Г.х. (1987 г. по григорианскому летоисчислению) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г.х. (1987 г. по григорианскому летоисчислению)



Вступление издателя

С именем Аллаха, Милостивого Милосердного

Поистине, вся хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи и прощении. У Него мы ищем защиты от зла наших душ и от наших скверных деяний. Кого Аллах поведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Аллах оставит без помощи, того никто не наставит на прямой путь. Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварищей. И я свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник. Пусть Аллах благословит и приветствует его, членов его семьи и его сподвижников.

А затем:

Вашему вниманию предоставлена книга «Украшение искателя знаний», которая принадлежит перу известного учёного Шейха Бакра ибн 'Абдуллаха, Абу Зейда, да помилует его Аллах Своей обширной милостью и введёт в Сады блаженства.

Также вниманию читателя в сносках будут представлены коммента­рии шейха Мухаммада ибн Салиха ибн уль-’Усеймина и шейха 'Абд ур-Раззака аль-Бадра.

Если искатель знаний не украсит себя благими нравственными качествами, то не будет никакой пользы в приобретении им знаний. К тому же каждый человек, узнав что-либо из религии, дол­жен воплощать это на делах, а иначе не будет никакой разни­цы между ним и невеждой. Более того, он будет хуже невежды, так как оставит религиозное знание намеренно после того, как узнал о нём.

Именно поэтому я побуждаю уважаемого читателя укра­ситься благими нравственными качествами и проявить терпе­ние в приобретении исламского знания. Уважаемый читатель! Не забывай просить Аллаха, чтобы Он оказал тебе содействие и наделил этими качествами. Сказал Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) - «Поистине, Всевышний Аллах поделил между вами ваши нравственные качества так же, как поделил между вами ваш удел» [1]. Сказал Тавус ибн Кейсан: «Поистине, эти нравственные качества есть дары, которые Всемогущий и Великий Аллах дарует тому из Своих рабов, кому пожелает. И если Всемогущий и Великий Аллах желает рабу блага, то Он дарует ему праведные нравственные качества. [2] И, кончено же, основой всех благих поступков является богобоязненность (такуа). Всевышний Аллах сказал: «И завещали Мы тем, кому было даровано Писание до вас (иудеям и христианам), и (также завещаем) вам (о, община Мухаммада), чтобы вы остерегались (наказания) Аллаха». [3]

Также следует отметить, что данный перевод не претен­дует на степень абсолютного совершенства, ибо оно присуще только Аллаху. Всякое дело, осуществляемое человеком, содер­жит определённые ошибки и неточности. От ошибок защище­на лишь Книга Всевышнего Аллаха: «А ведь если бы он (Ко­ран) был не от Аллаха, то они, непременно, нашли бы в нём много противоречий». [4]

Передаётся, что имам и хафиз Ма'мар ибн Рашид сказал: «Если книгу проверят сто раз, то даже тогда она вряд ли спа­сётся от неточностей». [5] Передаётся также, что ученик имама аш-Шафи'и - имам аль-Музани сказал: «Если книгу проверят семьдесят раз, то всё равно в ней останутся (некоторые) ошиб­ки, ибо Аллах отказался от того, чтобы какая-либо книга, кро­ме Его Книги, была полностью правильной». [6]

Передаётся также, что аль-Кады 'Абд ур-Рахим аль-Байсани написал однажды письмо ’Имаду аль-Асфахани, оправды­ваясь за ошибки, которые тот обнаружил у него. Алъ-Байсани сказал в этом письме: «Поистине, я считаю, что любой человек, написавший книгу сегодня, завтра обязательно будет говорить: «Если бы я изменил этот (отрывок), то было бы лучше! Если бы я добавил это, то было бы лучше! Если бы я сначала рассказал об этом, то было бы лучше! Если бы я не упоминал об этом, то было бы прекраснее!».

И это указывает на то, что ошибки присущи каждому человеку. Если уважаемый читатель обнаружит какие-либо неточ­ности в переводе, то пусть принесет пользу и нам, сообщив об этой неточности, и да воздаст ему Аллах благом. Однако сме­ем заверить читателя в том, что перевод, если пожелает Аллах, проверен и не содержит никаких искажений и заблуждений, хвала же Аллаху, Господу миров!

Мы просим Аллаха, чтобы Он оказал нам содействие и при­нёс пользу мусульманам посредством этой книги.

А Аллах - Тот, Кто оказывает содействие!

Вступление автора

Хвала Аллаху! А затем:

Я записываю первые вехи этой благодатной книги в 1408 г.х. В эти дни мусульмане - хвала Аллаху - переживают научное пробуждение, и это заставляет лица сиять от радости. Этот ре­лигиозный подъём, двигаясь к совершенству и зрелости, про­должает оживлять в сердцах молодёжи этой общины осознание её славы и придаёт ей новые силы для жизни. Мы видим, как разнообразные молодёжные группы двигаются в различных об­ластях знания, взваливая на себя этот тяжелый груз. Они пьют из этого источника и утоляют из него свою жажду. Молодёжь сегодня обладает горячим желанием, сосредоточенной целеустремлённостью, образованностью, поразительной эрудицией, погружённостью в глубины религиозных вопросов. И это явля­ется победой, радующей мусульман. Пречист же Тот, Кто ожив­ляет и умерщвляет сердца!

Однако! Это благодатное зерно нуждается в поливе и во все­мерной заботе о нём по всем направлениям. Нам нужно распро­странить те вещи, которые защитят это зерно от ошибок и неу­дач на пути поиска знаний и совершения деяний. Ведь сегодня искатели знаний находятся под натиском волн, связанных с идеологией, убеждениями, поведением и разрозненностью на группы и партии. Ранее я предложил вниманию молодёжи кни­гу «ат-Та’алюм», где раскрыл для них опасность тех, кто про­никает в их ряды.

Я боялся, что эти люди могут погубить искателей знаний и отклонить их так, что они даже этого не почувствуют. Сегодня же твой брат желает поддержать тебя и взять тебя за руку. Я представляю твоему вниманию послание, которое разъяснит тебе качества, являющиеся твоим украшением.

Вот я кладу кончик пера на поверхность бумаги, так прочти же начертанное мною для тебя. Да насладит Аллах тобою взоры! Существует много религиозных установлений, указывающих на то, что украшение себя нормами благопристойности, прекрасными нравственными качествами, хорошим поведением и правдивым обликом – это признак приверженцев ислама. Знание же является самой ценной жемчужиной на венце пречистого шариата, и это знание может обрести только тот, кто украсил себя этими нормами благопристойности и избавился от пороков, губящих знание. Именно поэтому учёные уделяли огромное внимание изучению этих норм и обращению на них внимания людей.

Они посвятили этим вопросам отдельные труды, которые содержат в себе либо общие нормы для всех религиозных наук, либо нормы изучения отдельных из них. Например, существуют книги о нормах благопристойности носителей Корана, нормах благопристойности знатоков хадиса, нормах благопристойности муфтиев, нормах благопристойности судей, нормах благопристойности руководителей и так далее. Тема этой книги — общие нормы, которых должны придерживаться люди, сле­дующие путём изучения религиозного знания. Прежние учёные в своих собраниях разъясняли ученикам нормы благопристой­ности, связанные с приобретением знания.

Я застал последние примеры этой практики в некоторых со­браниях знания в почетной пророческой мечети. Некоторые преподаватели обучали учеников книге «Та'лим уль-мута'аллим тарик ат-та'аллюм» («Обучение студента методу изуче­ния наук»), автором которой является аз-Зарнуджи (умер в 593 г.х.).

Я надеюсь, что обладатели знания не позволят оборвать­ся этой крепкой нити, ведущей к самой правильной дороге. Я надеюсь, что этот предмет будет введён в качестве начальных уроков в мечетях и будет введён в программы системного образования.

Я надеюсь, что мои записи послужат добрым началом, которое побудит к оживлению этого предмета, призванного вос­питать искателей знаний и повести их верным путем в области этики приобретения знаний и его несения. Эта книга содержит в себе нормы благопристойности, которые искатель должен соблюдать в отношениях с самим собой, в отношениях со своим учителем, в отношениях с уроками, в отношениях с товарищами по учёбе, в отношениях с книгами и плодами своего знания в течени е всей своей жизни.

Предоставляю тебе это украшение, содержащее в себе целый ряд норм благопристойности и тех пороков, которые нарушают их. Если человек упустит одну из этих норм благопристой­ности, то из-за своего упущения он впадёт в эти пороки в том или ином объёме. Поскольку эти нормы занимают разные сте­пени от желательности до обязательности, то и вещи, которые их нарушают, представляют собой разные пропасти от нежела­тельности до запрета.

Среди норм благопристойности есть такие, которые касают­ся абсолютно всех людей, обладающих разумом, а есть и такие, которые касаются только искателей знания. Есть такие нормы, которые известны из религии любому человеку, но есть и та­кие, которые заложены в природном естестве человека, хотя на них и указывают общие доводы религии. Я не собираюсь опи­сать вам все нормы благопристойности, однако расскажу о них путём приведения некоторых примеров, желая указать на са­мые важные основы.

Если сказанное мною встретит праведную душу, то она возь­мёт этот малый объём и приумножит его. Праведная душа возь­мёт общие основы этой книги и сможет сама понять подробно­сти. Человек, взявший эти нормы благопристойности, получит пользу и начнёт приносить ее другим.

Я перенял эти нормы благопристойности от тех, кому Аллах даровал благодать в их знании и сделал их имамами, за которыми следуют люди. Пусть же Аллах соберёт нас всех вместе в Своих садах. Амин!

Бакр ибн 'Абдуллах Абу Зейд

Блеск знания

Необходимо украсить себя блеском знания:

- Иметь прекрасный внешний облик,

- Придерживаться праведного поведения,

- Постоянно соблюдать спокойствие,

- Быть серьезным,

- Быть смиренным,

- Быть снисходительным,

- Постоянно держаться прямого пути,

- Украшать себя снаружи и изнутри,

- Избавиться от всего, что нарушает вышесказанное.

Сообщается, что Ибн Сирин (да помилует его Аллах) сказал: «Они (сподвижники) изучали нормы благопристойности так же, как изучали религиозное знание».

Сообщается, что Раджа ибн Хайуа (да помилует его Аллах) сказал некому человеку: «Расскажи нам хадисы, но не расска­зывай нам от тех, чьё сердце умерло, и не рассказывай нам от тех, кто порочит других». Эти слова передал аль-Хатыб в книге «аль-Джами’» [39], а затем сказал: «Искатель хадисов обязан сто­рониться бесполезных игр и забав. Он не должен вести себя не­серьезно в собраниях (учёных), говоря глупости, смеясь и хохоча. Он не должен рассказывать людям много забавных рассказов, не должен постоянно и часто шутить. Ему позволено изредка пошу­тить, рассказав такую шутку, которая не выведет его за рам­ки благопристойности и знания. Что же касается непрерывных, скверных или глупых шуток, а также шуток, рождающих в сердце злобу и служащих источником зла, то они являются порицаемы­ми. А частые шутки и частый смех унижают его степень и уда­ляют порядочность». И было сказано: «Кто часто занимается какой-то вещью, становится известным именно ею». [40]

Сторонись же этих ошибок в своих собраниях и беседах с людьми. А некоторые невежды полагают, что частое занятие этими вещами дарует душе умиротворение. [41] Сообщается, что аль-Ахнаф ибн Кайс сказал: «В наших собраниях ни в коем слу­чае не говорите о женщинах и еде. Поистине, я ненавижу челове­ка, который описывает свой половой орган и живот». [42] В книге правителя верующих Умара ибн уль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) о судопроизводстве сказано: «Аллах очернит имя того, кто украшает себя тем, чего в нём нет». [43] Разъяснение этих слов ты найдёшь у Ибн уль-Каййима (да помилует его Аллах). [44]

Оставление роскоши

Не погружайся в роскошь и комфорт [49], ибо, поистине, не­ряшливость (и суровый облик) является проявлением веры [50]. Возьми же завещание правителя верующих 'Умара ибн уль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). В его известной книге сказано: «Остерегайтесь ро­скоши и одежд иностранцев. Носите одежду Ма'да [51] и ведите суровый образ жизни» [52]. Таким образом, следует отвернуть­ся от фальши «цивилизации», ибо она делает характер челове­ка женственным и ослабляет его нервную систему. Эта фальшь связывает тебя путами иллюзий, в то время как старатель­ные достигают своих целей. Ты же стоишь на месте, заняв себя стремлением к изысканности. Да, пестрая одежда не является запрещенной или нежелательной, но она не относится к пра­ведному облику. Явные украшения человека, среди которых и одежда - это символ его принадлежности к определенной груп­пе. Разве одежда - это не что иное, как проявление личности человека?! Будь же осмотрительным при выборе одежды, ибо она показывает другим людям твою принадлежность к опреде­ленной группе, твою личность и твои склонности.

Именно поэтому говорят, что явные украшения указывают на склонности сердца. Люди оценивают тебя по твоей одежде. Более того, даже манера надевания одежды позволяет смотря­щему понять, к кому относится человек.

Одежда позволяет оценить твою серьёзность и разумность. Она может старить тебя, а может слишком молодить, а может и указывать на то, что ты любишь внимание.

Выбери такую одежду, которая украшает тебя, а не безобра­зит. Выбирая одежду, сделай так, чтобы ни у кого не было по­вода что-то сказать о тебе или высмеять тебя. Если твоя пре­красная одежда объединится с почётом религиозного знания, которое ты несёшь, то у людей будет больше причин считать тебя великим и извлекать пользу из твоего знания.

Более того, если ты станешь выбирать прекрасную одежду с правильным намерением, то это приблизит тебя к Аллаху, ибо одежда - это одно из средств наставления людей к истине.

Сообщается, что правитель верующих 'Умар ибн уль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Приятнее всего мне тогда, когда я вижу чтеца (Ко­рана) в белом одеянии» [53]. И это для того, чтобы он казался ве­личественным в душах людей, после чего они станут возвеличивать истину, которую он несёт [54].

Шейх ислама Ибн Теймия (да помилует его Аллах) сказал, что люди подобны стае куропаток - они по природе созданы таки­ми, что стремятся уподобиться друг другу [55]. Остерегайся и ещё раз остерегайся ребяческой одежды! [56] Что же касается европей­ской одежды, то не скрыто от тебя её постановление. [57] Всё вы­шесказанное не означает, что ты должен ходить в страшной одежде, однако нужно проявлять умеренность, одеваясь так, как предписал шари'ат. Доказательства, указывающие на это, приведены в книгах о сунне и смягчении сердец, а, особенно, в книге «аль-Джами'»аль-Хатыба (аль-Багдади).

Не игнорируй этот совет, ибо обладатели знания всегда об­ращали внимание на книги о смягчении сердцем, благовоспитанности и одежде. А Аллах знает лучше!

Отстранение от собраний, в которых ведутся пустые беседы [58]
Не ступай на ковёр тех, в чьих собраниях совершается пори­цаемое и срывается покрывало благопристойности, и не при­творяйся, что не замечаешь этого [59].

Если же ты присоединишься к ним, то совершишь великое преступление против знания и его обладателей [60]!

Отстранение от смуты

Необходимо беречь себя от мест, где люди кричат и распространяют смуту. Ведь, поистине, ошибки возникают именно по причине криков и смут. Нахождение в таких местах проти­воречит этике приобретения знаний. Автор книги «Аль-Уасыт фи удабаи шинкыт»упомянул следующую историю: «Однаж­ды, между двумя племенами случился конфликт, а третье племя решило примирить их, в результате чего все они решили обра­титься за решением к шариату. Они обратились за судом к учёному, и он постановил, что нужно убить четверых человек из первого племени в воздаяние за четверых представителей вто­рого племени, которые были убиты ранее. Тогда шейх Баб ибн Ахмад сказал (судье): «В подобных ситуациях нет смертной каз­ни в знак возмездия». Судья ответил: «Того, о чём ты говоришь, нет ни в одной книге». Тогда (Баб ибн Ахмад) сказал: «Напротив, об этом говорит­ся в любой книге». Судья сказал: «Вот тебе «словарь»!». Он хотел опровергнуть его слова о том, что это постановление есть в любой книге. Тог­да они открыли эти книгу и первое, что попалось им на глаза - это слова: «Смута - это искушение (фитна). За убиенных в смуте нет возмездия». Речь идёт об убитых во время всеобщей смуты, когда неизвестно, кто конкретно их убил. И тогда люди удивились подобному совпадению в этот трудный момент».

Мягкость

Придерживайся мягкости в словах и сторонись грубых слов [61]. Ведь, поистине, мягкое обращение к людям привлекает даже строптивые сердца. На эту тему существует множество доказа­тельств Корана и Сунны [62].

Размышление
Укрась себя постоянным размышлением (над вещами), ибо, поистине, кто размышляет над чем-либо, тот постигает суть этой вещи. И было сказано:

«Размышляй и ты постигнешь (суть вещи)!»

Именно поэтому, следует хорошо подумать перед тем, как что-то сказать: «Почему я это говорю?! Какая польза от моих слов?!». Будь осторожен в выражениях и в передаче смысла. Не проявляй упрямства и не придирайся к словам других людей. Прежде чем что-то сказать, подумай, какие именно слова соответствуют тому смыслу, который ты желаешь выразить. А ког­да кто-то задаёт тебе вопрос, то подумай, правильно ли ты по­нял его вопрос или нет [63].

Почтение к шейху

Таким образом, на начальном этапе поиска знаний оно не перенимается из книг. Ты обязательно должен иметь шейха, у которого ты должным образом освоишь основы науки, что­бы обезопасить себя от ошибок и промахов. Если дело обсто­ит так, то ты должен украсить себя почтительным отношени­ем к шейху. Поистине, почтительное отношение к нему - это залог успеха и получения знаний и помощи от Аллаха. Ты дол­жен почитать и уважать своего шейха, признавать его заслуги и обходиться с ним вежливо. Воплоти в себе все нормы благопристойности, когда сидишь возле шейха и разговариваешь с ним [104] . Задавай ему вопросы наилучшим образом и вниматель­но слушай ответ. Когда ты листаешь перед ним книгу, то про­являй уважение как к нему самому, так и к книге [105] . Когда ты си­дишь перед ним, забудь про грубость и споры. Не надо пытаться опередить его в словах или по дороге, и не надо много говорить возле него. Не прерывай его, когда он что-то говорит или объясняет урок. Не требуй настойчиво ответа на свои вопросы и сторонись большого количества вопросов, особенно, когда ря­дом присутствует много людей. А иначе твои действия могут обольстить тебя и утомить его. Не зови его лишь по имени [106] или прозвищу [107] . Например, не говори: «О такой-то шейх!». Но гово­ри так: «О мой шейх! О наш шейх!», не называя его по имени, ибо это является проявлением высокой благопристойности [108] . Также не обращайся к нему на «ты». Также не зови его издале­ка, если только в этом нет крайней нужды [109] . Взгляни на слова Всевышнего Аллаха, Который указывает тебе на нормы благо­пристойности по отношению к тому, кто обучает людей добру. Всевышний Аллах сказал: «Не делайте (о, верующие) обраще­ния к посланнику среди вас такими же, как обращение вас друг к другу» [110] . Не подобает тебе обращаться по имени к сво­ему отцу, и точно также не будет приличным такое обращение к шейху. Соблюдай нормы приличия в собрании шейха и показывай свою радость по причине урока и полученной пользы [111]. Если тебе показалось, что шейх ошибся или допустил оплошность, то пусть он не падает из-за этого в твоих глазах, а иначе ты можешь лишиться его знаний. Разве хоть кто-нибудь спасся от ошибок?! [112] Остерегайся обращаться с шейхом так, что это начнёт раздражать его. Не нужно экзаменовать его, чтобы проверить его научные способности и терпение. Если ты пожелаешь перейти на учёбу к другому шейху, то спроси разрешение у своего шейха, ибо это поспособствует тому, что между вами сохранится уважение, любовь и благосклонность [113]. С уществует много других норм благопристойности, которые естественно известны каждому благодатному человеку, которому Аллах оказал содействие. Посредством соблюдения этих норм ты выполняешь право своего шейха, который является твоим «духовным отцом». Знай, что твой успех зависит от того, насколько ты будешь уважать своего шейха, и знай, что ты потерпишь неудачу, если упустишь эти нормы благопристойности.

Важное примечание: Поистине, я предостерегаю тебя именем Аллаха от поведения иностранцев, приверженцев суфийских тарикатов и сторонников религиозных новшеств, которые проявляют перед своими наставниками такую покорность, которая выходит за рамки шариата, облизывают им руки, целуют плечи, во время приветствия пожимают их руку двумя руками [114] и склоняются перед ними. Также они используют фразы, которыми выражают свою ничтожность перед ними. Например, говорят: «О мой господин! О мой покровитель!», а также произносят другие слова, используемые обычно слугами и рабами. Посмотри на слова саляфитского учёного, шейха Мухаммада аль-Башира аль-Ибрахими аль-Джазаири (умер в 1380 г.х.), да помилует его Аллах, в книге «аль-Басаир». Это отличные слова на данную тему.

О искатель знаний...

О искатель знаний! Возьми от своего шейха его праведные нравственные качества и благородные достоинства [115]. Что же касается приобретения знаний и обучения, то это дополнительная прибыль [116]. Однако пусть тебя не поразит безрассудство в любви к своему шейху, которая приведёт тебя к мерзости так, что ты даже этого не заметишь. Однако это заметит каждый, кто будет смотреть на тебя. Не подражай ему в голосе и тоне разговора. Не подражай ему в походке, в движении и в осанке, ибо он стал великим шейхом не из-за этих вещей.

Ненасытный поиск знаний

Праведный халиф 'Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ценность человека определяется тем, в чём он хорош!» [152] . Некоторые сказали, что нет слов, которые сильнее бы побуждали студента к поиску знаний, чем эти слова [153] . Остерегайся ошибки того, кто говорит: «Первые поколения не оставили ничего для послед­них!». Правильно же будет сказать: «Как же много первые поколения оставили для последних!» [154] . Тебе следует собрать как можно больше из наследия пророка (мир ему и благословение Аллаха) [155]. Не жалей своих сил в поиске и добыче знания, и в его детальном изучении. Какой бы высокой степени ты ни достиг, всегда помни об этих сло­вах: «Как же много первые поколения оставили для последних!» [156] Аль-Хатыб (аль-Багдади) в книге «Тариху Багдад» в биографии Ахмада ибн ’Абд уль-Джалиля упомянул поэму, написанную им.

В ней сказано:

«Благородный не подобен низкому.

Нет! И обладатель смышлёности не подобен глупому!

Ценность человека в том, в чём он хорош,

Таково решение имама 'Али» [157] .

Щит искателя знаний

Щит учёного - это слова «я не знаю». Учёный разрывает за­весу, (защищающую его), если считает произнесение этой фра­зы чем-то зазорным и говорит: «Говорят так-то и так-то!». Та­ким образом, слова «я не знаю» - это половина знания, а слова «говорят, что» или «я думаю» - это половина невежества [201].

Чтение больших книг

Чтение больших книг - это одно из важнейших занятий ис­кателя знаний, ибо это способствует приобретению разнообраз­ных видов знания и его расширению, а также это помогает из­влечь из книг, скрытые в них пользы и жемчужины. Также это помогает студенту обрести опыт в том, где именно можно най­ти нужные ему вопросы. Также посредством этого студент зна­комится с методологией написания книг и с терминологией ав­торов. Обычно наши предшественники читали такие книги, а останавливаясь где-нибудь, писали на этом месте «я дошёл до этого места», чтобы не упустить даже малую часть книги при возвращении к чтению, особенно, если возвращение к чтению происходило спустя долгое время [210].

Дискуссии без споров

Остерегайся споров, ибо, поистине, споры - это бедствие. Что же касается дискуссий относительно истины, то, они есть милость! Полезными дискуссиями являются те, во время кото­рых истина одолевает ложь, а правильное мнение одолевает не­правильное. Такие дискуссии строятся на желании друг другу добра, на сдержанности и желании распространить знание. Что же касается споров во время разговора, то во время них люди обычно приводят ложные доводы и стараются показать себя перед другими, кричат и проявляют высокомерие, переходят границы и стараются переспорить друг друга. Во время таких споров проявляется гордость и злоба, и оппоненты становятся подобны глупцам. Остерегайся же таких споров и остерегайся самих спорщиков, и тогда ты спасёшься от греха и совершения запретного. Отвернись от таких споров и тогда ты спасёшься, и подавишь грехи и потери [212].

Совместное повторение знания [213]

Насладись повторением знания с проницательными людь­ми и задаванием друг другу вопросов. Поистине, такое повто­рение в некоторых аспектах превосходит простое чтение книг. Оно способствует остроте разума и укрепляет память. Во время такого повторения придерживайся справедливости и мягкости, и отдаляйся от нанесения обид, беспорядка и необдуманных слов. Будь осторожен, ибо такое повторение раскрывает недо­статки того, кто говорит неправду. Если ты повторяешь знание с тем, кто недостаточно им обладает и слабо мыслит, то такое повторение есть недуг, вызывающий враждебность. А повторе­ние знания с самим собой, поочерёдно рассматривая научные вопросы, это то, чего ты не можешь избежать. Некоторые гово­рили: «Повторение - это оживление знания!».

Искатель знаний живёт с Кораном, Сунной и религиоз­ными науками

Коран и Сунна для искателя знаний подобны двум крылам птицы. Остерегайся же того, чтобы твои крылья были подре­заны [214].

Величие учёных

Укрась себя «величием ученых»! Их величие заключается в том, что они оберегают и возвеличивают знание, защищают окрестности величия и почёта знания. От того, сколько ты бу­дешь тратить на этом пути, будет зависеть твоя награда со зна­ния и количество твоих поступков, совершённых в соответствии с ним. Если же ты будешь терять время напрасно, то упустишь и награду. И нет силы и мощи, кроме как с Аллахом, Великим и Мудрым! Поэтому остерегайся того, чтобы тебя использовали высокопоставленные люди, и того, чтобы на тебе верхом пере­двигались глупцы, а иначе ты начнёшь проявлять послабления в фетвах, судебных приговорах, исследованиях и обращениях к людям. Не стремись со своим знанием к людям, выбравшим ближнюю жизнь, и не обивай их пороги. Не раздавай своё зна­ние тем, кто его не заслуживает, даже если он занимает вели­кое место (в обществе) [227]. Услади свои очи и своё знание чтени­ем биографий предшествующих имамов, и ты увидишь, как они жертвовали самими собой на пути защиты религии. Особенно нужно ознакомиться с теми книгами, которые собрали приме­ры таких поступков со стороны имамов [228].

Например:

 - Книга «Мин ахляк иль-’уляма» («Из нравов учеёных») Мухаммада Сулеймана,

 - Книга «аль-Ислям бейна ль-'уляма уаль хуккам» («Ислам между учёными и правителями») 'Абд уль-'Азиза аль-Бадри,

 - Книга «Манахидж аль-'уляма филь амри биль ма’руфи уа ннахьи ’ан иль-мункар» («Методология учёных в призы­ве к одобряемому и запрете порицаемого») Фарука ас-Самурраи. И я надеюсь, что ты увидишь больше, чем они упомянули, в книге «’Иззат уль-'уляма» («Величие учёных»), пусть Аллах облегчит её завершение и издание [229].

Защита знания

Если ты получишь какую-нибудь должность, то вспоминай о том, что добраться до этого поста тебе помогло приобретение тобою знаний. По милости Аллаха, а затем по причине твое­го знания ты достиг того, чего достиг из должностей в образо­вательной сфере, выдаче фетв и судопроизводстве. Цени зна­ние и совершай деяния в соответствии с ним. Остерегайся пути тех, которые не чтят величия Аллаха. Они делают своей основ­ной целью защиту своей должности и удерживают свои языки от слова истины, а любовь к власти заставляет их во всём согла­шаться с людьми.

Да помилует тебя Аллах! Всегда храни своё достоинство по­средством сохранения своей религии, своего знания, почёта своей души, используя мудрость, понимание и наилучшую по­литику, которая гласит: «Храни Аллаха [230] и тогда Он будет хра­нить тебя [231]!» [232]. А также: «Храни Аллаха в благоденствии, и Он будет хранить тебя в тяжелых ситуациях!» [233]. Если же ты вдруг лишишься должности, а это непременно когда-нибудь произой­дёт, то ничего страшного. Поистине, это - достойная отставка, а не унижение или недостаток.

Удивительно, что некоторые люди, лишённые большой доли содействия Аллаха, начинают соблюдать религию, каяться пе­ред Аллахом и возвращаться к Нему только после выхода на пенсию. Да, его покаяние является действительным с религи­озной точки зрения, однако его религия подобна религии всех остальных старушек, ибо от него уже нет никакой пользы лю­дям. Однако, когда он обладал властью и был способен прино­сить пользу людям, он был одним из самых грешных людей, наносящих самый большой вред, либо же его сердце было хо­лодным и его язык никогда не произносил истину. Мы ищем за­щиты у Аллаха от такого унижения!

Сокрытие (мудара), но не заискивание (мудахана) [234]

Заискивание (мудахана) - это низкое качество души. Что же касается сокрытия (мудара), то - нет! Не следует путать меж­ду этими двумя понятиями! Заискивание (мудахана) может привести тебя к открытому совершению лицемерия и именно заискивание затрагивает твою религию [235]!

Основа твоей библиотеки

Тебе следует приобретать книги, которые написаны по ме­тоду приведения доказательств и глубокого разбора причин ре­лигиозных постановлений, и которые погружают тебя в тайны религиозных вопросов. К наиболее славным таким трудам относятся книги двух шейхов: шейха ислама Ибн Теймии (да помилует его Аллах) и его ученика Ибн Каййима аль-Джаузия (да помилует его Аллах).

Также к правильным книгам можно отнести следующие:

- Книги хафиза Ибн 'Абд уль-Барра (умер в 463 г.х.), да по­милует его Аллах. К наиболее славным его трудам относится книга «ат-Тамхид».

- Книги хафиза Ибн Кудамы (умер в 620 г.х.), да помилует его Аллах. Важнейшей его книгой является книга «аль-Мугни».

- Книги имама, хафиза ан-Науауи (умер в 676 г.х.), да по­милует его Аллах.

- Книги хафиза аз-Захаби (умер в 748 г.х.), да помилует его Аллах.

- Книги хафиза Ибн Касира (умер в 774 г.х.), да помилует его Аллах.

- Книги хафиза Ибн Раджаба (умер в 795 г.х.), да помилу­ет его Аллах.

- Книги хафиза Ибн Хаджара (умер в 852 г.х.), да помилу­ет его Аллах.

- Книги хафиза аш-Шаукани (умер в 1250 г.х.), да помилу­ет его Аллах.

- Книги имама Мухаммада ибн ’Абд уль-Уаххаба (умер в 1206 г.х.), да помилует его Аллах.

- Книги имамов (недждийского) призыва. К наиболее всеобъ­емлющим их книгам относится книга «ад-Дурар ас-Сания».

- Книги выдающегося учёного ас-Сана'ани (умер в 1182 г.х.), да помилует его Аллах. Особенно следует приобрести его полезную книгу «Субуль ас-салям».

- Книги выдающегося учёного Сыддика Хасана Хана аль-Каннуджи (умер в 1307 г.х.), да помилует его Аллах.

- Книги выдающегося учёного Мухаммада аль-Амина аш-Шинкыти (умер в 1393 г.х.), да помилует его Аллах. Осо­бенно следует приобрести его книгу «Адуа уль-баян».

Отношение к книгам

Ты не сможешь получить пользу из книги, пока не ознако­мишься с терминологией её автора. Чаще всего терминологию автора раскрывает тебе предисловие, поэтому начинай чтение книги с чтения её предисловия.

Примечание

Если ты завладел какой-нибудь книгой, то не вноси её в свою библиотеку, пока не просмотришь её содержимое, или пока не прочитаешь её предисловие или оглавление и некоторые от­рывки из неё. Если же ты поместишь её в библиотеку сразу, то возможно такое, что пройдёт много времени и много лет, а ты так и не откроешь её. Это было проверено на опыте. А Аллах - Тот, Кто оказывает содействие!

Ясный почерк

Если ты пишешь что-либо, то пиши ясно, дабы в написанном тобой не было неясностей. Это достигается посредством следу­ющих действий:

Во-первых, необходимо писать ясным почерком.

Во-вторых, необходимо писать в соответствии с правила­ми арабского письма (имля). Относительно этих правил было написано множество трудов, а к важнейшим из них относятся следующие:

- Книга «аль-Имля» Хусейна Уали.

- Книга «Кауа'ид уль-имля» 'Абд ус-Саляма Мухаммада Харуна.

- Книга «аль-Муфрад уль-'алям» Хашими.

В-третьих, необходимо писать арабские буквы с соответ­ствующими точками, а те буквы, у которых нет точек, необхо­димо писать без точек.

В-четвёртых, необходимо расставлять огласовки (харакаты) в непонятных местах.

В-пятых, необходимо расставлять соответствующие знаки пунктуации, однако этого не следует делать в аятах и хадисах [236].

المحاذير

Ложные мечты

Остерегайся ложных мечтаний, к которым, например, отно­сится то, что ты притязаешь на знание того, чего ты не знаешь, или заявляешь, что хорошо овладел тем, чем ты не овладел. А если ты будешь поступать так, то это станет плотной завесой на пути к знанию [237].

Остерегайся того, чтобы остановиться на первой пяди [238]

Было сказано, что знание - это три пяди. Тот, кто вошёл в первую пядь знания, становится высокомерным. Тот, кто во­шёл во вторую пядь знания, становится скромным. Тот, кто во­шёл в третью пядь знания, начинает понимать, что он ничего не знает [239].

Излишняя дерзость в знании

Остерегайся того, чем забавляются люди, лишённые знания. Они хорошо изучают один или два вопроса, а когда находятся в одном собрании с каким-либо уважаемым человеком, то под­нимают обсуждение этих вопросов, чтобы показать всем своё знание. Сколь много в этом мерзости [241]! Этот и подобные по­ступки были разъяснены в книге «ат-Та'алюм».Хвала же Ал­лаху, Господу миров!

Изведение бумаги

Также надлежит остерегаться написания книг, которые ли­шены чего-то уникального и не соответствуют восьми целям написания книг [242]. Конечным результатом такого творчества является простое изведение бумаги. И остерегайся того, чтобы заниматься написанием книг, пока должным образом не овла­деешь всеми инструментами и пока в совершенстве не будешь готов к этому, и пока не созреешь на руках своих шейхов. По­истине, посредством такого написания ты приобретёшь лишь стыд и явишь позор. Если человек го



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.087 с.)