Как приобретается знание. Этапы приобретения знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как приобретается знание. Этапы приобретения знания.



«Кто не овладел в совершенстве основами, тот не достигнет цели» [65]. «Кто пожелает приобрести знание целиком за один раз, от того знание уйдет целиком за один раз» [66].

Также учёные говорили: «Слишком большое скопление знаний (за один раз) является причиной неправильного понимания» [67]. Следо­вательно, искатель знаний не может обойтись без закладыва­ния основ и фундамента в каждой науке, которую он изучает. Он должен в совершенстве овладеть основами этой науки и из­учить её краткие книги у шейха (преподавателя), который знает эту науку в совершенстве [68].

Не нужно изучать науку самостоятельно [69], однако нужно приобретать знание (у шейха), соблюдая постепенность. Все­вышний Аллах сказал: «И (ниспослали Мы тебе) Коран, (который) Мы разделили, чтобы ты читал его людям не спеша, и ниспослали Мы его (Коран) ниспосланием» [70].

Всевышний Аллах также сказал: «И сказали те, которые не уверовали: «О, если бы был ниспослан ему (Мухаммаду) Коран за один раз, (а не частями)!». Так (Мы ниспослали Коран по частям) для того, чтобы укрепить им твоё сердце, и прочитали Мы его по порядку» [71].

Всевышний Аллах также сказал: «Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него» [72].

Есть вещи, которые ты обязательно должен принять во внимание при изучении каждой науки:

Во-первых, необходимо выучить краткую книгу по этой науке [73].

Во-вторых, необходимо проверить себя, рассказав эту книгу шейху, в совершенстве владеющему этой наукой [74].

В-третьих, не нужно занимать себя длинными книгами и многотомными трудами, пока ты не выучишь и в совершенстве не овладеешь основами этой науки [75].

В-четвёртых, не надо изучать друг за другом сразу несколь­ко кратких книг, если в этом нет нужды, ибо это уже будет пу­стой тратой времени.

В-пятых, необходимо находить в книгах (и выписывать) пользы и научные правила.

Студент должен настроить самого себя на поиск знаний и на движение вперёд. Он должен обратить всё своё внимание и сильно жаждать получения знаний. Он должен идти всё выше и выше, чтобы постепенно перейти к длинным книгам, добрав­шись до них по верному пути. Ибн уль-'Араби аль-Малики счи­тал, что искатель знаний не должен одновременно изучать две науки. В первую очередь, ему следует начать изучение арабско­го языка, арабской поэзии и арифметики. А затем он должен перейти к изучению Корана [76]. Однако Ибн Хальдун считал, что прежде всего нужно изучать и заучивать наизусть Священный Коран. Ведь, пока ещё ребенок находится в маленьком возрас­те, он повинуется приказам родителей. Если же он достигнет совершеннолетия (и до сих пор не выучит Коран), то родите­лям уже будет сложно заставлять его заниматься Кораном. Что же касается одновременного изучения двух или трех наук, то это уже зависит от понимания и активности самих учеников [77]. Среди обладателей знания были такие, кто преподавал фикх в соответствии с ханбалитским мазхабом по книге «Зад уль-Мустакни’» для новичков. Для студентов более высокого уровня они преподавали уже книгу «аль-Мукни '», в которой разбира­лись разногласия внутри мазхаба. Затем они преподавали книгу «аль-Мугни», в которой разбирались уже все разногласия между учёными. При этом они не разрешали новичкам присутствовать на уроках по книгам «аль-Мукни'» и «аль-Мугни», дабы в понимании студента не возник беспорядок [78]. Знай, что краткие книжки и объёмные труды, на которых студент строит своё зна­ние, перенимая его от шейхов, разнятся в зависимости от мест­ности и мазхаба [79]. Также выбор книги зависит от самого студента - от его врождённых способностей, от его понимания, от ег о подготовки, от его силы или слабости, от его слабого или силь­ного ума, от его пыла. Искатели знаний в нашей стране сначала учатся в начальной школе и учат наизусть Священный Коран. Затем они проходят три этапа, перенимая знание от шейхов в мечетях: новички, средние студенты и студенты, обладающие твёрдым знанием.

В науке о единобожии (таухиде) они изучают следующие книги:

«Салясат уль-усуль уа адиллятуха»,

«аль-Кауа’ид аль-Арба’»,

«Кашф уш-Шубухат»,

«Китаб ут-Таухид».

Все эти книги принадлежат перу шейха Мухаммада ибн 'Абд уль-Уаххаба (да помилует его Всевышний Аллах). Эти книги по­вествуют о единственности Аллаха в праве на поклонение ра­бов.

Что касается единобожия, связанного с именами и атри­бутами Аллаха, то в этой сфере они изучают следующие книги:

«аль-'Акыда аль-Уасытыя» [80],

«аль-Хамауия»,

«ат-Тадмурия» [81].

Эти три книги принадлежат перу шейха ислама Ибн Теймии (да помилует его Всевышний Аллах). Затем они изучают книгу «аль-'Акыда ат-Тахауия»вместе с её толкованием [82].

В науке о грамматике арабского языка они изучают следующие книги:

«аль-Аджуррумия» [83],

«Мульхат уль-И’раб» аль-Харири,

«Катр ун-Нада» Ибн Хишама,

«Альфия» Ибн Малика вместе с разъяснением Ибн 'Акыля.

В науке о хадисах они изучают следующие книги:

«аль-Арба'ун ан-Науауия»,

«’Умдат уль-Ахкам» аль-Макдиси,

«Булюг уль-Марам» Ибн Хаджара [84],

«аль-Мунтака» аль-Маджда ибн Теймии [85].

Затем они приступают к чтению шести основных сборников хадисов и других книг [86].

В науке о терминологии хадисов (мусталях) они изучают следующие книги:

«Нухбат уль-Фикр» Ибн Хаджара [87],

«Альфия» аль-’Иракы [88].

В науке «фикх» они изучают, например, следующие книги:

«Адаб уль-машьи иля ссолят» шейха Мухаммада ибн 'Абд уль-Уаххаба,

«Зад уль-мустакни'» аль-Хаджжауи или «'Умдат уль-фикх» (ибн Кудамы),

«аль-Мукни'», где разбираются разногласия между учёны­ми ханбалитского мазхаба,

«аль-Мугни», где разбираются разногласия между учёны­ми всех мазхабов.

Три последние книги принадлежат перу Ибн Кудамы (да поми­лует его Аллах).

В науке «основы фикха» они изучают следующие книги:

«аль-Уаракат» аль-Джувейни,

«Раудат ун-Назыр» Ибн Кудамы.

В науке о делении наследства они изучают следующие книги:

«ар-Рахабия» вместе с её разъяснениями,

«аль-Фауаид аль-Джалийя» [89].

В науке о толковании Корана они изучают толкование Кора­на, написанное Ибн Касиром (да помилует его Аллах).

В науке об основах и правилах толкования Корана (усуль ат-тафсир) они изучают книгу «аль-Мукаддима» шейха ислама Ибн Теймии (да помилует его Аллах).

В науке о жизнеописании пророка (мир ему и благословение Аллаха) они изучают следующие книги:

«Краткое жизнеописание пророка (мир ему и благословение Аллаха)», написанное шейхом Мухаммадом ибн 'Абд уль-Уаххабом,

«Жизнеописание пророка (мир ему и благословение Аллаха)», написанное Ибн Хишамом,

«Зад уль-Ма’ад» Ибн уль-Каййима.

При изучении арабского языка они знакомятся также с арабски­ми стихотворениями, например, изучают семь известных поэм, написанных во времена доисламского невежества (му'аллякат ас-саб'). Также они читают толковый словарь, принадлежащий перу аль-Файруза Абади.

Именно так поэтапно они изучают и остальные религиозные науки. Наряду с вышеперечисленны­ми книгами они также читают вместе с шейхами объемные тру­ды. Например:

«Тарих» (История) и «Тафсир» (толкование Корана) Ибн Джарира (ат-Табари),

«Тарих» (История) и «Тафсир» (толкование Корана) Ибн Касира.

Также они сосредотачивают своё внимание на книгах шейха ислама Ибн Теймии и его ученика Ибн уль-Каййима (да поми­лует их Аллах). Также они изучают книги и фетвы имамов недждийского призыва, особенно, их книги, посвящённые вопро­сам убеждений. Именно так время учёных было наполнено поиском знаний и посещением собраний учёных. Они нахо­дились в поиске знаний после совершения утренней молитвы (фаджр) и до времени молитвы «ад-Духа» [90]. Затем ближе к обе­денной молитве (зухр) они немного отдыхали. Они посеща­ли уроки после каждой обязательной молитвы, следуя по пути праведных предшественников (да помилует их Всевышний Ал­лах). Именно посредством таких усилий они постигли религию, и огромное множество из их числа стали имамами в знании.

И хвала же Аллаху, Господу миров! Почему бы нам не вер­нуться к приобретению знаний с основ, изучая и заучивая наи­зусть краткие фундаментальные книги, а не опираясь лишь на понимание этих книг?! Если же не заучивать краткие книги наизусть, то студент пропадёт, ибо он не выучит знание наиз­усть, и не обретёт понимания [91]. Разве изучение книг, содержа­щих ошибки, недостатки и «грязь», относится к методологии предшественников [92]?! А Аллах - Тот, к Кому следует обращаться за помощью!

Сказал хафиз 'Усман ибн Харразад [93] (скончался в 282 г.х.): «Человек, изучающий хадисы, нуждается в пяти качествах, и если у него не будет хотя бы одного из этих пяти, то это уже будет недостатком:

Он нуждается в хорошем разуме,

Он нуждается в религиозности,

Он нуждается в хорошей памяти,

Он должен искусно разбираться в этой науке,

Он должен быть известен честностью и надёжностью».

Приведя эти слова, аз-Захаби сказал: «Надежность (и чест­ность) - это часть религиозности, а хорошая память - это про­явление того, что человек искусно разбирается в науке. Хафиз (знаток хадисов) нуждается в богобоязненности, смышлёно­сти [94], знании арабского языка и арабской грамматики, душев­ной чистоте, стеснительности [95], а также он должен быть саляфитом (следовать по пути праведных предшественников). Будет достаточно, если он запишет своей рукой хотя бы две­сти томов (хадисов и своих полезных выводов из книг) и приобретёт хотя бы пятьсот томов признанных книг [96]. Он должен продолжать приобретать знание до самой смерти, имея искреннее намерение и проявляя скромность, а иначе пусть не утруждает себя» [97].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.012 с.)