Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приобретение знаний от шейхов
Основа заключается в то м, что знание приобретается путё м принятия его от учителя из уст в уста, путём нахождения возле шейха, путём принятия его непосредственно от учёных мужей. Оно не приобретается путё м самостоятельного чтения свитков и книг. Приобретающий знание от шейхов приобретает его по цепочке от живых людей, а приобретающий знание из книг перенимает его от неодушевлённого предмета. Разве он может иметь непрерывную цепочку?! Было сказано: «Кто войдёт в знание один (без шейха), тот и выйдет оттуда один (без знания)!» Знание - это тоже ремесло, а каждое ремесло нуждается в (искусном) мастере. Значит, ты непременно должен приобретать знание от искусного учителя. И можно сказать, что относительно этого есть единогласное мнение среди обладателей знания. Исключением являются лишь некоторые учёные, которые отклонились от общей массы учёных. Среди них, например, врач по имени 'Али ибн Ридуан аль-Мисри (скончался в 453 г.х.). Его опровергали учёные не только из числа его современников, но и из числа последующих поколений. Передав его биографию, хафиз аз-Захаби (да помилует его Аллах) сказал: «У него не было учителя. Напротив, он занял себя приобретением знания из книг и написал отдельную книгу о том, что можно перенять ремесло, опираясь лишь на книги. Он считал, что книга даёт больше знаний, чем учителя, но данное утверждение является ошибкой» [98]. Также его подробно опроверг ас-Сафади в книге «аль-Уафи». Также аз-Зубейди в «Шарх уль-Ихья» передал слова многих учёных, которые опровергали этого врача. Например, сказал Ибн Батлян: «В-шестых, в книгах могут присутствовать такие вещи, которые отдаляют от знания, чего не скажешь о (хорошем) учителе. Например: - Ошибки, исходящие от схожего написания разных букв, - Ошибки, исходящие от уклонения зрения [99], - Слабое знание читателя об арабских падежах (и'раб), - Также читатель может что-то неправильно прочесть, или прочитать то, чего вообще не написано, - Ошибки, исходящие от неправильных убеждений автора книги [100], - Неправильная передача слов, - Соединение между собой разных предложений, - Внесение путаницы в начинающего искателя знаний, - Упоминание терминов, характерных именно для изучаемой науки, - Упоминание греческих слов, например, «навруз».
Всё это задерживает человека на пути к знанию. А если бы ученик читал эти книги с учителем, то отдохнул бы от всех этих сложностей. Если дело обстоит им енно так, то изучение книг с учё ными лучше и приносит больше пользы, чем самостоятельное их изучение. И именно это мы желали разъяснить. Сказал ас-Сафади: «Именно поэтому учёные сказали: «Знание не берё тся от книжника и того, кто изучал Коран самостоятельно» [101]. То есть не читай Коран (для проверки) тому, кто сам перенял его без учителя, и не читай хадисы и другие науки (для проверки) тому, кто перенял эти науки из книг». Также на ложность мнения Ибн Ридуана указывает следующее обстоятельство. Ты видишь тысячи биографий учё ных, живших в разное время и при разных обстоятельствах, и все эти биографии пер еполнены именами шейхов этих учё ных и их учеников. Были те, у кого было мало шейхов, а были и те, у кого было много шейхов. В био графиях некоторых учё ных ты можешь увидеть, что у них было тысячи шейхов. Об этом сказано в главе об учёных, которые никогда не женились, из книги «аль-Исфар» [102]. Передают, что когда возле Абу Хаййана Мухаммада Юсуфа аль-Андалюси (скончался в 745 г.х.) упоминали Ибн Малика, он говорил: «А где его шейхи?». Аль-Уалид передал, что аль-Ауза'и говорил: «Это знание было почитаемо, пока учёные мужи передавали его друг другу, но когда оно попало в книги, то попало и к тем, кто его не заслуживал» [103]. Нечто подобное от аль-Ауза'и передал и Ибн уль-Мубарак. Нет сомнения в том, что приобретение знаний из книг является причиной ошибок. Особенно это касается наших дней, так как в старых книгах нет ни точек, ни огласовок над буквами. Студент, читающий эти книги, может неправильно прочесть слово и его ошибка изменит смысл сказанного автором книги. Но такого не случается с тем, кто перенимает знание из уст учёных мужей. Точно также ошибки допускает тот, кто передаёт знание по памяти, в отличие от того, кто передаёт знание из проверенных книг. Также ценное исследование на эту тему есть у Ибн Хальдуна в его книге «аль-Мукаддима» (4/1245). آداب الطالب مع شيخه
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.005 с.) |