Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема XI : дикция в хоровом пении.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Какова оптимальная продолжительность распевания? 2. В чём сущность постепенности в распевании. 3. Обоснуйте важность распевания от примарных звуков. 4. Раскройте значение эмоционального фактура в распевании. 5. Охарактеризуйте один из типов упражнений. Л и т е р а т у р а 1.Соколов В.Л. Работа с хором. Учебное пособие. 2-е изд.. перераб.; доп. М.:Музыка, 1985. 2.Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом — М.: Музыка, 1988 3.Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса — Киев: Музична Украіна, 1988 4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. 5. ОсенневаМ.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Академия, 2003.
Тема XI: Дикция в хоровом пении. О с н о в н ы е в о п р о с ы 1. Введение. 2. Хоровая дикция. 3. Техника произношения слов при пении. Произношение гласных при пении. 4. Произношение согласных при пении. 5. Особенности певческой орфоэпии и логики речи. 6. Выявление содержания и характера литературного текста. Цель: изучение правил грамотного хорового произношения текста в произведениях
В в е д е н и е Хоровое пение - это синтез литературно-поэтического и музыкального начала. Различают три вида произношения: бытовое, художественное и певческое. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора (от лат. произношение) - произношение гласных и согласных – и орфоэпии – соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. И хотя певческое произношение ближе к сценической речи, однако, между ними есть существенное различие. Голос в речи характеризуется быстрыми глиссандо, неустойчивостью отдельных звуков. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону, произношение ритмически строго организовано, дыхание более продолжительное, чем в разговорной речи, и подчинено требованиям музыки. Специфика певческой дикции - в продолжительном выдерживании звука на гласных, в быстром произношении согласных с отнесением их внутри слова к последующему гласному. Для того чтобы слушатели поняли текст хорового произведения, а исполнители сумели донести содержание, идею литературного текста музыкального произведения, недостаточно только дикции - четкого, ясного произношения текста. Для этого исполнители должны знать и практически применять правила ор фоэпии (правильного произношения гласных и согласных в словах и словосочетаниях), логики речи (расстановке логических ударений в музыкальных фразах на главных и ключевых словах), помогающих понять основную мысль произведения.
Хоровая дикция - это комплекс навыков, состоящий из собственно дикции - ясного и чёткого (согласно орфоэпии) произношения гласных и согласных, сохранения в пении правильного ударения в словах, соблюдения правил и законов логики. Прежде всего исполнителю надо познакомится с классификацией литературно-текстового материала, используемого в хоровой музыке: > силлабо-тоническая (слого-ударная); > тоническое стихосложение; > проза; > типы окончаний фраз (мужская и женская). Существует три основных типа стиха: силлабический, тонический и силлабо-тонический. 1. Силлабический - характеризуется ровным количеством слогов в строке. В зависимости от числа слогов различают: десятисложный, одиннадцатисложный, двенадцатисложный, тринадцатисложный стих (пример: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали, За ворота башмачок, сняв с ноги бросали» В. Жуковский). В песнях часто встречается восьмисложный нерифмованный стих (пример: «Не ждала гостей, не ждала гостей, вдруг наехали, вдруг наехали»). 2. Ритм тонического стиха основан на сохранении ровного количества ударений в строках. Тонический тип стиха встречается в былинах, причитаниях, протяжных лирических песнях, а также некоторых хоровых произведениях на стихи современных поэтов («Двенадцать» В. Салманова на стихи А. Блока, «Патетическая оратория» Г. Свиридова на стихи В. Маяковского). 3. Силлабо-тоническое стихосложение получило наибольшее распространение в русской поэзии XIX - XX веков. В силлабо-тоническом стихе учитывается как число слогов, так и количество ударений, и место их расположения.
Основных размеров пять: > Ямб - двухсложный размер: (Мой дядя самых честных правил...)
> Хорей - двухсложный размер: (Буря мглою небо кроет...)
> Дактиль - трехсложный размер: (Воздух усталые силы бодрит...)
> Амфибрахий-трехсложный размер: (Однажды в студеную зимнюю пору...)
> Анапест трехсложный размер: (Зачинается песня от древних затей...)
В зависимости от количества стоп, входящих в стих, его именуют двустопным, трехстопным, четырехстопным, пятистопным и т. д. Чтобы определить размер стихотворения, необходимо проследить порядок чередования ударных и безударных слогов на протяжении нескольких строк, сложные сочетания стихотворных размеров, такие как пиррихий, спондеи и др. В вокальных произведениях взаимоотношение ритма поэзии и музыки осуществляется в двух направлениях: > сохранение в музыке ритма поэтического текста; > обобщенное претворение поэтического ритма и образование в связи с этим, «встречного» музыкального ритма (термин Е. Ручьевской). Исполнителю нужно помнить, что для создания высокохудожественного музыкального произведения композитору необходимо не слепое следование ритму поэзии, а умение подчинить его закономерностям чисто музыкального порядка. Следует сказать, что постоянное следование мелодии за ритмом стиха часто приводит к тому, что музыка теряет свою индивидуальность. Соответствие музыкального размера поэтическому ведет к монотонному однообразию. В музыкальной практике на уровне целостногопроизведения это встречается редко. Композитор использует ритмические приемы вокализации поэтического текста, среди них: претворение в музыке особенностей народного стихосложения (например, пятисложник); прием «обобщение через жанр» и др. Существуют определенные правила произношения окончания слов. Так называемое «женское» окончание стихотворной строки требует смягченного звучания последнего слога. Однако, в практике хорового исполнительства, оно часто не выполняется, что является ошибкой. Пример: Русская народная песня: «Вот мчится тройка удалая» Вот мчится тройка удалая (женская рифма) Вдоль по дорожке столбовой (мужская рифма) И колокольчик, дар Валдая (женская рифма) Звенит уныло под дугой (мужская рифма) Стремясь отчетливо произнести последние слоги, певцы хора непроизвольно наделяют их акцентом, в результате чего в слове образуется второе ударение, что противоречит природе русской орфоэпии. Наиболее часто такие акценты возникают в произведениях медленного темпа. Дирижеру необходимо определить характер произношения текста: распев, декламация, вокализация, скороговорка. Например: вокально-хоровой текст может быть произнесен на распев (А. Новиков «Ой, да ты, калинушка»), декламационно (М. Мусоргский «Сцена у храма Василия Блаженного»), в характере вокализации (Р. Щедрин «Ивушка») и скороговорки (Р. Рубцов «Веники»). Четкость дикции определяется фактурой хорового письма. В произведениях гармонического склада произношение отличается ритмическим единством, синхронностью. В зависимости от настроения, дикция в таком сочинении может быть хорально распетой, либо «приобретать несколько редуцированный характер» (С. Танеев «Серенада»). В сочинениях гомофонно-гармонического склада на первом Основные вопросые мелодическая линия. Она должна звучать дикционно более выпукло, нежели гармоническое украшение (Ф. Мендельсон «Морское плаванье»). В произведениях полифонического склада, где в каждой партии своя мелодия и литературный текст, ясная дикция утрачивает смысловое значение, а иногда и может мешать созданию хоровой звучности произведения, нарушая вокальность мелодических линий. «При исполнении подобных произведений нужно тщательно проследить основную логическую мысль, проходящую то в одной хоровой партии, то в другой, и дикционно выделить основную смысловую линию, что подчеркнет единство дикции и орфоэпии как взаимообусловленного целого в раскрытии художественного образа» (С. Танеев «Прометей», «Посмотри, какая мгла»). Существуют две стороны работы над литературным текстом в хоре: техническая и смысловая, но это разделение имеет чисто условный характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.006 с.) |