Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урбанизация. Формирование агломераций в системах

Поиск

  расселения

Происходящие во всем мире, в том числе и в нашей стране процессы роста крупных городов и городского населения, называются урбанизацией.   Связанные с этими процессами проблемы непосредственно влияют на трансформацию градостроительных систем, типы и формы перспективного расселения.

Современный этап развития урбанизации характеризуется появлением сложных градостроительных систем – агломераций – территорий, на которых размещаются группы территориально сближенных и функционально взаимосвязанных поселений.

В странах Европы и Америки первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX века вокруг таких крупнейших городов, как Лондон, Париж, Нью-Йорк и другие, а также в районах скопления средних, больших и малых городов, например, на морском побережье Нидерландов или в районе Рурского угольного бассейна в Германии и др.

На протяжении ХХ–го столетия в проектных разработках специалистов в разных странах предлагались различные идеи трансформаций градостроительных систем и формирования агломераций различного типа.

 В современном мире наибольшее распространение получили агломерации с одним главным центром, называющиеся моноцентрическими, хотя встречается довольно много и полицентрических агломераций, которые имеют несколько примерно равных по величине и значению центров, распространенных, в основном, в районах добычи полезных ископаемых.

Моноцентрическими называются агломерации, в которых группы городских поселений, объединенных различными функциональными связями – трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и другими, формируются вокруг так называемого опорного центракрупного или крупнейшего города.

Примером разработки проекта по организации моноцентрической агломерации, является генеральный план развития Стокгольма, разработанный шведскими архитекторами в 50-е годы XX века.

На территории, окружающей главный центр – город Стокгольм с населением свыше 2 млн. человек, проектом предусмотрено сосредоточение основной производственной и общественной деятельности в самом городе. Соседние малые города с населением по 40 тыс. жителей в каждом выполняют роль городов – спутников («сателлитов»), группирующихся вдоль скоростных пригородных железнодорожных линий (рис.4).

 

 

Рис. 4. Пример моноцентрической агломерации (Стокгольм, Швеция).

 

Полицентрические агломерации имеют несколько примерно равных по величине и значению центров, распространенных, в основном, в районах добычи полезных ископаемых. Например, в целях предотвращения дальнейшего роста численности населения крупнейшего центра урбанизации – города Лондона, в 60-е годы ХХ – го века британским архитектором  П. Аберкромби был разработан проект, который предусматривал сооружение 8 городов – спутников с населением 25-100 тыс. человек на расстоянии 35-50 км от центра Лондона.

Проектом в каждом городе была предусмотрена развитая система культурно-бытового обслуживания и мест приложения труда. Все города связывались с главным центром экспрессными автобусными линиями. В дальнейшем идея самообеспеченности городов – спутников так и не была достигнута из-за роста ежедневных трудовых поездок, так как значительная часть населения продолжала работать или в самом Лондоне или в других городах (рис.5).

 

Рис. 5. Схема полицентрической агломерации, состоящей из городов-

спутников Лондона.

 

В наиболее урбанизированных странах наблюдаются случаи срастания отдельных городских агломераций и появления сплошных урбанизированных зон.

При этом происходит слияние городов и их предместий, смыкание городов и прочих поселений, которые нередко развиваются, вытягиваясь на десятки километров вдоль важнейших транспортных артерий, образуя целые цепочки городов и поселков. Такие городские образования получили название мегаполисы (от греч. «megas» – большой, «polis» – город).

Поселения, в том числе сельские, примыкающие к городу – центру агломерации, внешне преобразуются по «городскому образцу», а их застройка, вытянувшаяся вдоль транспортных путей, ведущих в город, постепенно смыкается. Таким образом, образуется расширяющаяся урбанизированная территория, границы которой постепенно отодвигаются.

Проектом реконструкции городского района Парижа предусматривается развитие городской агломерации на основе освоения соседних территорий в долинах рек Соны и Роны с целью совершенствования системы культурно-бытового обслуживания населения, сохранения массовых зон отдыха и предотвращения перенасыщения существующих городских территорий (рис.6).

 

 

Рис. 6. Образование урбанизированной зоны из групп населенных мест

       на основе города Лиона, расположенного в Парижском районе.

 

В России насчитывается 32 крупнейшие городские агломерации с городами - центрами с числом жителей 500 тыс. и более. Границы агломераций определяются 1-2 часовой транспортной доступностью населения от центра главного города (в радиусе 30-60 км).

На территории России подобные агломерации сформировались вдоль Волги, в районе Кузнецкого угольного бассейна, вдоль восточных склонов Уральских гор, а также на территории Московской области вокруг города Москвы (рис.7).

 

Рис. 7. Пример крупнейшей развитой Московской агломерации,

      охватывающей территорию Московской области и города

      Москвы.

 

Проект, разработанный в 70-е годы ХХ – го века московскими архитекторами, предусматривал ограничение территории основного массива Москвы кольцевой автомобильной дорогой и защитным лесопарковым поясом. В соответствии с проектом в пределах 50-60 км от Москвы располагается пригородная зона с преимущественным развитием малых городов и мест массового отдыха населения. Внешняя зона области, расположенная на расстоянии 100-120 км от Москвы, вместе со средними и большими городами – центрами групповых систем расселения, образует внешний пояс Московской агломерации.

В настоящее время в уже сложившихся агломерациях России сконцентрировано 32% населения страны. В дальнейшем ожидается увеличение числа агломераций до 35. В них может быть сосредоточено более 37% населения страны.

В соответствии с переписью 2002 года при общей численности населения в России - 145 млн. человек, удельный вес городского населения равен 73%, в 13 городах-миллионерах сосредоточено 22,4 млн. человек, что составляет 15,4% всего населения страны, причем на долю Москвы приходится около 7,25% населения страны. 

В настоящее время в США и странах Западной Европы развивается процесс, получивший название «субурбанизация» (от латинского слова suburb – пригород), при котором пригородные территории в пределах агломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда городских жителей в сельскую местность. В США этот процесс получил название «бегство из городов». Необходимым условием субурбанизации является развитие транспорта, как общественного - железнодорожного, так и личного - автомобильного для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство переселяющихся в пригороды продолжает работать в центральном городе.

В нашей стране этот процесс только начинает развиваться. В настоящее время из городов в сельскую местность готово переехать около 1% городских жителей. Основная часть населения продолжает концентрироваться в больших, крупных и крупнейших городах, что приводит к так называемому «опустыниванию» территорий вокруг них, ко все большей неоднородности расселения, сокращению числа малых городов и сельских поселений.

В настоящее время в целях регулирования и качественного совершенствования сети населенных мест на долгосрочную перспективу поставлена задача формирования единой федеральной системы расселения на основе объединения поселений различного типа в групповые системы населенных мест с усилением их функциональных взаимосвязей и последующим перерастанием в территориальные системы на уровне республик, регионов, экономических районов.

Вовлечение в групповые системы населенных мест возможно большего числа поселений должно способствовать также более равномерному размещению производства и населения на территории различных муниципальных районов, их интеграции и увеличению пропускной способности важнейших транспортных магистралей с целью повышения доступности крупных социально-экономических центров для населения всей страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.255.103 (0.008 с.)