Глава Четвёртая - как искатель знаний должен вести себя со своими товарищами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава Четвёртая - как искатель знаний должен вести себя со своими товарищами



Остерегайся дурных спутников!

Дурные качества человека передаются от одного к другому! Натура человека переходит от одного к другому и одни могут похищать у других их характер.

Люди подобны стае куропаток, каждая из которых по при­роде своей стремится быть похожей на другую. Именно поэ­тому остерегайся нахождения со скверными людьми, ибо на­хождение с ними ведёт к гибели, а «профилактика легче, чем лечение».

В качестве товарищей и друзей выбирай лишь тех, кто помо­жет тебе в достижении твоих целей и приблизит тебя к Госпо­ду. В качестве товарищей и друзей выбирай лишь тех, кто име­ет такие же благородные цели и стремления, как и ты [142] .

Взгляни на правдивую и самую точную классификацию и ме­рило дружбы:

Первый вид дружбы: дружба ради мирской пользы [143].

Второй вид дружбы: дружба ради наслаждения [144].

Третий вид дружбы: дружба ради добродетели, достоинств и высоких качеств [145].

Первые два вида дружбы прерываются, как только преры­вается их причина, иначе говоря, либо мирская польза, либо мирские наслаждения. Что же касается третьего вида, то имен­но на него следует опираться. Причиной этой дружбы является взаимное желание укрепить друг в друге достойные качества.

Дружба ради добродетели- это «твердая валюта», кото­рую тяжело обрести.

Хишам ибн ’Абд уль-Малик (умер в 125 г.х.) произнёс дра­гоценные слова, сказав: «Из наслаждений этой ближней жиз­ни не осталось ничего, кроме брата, находясь рядом с которым я вынужден переносить трудности осторожности между мной и им» [146].

Также некоторые сказали: «Уединение от людей (’узля) без буквы «'айн», которая есть в слове «'ильм» (знание) - это ошиб­ка (залля). И уединение от людей ('узля) без буквы «зайн», кото­рая есть в слове «зухд» (аскетизм, воздержанность) - это бо­лезнь ('илля)» [147].

آداب الطالب في حياته العلمية

Глава пятая – поведение искателя знаний в научной жизни

Высокий пыл в поисках знаний [148]

К качествам мусульманина относится украшение себя высо­ким пылом. С соизволения Аллаха, высокий пыл поможет тебе обрести непрекращающееся добро, дабы ты смог достигнуть высочайших степеней, а в твоих венах текла кровь доблести, чтобы ты смог быстро передвигаться на поприще знаний и де­яний. Пусть люди видят тебя лишь у врат достойных качеств, и не простирай свои руки ни к чему, кроме самых важных дел. Высокие стремления помогут тебе избавиться от глупых меч­таний и поступков [149] .

Они вырвут из тебя с корнями древо презренности, униженно­сти, заискивания и стремления угодить людям. Высокие стрем­ления делают дух человека тв ё рдым, после чего он не боится тя­желых ситуаций. Если же человек лишен высоких стремлений, то он останется трусом и слабость не позволит ему говорить (истину). Однако не путай высокие стремления с высокомери­ем, ибо между этими двумя понятиями такая великая разница, как между небом, возвращающим дожди, и землёй, обладаю­щей трещинами.

Высокие стремления - это украшение наследников про­роков, а высокомерие - это недуг несчастных тиранов [150]. О ис­катель знаний! Предпиши своей душе высокие стремления и не лишай душу этого качества. Религия побуждает человека к высоким стремлениям в вопросах, связанных с его повседневной жизнью, чтобы человек всегда помнил о необходимости таких стремлений. Например, Аллах разрешил очищаться землей (со­вершать таяммум) тому, у кого нет воды, и не обязал человека принимать воду, которую ему кто-то дарит в такой ситуации. Ибо если человек примет дар, он будет чувствовать себя должным и это лишит его определенной доли высоких стремлений [151] . Таких ситуаций множество, а Аллах знает лучше!

Ненасытный поиск знаний

Праведный халиф 'Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ценность человека определяется тем, в чём он хорош!» [152] . Некоторые сказали, что нет слов, которые сильнее бы побуждали студента к поиску знаний, чем эти слова [153] . Остерегайся ошибки того, кто говорит: «Первые поколения не оставили ничего для послед­них!». Правильно же будет сказать: «Как же много первые поколения оставили для последних!» [154] . Тебе следует собрать как можно больше из наследия пророка (мир ему и благословение Аллаха) [155]. Не жалей своих сил в поиске и добыче знания, и в его детальном изучении. Какой бы высокой степени ты ни достиг, всегда помни об этих сло­вах: «Как же много первые поколения оставили для последних!» [156] Аль-Хатыб (аль-Багдади) в книге «Тариху Багдад» в биографии Ахмада ибн ’Абд уль-Джалиля упомянул поэму, написанную им.

В ней сказано:

«Благородный не подобен низкому.

Нет! И обладатель смышлёности не подобен глупому!

Ценность человека в том, в чём он хорош,

Таково решение имама 'Али» [157] .



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.005 с.)