Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковно-певческое направлениеСтр 1 из 37Следующая ⇒
Особенно тесные взаимоотношения Киевской Руси с Византией. В конце X века при Владимире I Святославиче, византийское православие было объявлено государственной религией. Принятие христианства. Епископские канцелярии, соборы и монастыри – главный центр киевской образованности. 1.Литературный язык, письменность (Ярослав I Мудрый, его внук Влад. Мономах – незаурядные литературное дарование, интересные произведения). 2.Архитектура, изобразительное искусство – строились роскошные, монументальные храмы, дворцы и соборы. 3.И конечно музыка – необъемлемая часть быта Киевской Руси. Она исполнялась во время торжественных приемов и церемоний, на веселых пирушках, охотах для заполнения досуга. Светское музыцирование. Несмотря на противодействие церкви, многие князья окружали себя «умельцами» - певцами и исполнителями на музыкальных инструментах, а иногда и сами играли и пели. Музыканты были и иностранцы из Византии – приносили свой репертуар. Музыка не только для увеселения, но и ратная (боевая) – трубы, бубны. XII в. «Слово о полку Игореве» – идея национального единства в период К.Р. – яркое выражена в героических славильных песнях. Песнь Баяна – певец, поэтический глашатый.
В К.Руси формируется тип древнерусского актера – скомороха – умелый, остроумный, находчивый – обязательный участник всякого народного празднества или развлечения. Общественное положение скоморохов, несмотря на популярность, было бесправным. Гонение со стороны церкви. Со временем произошло расслоение в среде скоморохов. 1. странствующие, часто гонимые и преследуемые. 2.тип скоморохов оседлого, «служилого» (служившего одному покровителю). Высокого развития в Киевской Руси достигает культура церковного пения. Вырабатываются прочные профессиональные традиции, закрепленные определенной совокупностью правил и понятий, создается своя система музыкальной письменности, давшая возможность твердой фиксации и сохранение употребляемых напевов. При Ярославе Мудром пришли 3-е греческих певцов («с роды своими»), т.е. с семьями «и от них началось в русской земле ангелоподобное пение». В отличие от католической церкви, в православной церкви пение было исключительно вокальным, без участия инструментов и строго одноголосным.
Одной из сторон исключительно своеобразной художественной культуры русского средневековья был стиль – Знаменное пение – одноголосное. С течением времени знамена стали называть крюками – «крюковое пение». Хоровой стиль a cappella. Каждый глас – свои хоровые попевки – погласицы. Мелодика строго диатонична, ровное, поступенное движение в пределах ч.4, ч.5, 6 – свобода и текучесть ритма (колорит музыки сравним с впечатлением от древних икон и церковных фресок). Тип знаменного пения можно отнести к типу хоровой псалмодии. Хормейстер руководил при помощи рук – хэйрономии (хейрономия – стариннный способ управлять хором при помощи рук и пальцев, использовали мимику и движения головой. Возникла на Востоке и развилось в Др. Греции, затем в Византии. 1-ый руководитель церковного хора назывался доместик). Кроме знаменного пения в Киевской Руси существовал стиль кандакарного пения, применяемый в исполнении праздничных хвалебных гимнов – кондаков. Обилие всевозможных украшений, хроматизмов, модулирующих переходов из одного лада в другой, яркая красочность, пышность. Кандакарное пение не расшифровано. Канд. пение видимо не пользовалось широкой массовой распространенностью и отмирает вместе с упадком самого Киева и разложением тех жизненных форм, которые складывались в цветущую эпоху его существования. В XIII в. кондакарное пение полностью исчезает из певческих книг. В XII в. Киев приходит в упадок. Большое значение короткого периода расцвета Киевской Руси для культуры.
Великий Новгород Большая роль в деле сохранения и дальнейшего развития тех высоких культурных традиций, основы которых были выработаны в Киевской Руси. Великий Новгород – 2-ой город после Киева. Храмы, церкви строились киевскими мастерами. Высокий подъем: 1.Культура светского музыцирования. 2.Окончан. сформирован тип скоморошьего искусства: а) кукольный театр; б) игра на гуслях; в) былина – эпос. В Новгороде скоморохи пользовались сравнительно обеспеченным и легальным положение (в отличие от других городов). Образ поэтизируется в Садко – профессиональный скоморох. Из Новгорода – скоморохи расходились по всех Руси.
В церковно-певческом искусстве – Новгород главное положение. Множество мастеров – исполнителей из школы «распевщиков» (распевщик - композитор) обогащают культуру знаменного пения. Братья Савва и Василий Роговы, Иван Шайдуров. Возникает новый художественный жанр «религиозного действа» из эпизодов «Священного писания». Более развитые элементы театрализованности содержит «пéщное действо» - в основе сюжет из библейской легенды. (Царь Навуходоносор приказал бросить в раскаленную печь 3 еврейских отрока, и спустившийся с неба ангел спас их от огня, и они остались невредимы). Театрализованное действо - все исполнялось с настоящим огнем (жгли настоящую траву) и т.д., на веревке из-под купола церкви спускали маленько ребенка. Персонажи произносили свои реплики. Пелись различные молитвы и религиозные гимны из круга церковных знаменных песнопений. «Пещное действо» - чрезвычайно любопытный и показательный пример использования церковью элементов «мирского», светского искусства, вплоть до того, что участвовали в виде исключения и скоморохи. В Новгороде получает развитие еще один вид древнерусского национального искусства – колокольный звон. В церквях появились колокола, заменившие била – чугунные полосы, по которым ударяли молотком. Отрасль литья колоколов – высокое и тонкое искусство – художественное произведение. Колокола – важная рольне только в культовом обиходе, но и в гражданской жизни Великого Новгорода. Большой вечевой колокол являлся символом гордой независимости и величия «вольного города». Поэтому одним из первых актов завоевания Великого Новгорода, московским царем Иваном III, было снятие и увоз этого колокола. Так в конце XV в. – важнейшие культурные завоевания Новгорода были усвоены Москвой, которая в этого времени становилась основным центром всей русской жизни.
Москва XV в. В XV в. Московская Русь – от Рязани до Поморья, от Урала до Новгорода и Пскова. С XIV в князья раздробленных феодальных владений начинают собираться под властью Москвы. 1. Рост ремесла и торговли, 2. необходимость совместной обороны от захватчиков и поработителей. 1380г. – Дмитрий Донской (Куликовская битва) – победа над татарскими ордами. 1480г. – Иван III – сокрушительный удар по татарам. Куликовская битва – подъем национального сознания. Поэма «Задонщина» (прямое подражание «Слово о полку Игореве»). Рост государственного самосознания выражается в песенном творчестве. К XVI в. – формирование и широкое развитие жанра исторической песни. Песня «Про татарский полон», песни об Иване Грозном – самовластном, но справедливом (о его семье, об отношениях с боярами и т.д.; о взятии Казани). Жанр исторической песни явился завершением былинного песенного творчества, правда повествовалась без прикрас и фантазий (былинных). Москва – центр литературы, науки и архитектуры (строительство Кремля, Успенский собор, Грановитая палата. Мастера из Пскова, Новгорода, Ростова, Суздалья и др. городов славившихся зодчеством. Собор Василия Блаженного (в честь покоренной Казани). Мастера из Италии – изящество и утонченность эпохи Возрождения. Литература – объединение и синтез всего основного достояния русской письменности. При Иване Грозном (устранение существующих разногласий и противоречий между отдельными редакциями тех или иных книг, самой манере и приемах словесного изложения). Появление на Руси первых печатных книг (высокохудожественное оформление). Книгопечатание – достигнуть единообразия, избежать искажений и произвола при переписке писцами.
1.Летописный свод - название «Лицевой свод». 2.«Сборник религиозных чтений о житии святых». Музыка. Аналогичные мероприятия. Иван Грозный – широкая образованность, разнообразие культурных интересов и знаний, ценитель и знаток церковно-певческого искусства. Весь круг песнопений православной церкви подвергается систематизации и пересмотру. В XV в. – «Обиход», т.е. собрание основных употребляемых песнопений. Вопросом искусства – государственное значение. «Стоглавый собор» (100 глав) в 1551г. – программа о иконописном и церковно-певческом искусстве – единый образ в росписи монастырей и церквей (за основу иконопись Ан. Рублева), осуществлялся государственный и церковный контроль за церковной службой. Церковная служба – «чинно и немятежно». Обучение певческому искусству в школах и училищах, учреждаемых на дому у грамотных дьяков. Исключительная пышность и блеск – быт московских князей. Новое высокое положение (единственные христианские владыки) – выражение во внешнем церемониале. Церковное пение – большая роль при дворе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.30 (0.011 с.) |