Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постоянное повторение заученного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Время от времени повторяй заученное тобой знание. Ведь, поистине, отказ от повторения - это символ исчезновения знания, каким бы крепким оно не казалось. Сообщается со слов ('Абдуллаха) ибн 'Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, читающий Коран, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами. Если он будет неусыпно следить за ними, то удержит их, а если отпустит, они уйдут» [169] .Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Малик в «аль-Муватта». Хафиз Ибн 'Абд уль-Барр [170] (да помилует его Аллах) сказал: «В этом хадисе указание на то, что знание покидает человека, каким бы крепким оно ни было, если он не повторяет его. Дело в том, что в те времена их знанием был именно Коран. И если даже Коран, который был облегчен для запоминания [171] , покидает человека, который не повторяет его, то что ты думаешь относительно других известных наук?! Наилучшим знанием является то знание, основы которого крепко схвачены человеком, а ответвления постоянно вспоминаются им. И это (наилучшее) знание ведёт к Всевышнему Аллаху и указывает на то, чем Он доволен!» [172] . А один из ученых сказал: «Всякое величие, которое не закреплено знанием, непременно обернётся унижением» [173] . Необходимость изучения религии для извлечения ответвлений из основ [174] Изучение религии приводит человека к пониманию (фикху). Человек, изучивший религию, получает возможность связывать религиозные постановления с мудростями шариата. Сообщается со слов (’Абдуллаха) ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть сделает Аллах прекрасным лик человека, который услышал мои слова, выучил и усвоил их, а затем донёс (до других) так, как услышал. Возможно, (сам) несущий знание не обладает (должным) пониманием. И, может быть, он передаст знание тому, кто обладает более глубоким пониманием, чем он» [175] . Разъясняя этот хадис, Ибн Хайр (да помилует его Аллах) сказал: «Этот хадис разъясняет, что понимание религии (фикх) - это исследование смыслов слов (Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха) путём изучения их смысла. Также этот хадис указывает на обязательность изучения религии, на обязательность исследования смысла хадисов и извлечения скрытых в них тайн» [176] . Двум шейхам - шейху ислама Ибн Теймие и его ученику Ибн Каййиму аль-Джаузии - да помилует Аллах их обоих, принадлежит в этом великая доля. Если человек поразмышляет над книгами этих двух имамов, то это размышление приведёт его к правильному пониманию религии. Знай - да направит тебя Аллах - что перед тем, как обрести понимание религии, человек должен размышлять. Поистине, Всевышний Аллах во многих аятах Своего Писания призывает рабов к движению мысли и глубокому размышлению над царством небес и земли. А также к тому, чтобы человек внимательно поразмыслил над самим собой и над окружающим миром. Всё это для того, чтобы раскрыть силу разума, которая затем призвана укрепить веру и дать глубокое понимание религиозных постановлений и научный триумф. Аллах сказал: «Вот так разъясняет Аллах вам Свои знамения, чтобы вы поразмыслили» [177] . А также: «Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не станете размышлять» [178] . Таким образом, глубокое понимание религии находится дальше, чем размышление. Глубокое понимание религии - это результат и продукт размышления [179] . А иначе: «И почему же эти люди никак не могут понять (ни одного) рассказа?» [180]. Глубокое понимание религии защищено от желаний и страстей человека посредством религиозных доводов. Аллах сказал: «И если ты последуешь за их прихотями после пришедшего к тебе (истинного) знания [Корана и Сунны], то не будет тебе от Аллаха ни покровителя, и никакого помощника» [181]. О искатель знаний! Укрась себя взглядом (в книги), размышлением (тафаккуром), пониманием (фикхом) и глубоким пониманием (тафаккухом), и, быть может, ты дойдёшь до степени «факых ун-нафс» [182]. Этот термин используется знатоками фикха. Им называют того, кто может связывать религиозные постановления с мудростями и причинами, установленным в шариате. А знатоки хадиса называют такого человека «факых уль-бадан». Размышляй над новыми вопросами, выводя постановления относительно них из основ, и проявляя совершенную заботу о правилах и нормах религии [183]. Когда ты исследуешь вопрос и выносишь постановление, то обращай внимание на следующие правила и безусловные основы религии: принятие во внимание пользы, устранение вреда и сложности [184], привлечение облегчения, закрытие врат к хитростям и уловкам [185] и преграждение путей к запретному. Если ты будешь поступать так, то будешь направлен к истине! Такой подход окажет тебе помощь в трудных ситуациях. Как уже было сказано, тебе следует заняться глубоким изучением религиозных текстов и размышлением над тем, что окружает положения шариата, и над целями религии. Если ты не будешь понимать этого или же твой слух не будет воспринимать это, то, поистине, твоё время пропадёт даром, и ты так и останешься невеждой. Это качество [способность выносить постановления, опираясь на общие основы] даст тебе способность тонкого различения и даст тебе правильное мерило. Настоящим знатоком фикха является тот, кто может вынести постановление тогда, когда сталкивается с новым вопросом, относительно которого нет прямого религиозного текста. Точно также, истинным знатоком красноречия является не тот, кто может рассказать тебе о видах речи и определениях каждого вида. Однако истинный знаток красноречия - тот, кто глубоко понимает тайны Корана, а когда он пишет или обращается к людям, то будто бы слагает стихи. Это касается и всех остальных наук [186]. Обращение за помощью к Всевышнему Аллаху в приобретении знаний Если какая-либо наука не поддаётся тебе, то не пугайся. Поистине, некоторые науки оказывались трудными даже для некоторых известных и выдающихся учёных. Некоторые из них открыто говорили об этом, что передаётся в их биографиях. Например, аль-Асма'и [187] не мог освоить науку «’аруд»(просодия) [188]. Знаток хадиса ар-Рухауи не мог освоить каллиграфию. Ибн ус-Салях [189] не мог освоить «мантык»(логику). Знаток арабской грамматики (нахву)Абу Муслим (Му'аз ибн Муслим аль-Куфи) не мог освоить науку «тасриф»(морфология, словоизменение). Ас-Суюты [190] не мог освоить арифметику. Абу ’Убейда, Мухаммад ибн ’Абд уль-Бакы аль-Ансари, Абу-ль Хасан аль-Каты'и, Абу Закария Яхья ибн Зияд аль-Фарра и Абу Хамид аль-Газали - все они не могли освоить грамматику арабского языка (нахву). О искатель знаний! Удвой свое рвение и обращайся к Аллаху с мольбами, ища у Него защиты и смиряясь пред Ним. Когда шейх ислама Ибн Теймия (да помилует его Аллах) не мог понять толкование некоторых аятов Книги Аллаха, он часто повторял: «О Аллах! О Тот, Кто научил Адама и Ибрахима! Научи и меня! О Тот, Кто даровал понимание Сулейману! Даруй понимание и мне!». После этого ему открывалось значение этих аятов [191]. Научная правдивость и честность (амана) [192] Искатель знаний должен украсить себя научной правдивостью и честностью (амана) во время поиска и приобретения знаний, во время поступков и донесения знания до людей. Поистине, счастье общины зависит от праведности её деяний, а праведность её деяний зависит от правильности её знаний. Правильность знаний, в свою очередь, зависит от того, насколько честными и правдивыми будут учёные мужи, когда они что-то передают или кого-то описывают. Если человек говорит о знании без честности, то он наносит знанию рану и устанавливает камень преткновения на пути к успеху общины. В каждой группе, относящей себя к знанию, есть люди, которые приобретают знание не ради того, чтобы украсить себя высочайшими достоинствами, и не ради того, чтобы принести пользу людям [193]. В таких людях ты не найдёшь честности и правдивости, которая утвердилась бы в их душах. Они не стесняются передавать всё, что слышат, и разъяснять то, чего не знают. Именно это побудило выдающихся обладателей знания заняться критикой определённых людей и дать людям возможность различить между теми, кто преступает границы в речах, и между теми, кто говорит лишь то, о чём знает. Они занялись этим для того, чтобы искатели знания хорошо знали ценность того, что они читают. И именно по причине этих людей искатели знаний знают положение (каждого автора), правдив он или лжив, или больше правдив, чем лжив, или больше лжив, чем правдив, или в нём одинаково смешаны два качества. Правдивость (сыдк) [194] Правдивость в речах- это символ достоинства, почёта души, чистоты ума, высокой цели, правильности разума, предвестник любви со стороны творений, символ счастья общины и защиты религиозности [195]. Именно поэтому правдивость (сыдк) - это обязанность каждого человека. Какое же разочарование ждёт того, кто пренебрёг ею! Кто пренебрёг ею, тот нанёс ущерб себе и своему знанию. Сказал аль-Ауза'и (да помилует его Аллах): «Изучайте правдивость ещё до того, как начнёте изучать (религиозное) знание». Сказал Уаки' (да помилует его Аллах): «В этом ремесле [196] возвысится только правдивый!» [197]. Изучай же правдивость, да помилует тебя Аллах, ещё до того, как начнёшь изучать религиозное знание. Правдивость (сыдк) заключается в том, что человек говорит то, что соответствует действительности и убеждениям. Правдивости можно достичь только этим путём. Что же касается лжи, то она бывает разных форм и видов, но все эти формы и виды можно объединить в три вида: Во-первых, ложь льстеца. Она проявляется в том, что человек говорит то, что противоречит и действительности, и убеждениям. Например, человек заискивает перед нечестивцем или сторонником новшеств, говоря ему о том, что тот следует по прямому пути. Во-вторых, ложь лицемера. Она проявляется в том, что человек говорит то, что противоречит его убеждениям, но соответствует действительности [198]. Лицемер говорит вслух то же самое, что говорят люди сунны и прямого пути. В-третьих, ложь глупца. Она проявляется в том, что человек говорит то, что противоречит действительности, но соответствует его убеждениям. Например, глупец считает суфия-сторонника новшеств праведником и называет его приближённым Аллаха. Постоянно держись пути правдивости! Если ты шевелишь язык, двигаешь губами и открываешь рот, то говори только ту правду, которую ощущает твоё сердце (например, любовь или ненависть), и ту правду, которую ощущают твои органы чувств: слух, зрение, обоняние, вкусовые ощущения и прикосновения. Правдивый не признается в любви тому, кого ненавидит, и не заявляет, что услышал кого-то, если не слушал. Остерегайся того, чтобы тебя окружили дурные предположения (со стороны людей), и не изменяй своему твёрдому решению говорить только правду, а иначе ты будешь записан среди лжецов. Ты можешь гарантировать себе правдивость следующим способом: если твоя душа будет бороться с тобой, чтобы произнести неправду, то ты должен сломить её посредством вспоминания великого положения и почёта правдивости, а также воспоминания подлости и низости лжи. Помни о том, что лжец всегда близок к тому, что его раскроют. Обратись за помощью к Аллаху и ни в коем случае не ослабевай! Не открывай для своей души дорогу двусмысленных фраз там, где этого не позволяет религия [199]. О искатель знаний! Остерегайся того, что ты начнёшь говорить двусмысленно и станешь лжецом. Самая же худшая форма лжи - это ложь в знании, причиной которой становится недуг соревнования со сверстниками и желания быть услышанным во всех уголках. Если человек ищет славы, то пусть знает, что мужи, обладающие проницательным зрением и критикующими перьями, находятся в засаде. Они взвесят его славу на весах сунны, после чего ты лишишься трёх вещей: - Лишишься доверия в сердцах людей [200], - Твоё знание покинет тебя, и люди перестанут его принимать, - Тебе перестанут верить даже тогда, когда ты говоришь правду. Таким образом, если кто-либо занял себя красивыми речами (для обольщения людей), то он является братом колдуна, а колдун не преуспеет, куда бы он ни направился. А Аллах знает лучше! Щит искателя знаний Щит учёного - это слова «я не знаю». Учёный разрывает завесу, (защищающую его), если считает произнесение этой фразы чем-то зазорным и говорит: «Говорят так-то и так-то!». Таким образом, слова «я не знаю» - это половина знания, а слова «говорят, что» или «я думаю» - это половина невежества [201].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.01 с.) |