Организация межселенного обслуживания населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация межселенного обслуживания населения



 

На организацию культурно-бытового обслуживания (КБО) населения в сельской системе расселения влияют характер расселения, природные, социально-экономические и демографические условия.

Основная проблема культурно-бытового обслуживания в мелкоселенных районах Нечерноземной зоны России заключается в недостаточной доступности для населения объектов обслуживания вследствие значительной удаленности периферийных поселений от центров обслуживания и неблагоприятного состояния дорожно-транспортной сети в сельской местности.

Другим недостатком культурно-бытового обслуживания в сельской местности является неполный набор (некомплектность) и низкое качество предоставляемых услуг.

Для обеспечения полноценного обслуживания населения в пределах территории области, административных (муниципальных) районов и сельских округов (поселений) формируется система межселенного культурно-бытового обслуживания,предусматривающая реализацию следующих принципов:

— дифференцированный подход к организации обслуживания в зависимости от социально-экономических, демографических и природных условий;

— формирование единой системы обслуживания городского и сельского населения;

— сетевой принцип построения обслуживания, предполагающий наличие в составе сети крупных (базовых) объектов, оказывающих широкий набор услуг и мелких (низовых) объектов, приближенных к месту жительства и работы;

— сочетание стационарных, мобильных и сезонных видов обслуживания.

В системе межселенного обслуживания выделяются поселения различного типа, выполняющие функции центров обслуживания сельского населения в соответствии с сетевым принципом обслуживания (табл. 4).

  

Таблица 4. Организация культурно-бытового обслуживания

                в системе сельского расселения

 

Категория  центров межселенного КБО Тип поселения Численность населения, тыс. чел. Характеристика размещаемых культурно-бытовых учреждений Максимальный радиус доступности, км Максимальное время доступности, мин.
Местные центры обслуживания Малые города и крупные сельские поселения Не менее 2—5 Полный состав учреждений повседневного пользования, отдельные учреждения периодического пользования 10—15 30—40
Районные центры обслуживания, центры административных районов Малые и средние города, крупные сельские поселения 50—100 Полный состав учреждений повседневного и периодического пользования, отдельные учреждения эпизодического пользования 25—30 60—90
Межрайонные центры обслуживания Средние и большие города 100—250 Полный состав учреждений повседневного, периодического и эпизодического пользования 50—60 90—120
Региональные центры- центры областей, краев, республик Большие, крупные и крупнейшие города Более250 Полный (исчерпывающий) состав учреждений повседневного, периодического и эпизодического пользования

В зависимости от расположения центра в соответствующем административно-территориальном образовании

 

 

Основные требования к размещению учреждений КБО в системе сельского расселения следующие:

— возможность получения услуг первой необходимости в пределах 30-минутной пешеходной доступности. Для этого на территории с сельскими поселениями должна создаваться сеть низовых стационарных объектов, включающая детские дошкольные учреждения, начальные школы, досуговые помещения универсального использования (клубы), магазины товаров повседневного спроса, комплексные приемные пункты бытового обслуживания, фельдшерско-акушерские пункты, открытые плоскостные спортивные сооружения и др. Учреждения и предприятия, предоставляющие услуги низовых объектов, должны размещаться в производственных центрах или в малых сельских поселениях с населением свыше 200 человек, в малых сельских поселениях с населением от 50 до 200 человек может быть предусмотрено возведение стационарного малого низового объекта: магазина на 1-2 –х продавцов, детского сада-яслей на 15-20 мест, начальной школы на 2 класса (при наличии детей соответствующего возраста), спортплощадки, аптеки, медпункта и т.п., а также временных сооружений (киосков, палаток, ларьков и т.п. для сезонного обслуживания населения);

— возможность получения услуг более высокого уровня в пределах 30-минутной транспортной доступности. Учреждения и предприятия (базовые объекты), предоставляющие эти услуги, должны размещаться в центральных сельских поселениях (центральных усадьбах хозяйств, крупных сельских поселениях). При этом следует учитывать положение этих поселений в системе расселения, межселенные транспортные связи и наличие существующих зданий культурно-бытового назначения.

При разреженной сети сельских поселений и больших размерах проектируемой территории допускается увеличение радиуса обслуживания. Для наиболее отдаленных поселений и малых сельских поселений с населением менее 50 человек необходима организация мобильных средств обслуживания и услуг по предварительным заказам.

Крупные базовые объекты, предоставляющие широкий набор услуг, включают крупные средние школы и детские дошкольные учреждения, работающие как многофункциональные методические учебно-воспитательные центры, дома культуры и быта, торговые базы-распределители, сельские амбулатории, участковые больницы и т. д. Размещаться эти объекты должны в районных центрах (малых, средних городах или крупных сельских поселениях с население более 5 тысяч человек).

Основой системы межселенного культурно-бытового обслуживания в районе является сложившаяся сеть поселений — центров обслуживания. Для рациональной организации и функционирования такой системы применяется принцип обслуживания в зависимости от характера и частоты пользования различными видами услуг, иначе говоря, от частоты спроса.

В соответствии с периодичностью пользования различают учреждения повседневного пользования (в их составе выделяют учреждения первичного обслуживания), периодического (два-три раза в неделю) и эпизодического (два-три раза в месяц) пользования.

К учреждениям, связанным с удовлетворением повседневных потребностей, относятся низовые объекты, размещаемые в производственных центрах и малых сельских поселениях с численностью населения свыше 200 человек  из расчета 30-минутной пешеходной доступности, что соответствует радиусу 2—З км.

К учреждениям периодического обслуживания относятся базовые объекты, размещаемые в центральных усадьбах хозяйств или в крупных сельских поселениях в пределах 5—6 км с учетом затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 минут.

Учреждения эпизодического обслуживания относятся к крупным базовым объектам и размещаются в центрах административных районов — областных, районных центрах — в пределах 30— 40-минутной транспортной доступности, что соответствует радиусу 10—20 км. Объекты этого уровня проектируют в расчете не только на население районного центра, но и на постоянное сельское население, тяготеющее (проживающее в сельских поселениях на территории данного района) к центру обслуживания.

Расчет дополнительной потребности в учреждениях культурно-бытового обслуживания в центрах межселенного обслуживания производится с учетом перевода тяготеющего к центру района населения в сопряженное.

Сопряженное населениеэто совокупность жителей данного района, пользующихся культурно-бытовыми услугами в рассматриваемом центре в зависимости от времени доступности до центра: чем ближе к центру проживают жители, тем чаще пользуются его услугами.

Общая потребность в учреждениях культурно-бытового обслуживания по соответствующему виду услуг (О) измеряется в единицах емкости и рассчитывается по формуле:

                      О = НC *ЧC,

где: НС — нормативная емкость в учреждениях соответствующего вида обслуживания для сопряженного населения, единиц емкости /1 000 жителей;

ЧС — численность сопряженного населения, тыс. чел.

Численность сопряженного населения (Чс) определяется по следующей формуле:

                    Чс = Nj * Пj,                                                      

где: Nj - численность населения, проживающего в j - й зоне тяготения к центру обслуживания, тыс. чел.;

   Пj – посещаемость объектов культурно-бытового обслуживания жителями, проживающими в j- ой зоне, %;

  j - № зоны тяготения к центру обслуживания данного района.

Дополнительная потребность в учреждениях культурно-бытового обслуживания может быть рассчитана и другим способом, с учетом дифференциации нормативов культурно-бытового обслуживания по зонам тяготения:

                    Ч j,                 

где: НД — дифференцированная нормативная емкость учреждениий соответствующего вида обслуживания для тяготеющего населения, проживающего в j-й зоне, единиц емкости /1 000 жителей, определяется с учетом посещаемости населением j - й зоны учреждений культурно-бытового обслуживания, размещаемых в районном центре;

Чj — численность тяготеющего к центру населения, проживающего в j-й зоне, тыс. чел.;

j - зоны тяготения 1, 2, — n.

Так как в сельской местности необходимый радиус доступности часто не выдерживается, здесь широко используются передвижные средства обслуживания: автомагазины, автолавки, а также организуется продажа по предварительным заказам.

Нормативные показатели обеспеченности сельского населения учреждениями и предприятиями всех видов обслуживания рассчитываются на основе СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство» с учетом особенностей местной системы расселения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.014 с.)