Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткая аннотация хоровой партитуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аннотация заключается в сжатом изложении основных данных о произведении, в конкретной фиксации показателей темпа, метра, ладо-тональных особенностей, особенностей формы, фактуры и др. Рекомендуется следующий
Основные вопросы аннотации: · Название произведения. Год создания. · Автор музыки (имя, отчество, фамилия). Годы жизни. · Автор литературного текста (имя, отчество, фамилия). Годы жизни. Название и год создания литературного произведения. · Вид хорового творчества и хоровой жанр. · Если анализируемое произведение является частью более крупного сочинения, – общие сведения обо всем цикле (количество и название частей, состав исполнителей..) · Состав исполнителей (для хоровых произведений с сопровождением и солистами). · Форма (определение формы с указанием частей и их размера – количество тактов). · Тональность (основная, модуляция, отклонения). · Темп и характер исполнения (перевод). Метроном. · Метр и размер. · Ритмические особенности. · Динамика. · Звуковедение. · Фактура (общий тип фактуры). · Состав хора. · Диапазоны хоровых партий и общий диапазон всего хора. · Тесситура. · Приемы хорового изложения. Аннотация может быть дополнена краткими сведениями о творчестве композитора (перечислить основные произведения), а также отдельными наиболее существенными исполнительскими замечаниями. При наличии других редакций анализируемого произведения следует указать их. Создание подобных аннотаций дело относительно несложное, главное – в умении четко сформулировать ответы на все вопросы, указанные в Основные вопросые. Основными и наиболее распространенными типами хоровых партитур являются: хоровая миниатюра a cappella и хор крупной формы с инструментальным сопровождением. Их аннотация достаточно полно охватывает все необходимые вопросы, возникающие в процессе работы студента над этим разделом дирижерско-хоровой специальности.
План развернутого анализа хоровой партитуры 1. Общие сведения о произведении и его авторах Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год создания. Авторы музыки и текстов. Вид хорового творчества (хор a cappella, хор с сопровождением). Хоровой жанр(хоровая песня, переложение, миниатюра, крупная форма, обработка, часть оратории, кантаты, сюиты, сцена из оперы и др.). Если анализируемое произведение является частью наиболее крупного сочинения, то следует кратко охарактеризовать остальные его части, чтобы иметь общее представление обо всем цикле (состав исполнителей, количество и название частей, роль хора и др.). Сведения о жизни и творчестве композитора. Годы жизни. Общая характеристика творчества. Основные произведения. Более подробная характеристика хорового творчества. Краткие сведения об авторе литературного текста. Годы жизни. Общая характеристика творчества. 2. Литературный текст Содержание литературного текста, его тема, идея, образы, форма изложения, размер (количество строф, куплетов и т.п.). Сравнение текста, использованного композитором с литературным оригиналом; возникшие изменения и их причины. Если использованный текст является фрагментом более крупного произведения (стихотворения, поэмы и др.), необходимо дать общую характеристику всего произведения. Изложение литературного текста (выписать весь использованный текст). Взаимосвязь текста и музыки. Степень их соответствия. Воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Взаимосвязь строения текста и формы хорового произведения.
3. Музыкально-выразительные средства Определение формы: одночастная (период), двухчастная, трёхчастная (простая и сложная), куплетная (число куплетов), куплетно-вариационная и др. Особенности использования композитором традиционной музыкальной формы при воплощении своего замысла в данном произведении (размер и число музыкальных предложений и др.). Разбор музыкально-тематического материала. Характеристика мелодии – темы, её интонации, метроритмические и ладовые особенности. Темп (темпы). Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями (а также солирующими голосами и инструментальным сопровождением). Ладо-тональные особенности произведения. Определение основной тональности. Характеристика тонального Основные вопросыа (отклонения, модуляции). Ладовые особенности (использование композитором народных диатонических ладов или характерных ладовых оборотов). Гармонический анализ. Подробный анализ гармонии (аккордики) с общепринятым обозначением функции и названия каждого аккорда, на основании чего даётся характеристика гармонического языка произведения, его особенностей и сложности. Характеристика фактуры: гармоническая (аккордово-гармоническая и гомофонно-гармоническая), полифоническая (контрастная, имитационная, подголосочная), смешанная. Взаимосвязь фактуры с содержанием произведения и выразительными средствами хора.
4. Хоровая фактура Состав хора (однородный, смешанный, число голосов-партий). Диапазоны партий и всего хора. Тесситурные условия. Степень вокальной загруженности отдельных партий. Тесситурное и динамическое соотношение между партиями (хоровой ансамбль). Роль различных партий в произведении (исполнение основного мелодического материала, подголосков, аккомпанемента и др.). Использование специфических тембровых качеств хора и его партий. Особенности интонирования(хоровой строй). Выявление на основе ладо-гармонического анализа наиболее сложных в интонационном отношении моментов с учетом закономерностей мелодического (горизонтального) и гармонического (вертикального) строя. Способы преодоления интонационных трудностей. Дикция. Вокальность литературного текста и особенности его произношения (орфоэпия). Особенности подтекстовки. Безтекстовое пение (с «закрытым ртом» и др.). Приемы хорового изложения (tutti, использование неполного состава, хоровых групп, «чистых тембров», divisi, сопоставление, обособление, постепенное включение, дублирование хоровых групп или партий, перекрещивание, окружение партий, колористические приемы). Установление других вокально-хоровых особенностей произведения: специфике певческого дыхания (по фразам, цепное); характер звука («светлый», «темный», и др.); приемы звуковедения. Определение количественного состава хора, необходимого для данного произведения (большой, малый, средний), и его квалификация (профессиональный, опытный самодеятельный, начинающий).
5. Исполнительский анализ Разработка исполнительского плана на основе раскрытия содержания произведения и исходя из литературного, музыкального и хорового анализа. Общий характер произведения и его частей. Темповый Основные вопросы (точный перевод и объяснение всех темповых обозначений). Метрономические указания. Агогика. Динамика. Артикуляция. Выявление специфических исполнительских трудностей в связи с особенностями жанра и формы произведения (хоровая миниатюра, крупная вокально-инструментальная форма, куплетность, репризность и др.). Определение характерного для данного произведения основного исполнительского принципа (цельность, непрерывность развития, эпизодичность. Детализация, периодичность и др.). Фразировка. Связь музыкальной и литературной фразы. Определение общей и частных динамических и смысловых кульминаций. Приемы дирижирования. Темпо-метро-ритмические особенности. Дирижерская схема. Показы вступлений, дыханий, снятий. Наличие фермат, дробление долей и т.п. Характер дирижерского текста. Изложение собственного исполнительского замысла (интерпретация произведения) и его конкретная детализация путем отбора и выделения наиболее характерных для данного произведения музыкально-выразительных, вокально-хоровых и дирижерско-исполнительских средств. Определение в произведении наиболее важных и трудоемких моментов, требующих особого внимания в процессе репетиционной работы; методы эффективной работы над ними (сольфеджирование, транспонирование и др.).
6. Заключение Выявление некоторых стилевых черт творчества композитора в данном произведении (при сравнении с другими его сочинениями). Наличие различных редакций партитуры, причина возникновения и их сравнительный анализ. Сравнение анализируемого произведения с другими произведениями, написанными на тот же текст или посвященными той же теме. Собственное отношение к изучаемому произведению. Впечатление от его прослушивания в концерте, по радио, в грамзаписи. Сравнение различных исполнительских интерпретаций. Определение значения произведения в наши дни, с позиций современного музыкально-хорового искусства. В конце работы рекомендуется дать список литературы, использованной при анализе произведения (библиография). К л ю ч е в ы е с л о в а Партитура; анализ; исполнение; музыкально-выразитльные средства; хоровая фактура; анасамбль; тесситура; дикция; диапазон; план; аннотация. К о р о т к и е в ы в о д ы Анализ партитуры способствует лучшему усвоению дирижером музыкального и литературного текстов произведения, выявлению технических, стилистических и вокальных особенностей произведения, а также определению трудностей, которые могут возникнуть в процессе его разучивания и исполнения.
Контрольные вопросы 1.Для чего необходимо анализировать хоровую партитуру? 2.Какие виды анализа хоровой партитуры Вы знаете? 3.Для чего, анализируя партитуру, необходимо знать общие сведения о композиторе и авторе текста? 4.Для чего дирижеру необходимо знать структуру произведения?
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
МЕТОДИКА АНАЛИЗА Анализ хоровой партитуры. Методическое пособие. Сост. П.П.Левандо. Л.,1965. 30 с. (Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К.Крупской). Андреева Л.,Бондарь М. Требования, предъявляемые Н.М.Данилиным к студентам в самостоятельной работе над партитурой. – В сб.: Искусство хорового пения. М., 1963, с. 22-24. Ардентов Д.Н. Роль сравнения при анализе хоровых партитур. - «Труды» (Ленингр. гос. библиотечн. ин-т им. Н.К.Крупской), 1963. Т. 13, с. 145-160. Березин А. Дирижер и хор. – В сб.: Хоровое искусство. Л., 1967, с. 130-154. Дмитревская К.Н. Анализ хоровых произведений. Учебное пособие для студентов высших музыкальных учебных заведений и институтов культуры. М., «Сов.Россия», 1965, с. 172. Дмитревский Г.А. Работа руководителя хора над партитурой хорового произведения. – В кН.: Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Изд. 1-е, М.-Л., 1948, с. 85-89; изд. 2-е. М., 1957, с. 83-87. Егоров А. Работа над хоровой партитурой и процесс разучивания хорового произведения. – В кН.: Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л., 1958, с. 114-132. Егоров А. Хоровая партитура и работа над ней. – В кн.: Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л.-М., 1951, с. 183-196. Коловский О. Анализ хоровой партитуры. – В сб.: Искусство хорового пения. М., 1963, с. 20-42. Левандо П.П. Хоровая фактура. Уч. пособие. Л., 1968. с. 70.(Ленингр.гос.ин-т культуры им. Н.К.Крупской). Мазель Л.А., Цуккерман В.А. О выразительной и формообразующей роли динамики, тембра, фактуры. – В кН.: Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. С. 310-341. Ольхов К. Подготовка учащегося к занятиям в классе. – В кн.: Ольхов К. О дирижировании хором. Л., 1961, с. 77-81. Пигров К. Подготовка дирижера к занятиям с хором. – В кн.: Пигров К. Руководство хором. Под ред. К.Птицы. М., 1964, с. 133-134. Полтавцев И., Светозарова М. Работа над партитурой. – В кн.: Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур. Изд. 2-е. М., 1958, с. 32-51; изд. 2-е. М., Музгиз, 1963, с. 31-55. Птица К.Б. Работа над партитурой. Основные вопросы анализа хоровых партитур. – В кн.: Птица К.Б Очерки по технике дирижирования хором. М.-Л., 1948, с. 137-143. Птица К. Основные вопросы анализа хоровых партитур. – В ст.: О хоровом дирижировании. Из сб.: Работа в хоре. Под ред. Д.Л.Локшина. Изд. 1-е. М., 1960, с.220-221; изд. 2-е. М., 1967, с. 229-230. Соколов В.Г. Репертуар и работа над песней. – В кн.: Соколов В.Г. Работа с хором. Изд. 1-е. М., 1958, с. 121-128; изд. 2-е. М., 1964, с. 125-129; изд. 5-е. М., 1967, с. 206-210. Чесноков Л.Г. Система способов и приемов выучивания сочинений с хором. Основные вопросы домашней работы дирижера над сочинением, избранным им для выучивания с хором. – В кн.: Хор и управление им. Изд. 1-е. М.-Л., 1940, с. 141-160, 213-215; изд. 2-е. Ред. С.В.Попова. М., 1952, с. 146-161, 217-218; изд. 3-е. Вступит. ст. К.Птицы, прим. С Попова. М., 1961, с. 158-173, 236-237. 2. Примерные анализы хоровых партитур Аренский А.С Анчар. -В кН.: Чесноков П.Г. Хор и управление им. Изд. 1-е, М., 1940, с. 190-210; изд. 2-е, с. 179-197; 3-е изд., с. 190-208. Глинка М.И. Ах, ты свет Людмила, хор из оперы «Руслан и Людмила».- В кН.: Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Ук. 1-е изд., с.90-105; 2-е изд., с.88-104. Кюи Ц.А. Весеннее утро.- В ст.: Бутаев И.И. О хоровом пении в художественной самодеятельности. М., изд. ЦДРИ,1960, с.10-30. Лятошинский Б.Н. По небу крадется луна. – В кн.: Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Ук. Изд., с. 127-131. Моцарт В.А. Lacrimoza. №7 из «Реквиема». – В кн.: Птица К.В. Очерки по технике дирижирования хором. Ук.изд. с.143-147,151-158. Рахманинов С.В. Три русские песни. – Птица К.В. «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра С.В.Рахманинова. Соч. 41(Из опыта хормейстерской работы). – «Труды»(Гос.муз.пед.института им.Гнесиных). Вып. 1. М.,1959, с. 24-53; см. также сб.: Искусство хорового пения.с.112-144. Танеев С.И. Восход солнца. – В кн.: Егоров А. Теория и практика работы с хором. Ук.изд., с.196-203. Танеев С.И. Прометей. – Там же, с. 203-209. Флярковский А.Г. Подмосковная березка. – В кн.: Соколов В.Г. Работа с хором. Ук.изд., с.120-141; изд.2-е, с.129-152, изд.3-е, с.211-227. Чайковский П.И. Соловушко. – В сб.: Работа в хоре. Ук.изд., с.201-211, изд.2-е, с.230-242. Чесноков П.Г. Зимой. – В кн.: Чесноков П.Г. Хор и управление им. Изд.1-е, с.200-211, изд.3-е, с.208-217. Чесноков П.Г. Теплится зорька. – Там же., изд.1-е, с.150-168; изд.2-е, с.162-178; изд.3-е, с.190. Шебалин В.Я. Утес. – Живов Л. Интерпретация «Утеса» Шебалина, М., «Сов.музыка», 1966, №8, с.104-107.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Левандо П.П. Анализ хоровой партитуры. Методическое пособие. – Л.,1965. 2. Левандо П.П. Проблемы хороведения - Л., «Музыка» 1974. 3 Левандо П.П. Хоровая фактура – Л., 1984.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.009 с.) |