Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урбанизация. Формирование агломераций в системахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
расселения Происходящие во всем мире, в том числе и в нашей стране процессы роста крупных городов и городского населения, называются урбанизацией. Связанные с этими процессами проблемы непосредственно влияют на трансформацию градостроительных систем, типы и формы перспективного расселения. Современный этап развития урбанизации характеризуется появлением сложных градостроительных систем – агломераций – территорий, на которых размещаются группы территориально сближенных и функционально взаимосвязанных поселений. В странах Европы и Америки первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX века вокруг таких крупнейших городов, как Лондон, Париж, Нью-Йорк и другие, а также в районах скопления средних, больших и малых городов, например, на морском побережье Нидерландов или в районе Рурского угольного бассейна в Германии и др. На протяжении ХХ–го столетия в проектных разработках специалистов в разных странах предлагались различные идеи трансформаций градостроительных систем и формирования агломераций различного типа. В современном мире наибольшее распространение получили агломерации с одним главным центром, называющиеся моноцентрическими, хотя встречается довольно много и полицентрических агломераций, которые имеют несколько примерно равных по величине и значению центров, распространенных, в основном, в районах добычи полезных ископаемых. Моноцентрическими называются агломерации, в которых группы городских поселений, объединенных различными функциональными связями – трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и другими, формируются вокруг так называемого опорного центра – крупного или крупнейшего города. Примером разработки проекта по организации моноцентрической агломерации, является генеральный план развития Стокгольма, разработанный шведскими архитекторами в 50-е годы XX века. На территории, окружающей главный центр – город Стокгольм с населением свыше 2 млн. человек, проектом предусмотрено сосредоточение основной производственной и общественной деятельности в самом городе. Соседние малые города с населением по 40 тыс. жителей в каждом выполняют роль городов – спутников («сателлитов»), группирующихся вдоль скоростных пригородных железнодорожных линий (рис.4).
Рис. 4. Пример моноцентрической агломерации (Стокгольм, Швеция).
Полицентрические агломерации имеют несколько примерно равных по величине и значению центров, распространенных, в основном, в районах добычи полезных ископаемых. Например, в целях предотвращения дальнейшего роста численности населения крупнейшего центра урбанизации – города Лондона, в 60-е годы ХХ – го века британским архитектором П. Аберкромби был разработан проект, который предусматривал сооружение 8 городов – спутников с населением 25-100 тыс. человек на расстоянии 35-50 км от центра Лондона. Проектом в каждом городе была предусмотрена развитая система культурно-бытового обслуживания и мест приложения труда. Все города связывались с главным центром экспрессными автобусными линиями. В дальнейшем идея самообеспеченности городов – спутников так и не была достигнута из-за роста ежедневных трудовых поездок, так как значительная часть населения продолжала работать или в самом Лондоне или в других городах (рис.5).
Рис. 5. Схема полицентрической агломерации, состоящей из городов- спутников Лондона.
В наиболее урбанизированных странах наблюдаются случаи срастания отдельных городских агломераций и появления сплошных урбанизированных зон. При этом происходит слияние городов и их предместий, смыкание городов и прочих поселений, которые нередко развиваются, вытягиваясь на десятки километров вдоль важнейших транспортных артерий, образуя целые цепочки городов и поселков. Такие городские образования получили название мегаполисы (от греч. «megas» – большой, «polis» – город). Поселения, в том числе сельские, примыкающие к городу – центру агломерации, внешне преобразуются по «городскому образцу», а их застройка, вытянувшаяся вдоль транспортных путей, ведущих в город, постепенно смыкается. Таким образом, образуется расширяющаяся урбанизированная территория, границы которой постепенно отодвигаются. Проектом реконструкции городского района Парижа предусматривается развитие городской агломерации на основе освоения соседних территорий в долинах рек Соны и Роны с целью совершенствования системы культурно-бытового обслуживания населения, сохранения массовых зон отдыха и предотвращения перенасыщения существующих городских территорий (рис.6).
Рис. 6. Образование урбанизированной зоны из групп населенных мест на основе города Лиона, расположенного в Парижском районе.
В России насчитывается 32 крупнейшие городские агломерации с городами - центрами с числом жителей 500 тыс. и более. Границы агломераций определяются 1-2 часовой транспортной доступностью населения от центра главного города (в радиусе 30-60 км). На территории России подобные агломерации сформировались вдоль Волги, в районе Кузнецкого угольного бассейна, вдоль восточных склонов Уральских гор, а также на территории Московской области вокруг города Москвы (рис.7).
Рис. 7. Пример крупнейшей развитой Московской агломерации, охватывающей территорию Московской области и города Москвы.
Проект, разработанный в 70-е годы ХХ – го века московскими архитекторами, предусматривал ограничение территории основного массива Москвы кольцевой автомобильной дорогой и защитным лесопарковым поясом. В соответствии с проектом в пределах 50-60 км от Москвы располагается пригородная зона с преимущественным развитием малых городов и мест массового отдыха населения. Внешняя зона области, расположенная на расстоянии 100-120 км от Москвы, вместе со средними и большими городами – центрами групповых систем расселения, образует внешний пояс Московской агломерации. В настоящее время в уже сложившихся агломерациях России сконцентрировано 32% населения страны. В дальнейшем ожидается увеличение числа агломераций до 35. В них может быть сосредоточено более 37% населения страны. В соответствии с переписью 2002 года при общей численности населения в России - 145 млн. человек, удельный вес городского населения равен 73%, в 13 городах-миллионерах сосредоточено 22,4 млн. человек, что составляет 15,4% всего населения страны, причем на долю Москвы приходится около 7,25% населения страны. В настоящее время в США и странах Западной Европы развивается процесс, получивший название «субурбанизация» (от латинского слова suburb – пригород), при котором пригородные территории в пределах агломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда городских жителей в сельскую местность. В США этот процесс получил название «бегство из городов». Необходимым условием субурбанизации является развитие транспорта, как общественного - железнодорожного, так и личного - автомобильного для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство переселяющихся в пригороды продолжает работать в центральном городе. В нашей стране этот процесс только начинает развиваться. В настоящее время из городов в сельскую местность готово переехать около 1% городских жителей. Основная часть населения продолжает концентрироваться в больших, крупных и крупнейших городах, что приводит к так называемому «опустыниванию» территорий вокруг них, ко все большей неоднородности расселения, сокращению числа малых городов и сельских поселений. В настоящее время в целях регулирования и качественного совершенствования сети населенных мест на долгосрочную перспективу поставлена задача формирования единой федеральной системы расселения на основе объединения поселений различного типа в групповые системы населенных мест с усилением их функциональных взаимосвязей и последующим перерастанием в территориальные системы на уровне республик, регионов, экономических районов. Вовлечение в групповые системы населенных мест возможно большего числа поселений должно способствовать также более равномерному размещению производства и населения на территории различных муниципальных районов, их интеграции и увеличению пропускной способности важнейших транспортных магистралей с целью повышения доступности крупных социально-экономических центров для населения всей страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.255.103 (0.008 с.) |