Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема XI : дикция в хоровом пении.

Поиск

1. Какова оптимальная продолжительность распевания?

2. В чём сущность постепенности в распевании.

3. Обоснуйте важность распевания от примарных звуков.

4. Раскройте значение эмоционального фактура в распевании.

5. Охарактеризуйте один из типов упражнений.

Л и т е р а т у р а

1.Соколов В.Л. Работа с хором. Учебное пособие. 2-е изд.. перераб.; доп. М.:Музыка, 1985.

2.Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом — М.: Музыка, 1988

3.Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса — Киев: Музична Украіна, 1988

4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987.

5. ОсенневаМ.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Академия, 2003.

 

Тема XI: Дикция в хоровом пении.

О с н о в н ы е в о п р о с ы

1. Введение.

2. Хоровая дикция.

3. Техника произношения слов при пении. Произношение гласных при пении.

4. Произношение согласных при пении.

5. Особенности певческой орфоэпии и логики речи.

6. Выявление содержания и характера литературного текста.

Цель: изучение правил грамотного хорового произношения текста в произведениях

 

В в е д е н и е

Хоровое пение - это синтез литературно-поэтического и музыкаль­ного начала.

Различают три вида произношения: бытовое, художественное и певческое. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора (от лат. произношение) - произношение гласных и согласных – и орфоэпии – соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. И хотя певческое произношение ближе к сценической речи, однако, между ними есть существенное различие. Голос в речи харак­теризуется быстрыми глиссандо, неустойчивостью отдельных звуков. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону,

произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в разговорной речи, и подчинено требованиям музыки.

Специфика певческой дикции - в продолжительном выдерживании звука на гласных, в быстром произношении согласных с отнесением их внутри слова к последующему гласному. Для того чтобы слушатели по­няли текст хорового произведения, а исполнители сумели донести со­держание, идею литературного текста музыкального произведения, не­достаточно только дикции - четкого, ясного произношения текста. Для этого исполнители должны знать и практически применять правила ор­ фоэпии (правильного произношения гласных и согласных в словах и словосочетаниях), логики речи (расстановке логических ударений в му­зыкальных фразах на главных и ключевых словах), помогающих понять основную мысль произведения.

 

Хоровая дикция - это комплекс навыков, состоящий из собственно дикции - ясного и чёткого (согласно орфоэпии) произношения гласных и согласных, сохранения в пении правильного ударения в словах, соблю­дения правил и законов логики. Прежде всего исполнителю надо позна­комится с классификацией литературно-текстового материала, исполь­зуемого в хоровой музыке:

> силлабо-тоническая (слого-ударная);

> тоническое стихосложение;

> проза;

> типы окончаний фраз (мужская и женская).

Существует три основных типа стиха: силлабический, тонический и силлабо-тонический.

1. Силлабический - характеризуется ровным количеством слогов в строке. В зависимости от числа слогов различают: десятисложный, одиннадцатисложный, двенадцатисложный, тринадцатисложный стих (пример: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали, За ворота башмачок, сняв с ноги бросали» В. Жуковский). В песнях часто встречается восьмисложный нерифмованный стих (пример: «Не ждала гостей, не ждала гостей, вдруг наехали, вдруг наехали»).

2. Ритм тонического стиха основан на сохранении ровного количества ударений в строках. Тонический тип стиха встречается в былинах, причитаниях, протяжных лирических песнях, а также некоторых хоровых произведениях на стихи современных поэтов («Двенадцать» В. Салманова на стихи А. Блока, «Патетическая оратория» Г. Свиридова на стихи В. Маяковского).

3. Силлабо-тоническое стихосложение получило наибольшее рас­пространение в русской поэзии XIX - XX веков. В силлабо-тоническом стихе учитывается как число слогов, так и количество ударений, и место их расположения.

 

Основных размеров пять:

> Ямб - двухсложный размер:

(Мой дядя самых честных правил...)

 

> Хорей - двухсложный размер:

(Буря мглою небо кроет...)

 

> Дактиль - трехсложный размер:

(Воздух усталые силы бодрит...)

 

> Амфибрахий-трехсложный размер:

(Однажды в студеную зимнюю пору...)

 

> Анапест трехсложный размер:

(Зачинается песня от древних затей...)

 

В зависимости от количества стоп, входящих в стих, его именуют двустопным, трехстопным, четырехстопным, пятистопным и т. д. Чтобы определить размер стихотворения, необходимо проследить порядок че­редования ударных и безударных слогов на протяжении нескольких строк, сложные сочетания стихотворных размеров, такие как пиррихий, спондеи и др.

В вокальных произведениях взаимоотношение ритма поэзии и музы­ки осуществляется в двух направлениях:

> сохранение в музыке ритма поэтического текста;

> обобщенное претворение поэтического ритма и образование в связи с этим, «встречного» музыкального ритма (термин Е. Ручьевской).

Исполнителю нужно помнить, что для создания высокохудожест­венного музыкального произведения композитору необходимо не слепое следование ритму поэзии, а умение подчинить его закономерностям чис­то музыкального порядка. Следует сказать, что постоянное следование мелодии за ритмом стиха часто приводит к тому, что музыка теряет свою индивидуальность.

Соответствие музыкального размера поэтическому ведет к монотон­ному однообразию. В музыкальной практике на уровне целостногопро­изведения это встречается редко.

Композитор использует ритмические приемы вокализации поэтического текста, среди них: претворение в музыке особенностей народного стихосло­жения (например, пятисложник); прием «обобщение через жанр» и др.

Существуют определенные правила произношения окончания слов. Так называемое «женское» окончание стихотворной строки требует смягченного звучания последнего слога. Однако, в практике хорового исполнительства, оно часто не выполняется, что является ошибкой. Пример: Русская народная песня: «Вот мчится тройка удалая»

Вот мчится тройка удалая (женская рифма) Вдоль по дорожке столбовой (мужская рифма) И колокольчик, дар Валдая (женская рифма) Звенит уныло под дугой (мужская рифма)

Стремясь отчетливо произнести последние слоги, певцы хора не­произвольно наделяют их акцентом, в результате чего в слове образу­ется второе ударение, что противоречит природе русской орфоэпии. Наиболее часто такие акценты возникают в произведениях медленно­го темпа. Дирижеру необходимо определить характер произношения текста: распев, декламация, вокализация, скороговорка. Например: вокально-хоровой текст может быть произнесен на распев (А. Новиков «Ой, да ты, калинушка»), декламационно (М. Мусоргский «Сцена у хра­ма Василия Блаженного»), в характере вокализации (Р. Щедрин «Ивуш­ка») и скороговорки (Р. Рубцов «Веники»).

Четкость дикции определяется фактурой хорового письма. В про­изведениях гармонического склада произношение отличается ритмиче­ским единством, синхронностью. В зависимости от настроения, дикция в таком сочинении может быть хорально распетой, либо «приобретать несколько редуцированный характер» (С. Танеев «Сере­нада»). В сочинениях гомофонно-гармонического склада на первом Основные вопросые мелодическая линия. Она должна звучать дикционно более вы­пукло, нежели гармоническое украшение (Ф. Мендельсон «Морское плаванье»).

В произведениях полифонического склада, где в каждой партии своя мелодия и литературный текст, ясная дикция утрачивает смы­словое значение, а иногда и может мешать созданию хоровой звучно­сти произведения, нарушая вокальность мелодических линий. «При исполнении подобных произведений нужно тщательно проследить основную логическую мысль, проходящую то в одной хоровой пар­тии, то в другой, и дикционно выделить основную смысловую линию, что подчеркнет единство дикции и орфоэпии как взаимообусловлен­ного целого в раскрытии художественного образа» (С. Танеев «Прометей», «Посмотри, какая мгла»).

Существуют две стороны работы над литературным текстом в хоре: техническая и смысловая, но это разделение имеет чисто условный харак­тер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.006 с.)