Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г.х. (1987 г. по григорианскому летоисчислению)Стр 1 из 15Следующая ⇒
Вступление издателя С именем Аллаха, Милостивого Милосердного Поистине, вся хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи и прощении. У Него мы ищем защиты от зла наших душ и от наших скверных деяний. Кого Аллах поведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Аллах оставит без помощи, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей. И я свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник. Пусть Аллах благословит и приветствует его, членов его семьи и его сподвижников. А затем: Вашему вниманию предоставлена книга «Украшение искателя знаний», которая принадлежит перу известного учёного Шейха Бакра ибн 'Абдуллаха, Абу Зейда, да помилует его Аллах Своей обширной милостью и введёт в Сады блаженства. Также вниманию читателя в сносках будут представлены комментарии шейха Мухаммада ибн Салиха ибн уль-’Усеймина и шейха 'Абд ур-Раззака аль-Бадра. Если искатель знаний не украсит себя благими нравственными качествами, то не будет никакой пользы в приобретении им знаний. К тому же каждый человек, узнав что-либо из религии, должен воплощать это на делах, а иначе не будет никакой разницы между ним и невеждой. Более того, он будет хуже невежды, так как оставит религиозное знание намеренно после того, как узнал о нём. Именно поэтому я побуждаю уважаемого читателя украситься благими нравственными качествами и проявить терпение в приобретении исламского знания. Уважаемый читатель! Не забывай просить Аллаха, чтобы Он оказал тебе содействие и наделил этими качествами. Сказал Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) - «Поистине, Всевышний Аллах поделил между вами ваши нравственные качества так же, как поделил между вами ваш удел» [1]. Сказал Тавус ибн Кейсан: «Поистине, эти нравственные качества есть дары, которые Всемогущий и Великий Аллах дарует тому из Своих рабов, кому пожелает. И если Всемогущий и Великий Аллах желает рабу блага, то Он дарует ему праведные нравственные качества. [2] И, кончено же, основой всех благих поступков является богобоязненность (такуа). Всевышний Аллах сказал: «И завещали Мы тем, кому было даровано Писание до вас (иудеям и христианам), и (также завещаем) вам (о, община Мухаммада), чтобы вы остерегались (наказания) Аллаха». [3]
Также следует отметить, что данный перевод не претендует на степень абсолютного совершенства, ибо оно присуще только Аллаху. Всякое дело, осуществляемое человеком, содержит определённые ошибки и неточности. От ошибок защищена лишь Книга Всевышнего Аллаха: «А ведь если бы он (Коран) был не от Аллаха, то они, непременно, нашли бы в нём много противоречий». [4] Передаётся, что имам и хафиз Ма'мар ибн Рашид сказал: «Если книгу проверят сто раз, то даже тогда она вряд ли спасётся от неточностей». [5] Передаётся также, что ученик имама аш-Шафи'и - имам аль-Музани сказал: «Если книгу проверят семьдесят раз, то всё равно в ней останутся (некоторые) ошибки, ибо Аллах отказался от того, чтобы какая-либо книга, кроме Его Книги, была полностью правильной». [6] Передаётся также, что аль-Кады 'Абд ур-Рахим аль-Байсани написал однажды письмо ’Имаду аль-Асфахани, оправдываясь за ошибки, которые тот обнаружил у него. Алъ-Байсани сказал в этом письме: «Поистине, я считаю, что любой человек, написавший книгу сегодня, завтра обязательно будет говорить: «Если бы я изменил этот (отрывок), то было бы лучше! Если бы я добавил это, то было бы лучше! Если бы я сначала рассказал об этом, то было бы лучше! Если бы я не упоминал об этом, то было бы прекраснее!». И это указывает на то, что ошибки присущи каждому человеку. Если уважаемый читатель обнаружит какие-либо неточности в переводе, то пусть принесет пользу и нам, сообщив об этой неточности, и да воздаст ему Аллах благом. Однако смеем заверить читателя в том, что перевод, если пожелает Аллах, проверен и не содержит никаких искажений и заблуждений, хвала же Аллаху, Господу миров! Мы просим Аллаха, чтобы Он оказал нам содействие и принёс пользу мусульманам посредством этой книги. А Аллах - Тот, Кто оказывает содействие! Вступление автора Хвала Аллаху! А затем: Я записываю первые вехи этой благодатной книги в 1408 г.х. В эти дни мусульмане - хвала Аллаху - переживают научное пробуждение, и это заставляет лица сиять от радости. Этот религиозный подъём, двигаясь к совершенству и зрелости, продолжает оживлять в сердцах молодёжи этой общины осознание её славы и придаёт ей новые силы для жизни. Мы видим, как разнообразные молодёжные группы двигаются в различных областях знания, взваливая на себя этот тяжелый груз. Они пьют из этого источника и утоляют из него свою жажду. Молодёжь сегодня обладает горячим желанием, сосредоточенной целеустремлённостью, образованностью, поразительной эрудицией, погружённостью в глубины религиозных вопросов. И это является победой, радующей мусульман. Пречист же Тот, Кто оживляет и умерщвляет сердца!
Однако! Это благодатное зерно нуждается в поливе и во всемерной заботе о нём по всем направлениям. Нам нужно распространить те вещи, которые защитят это зерно от ошибок и неудач на пути поиска знаний и совершения деяний. Ведь сегодня искатели знаний находятся под натиском волн, связанных с идеологией, убеждениями, поведением и разрозненностью на группы и партии. Ранее я предложил вниманию молодёжи книгу «ат-Та’алюм», где раскрыл для них опасность тех, кто проникает в их ряды. Я боялся, что эти люди могут погубить искателей знаний и отклонить их так, что они даже этого не почувствуют. Сегодня же твой брат желает поддержать тебя и взять тебя за руку. Я представляю твоему вниманию послание, которое разъяснит тебе качества, являющиеся твоим украшением. Вот я кладу кончик пера на поверхность бумаги, так прочти же начертанное мною для тебя. Да насладит Аллах тобою взоры! Существует много религиозных установлений, указывающих на то, что украшение себя нормами благопристойности, прекрасными нравственными качествами, хорошим поведением и правдивым обликом – это признак приверженцев ислама. Знание же является самой ценной жемчужиной на венце пречистого шариата, и это знание может обрести только тот, кто украсил себя этими нормами благопристойности и избавился от пороков, губящих знание. Именно поэтому учёные уделяли огромное внимание изучению этих норм и обращению на них внимания людей. Они посвятили этим вопросам отдельные труды, которые содержат в себе либо общие нормы для всех религиозных наук, либо нормы изучения отдельных из них. Например, существуют книги о нормах благопристойности носителей Корана, нормах благопристойности знатоков хадиса, нормах благопристойности муфтиев, нормах благопристойности судей, нормах благопристойности руководителей и так далее. Тема этой книги — общие нормы, которых должны придерживаться люди, следующие путём изучения религиозного знания. Прежние учёные в своих собраниях разъясняли ученикам нормы благопристойности, связанные с приобретением знания. Я застал последние примеры этой практики в некоторых собраниях знания в почетной пророческой мечети. Некоторые преподаватели обучали учеников книге «Та'лим уль-мута'аллим тарик ат-та'аллюм» («Обучение студента методу изучения наук»), автором которой является аз-Зарнуджи (умер в 593 г.х.). Я надеюсь, что обладатели знания не позволят оборваться этой крепкой нити, ведущей к самой правильной дороге. Я надеюсь, что этот предмет будет введён в качестве начальных уроков в мечетях и будет введён в программы системного образования.
Я надеюсь, что мои записи послужат добрым началом, которое побудит к оживлению этого предмета, призванного воспитать искателей знаний и повести их верным путем в области этики приобретения знаний и его несения. Эта книга содержит в себе нормы благопристойности, которые искатель должен соблюдать в отношениях с самим собой, в отношениях со своим учителем, в отношениях с уроками, в отношениях с товарищами по учёбе, в отношениях с книгами и плодами своего знания в течени е всей своей жизни. Предоставляю тебе это украшение, содержащее в себе целый ряд норм благопристойности и тех пороков, которые нарушают их. Если человек упустит одну из этих норм благопристойности, то из-за своего упущения он впадёт в эти пороки в том или ином объёме. Поскольку эти нормы занимают разные степени от желательности до обязательности, то и вещи, которые их нарушают, представляют собой разные пропасти от нежелательности до запрета. Среди норм благопристойности есть такие, которые касаются абсолютно всех людей, обладающих разумом, а есть и такие, которые касаются только искателей знания. Есть такие нормы, которые известны из религии любому человеку, но есть и такие, которые заложены в природном естестве человека, хотя на них и указывают общие доводы религии. Я не собираюсь описать вам все нормы благопристойности, однако расскажу о них путём приведения некоторых примеров, желая указать на самые важные основы. Если сказанное мною встретит праведную душу, то она возьмёт этот малый объём и приумножит его. Праведная душа возьмёт общие основы этой книги и сможет сама понять подробности. Человек, взявший эти нормы благопристойности, получит пользу и начнёт приносить ее другим. Я перенял эти нормы благопристойности от тех, кому Аллах даровал благодать в их знании и сделал их имамами, за которыми следуют люди. Пусть же Аллах соберёт нас всех вместе в Своих садах. Амин! Бакр ибн 'Абдуллах Абу Зейд Блеск знания Необходимо украсить себя блеском знания: - Иметь прекрасный внешний облик, - Придерживаться праведного поведения, - Постоянно соблюдать спокойствие, - Быть серьезным, - Быть смиренным, - Быть снисходительным, - Постоянно держаться прямого пути, - Украшать себя снаружи и изнутри, - Избавиться от всего, что нарушает вышесказанное. Сообщается, что Ибн Сирин (да помилует его Аллах) сказал: «Они (сподвижники) изучали нормы благопристойности так же, как изучали религиозное знание».
Сообщается, что Раджа ибн Хайуа (да помилует его Аллах) сказал некому человеку: «Расскажи нам хадисы, но не рассказывай нам от тех, чьё сердце умерло, и не рассказывай нам от тех, кто порочит других». Эти слова передал аль-Хатыб в книге «аль-Джами’» [39], а затем сказал: «Искатель хадисов обязан сторониться бесполезных игр и забав. Он не должен вести себя несерьезно в собраниях (учёных), говоря глупости, смеясь и хохоча. Он не должен рассказывать людям много забавных рассказов, не должен постоянно и часто шутить. Ему позволено изредка пошутить, рассказав такую шутку, которая не выведет его за рамки благопристойности и знания. Что же касается непрерывных, скверных или глупых шуток, а также шуток, рождающих в сердце злобу и служащих источником зла, то они являются порицаемыми. А частые шутки и частый смех унижают его степень и удаляют порядочность». И было сказано: «Кто часто занимается какой-то вещью, становится известным именно ею». [40] Сторонись же этих ошибок в своих собраниях и беседах с людьми. А некоторые невежды полагают, что частое занятие этими вещами дарует душе умиротворение. [41] Сообщается, что аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «В наших собраниях ни в коем случае не говорите о женщинах и еде. Поистине, я ненавижу человека, который описывает свой половой орган и живот». [42] В книге правителя верующих Умара ибн уль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) о судопроизводстве сказано: «Аллах очернит имя того, кто украшает себя тем, чего в нём нет». [43] Разъяснение этих слов ты найдёшь у Ибн уль-Каййима (да помилует его Аллах). [44] Оставление роскоши Не погружайся в роскошь и комфорт [49], ибо, поистине, неряшливость (и суровый облик) является проявлением веры [50]. Возьми же завещание правителя верующих 'Умара ибн уль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). В его известной книге сказано: «Остерегайтесь роскоши и одежд иностранцев. Носите одежду Ма'да [51] и ведите суровый образ жизни» [52]. Таким образом, следует отвернуться от фальши «цивилизации», ибо она делает характер человека женственным и ослабляет его нервную систему. Эта фальшь связывает тебя путами иллюзий, в то время как старательные достигают своих целей. Ты же стоишь на месте, заняв себя стремлением к изысканности. Да, пестрая одежда не является запрещенной или нежелательной, но она не относится к праведному облику. Явные украшения человека, среди которых и одежда - это символ его принадлежности к определенной группе. Разве одежда - это не что иное, как проявление личности человека?! Будь же осмотрительным при выборе одежды, ибо она показывает другим людям твою принадлежность к определенной группе, твою личность и твои склонности. Именно поэтому говорят, что явные украшения указывают на склонности сердца. Люди оценивают тебя по твоей одежде. Более того, даже манера надевания одежды позволяет смотрящему понять, к кому относится человек. Одежда позволяет оценить твою серьёзность и разумность. Она может старить тебя, а может слишком молодить, а может и указывать на то, что ты любишь внимание.
Выбери такую одежду, которая украшает тебя, а не безобразит. Выбирая одежду, сделай так, чтобы ни у кого не было повода что-то сказать о тебе или высмеять тебя. Если твоя прекрасная одежда объединится с почётом религиозного знания, которое ты несёшь, то у людей будет больше причин считать тебя великим и извлекать пользу из твоего знания. Более того, если ты станешь выбирать прекрасную одежду с правильным намерением, то это приблизит тебя к Аллаху, ибо одежда - это одно из средств наставления людей к истине. Сообщается, что правитель верующих 'Умар ибн уль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Приятнее всего мне тогда, когда я вижу чтеца (Корана) в белом одеянии» [53]. И это для того, чтобы он казался величественным в душах людей, после чего они станут возвеличивать истину, которую он несёт [54]. Шейх ислама Ибн Теймия (да помилует его Аллах) сказал, что люди подобны стае куропаток - они по природе созданы такими, что стремятся уподобиться друг другу [55]. Остерегайся и ещё раз остерегайся ребяческой одежды! [56] Что же касается европейской одежды, то не скрыто от тебя её постановление. [57] Всё вышесказанное не означает, что ты должен ходить в страшной одежде, однако нужно проявлять умеренность, одеваясь так, как предписал шари'ат. Доказательства, указывающие на это, приведены в книгах о сунне и смягчении сердец, а, особенно, в книге «аль-Джами'»аль-Хатыба (аль-Багдади). Не игнорируй этот совет, ибо обладатели знания всегда обращали внимание на книги о смягчении сердцем, благовоспитанности и одежде. А Аллах знает лучше! Отстранение от собраний, в которых ведутся пустые беседы [58] Если же ты присоединишься к ним, то совершишь великое преступление против знания и его обладателей [60]! Отстранение от смуты Необходимо беречь себя от мест, где люди кричат и распространяют смуту. Ведь, поистине, ошибки возникают именно по причине криков и смут. Нахождение в таких местах противоречит этике приобретения знаний. Автор книги «Аль-Уасыт фи удабаи шинкыт»упомянул следующую историю: «Однажды, между двумя племенами случился конфликт, а третье племя решило примирить их, в результате чего все они решили обратиться за решением к шариату. Они обратились за судом к учёному, и он постановил, что нужно убить четверых человек из первого племени в воздаяние за четверых представителей второго племени, которые были убиты ранее. Тогда шейх Баб ибн Ахмад сказал (судье): «В подобных ситуациях нет смертной казни в знак возмездия». Судья ответил: «Того, о чём ты говоришь, нет ни в одной книге». Тогда (Баб ибн Ахмад) сказал: «Напротив, об этом говорится в любой книге». Судья сказал: «Вот тебе «словарь»!». Он хотел опровергнуть его слова о том, что это постановление есть в любой книге. Тогда они открыли эти книгу и первое, что попалось им на глаза - это слова: «Смута - это искушение (фитна). За убиенных в смуте нет возмездия». Речь идёт об убитых во время всеобщей смуты, когда неизвестно, кто конкретно их убил. И тогда люди удивились подобному совпадению в этот трудный момент». Мягкость Придерживайся мягкости в словах и сторонись грубых слов [61]. Ведь, поистине, мягкое обращение к людям привлекает даже строптивые сердца. На эту тему существует множество доказательств Корана и Сунны [62]. Размышление «Размышляй и ты постигнешь (суть вещи)!» Именно поэтому, следует хорошо подумать перед тем, как что-то сказать: «Почему я это говорю?! Какая польза от моих слов?!». Будь осторожен в выражениях и в передаче смысла. Не проявляй упрямства и не придирайся к словам других людей. Прежде чем что-то сказать, подумай, какие именно слова соответствуют тому смыслу, который ты желаешь выразить. А когда кто-то задаёт тебе вопрос, то подумай, правильно ли ты понял его вопрос или нет [63]. Почтение к шейху Таким образом, на начальном этапе поиска знаний оно не перенимается из книг. Ты обязательно должен иметь шейха, у которого ты должным образом освоишь основы науки, чтобы обезопасить себя от ошибок и промахов. Если дело обстоит так, то ты должен украсить себя почтительным отношением к шейху. Поистине, почтительное отношение к нему - это залог успеха и получения знаний и помощи от Аллаха. Ты должен почитать и уважать своего шейха, признавать его заслуги и обходиться с ним вежливо. Воплоти в себе все нормы благопристойности, когда сидишь возле шейха и разговариваешь с ним [104] . Задавай ему вопросы наилучшим образом и внимательно слушай ответ. Когда ты листаешь перед ним книгу, то проявляй уважение как к нему самому, так и к книге [105] . Когда ты сидишь перед ним, забудь про грубость и споры. Не надо пытаться опередить его в словах или по дороге, и не надо много говорить возле него. Не прерывай его, когда он что-то говорит или объясняет урок. Не требуй настойчиво ответа на свои вопросы и сторонись большого количества вопросов, особенно, когда рядом присутствует много людей. А иначе твои действия могут обольстить тебя и утомить его. Не зови его лишь по имени [106] или прозвищу [107] . Например, не говори: «О такой-то шейх!». Но говори так: «О мой шейх! О наш шейх!», не называя его по имени, ибо это является проявлением высокой благопристойности [108] . Также не обращайся к нему на «ты». Также не зови его издалека, если только в этом нет крайней нужды [109] . Взгляни на слова Всевышнего Аллаха, Который указывает тебе на нормы благопристойности по отношению к тому, кто обучает людей добру. Всевышний Аллах сказал: «Не делайте (о, верующие) обращения к посланнику среди вас такими же, как обращение вас друг к другу» [110] . Не подобает тебе обращаться по имени к своему отцу, и точно также не будет приличным такое обращение к шейху. Соблюдай нормы приличия в собрании шейха и показывай свою радость по причине урока и полученной пользы [111]. Если тебе показалось, что шейх ошибся или допустил оплошность, то пусть он не падает из-за этого в твоих глазах, а иначе ты можешь лишиться его знаний. Разве хоть кто-нибудь спасся от ошибок?! [112] Остерегайся обращаться с шейхом так, что это начнёт раздражать его. Не нужно экзаменовать его, чтобы проверить его научные способности и терпение. Если ты пожелаешь перейти на учёбу к другому шейху, то спроси разрешение у своего шейха, ибо это поспособствует тому, что между вами сохранится уважение, любовь и благосклонность [113]. С уществует много других норм благопристойности, которые естественно известны каждому благодатному человеку, которому Аллах оказал содействие. Посредством соблюдения этих норм ты выполняешь право своего шейха, который является твоим «духовным отцом». Знай, что твой успех зависит от того, насколько ты будешь уважать своего шейха, и знай, что ты потерпишь неудачу, если упустишь эти нормы благопристойности. Важное примечание: Поистине, я предостерегаю тебя именем Аллаха от поведения иностранцев, приверженцев суфийских тарикатов и сторонников религиозных новшеств, которые проявляют перед своими наставниками такую покорность, которая выходит за рамки шариата, облизывают им руки, целуют плечи, во время приветствия пожимают их руку двумя руками [114] и склоняются перед ними. Также они используют фразы, которыми выражают свою ничтожность перед ними. Например, говорят: «О мой господин! О мой покровитель!», а также произносят другие слова, используемые обычно слугами и рабами. Посмотри на слова саляфитского учёного, шейха Мухаммада аль-Башира аль-Ибрахими аль-Джазаири (умер в 1380 г.х.), да помилует его Аллах, в книге «аль-Басаир». Это отличные слова на данную тему. О искатель знаний... О искатель знаний! Возьми от своего шейха его праведные нравственные качества и благородные достоинства [115]. Что же касается приобретения знаний и обучения, то это дополнительная прибыль [116]. Однако пусть тебя не поразит безрассудство в любви к своему шейху, которая приведёт тебя к мерзости так, что ты даже этого не заметишь. Однако это заметит каждый, кто будет смотреть на тебя. Не подражай ему в голосе и тоне разговора. Не подражай ему в походке, в движении и в осанке, ибо он стал великим шейхом не из-за этих вещей. Ненасытный поиск знаний Праведный халиф 'Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ценность человека определяется тем, в чём он хорош!» [152] . Некоторые сказали, что нет слов, которые сильнее бы побуждали студента к поиску знаний, чем эти слова [153] . Остерегайся ошибки того, кто говорит: «Первые поколения не оставили ничего для последних!». Правильно же будет сказать: «Как же много первые поколения оставили для последних!» [154] . Тебе следует собрать как можно больше из наследия пророка (мир ему и благословение Аллаха) [155]. Не жалей своих сил в поиске и добыче знания, и в его детальном изучении. Какой бы высокой степени ты ни достиг, всегда помни об этих словах: «Как же много первые поколения оставили для последних!» [156] Аль-Хатыб (аль-Багдади) в книге «Тариху Багдад» в биографии Ахмада ибн ’Абд уль-Джалиля упомянул поэму, написанную им. В ней сказано: «Благородный не подобен низкому. Нет! И обладатель смышлёности не подобен глупому! Ценность человека в том, в чём он хорош, Таково решение имама 'Али» [157] . Щит искателя знаний Щит учёного - это слова «я не знаю». Учёный разрывает завесу, (защищающую его), если считает произнесение этой фразы чем-то зазорным и говорит: «Говорят так-то и так-то!». Таким образом, слова «я не знаю» - это половина знания, а слова «говорят, что» или «я думаю» - это половина невежества [201]. Чтение больших книг Чтение больших книг - это одно из важнейших занятий искателя знаний, ибо это способствует приобретению разнообразных видов знания и его расширению, а также это помогает извлечь из книг, скрытые в них пользы и жемчужины. Также это помогает студенту обрести опыт в том, где именно можно найти нужные ему вопросы. Также посредством этого студент знакомится с методологией написания книг и с терминологией авторов. Обычно наши предшественники читали такие книги, а останавливаясь где-нибудь, писали на этом месте «я дошёл до этого места», чтобы не упустить даже малую часть книги при возвращении к чтению, особенно, если возвращение к чтению происходило спустя долгое время [210]. Дискуссии без споров Остерегайся споров, ибо, поистине, споры - это бедствие. Что же касается дискуссий относительно истины, то, они есть милость! Полезными дискуссиями являются те, во время которых истина одолевает ложь, а правильное мнение одолевает неправильное. Такие дискуссии строятся на желании друг другу добра, на сдержанности и желании распространить знание. Что же касается споров во время разговора, то во время них люди обычно приводят ложные доводы и стараются показать себя перед другими, кричат и проявляют высокомерие, переходят границы и стараются переспорить друг друга. Во время таких споров проявляется гордость и злоба, и оппоненты становятся подобны глупцам. Остерегайся же таких споров и остерегайся самих спорщиков, и тогда ты спасёшься от греха и совершения запретного. Отвернись от таких споров и тогда ты спасёшься, и подавишь грехи и потери [212]. Совместное повторение знания [213] Насладись повторением знания с проницательными людьми и задаванием друг другу вопросов. Поистине, такое повторение в некоторых аспектах превосходит простое чтение книг. Оно способствует остроте разума и укрепляет память. Во время такого повторения придерживайся справедливости и мягкости, и отдаляйся от нанесения обид, беспорядка и необдуманных слов. Будь осторожен, ибо такое повторение раскрывает недостатки того, кто говорит неправду. Если ты повторяешь знание с тем, кто недостаточно им обладает и слабо мыслит, то такое повторение есть недуг, вызывающий враждебность. А повторение знания с самим собой, поочерёдно рассматривая научные вопросы, это то, чего ты не можешь избежать. Некоторые говорили: «Повторение - это оживление знания!». Искатель знаний живёт с Кораном, Сунной и религиозными науками Коран и Сунна для искателя знаний подобны двум крылам птицы. Остерегайся же того, чтобы твои крылья были подрезаны [214]. Величие учёных Укрась себя «величием ученых»! Их величие заключается в том, что они оберегают и возвеличивают знание, защищают окрестности величия и почёта знания. От того, сколько ты будешь тратить на этом пути, будет зависеть твоя награда со знания и количество твоих поступков, совершённых в соответствии с ним. Если же ты будешь терять время напрасно, то упустишь и награду. И нет силы и мощи, кроме как с Аллахом, Великим и Мудрым! Поэтому остерегайся того, чтобы тебя использовали высокопоставленные люди, и того, чтобы на тебе верхом передвигались глупцы, а иначе ты начнёшь проявлять послабления в фетвах, судебных приговорах, исследованиях и обращениях к людям. Не стремись со своим знанием к людям, выбравшим ближнюю жизнь, и не обивай их пороги. Не раздавай своё знание тем, кто его не заслуживает, даже если он занимает великое место (в обществе) [227]. Услади свои очи и своё знание чтением биографий предшествующих имамов, и ты увидишь, как они жертвовали самими собой на пути защиты религии. Особенно нужно ознакомиться с теми книгами, которые собрали примеры таких поступков со стороны имамов [228]. Например: - Книга «Мин ахляк иль-’уляма» («Из нравов учеёных») Мухаммада Сулеймана, - Книга «аль-Ислям бейна ль-'уляма уаль хуккам» («Ислам между учёными и правителями») 'Абд уль-'Азиза аль-Бадри, - Книга «Манахидж аль-'уляма филь амри биль ма’руфи уа ннахьи ’ан иль-мункар» («Методология учёных в призыве к одобряемому и запрете порицаемого») Фарука ас-Самурраи. И я надеюсь, что ты увидишь больше, чем они упомянули, в книге «’Иззат уль-'уляма» («Величие учёных»), пусть Аллах облегчит её завершение и издание [229]. Защита знания Если ты получишь какую-нибудь должность, то вспоминай о том, что добраться до этого поста тебе помогло приобретение тобою знаний. По милости Аллаха, а затем по причине твоего знания ты достиг того, чего достиг из должностей в образовательной сфере, выдаче фетв и судопроизводстве. Цени знание и совершай деяния в соответствии с ним. Остерегайся пути тех, которые не чтят величия Аллаха. Они делают своей основной целью защиту своей должности и удерживают свои языки от слова истины, а любовь к власти заставляет их во всём соглашаться с людьми. Да помилует тебя Аллах! Всегда храни своё достоинство посредством сохранения своей религии, своего знания, почёта своей души, используя мудрость, понимание и наилучшую политику, которая гласит: «Храни Аллаха [230] и тогда Он будет хранить тебя [231]!» [232]. А также: «Храни Аллаха в благоденствии, и Он будет хранить тебя в тяжелых ситуациях!» [233]. Если же ты вдруг лишишься должности, а это непременно когда-нибудь произойдёт, то ничего страшного. Поистине, это - достойная отставка, а не унижение или недостаток. Удивительно, что некоторые люди, лишённые большой доли содействия Аллаха, начинают соблюдать религию, каяться перед Аллахом и возвращаться к Нему только после выхода на пенсию. Да, его покаяние является действительным с религиозной точки зрения, однако его религия подобна религии всех остальных старушек, ибо от него уже нет никакой пользы людям. Однако, когда он обладал властью и был способен приносить пользу людям, он был одним из самых грешных людей, наносящих самый большой вред, либо же его сердце было холодным и его язык никогда не произносил истину. Мы ищем защиты у Аллаха от такого унижения! Сокрытие (мудара), но не заискивание (мудахана) [234] Заискивание (мудахана) - это низкое качество души. Что же касается сокрытия (мудара), то - нет! Не следует путать между этими двумя понятиями! Заискивание (мудахана) может привести тебя к открытому совершению лицемерия и именно заискивание затрагивает твою религию [235]! Основа твоей библиотеки Тебе следует приобретать книги, которые написаны по методу приведения доказательств и глубокого разбора причин религиозных постановлений, и которые погружают тебя в тайны религиозных вопросов. К наиболее славным таким трудам относятся книги двух шейхов: шейха ислама Ибн Теймии (да помилует его Аллах) и его ученика Ибн Каййима аль-Джаузия (да помилует его Аллах). Также к правильным книгам можно отнести следующие: - Книги хафиза Ибн 'Абд уль-Барра (умер в 463 г.х.), да помилует его Аллах. К наиболее славным его трудам относится книга «ат-Тамхид». - Книги хафиза Ибн Кудамы (умер в 620 г.х.), да помилует его Аллах. Важнейшей его книгой является книга «аль-Мугни». - Книги имама, хафиза ан-Науауи (умер в 676 г.х.), да помилует его Аллах. - Книги хафиза аз-Захаби (умер в 748 г.х.), да помилует его Аллах. - Книги хафиза Ибн Касира (умер в 774 г.х.), да помилует его Аллах. - Книги хафиза Ибн Раджаба (умер в 795 г.х.), да помилует его Аллах. - Книги хафиза Ибн Хаджара (умер в 852 г.х.), да помилует его Аллах. - Книги хафиза аш-Шаукани (умер в 1250 г.х.), да помилует его Аллах. - Книги имама Мухаммада ибн ’Абд уль-Уаххаба (умер в 1206 г.х.), да помилует его Аллах. - Книги имамов (недждийского) призыва. К наиболее всеобъемлющим их книгам относится книга «ад-Дурар ас-Сания». - Книги выдающегося учёного ас-Сана'ани (умер в 1182 г.х.), да помилует его Аллах. Особенно следует приобрести его полезную книгу «Субуль ас-салям». - Книги выдающегося учёного Сыддика Хасана Хана аль-Каннуджи (умер в 1307 г.х.), да помилует его Аллах. - Книги выдающегося учёного Мухаммада аль-Амина аш-Шинкыти (умер в 1393 г.х.), да помилует его Аллах. Особенно следует приобрести его книгу «Адуа уль-баян». Отношение к книгам Ты не сможешь получить пользу из книги, пока не ознакомишься с терминологией её автора. Чаще всего терминологию автора раскрывает тебе предисловие, поэтому начинай чтение книги с чтения её предисловия. Примечание Если ты завладел какой-нибудь книгой, то не вноси её в свою библиотеку, пока не просмотришь её содержимое, или пока не прочитаешь её предисловие или оглавление и некоторые отрывки из неё. Если же ты поместишь её в библиотеку сразу, то возможно такое, что пройдёт много времени и много лет, а ты так и не откроешь её. Это было проверено на опыте. А Аллах - Тот, Кто оказывает содействие! Ясный почерк Если ты пишешь что-либо, то пиши ясно, дабы в написанном тобой не было неясностей. Это достигается посредством следующих действий: Во-первых, необходимо писать ясным почерком. Во-вторых, необходимо писать в соответствии с правилами арабского письма (имля). Относительно этих правил было написано множество трудов, а к важнейшим из них относятся следующие: - Книга «аль-Имля» Хусейна Уали. - Книга «Кауа'ид уль-имля» 'Абд ус-Саляма Мухаммада Харуна. - Книга «аль-Муфрад уль-'алям» Хашими. В-третьих, необходимо писать арабские буквы с соответствующими точками, а те буквы, у которых нет точек, необходимо писать без точек. В-четвёртых, необходимо расставлять огласовки (харакаты) в непонятных местах. В-пятых, необходимо расставлять соответствующие знаки пунктуации, однако этого не следует делать в аятах и хадисах [236]. المحاذير Ложные мечты Остерегайся ложных мечтаний, к которым, например, относится то, что ты притязаешь на знание того, чего ты не знаешь, или заявляешь, что хорошо овладел тем, чем ты не овладел. А если ты будешь поступать так, то это станет плотной завесой на пути к знанию [237]. Остерегайся того, чтобы остановиться на первой пяди [238] Было сказано, что знание - это три пяди. Тот, кто вошёл в первую пядь знания, становится высокомерным. Тот, кто вошёл во вторую пядь знания, становится скромным. Тот, кто вошёл в третью пядь знания, начинает понимать, что он ничего не знает [239]. Излишняя дерзость в знании Остерегайся того, чем забавляются люди, лишённые знания. Они хорошо изучают один или два вопроса, а когда находятся в одном собрании с каким-либо уважаемым человеком, то поднимают обсуждение этих вопросов, чтобы показать всем своё знание. Сколь много в этом мерзости [241]! Этот и подобные поступки были разъяснены в книге «ат-Та'алюм».Хвала же Аллаху, Господу миров! Изведение бумаги Также надлежит остерегаться написания книг, которые лишены чего-то уникального и не соответствуют восьми целям написания книг [242]. Конечным результатом такого творчества является простое изведение бумаги. И остерегайся того, чтобы заниматься написанием книг, пока должным образом не овладеешь всеми инструментами и пока в совершенстве не будешь готов к этому, и пока не созреешь на руках своих шейхов. Поистине, посредством такого написания ты приобретёшь лишь стыд и явишь позор. Если человек го
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.087 с.) |