения литературы
Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. А.П. Чехов
Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Основные задачи, которые решают словесники на уроках: - обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, - обучение связной речи и развитие ее выразительности. Основные направления работы по развитию речи учащихся: - словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно – критических материалов; - обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний; - организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения; - создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельной основе; - активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.
Критерии речевого развития учащихся В результате систематической работы по формированию и развитию речевой деятельности на уроках литературы во взаимодействии с изучением других гуманитарных дисциплин ученые-методисты (Н.В. Колокольцев, Т.А.Ладыженская, К.В. Мальцева, В.Я. Коровин, С.А. Леонов) выдвинули следующие критерии речевого развития, которого школьники достигают в процессе обучения в период с У по Х1 класс: 1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и
героя литературного произведения, нравственно – психологические особенности человеческой личности. 2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя. 3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно – критического характера. 4. Владение изобразительно – выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня. 5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, устный ответ, сообщение, доклад, слово о писателе и т.д.). 6. Содержательность высказывания. 7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания. 8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления. 9. Ведение диалога на литературные темы. 10. Самостоятельность в подготовке выступления. 11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно – критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями. 12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.
Развитие устной речи учащихся
Учитель литературы ведет систематическую, целенаправленную работу по развитию устной речи учащихся. Сегодня эта работа имеет первостепенное значение, так как воспитание риторической личности - важнейшая задача современного общественного развития. Словарная работа проводится на каждом уроке литературы: - разъясняются непонятные учащимся слова, встречающиеся в тексте художественного произведения; - выполняются упражнения по введению этих слов в активный словарь учащихся; - ведется наблюдение за словом в художественном тексте;
- организуются диалоги, отзывы, рецензии, беседы, устные и письменные высказывания учащихся; - проводится систематическая работа по анализу высказываний учащихся; - прослушивается авторское и актерское чтения художественного произведения; - организуется выразительное чтение текстов… Совершенствование речевой деятельности учащихся требует от учителя опоры на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития школьника. Существует классификация монологических высказываний учащихся на литературные темы. 1.Репродуктивные высказывания: - воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста; - пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуаров и эпистолярных материалов. 2.Продуктивные высказывания: - научные литературоведческие: развернутый ответ, сообщение, доклад; - литературно - критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, ''слово о писателе''; - искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства, речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.; - публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.: - художественно-творческие: стихи, рассказы, очерки, пьесы и т д.; самостоятельные сочинения школьников; художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.; - пересказы художественного текста: воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями). Успешному стимулированию речевой деятельности учащихся способствует правильный выбор речевых ситуаций на уроке литературы или ситуативных речевых заданий, повышающих интерес к изучению предмета. К созданию речевой ситуации на уроке литературы методисты предъявляют следующие требования: 1. Содержание речевой ситуации и предлагаемые формы общения должны быть интересными для учащихся. 2. Ситуация должна быть направлена на стимулирование речевой активности школьников, на использование в речи разнообразной лексики и фразеологии, а также образных средств языка в соответствии с темой высказывания. 3. Проводимая работа должна быть направлена и на углубление анализа литературного произведения, на расширение знаний по литературе. 4. Предлагаемая речевая ситуация должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям школьников, уровню их развития. 5. Характер и формы общения, композиционная структура каждой конкретной ситуации определяются особенностями литературного произведения, при изучении которого они создаются. 6. Данные речевые ситуации должны создавать условия для формирования у школьников умений отстаивать свои позиции, убеждения, развивать способности к аргументации. Основные принципы работы над речью ученика: - опора на жизненные и литературные впечатления, - систематичность, - практическая направленность, - творческий характер заданий и упражнений, - деятельностный подход. Основные направления по работе над развитием речи школьников: - обогащение словарного запаса учащихся, - формирование правильной, чистой, образной речи; - совершенствование связной речи, - обучение выразительному чтению, - обучение логике мышления и речи: - формирование способности к словесному диалогу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.) |