У детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У детей дошкольного возраста



Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного возраста, а прежде всего в создании каждому школьнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметное моделирование – занимают большое место на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольников формированию элементарных математических представлений обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы по математике познавательными задачами и расширению круга объектов познания.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координаций, внимания, памяти,речи, мыслительной деятельности. Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов. Эти умения составляют основу успешного изучения математики и других предметов в начальной школе. 

Содержание предматематической подготовки предусматривает последовательный переход от представлений об объкте к выделению существенных характеристик групп объктов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).

В эксперементальных исследованиях П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой показана возможность формирования у дошкольников отдельных полноценных математических понятий, но для этого требуются особые условия, при которых возможно усвоение понятий и развитие понятийного мышления.

Понятийный способ распознавания объектов возможен на основе метода поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Этот метод представляет собой определенную последовательность дествий: зная существенный признак понятия, ребенок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет их с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый объект к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит под руководством педагога. Затем ребенок сам, сопоставляя признаки, рассуждает вслух. На следующем этапе, сопоставляя признаки, он рассуждает мысленно “про себя”, по той же схеме, которая служит основой и для речи. Так, постепенно, усваивая последовательность действий, отраженных во внешней, а затем и внутренней речи, ребенок овладевает способом подведения под понятие любого предмета, свойства или явления. Развернутое суждение по схеме производимых действий постепенно переходит сначала в план краткой речи “про себя”, а затем в план умственного действия. Теперь, овладев способом действия и рассуждения, ребенок сможет решить любую новую задачу самостоятельно.

Обучение, построенное по методу поэтапного развития умственных действий, позволяет приблизиться к формированию числа, основанного на понимании принципа сохранения объема, массы и количества, создать основу для творческого мышления (Л.Ф. Обухова).

Повышению уровня в обобщении математических представлений, формированию математических понятий способствует не только особая организация умственной деятельности, но и применение в процессе обучения специальных познавательных средств: моделей, графиков, схем и т.д. Например, «лесенка», составленная из кругов, моделирует количественные и порядковые отношения натуральных чисел, четыре круга – розового, белого, голубого и черного цвета – модель частей суток и т.д.

Основное направление в обучении маленьких детей – осуществление постепенного перехода от конкретных, эмперических знаний к более обобщенным. Эмпирические знания, формируемые на основе сенсорного (от латинского sensus – чувство, ощущение) опыта и являются пребпосылкой и необходимым условием умственного и математического развития детей дошкольного возраста.

Уже в раннем детстве начинают складываться представления об окружающем, о признаках и свойствах предметного мира: форме, величине, пространственном расположении предметов и их количестве. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущение, восприятие, представление. Малыш познает свойства и качества предмета в действиях, практическим путем, осматривая, ощупывая, сравнивая, сопоставляя, выделяя главное и второстепенное и т.д.

Например, “Шкаф сзади тебя”,- говорят ребенку. “А где это сзади: где спина?”- уточняет ребенок и прижимается к шкафу спиной, чтобы конкретно ощутить, познать пространственное положение предмета сзади.

Детей целенаправлено обучают отдельным приемам и обобщенным способам обследования. Вот некоторые из них: обведение контура предмета рукой и взглядом для выявления формы, «взвешивание» предметов на ладонях обеих рук с целью сравнения масс, наложению или приложению полосок бумаги для сравнения длины, сопоставлению элементов одной группы предметов с другой для выяснения отношений «больше», "«меньше", «равно» и т.д. Так происходит сравнение  объектов по форме, величине, количеству, сопоставление выявленных презнаков с тем, что уже имеется в опыте ребенка.

В дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов на перцептивном (на уровне восприятия) и на интеллектуальном уровне (Л.А. Вегнер). Маленькие дети овладевают отдельными элементами системы эталонов, применяя обследовательские действия, которым их обучили взрослые. Старшие дошкольники, используя сериацию и классификацию, приходят к осознанию принципа построения таких систем. Работа по освоению и применению детьми сенсорных эталонов в детском саду только лишь начинается, более глубокое ознакомление с ними происходит в школе.

Сенсорные процессы (восприятие, представление) и способности (наблюдательность, глазомер) являются также основой целенаправленной работы, проводимой с детьми в русле их предматематической подготовки. Специальная организация сенсорного опыта создает почву для опосредованого познания, подготавливает к формированию математических понятий.

 

1.6 Предматематическая подготовка детей

Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения и направлен на решение задач интеллектуального и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношений между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для правильного миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные качества.

Основными задачами предматематической подготовки детей в детском саду являются:

1. Фомирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как “множество”, отношение”, “число”, “величина”. Эти понятия широко представлены в первоначальном обучении, но не в прямом смысле, а с точки зрения пропедевтики формирования лишь представлений о них. Образно говоря, ребенок в детском саду постигает “науку до науки”, и это связано с тем, что по своей психологической структуре элементарные математические представления имеют образную природу. Постепенное усложнение знаний, осваиваемых детьми, заключается в увеличении как объема количественных, пространственных и временных представлений, так и степени их обобщения.

2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребенка в целом и отдельных ее сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления – классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы, объема и т.д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребенка-дошкольника.

Процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем. Овладение различными практическими способами сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению фактически закладывает основы логического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей. Источником познания дошкольников является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение и т.д.), влияющих на восприятие и мышление.

4. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи.

 Количественные отношения ребенок отражает с помощью слов много, один, ни одного, столько, сколько, поровну, больше, меньше и т.д., которые осознают в результате непосредственных действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей. В речевую форму облекаются не только результаты познавательной деятельности, но и и ее способы. От ребенка требуют рассказать, что он сделал и что получилось.

Детей учат не только на чувственном уровне распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в слове, например: шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше и т.д. 

Предлоги, наречия, существительные, обозначающие пространственные отношения осмысливаются, приобретают обобщенное значение, способствуют совершенствованию пространственной ориентации.

Дети осваивают и словарь временных обозначений: утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названия дней недели, месяцев, сезонов. Овладение значением этих слов помогает осмыслить “текучесть”, длительность, периодичность времени, развивает “чувство времени”.

При формировании математических представлений речевое развитие происходит не изолированно, а во взаимодействии с сенсорным и мыслительными процессами.

5. Формирование предпосылок учебных действий.

У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя. Дети учатся  понимать и решать учебно-познавательные задачи определенными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.

Задачи решаются не изолированно, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Будучи направленными на математическое развитие детей, они сочетаются с выполнением задач нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

 

Вопросы по теме:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.011 с.)