Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника произношения слов при пении. Произношение гласных при пении

Поиск

Гласные в пении - звуки на которых раскрываются все певческие возможности голоса. В русском языке шесть гласных - а-о-у-э-и-ы и четыре йотированных - я-е-е-ю-и. Йотированные гласные являются составными. Они состоят из основных, перед которыми добавляется полугласный звук й. Звук этот произносится очень коротко, после чего четко артикулируется основной гласный.

Роль гласных в пении и в речи не­одинакова: в речи они участвуют в смысловом оформлении слова; в пе­нии гласные, кроме этого, являются носителями вокального звука (тем­бра, силы, длительности звучания). Гласные в академической манере пения звучат более округло, единообразно у всех певцов хора, обладая при этом необходимой звонкостью и распевностью.

В зависимости от педагогических задач, в вокальных упражнениях могут быть использованы (при необходимости с добавлением соглас­ных) закрытые, далекие гласные — у, о, или более близкие, высокие — и, е, э. Дикционные упражнения обычно включают исполнение несколь­ких гласных на одном звуке. В певческой практике сложились две тра­диционные формы соединения гласных в упражнении: «и, е, а, о, у» и «а, е, и, о, у». Первая последовательность строится как постепенный переход от позиционно более высокого звука («и») к позиционно более низкому («у»); вторая — от наиболее открытого («а») к более прикры­тому («у»).

Соединяя гласные звуки в штрихе легато, «полезно, с целью дости­жения максимальной певучести и плавности переходов, готовить губами внешнюю форму каждой последующей гласной с сохранением внутрен­ней артикуляционной формы звучания предыдущей».

Проблеме выравнивания гласных много внимания уделял А.В. Свешников. Он составил схему, которую, по его выражению, при­менял в зависимости от того, «что требуется звуку» (осветление, озвон­чение, округление и т. д.). По данной схеме можно начинать с любой, лучше всего звучащей, гласной в хоре, тем более что каждое звено при пении охватывает собой все гласные.

Схема выравнивания гласных А.В. Свешникова.

 

а(А) е и 0
а-е-и-а а-е-о-а а-е-у-а е-а-и-е е-а-о-е е-а-у-е и-а-е-и и-а-о-и и-а-у-и о-а-и-о о-а-е-о о-а-у-о
а-и-е-а а-и-о-а а-и-у-а е-и-а-е е-и-о-е е-и-у-е и-е-а-и и-е-о-и и-е-у-и о-е-а-о о-е-и-о о-е-у-о
а-о-и-а а-о-е-а а-о-у-а е-о-а-е е-о-и-е е-о-у-е и-о-а-и и-о-е-и и-о-у-и о-й-а-о о-и-е-о о-и-у-о
а-у-а-а а-у-е-а а-у-о-а е-у-а-е е-у-о-е е-у-и-е и-у-а-и и-у-е-и и-у-о-и о-у-а-о о-у-е-о о-у-и-о

 

Одинаковый акустический строй первой и последней гласной этой схемы позволяет выравнивать в единой вокальной позиции все звено из четырех гласных звуков.

Работа над вокальностью гласных должна включать в себя естест­венность и грамотность произнесения текста. В пении, где каждый глас­ный звук должен быть протянут и иметь кроме необходимой окраски гласного специфический тембр, речевая орфоэпия (от греч. огрfоз - пра­вильный, ероз - речь) не может быть полностью соблюдена. Правило, что все гласные под ударением произносятся ясно, как пишутся, отно­сится и к пению (Вик. Калинников «На старом кургане»). Правило о без­ударных гласных в пении применяется по иному. Редуцированные, не­ясно произносимые гласные (часы=чисы, плакать=плакъть) в вокале не­допустимы. По отношению к гласным звукам следует руководствоваться правилом: «Чем дольше тянется редуцированный гласный, тем ближе должно быть его звучание к изображению на письме; чем он короче - тем он ближе по звучанию к редуцированному произношению, как в разговорной речи».

Редуцированное, приближенное к речевому произношению допуска­ется на коротких длительностях в скорых темпах. Пример: М.И. Глинка «Попутная песня»:

В речи: «Дым столбом кипит, дымится пароход»

В пении: «(Д(ъ)м) сталбом, кипит, дымиц(ъ)а, п(ъ)раход...»

Звуки и слоги: ы, тся, па - как бы «проглатываются», редуцируются (произносятся кратко и ослаблено).

Редукция гласных в пении имеет различные формы: безударные «а» и «э» - ослабляются динамически и произносят­ся фонетически менее ярко, чем ударные;

> безударное «о» произносятся как «а» (кроме слов иностранного
происхождения);

V безударное «я» произносится как «яэ» (гряэда, памяэть), но в конце слова всегда должно звучать чисто;

> безударное «е» с примесью «и», принятое в разговорной речи, в
пении допускается лишь на очень коротких длительностях;

 редукция «е» в пении решается динамическим ослаблением это­го звука.

Два гласных внутри слова, а также на стыках слов с предлогами и частицами произносятся слитно. На стыке слов, которые имеют само­стоятельные ударения, два одинаковых гласных звука, находящиеся на одной высоте, поются раздельно. Пример: С. Танеев «Вечер»:

Зари догорающей пламя рассыпало по небу | искры.

(отделить, не делая паузы).

Особенно на это следует обращать внимание при одинаковых глас­ных, на стыке слов. Пример: А. Гречанинов «Лягушка и вол»:

на лугу, | увидевши.

Союз «да» имеет три значения: «и», «но», «пусть». Примеры:

1. «Узник» в обработке А. Давиденко

...лишь ветер | да я («да» в значении «и»)

2. «Соловушка» П. Чайковский

...остался б я теперь с вами...

да лиха беда ваши морозы («да» в значении «но»)

В этих случаях в союзе «да» звук «а» должен быть редуцированным.

3. «Русалка» хор А. Даргомыжский

Да здравствует наш князь младой («да» в значении «пусть» поется с ясным «а»)

Произношение гласного «и» после «ж, ш, ц» в пении как «ы» сохра­няется. Пример: жизнь-жызнь, ширь-шырь, цирк-цырк. Грубой орфогра­фической ошибкой является слияние двух слов, например: «совсеми-ное», следует петь «совсем'иное». Пример: Вик. Калинников «Зима», слова Е. Баратынского «Лишь ветер злой бушуя, воет и небо кроет седою мглой. Здесь «и» петь как чистое «и». Йотированные гласные - я, е, е, гб - надо петь «котировку», т.е. «и» с атакой, после чего должны звучать соответствующие чистые гласные: «а, э, о, у». Звук «я» (безударный) редуцированный приходится на длинную ноту, его надо петь как «я». Пример: А. Гречанинов «Лягушка и вол» слова А. Крылова. Звук «е» в пении при большой протяженности, даже если он редуцирован, должен произносится как чистое «е». Пример: П. Чайковский «Ночевала тучка золотая» слова М. Лермонтова «и тихонько плачет он в пусты-не». Звук «е» в слове - пустыня - должен быть спет как чистое «е».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.008 с.)