Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В 1479 Г. При Иване III и его сыне василии ивановиче – учрежден спец. Придворный хор (30-35 чел. ) – государевы певчие дьяки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хор пел в столичных церквях (царь – везде его сопровождал хор), богомолье, отдых, поход и т.д. В хоре – известные знатоки знаменного пения и распевщики того времени. Широко было развито светское музыцирование (на службе у царя целый штат скоморохов). Скоморохи привозились из Новгорода не только царем, но и богатыми боярами. В Москву приезжает органист – позднее в XVII в. «органная потеха» - любимый вид музыкальных развлечений. Период с XV по XVII в. – эпоха наивысшего развития знаменного церковного пения. Особым видом праздничного пения было пение демественное (греч. сл. – (мастерское) – торжеств. случаи – встреча и величание царя, празднование военных побед). Для записи – особая, отличная от знаменного разновидность знаков. В XVI в. – ранние формы русского церковного многоголосия. Это пение называлось строчным (запись разными строками знамен, наиболее распространенным видом – трехстрочное – средний голос – cantus firmus – путевой или путь). В музыке, как и в литературе, живописи – тяга к освобождению от условности и религиозности, к свободе и непосредственности выражения индивидуальных чувств. Распад единых традиционных основ знаменного пения. Место молодым и прогрессивным художественным формам. XVII век Московская Русь – превращается в многонациональное государство. Присоединение к Московской Руси в Украины (1654г.) и Белоруссии. Украина – XVII в. – высокий уровень развития. Для противостояния католицизму в православной церкви – церковному пению необходимо было предать пышность, яркость (одноголосие не соответствовало этому). Многоголосие не было чисто заимствовано из западного католицизма – вырабатывается свой своеобразный стиль хорового многоголосного письма. Черты – a cappella, язык простой, искренность, теплота, мелодика близка к народным песням, бытовым напевам. Использовались крупные монументальные форм хорового многоголосия, что значительно усиливало блеск и эффективность православного богослужения. На Украине в монастырских и приходских церковных школах учились будущие профессионалы - певцы, регенты, теоретики и композиторы. Украинские певцы – мастера многоголосного пения – известны с середины XVII в. в Московской Руси. Партесное пение (partes - партия) – пение по партиям (дышкант, альт, тенор, бас). Пятилинейная нотация (опыт строчного III голосного пения способствовал быстрому освоению партесного). Основы партесного пения с самого начала получают теоретическую и практическую формулировку. 1679 г. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого – основное руководство для русских композиторов многоголосной музыки. Н.Дилецкий: «Музыка, что сердца человеческие возбуждает, вызывает в них веселье и грусть». Дилецкий рекомендовал композиторам использовать темы светских песен. Знаменная система нотописания была отброшена, как не соответствующая требованию нового времени. Развитию и закреплению партесного пения на московской почве способствовали хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков. В составе первого из образцовых хоров – в 1666 г.– знаменитый украинский «вспевак» Иоанн Календа. Вскоре появились в хоре и свои мастера, владеющие всеми секретами партесного пения, умеющие сочинять в многоголосном стиле. XVII в. - пер. десят. XVIII в. – обширная литература, сотни различных богослужений в новом роде. Высшая форма партесного пения – духовные концерты – физическая полнота и насыщенность звучания, широкого рода динамический и красочный контраст, обилие ярких чувственно-акустических эффектов. XVIII в. высокий подъем хорового дела. В 1713 г. по личному распоряжению Петра I хор Государевых певчих дьяков переведен из Москвы в Петербург (исполнил здравицу в честь новой столицы). Увеличен состав хора и он начал называться придворной капеллой. Пышная импозантность и монументальность партесного концерта характерна для петровского времени (мощного, грандиозного). На официальных государственных торжествах исполнялись приветственные (панегерические) канты - трехголосные с параллельным движением двух верхних голосов, фанфарными оборотами, элементами имитации. В XVIII в. – два направления в хоровом творчестве русских композиторов. I – продолжение культуры партесного концерта. II – шло от форм бытового музыцирования и претворения элементов народной песенности. В партесных концертах, написанных итальянцами Сарти, Галуппи и др. – элементы оперной кантиленности и вокальной виртуозности. Стиль большинства церковно-певческих композиторов, характеризует «обмирщение» церкви и подчинение ее задачам светской государственной власти. Новый тип хорового духовного концерта. Яркие образцы – Максим Созонтович Березовский (1745-1777) – украинец, в детском возрасте был певчим в Придворной капелле. Для усовершенствования был направлен в Италию (Болонская академия – почетный диплом, написал и поставил оперу «Демофонт»). В 1774 г. вернулся в Россию и работал в капелле сочин. дух-муз. композиции. Не достигнул положения – самоубийство. Концерт «Не отвержи мене во время старости» - мастерское произведение, поражает глубоким впечатлением, своей внутренней силой, возвышенностью стиля, единством. Adagio (солисты и разные голоса хора) → фуга – монолитная, энергичная, мужественная (ритм напоминает 5 симфонию Бетховена - ритм судьбы). Вслед за Березовским жанр духовного концерта Д.С.Бортнянский. Его творчество стало нормой для всех последующих композиторов (зарождается спец. жанр хоровых обработок – народные песни концертного типа) Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) – талантливый композитор с Украины. В 1740 на Украине в г. Глухове – хоровая школа, готовившая певчих для капеллы (мальчики). Березовский и Бортнянский выходцы из этой школы. Вся жизнь Бортнянского связана с Придворной певческой капеллой (название в 1796г.). Бортнянский – прекрасный голос, выдающиеся музыкальные данные. Учился композиции у Галуппи, уехал за ним в Италию (10 лет за границей) – приобрел широкую известность и признание своего таланта. В Венеции и Модене – II оперы. Успех этих опер, сыграл роль в дальнейшей служебной карьере В 1796 г. – Бортнянский руководитель капеллы до конца жизни (художественный рост коллектива, улучшил материальное положение певцов, отмена участия хора в оперных спектаклях). Высшей формой творчества Бортнянского – является концерт a cappella. Также содействовал расширению репертуара («Сотворение мира» Гайдна, Торжественная месса Бетховена). Бортнянский поднял исполнение капеллы на очень высокий уровень. 1479 – при Иване III (пел в хоре) «Государевы певчие дьяки» (Москва). 1713 – в Петербург – Петром I (пел в хоре) – Придворный хор. До XVIII в. – хор состоял из мужских голосов, в нач. XIX в. – детские голоса, а женские были введены только в 1920. Хор принимал участие не только в церковных службах, но и в оперных спектаклях, в постановках 1-х итальянских опер. Д.С.Бортнянский добился отмены участия хора в оперных спектаклях. Репертуар стал более светским. Отрицательная деятельность Львова, скрипача-любителя Бахметова. С 1.01.1837г. – руководить капеллой стал М.И.Глинка (основатель русской вокальной школы) (3 года) – содействовал ее росту. Обучение мальчиков хоровому делу – концентрический метод распевания. Привез с Украины Гулак Артемовского (автор оперы «Запорожец за Дунаем»). В 1883 г. директором капеллы – граф Шереметьев, владелец известного хора. Но пригласил к работе Мирия Алексеевича Балакирева и Николая Андреевича Римского-Корсокова – впервые стали готовить мальчиков к деятельности регента (обучение теории, игре на фортепиано для всей России). При капелле Римский-Корсаков организовал оркестровый класс. Готовил мальчиков к оркестровому исполнению. В 1884 г. Римский-Корсаков издал «Подробную программу регентского класса придворной певческой капеллы». Предметы: дирижирование, ЧХП, сольфеджио, теория музыки, гармония, игра на фисгармонии, сольное пение. Римский-Корсаков обосновал принцип поэтапного обучения хормейстеров, ставший основой – системой: школа – училище – ВУЗ. В репертуаре по инициативе Римского-Корсаков и Балакирева – светская музыка Вебера, Вагнера, Шумана, Мендельсона. С 1895-1901 капеллой руководил Аренский, Смоленский. В 1902 г. начинает деятельность в капелле Михаил Георгиевич Климов. В 1919 – стал руководителем и директором капеллы. Работал до 1937. При Климове впервые были включены женские голоса и был организован прием девочек (1920). Воспитанники капеллы: А.В.Александров, А.А.Егоров и др. С 1937-1941 – художественный руководитель – А.В.Свешников. В настоящее время Петербургская академическая хоровая капелла им. М.И.Глинки – художественный руководитель – народный артист СССР Владислав Чернушенко. Если центром хоровой культуры в Петербурге была Придворная певческая капелла, то таким же центром в Москве был Синодальный хор (Синод – главное духовное ведомство). Хор «Патриарших певчих» в 1721 году получил название Синодального, в сер. XIX века при хоре организуется училище. Руководители – Смоленский, Орлов, Кастальский. Их совместная деятельность привела к рассвету училища и хора. К концу XIX века они заняли ведущее место в системе хорового образования и хорового исполнительства России. Учили не только регентскому делу, но и в первые готовили учителей пения для народных школ. Они были примером образцовой постановки хорового дела, профессионального подхода к подготовке хоровых кадров. В 1910 г. по объему программа училища соответствовала программе консерватории. Московское синодальное училище сыграло решающую роль в профессиональном хоровом образовании. Педагогический состав училища: В.Калинников, А.Д.Кастальский, Ипполитов-Иванов, Н.М.Данилин. Наблюдательный совет: П.Чайковский, С.Танеев, Аренский, Ипполитов-Иванов, Василенко. Великолепное звучание хора вдохновляло композиторов на создание произведений ставших русской хоровой классикой. После смерти Орлова (1907) во главе Синодального хора стал его ученик Н.М.Динилин (1878-1945) – выдающийся русский хоровой дирижер. Выступления хора в Польше, Италии, Австрии, Германии явились подлинным триумфом русской хоровой культуры. Все признавали превосходство Синодального хора над хорами Европы. В 1896 г. Синодальный хор победил в традиционном состязании с Петербургской певческой капеллой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.008 с.) |