Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строгий и свободный стили хорового изложения

Поиск

Связь тех или иных приёмов хорового изложения с особенностями хорового стиля очевидна. Хоровой стиль – понятие сложное; это совокупность всех особенностей хоровой фактуры композитора, определяемых общим содержанием его творчества и отражающих характерные черты его музыкального языка1. Каждый композитор имеет свой стиль. Если же иметь в виду общую тенденцию развития хорового искусства, то условно можно говорить о двух основных стилях хорового изложения: строгом («классическом») и свободном («современном»).

1. Строгий или классический стиль хорового изложения отличаются очень экономным и рациональным использованием выразительных средств, ясностью и определенностью хорового состава (divisi, как правило, отсутствуют), широким применением средств полифонического развития (в первую очередь, имитационной полифонии), относительно ограниченным использованием приёмов хорового изложения, выразительностью и удобством хоровых партий.

1)Речь идёт только о стиле хорового изложения, являющимся одним из элементов общего стиля композитора. В полном своём значении – как совокупность признаков, характеризующих индивидуальную творческую манеру того или иного автора, - явление значительно более сложное

 

Он характерен для творчества старых мастеров-полифонистов нидерландской (франко-фламандской) и итальянской школ (Жоскен Депре, О.Лассо, Д.Палестрина, К.Монтеверди, А. Лотти), а также И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, В.А.Моцарта, Д.С.Бортнянского, С.И.Танеева, Н.Д.Лентовича, А.А.Давиденко и др. Наиболее отчётливо черты этого стиля проявляются в строгом четырёхголосии смешанного хора a cappella классического состава: С+А+Т+Б.

2. Свободный или современный стиль хорового изложения характеризуется весьма широким и разнообразным использованием хоровых выразительных средств, как в хоровом творчестве вообще, так и в каждом отдельно взятом произведении; изменчивостью и прихотливой переменностью хорового состава на протяжении одного произведения (обычно при широком применении divisi); смешанным характером фактуры (сочетание гармонического и полифонического изложения при особенно интенсивном использовании средств подголосочной полифонии); большим разнообразием приёмов хорового изложения; особым вниманием к темброво-колористической природе хора, приводящим подчас к инструментальной его трактовке. Некоторые черты этого стиля мы уже встречаем в оперно-хоровом творчестве А.П.Бородин и И.П.Мусоргского, но наиболее полное выражение он получил в хоровом творчестве композиторов ХХ века – С.В.Рахманинова, В.С.Калинникова, П.Г.Чеснокова, А.Д.Кастальского, Д.Д.Шостаковича, В.Я.Шебалина, М.В.Коваля, Г.В.Свиридова, В.Н.Салманова, Ф.Пуленка, К.Орфа, Б.Бриттена и др.

Наиболее отчётливо черты современного хорового стиля проявляются в свободном многоголосии (divisi) полного смешанного хора большого состава: С(I+II) + A(I+II) + T(I+II) + B(I+II) или C(I+II+III) + A(I+II+III) + T(I+II+III) + B(I+II+III) – как a cappella, так и с сопровождением.

 Нередко черты строгого и свободного стиля хорового изложения сочетаются в творчестве одного автора. Например, при явном тяготении А.А.Давиденко к лаконизму классического стиля в его творческом наследии есть сочинения, написанные в свободной хоровой манере («Рабочий май», «Чеченская сюита», «Гармонь»); один из наиболее ярких представителей современного хорового письма В.Н.Салманов в некоторых своих последних хоровых опусах приближается к строгой сдержанности хорового стиля («Три хора на стихи С.А.Есенина»). Сочетание элементов строго и свободного стиля порой может встретиться и в одном произведении (Д.Д.Шостакович «Казненным»).

Предлагаемая классификация основных хоровых стилей – как и их характеристика – в значительной степени условна. Это сделано с целью определённой систематизации материала. Вопрос о стиле хорового изложения тоньше, глубже и шире. Его изучение – предмет специального исследования.  Анализ же приёмов хорового изложения способствует более полному и чёткому представлению о специфических выразительных средствах хора, о чертах хорового стиля композитора.     

 

К л ю ч е в ы е с л о в а

Хоровые партии; изложение; приемы; исполнение; голоса; соотношение; колористические; функции; стиль; хоровые группы.

К о р о т к и е  в ы в о д ы

  В хороведении важное значение имеет вопрос о приёмах хорового изложения (хорового письма). Приёмы тесно связаны с определённым общим типом фактуры, использованным композитором в произведении (гармонической, полифонической, смешанной), а также с жанрово-исполнительской спецификой хора. Исходя из этого, выделяют три вида хорового изложения: приёмы, связанные с использованием выразительных возможностей состава хора, приёмы, определяемые соотношением хоровых групп или партий и колористические приёмы. Наиболее отчётливо они проявляются в смешанном составе хора. Некоторые приёмы хорового изложения требуют специальных обозначений.

В зависимости от эпохи, в которую было написано то или иное произведение, хоровые приёмы могут быть представлены только одним видом хорового письма, либо 2-3, а в современной музыке их может быть множество одновременно. В связи с этим выделяют 2 вида хорового изложения: строгий и свободный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.007 с.)