Приобретение знаний у приверженца нововведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приобретение знаний у приверженца нововведений



Остерегайся приверженца нововведений, у которого есть отклонения в убеждениях ('акыде). Остерегайся приверженца нововведений, которого покрыли тучи суеверий. Он избирает судьёй свою страсть, называя её разумом, и при этом отклоняется от религиозных текстов. Разве настоящий разум не в религиозных текстах?! Он хватается за слабое, удаляясь от достоверного. Приверженцев религиозных нововведений ещё называют приверженцами сомнений (ахлю шшубу х ат) или приверженцами страстей (ахлю ль-ахва). А ('Абдуллах) ибн уль-Мубарак (да помилует его Аллах) называл приверженцев нововведений «малыми, ничтожными» (асагыр).

Сказал аз-Захаби (да помилует его Аллах): «Если ты увидишь, как философ и приверженец нововведений говорит: «Мне не нужно Корана и хадисов. Давай мне доводы разума», - то знай, что он «отец невежества» (Абу джахль). Если ты увидишь, как суфий («ас-салик ат-таухидий») говорит: «Мне не нужно ни религиозных текстов, ни доводов разума. Мне всё покажут склонности (заук) [120] и «уаджд» («экстаз») [121]», то знай, что это - Иблис, который предстал (перед тобой) в образе человека, или же Иблис растворился в нём. Если ты находишься рядом с ним, то беги. Или же повали его на землю, сядь на его грудь, прочитай над ним аят «аль-Курси» [122] и души его» [123].

Также аз-Захаби (да помилует его Аллах) сказал: «Я прочитал историю, которую шейх аль-Муваффак написал своим почерком. Он рассказывал: «Мы слушали урок Ибн Аби 'Асруна вместе с моим братом Абу 'Умаром, а затем покинули его. Затем я услышал, как мой брат рассказывал: «Я зашёл к нему после этого, и он спросил: «Почему вы покинули меня?», я ответил: «Поистине, люди говорят, что ты - аш'аршп»- Тогда он сказал: «Клянусь Аллахом, я не являюсь аш'аритом» [124].

Передаётся, что (имам) Малик (да помилует его Аллах) сказал: «Не берётся знание от четверых:

- Глупец, который показывает людям свою глупость, даже если он знает больше всех хадисов,

- Приверженец нововведений, который призывает к своим страстям,

- Человек, который лжёт в разговорах с людьми, даже если он не лжёт в хадисах,

- Человек, который является праведником, много поклоняется Аллаху, обладает достоинствами, если он не выучил (и не запоминает) то, о чём рассказывает» [125].

О искатель знаний! Если у тебя есть выбор, то не приобретай знание от приверженца нововведений: ни от рафидита, ни от хариджита, ни от мурджиита, ни от кадарита, ни от того, кто поклоняется могилам. Поистине, ты можешь достигнуть степени учёных мужей, у которых были правильные религиозные убеждения, крепкая связь с Аллахом, правильный взгляд, и которые следовали за хадисами, только если покинешь приверженцев нововведений и их новшества [126].

Книги о жизнеописании учёных и строгом следовании за сунной переполнены историями о суровом отношении сторонников сунны к приверженцам нововведении, о том, как сторонники сунны отвергали их и сторонились их. Это подобно тому, как здоровый человек сторонится больного паршой [127].

В этих книгах передаётся множество историй и событий, разъяснение которых слишком удлинит эту книгу [128]. Но мне кажется уместным упомянуть здесь основные правила.

Поистине, праведные предшественники, да помилует их Всевышний Аллах, относились к приверженцам нововведений с пренебрежением и презрением. Они отвергали приверженцев нововведений и их новшества. Они предостерегали людей от нахождения среди приверженцев нововведении, от советов с ними, от совместного с ними поедания пищи.

Приверженец сунны должен находиться так далеко от приверженца нововведений, чтобы не видеть огни его жилища. Среди праведных предшественников были и такие, кто не совершал над приверженцем нововведений заупокойную молитву (джаназа). Передаётся, что выдающийся ученый, шейх Мухаммад ибн Ибрахим (умер в 1389 г.х.), да помилует его Аллах, удалился с заупокойной молитвы (джаназа), которая совершалась над приверженцем нововведений. Среди праведных предшественников были и такие, кто запрещал совершать молитву позади приверженцев нововведений и запрещал передавать их новшества, ибо сердца людей слабы, а сомнения ослепляют их. Сахль ибн 'Абдуллах ат-Тустари считал, что приверженец нововведений не имеет права есть мертвечину, даже во время сильной нужды, (когда ему грозит смерть), потому что приверженец нововведений - это человек, совершающий несправедливость (багый). А Всевышний Аллах сказал: «Если же кто-либо вынужден пойти на это, при том, что он не совершает несправедливость и не преступает пределы необходимого, то нет на нём греха» [129]. Праведные предшественники прогоняли приверженцев нововведений со своих собраний, как это передаётся в истории имама Малика (да помилует его Аллах), с человеком, который спросил его об образе вознесения Аллаха над небесами. Имам Малик ответил: «Я считаю, что ты - приверженец нововведений». Затем он отдал повеление и этого человека вывели из собрания [130].

Передаётся множество преданий о том, как праведные пред­шественники испытывали отвращение к сторонникам религи­озных новшеств и бойкотировали их, чтобы спасти себя от их зла, чтобы ограничить распространение их нововведений и сло­мать их дух, дабы они ослабели и не смогли больше распространять новшества. Общение сторонника сунны со сторонником религиозных новшеств воспринимается новичками и просты­ми людьми (’аммиями)как похвала в адрес нововведенца. Ведь слово «’аммий»(простой мусульманин) происходит от слова «’ама»(слепота), и это по причине того, что простой человек, как правило, находится во власти того, кто его ведёт. В книгах по хадисоведению, нормам приобретения знаний и постановле­ниям «джарха» и «та'диля» [131] мы видим множество сообще­ний на эту тему. О искатель знаний! Следуй по пути праведных предшественников и остерегайся сторонников религиозных новшеств, дабы они не ввели тебя в искушение. Сторонники религиозных новшеств используют множество методов для охоты за людьми и их обмана путём сладких речей, которые на самом деле больно кусают. Они могут предстать перед тобой с плачу­щими глазами в прекрасных нарядах и обольстить людей эти­ми миражами. Они могут удивить людей поразительны­ми «чудесами». Ты можешь увидеть, как им лобызают и целуют руки. Но за всем этим не что иное, как страсть к новшествам и смутам, которую они хотят посеять в твоём сердце, чтобы за­тем использовать тебя в своей деятельности. Клянусь Аллахом! Слепой не сможет руководить и направлять слепых! Что же ка­сается приобретения знаний у учёных сунны, то полностью по­глощай их «мед» [132] . Пусть Аллах направит тебя к благоразумию, чтобы ты смог утолить жажду из чистого источника - пророче­ского наследия, а иначе плачь над своей религией, если ты способен плакать. Всё, что я упомянул тебе выше, касается ситуа­ции, когда ты сам выбираешь шейхов и имеешь выбор. Что же касается систематизированного обучения (в учебных заведени­ях), когда ты не имеешь права выбирать учителей, то остерегай­ся заблудшего преподавателя и проси защиты у Аллаха от его зла, но не бросай учёбу. Если же ты оставишь учёбу, то я боюсь, что это будет считаться «отступлением в день наступления» [133] . Однако ты обязан выяснить положение этого учителя, остере­гаться его зла и раскрывать его сущность [134] .

Из любопытных историй на эту тему передаётся следую­щая. Однажды Абу 'Абд ур-Рахман алъ-Мукри передавал хадисы от мурджиита, а кто-то спросил: «Почему ты передаёшь хадисы от мурджиита?». Он ответил: «Я продаю вам мясо вместе с костями» [135] . Аль-Мукри (да помилует его Аллах), рассказывал от него хадисы, не подвергая студентов опасности, и не оставлял их в неведении, ибо он разъяснял им, что этот человек являет­ся мурджиитом.

Всё, что я написал выше, это - правила, касающиеся твоего вероубеждения - вероубеждения сторонников сунны и единой общины. Шейх ислама Абу 'Усман Исма’иль ибн ’Абд ур-Рахмаи ас-Сабуни (скончался в 449 г.х.) сказал [136] : «Они (сторонники сун­ны) ненавидят приверженцев нововведений, которые привнесли в религию то, что к ней не относится; не проявляют любви к ним; не берут их себе в спутники и друзья; не слушают их; не сидят в их собраниях; не вступают в споры и дискуссии с ними по вопросам религии; и считают недопустимым слушать их ложь и заблужде­ния, которые могут закрасться в сердце человека, а затем, одолевая его этими зловредными мыслями и наущениями, причинить ему непоправимый вред. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «А когда ты увидишь тех, которые погружаются (в пустосло­вие) о Наших знамениях, то отвернись от них, пока они не погрузятся в какой-нибудь другой рассказ» [137] .

Передаётся со слов Сулеймана ибн Ясара, что однажды в Ме­дину прибыл человек, которого звали Сабиг, и принялся спра­шивать о значении непонятных аятов Корана. Тогда 'Умар (ибн уль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах) повелел привести его, предварительно приго­товив для него пальмовые ветви. (Когда его привели, 'Умар) спросил: «Кто ты такой?». Он ответил: «Я - раб Аллаха по имени Сабиг». Тогда 'Умар взял одну из пальмовых ветвей и начал бить его по голове, пока у того не потекла кровь, а затем оста­вил его до тех пор, пока рана не зажила. Затем то же самое по­вторилось несколько раз, после чего Сабиг сказал: «Если ты хочешь убить меня, то убей красиво!». Однако 'Умар разрешил ему вернуться в свои земли и написал Абу Мусе аль-Аш'ари, который управлял в Йемене: «Пусть с этим Сабигом не сидит никто из мусульман!». Эту историю передал ад-Дарими (№ 148). Некото­рые говорили, что этого Сабига подозревали в том, что он имеет воззрения хариджитов. Ан-Науауи (да помилует его Аллах), ска­зал в книге «аль-Азкар»: «Глава об отречении от сторонни­ков религиозных новшеств и грешников».А затем он упомя­нул хадис со слов Абу Мусы аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отрёкся от кричащей, обривающей и разрывающей [138] !

Также передаётся, что ('Абдуллах) ибн 'Умар отрёкся от лю­дей, отрицающих предопределение Аллаха (кадариты) [139] . По­веление бойкотировать приверженцев религиозных новшеств строится на принятии во внимание религиозной пользы и на устранении вреда. Именно по этой причине такой бойкот ста­новится узаконенным, как об этом сказал шейх ислама Ибн Теймия (да помилует его Аллах). Количество приверженцев нововведений увеличивается и они исповедуют свои нововве­дения открыто только тогда, когда уменьшается знание и распространяется невежество.

Шейх ислама Ибн Теймия (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, количество сторонников новшеств увеличивается и они действуют открыто тогда, когда увеличивается невежество и количество невежд, и среди них не бывает никого из обладате­лей знания о пророчестве и следовании за сунной, поэтому никто не показывает людям светочи сунны, уничтожающие мрак заблуждения, и раскрывающие в глазах людей сущность того, что про­тиворечит сунне, из клеветы, многобожия и различной чепухи» [140] .

Когда твоё знание станет крепким, то начни подавлять сто­ронников новшеств и их новшества посредством аргументов и разъяснений [141] .

آداب الزمالة



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.009 с.)