Приобретение знаний от шейхов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приобретение знаний от шейхов



Основа заключается в то м, что знание приобретается путё м принятия его от учителя из уст в уста, путём нахождения возле шейха, путём принятия его непосредственно от учёных мужей. Оно не приобретается путё м самостоятельного чтения свит­ков и книг. Приобретающий знание от шейхов приобретает его по цепочке от живых людей, а приобретающий знание из книг перенимает его от неодушевлённого предмета. Разве он может иметь непрерывную цепочку?! Было сказано: «Кто войдёт в знание один (без шейха), тот и выйдет оттуда один (без знания)!»

Знание - это тоже ремесло, а каждое ремесло нуждается в (искусном) мастере. Значит, ты непременно должен приобре­тать знание от искусного учителя. И можно сказать, что отно­сительно этого есть единогласное мнение среди обладателей знания. Исключением являются лишь некоторые учёные, ко­торые отклонились от общей массы учёных. Среди них, напри­мер, врач по имени 'Али ибн Ридуан аль-Мисри (скончался в 453 г.х.). Его опровергали учёные не только из числа его совре­менников, но и из числа последующих поколений. Передав его биографию, хафиз аз-Захаби (да помилует его Аллах) сказал: «У него не было учителя. Напротив, он занял себя приобретени­ем знания из книг и написал отдельную книгу о том, что можно перенять ремесло, опираясь лишь на книги. Он считал, что книга даёт больше знаний, чем учителя, но данное утверждение яв­ляется ошибкой» [98]. Также его подробно опроверг ас-Сафади в книге «аль-Уафи». Также аз-Зубейди в «Шарх уль-Ихья» пе­редал слова многих учёных, которые опровергали этого врача. Например, сказал Ибн Батлян: «В-шестых, в книгах могут присутствовать такие вещи, которые отдаляют от знания, чего не скажешь о (хорошем) учителе. Например:

- Ошибки, исходящие от схожего написания разных букв,

- Ошибки, исходящие от уклонения зрения [99],

- Слабое знание читателя об арабских падежах (и'раб),

- Также читатель может что-то неправильно прочесть, или прочитать то, чего вообще не написано,

- Ошибки, исходящие от неправильных убеждений автора кни­ги [100],

- Неправильная передача слов,

- Соединение между собой разных предложений,

- Внесение путаницы в начинающего искателя знаний,

- Упоминание терминов, характерных именно для изучаемой науки,

- Упоминание греческих слов, например, «навруз».

Всё это задерживает человека на пути к знанию. А если бы ученик читал эти книги с учителем, то отдохнул бы от всех этих сложностей. Если дело обстоит им енно так, то изучение книг с учё ными лучше и приносит больше пользы, чем самостоятель­ное их изучение. И именно это мы желали разъяснить. Сказал ас-Сафади: «Именно поэтому учёные сказали: «Знание не берё т­ся от книжника и того, кто изучал Коран самостоятельно» [101]. То есть не читай Коран (для проверки) тому, кто сам перенял его без учителя, и не читай хадисы и другие науки (для проверки) тому, кто перенял эти науки из книг». Также на ложность мне­ния Ибн Ридуана указывает следующее обстоятельство. Ты ви­дишь тысячи биографий учё ных, живших в разное время и при разных обстоятельствах, и все эти биографии пер еполнены именами шейхов этих учё ных и их учеников. Были те, у кого было мало шейхов, а были и те, у кого было много шейхов. В био графиях некоторых учё ных ты можешь увидеть, что у них было тысячи шейхов. Об этом сказано в главе об учёных, кото­рые никогда не женились, из книги «аль-Исфар» [102]. Передают, что когда возле Абу Хаййана Мухаммада Юсуфа аль-Андалюси (скончался в 745 г.х.) упоминали Ибн Малика, он говорил: «А где его шейхи?». Аль-Уалид передал, что аль-Ауза'и говорил: «Это знание было почитаемо, пока учёные мужи передавали его друг другу, но когда оно попало в книги, то попало и к тем, кто его не заслуживал» [103]. Нечто подобное от аль-Ауза'и передал и Ибн уль-Мубарак.

Нет сомнения в том, что приобретение зна­ний из книг является причиной ошибок. Особенно это касается наших дней, так как в старых книгах нет ни точек, ни огласовок над буквами. Студент, читающий эти книги, может неправиль­но прочесть слово и его ошибка изменит смысл сказанного ав­тором книги. Но такого не случается с тем, кто перенимает зна­ние из уст учёных мужей. Точно также ошибки допускает тот, кто передаёт знание по памяти, в отличие от того, кто передаёт знание из проверенных книг. Также ценное исследование на эту тему есть у Ибн Хальдуна в его книге «аль-Мукаддима» (4/1245).

آداب الطالب مع شيخه



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.005 с.)