Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мдк 03. 04. Теория и методика

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

По МДК 03.04. Теория и методика

Математического развития

для студентов специальности 44.02.01

“Дошкольное образование”

заочная форма обучения

Составитель:

Багдеева О.Р.

                     

Рыльск

2019

 

Данное методическое пособие предназначено для студентов-заочников специальности 44.02.01 "Дошкольное образование". Оно поможет им организовать самостоятельную работу при изучении МДК 03.04. Теория и методика математического развития и осуществлять контроль за качеством усвоения основных вопросов. В сборник включены материалы по таким основным разделам программы, как «Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста», «Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста», «Методика формирования элементарных математических представлений», «Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы». Выполнению контрольной работы, зачета должно предшествовать изучение необходимого теоретического материала, который в сжатой форме, по некоторым темам, отражен в пособии.        

 

 

Содержание

Предисловие ……………………………………………………………..3  

Методические указания по темам программы………………………….5

Введение…………………………………………………………………..5

Методические указания по темам программы

Введение

   МДК 03.04. Теория и методика математического развития является основой для изучения современных технологий математического развития дошкольников, изучается с целью обеспечения готовности будущего педагога ДОУ к воспитанию личности ребенка в процессе обучения математике, развитию его способностей, формированию желания учиться и приобретать опыт общения и сотрудничества.

Освоение современных подходов и теоретических основ процесса математического развития дошкольников предполагает:

- усвоение закономерностей и логики овладения детьми дошкольного возраста понимания математической организации мира;

- сущности основных математических и логических понятий (величина, множество, числа, форма, алгоритмы и др.)

- изучение общих подходов к отбору содержания, концепций математического развития детей;

- определение содержания, условий развития математических способностей на основе ориентировки в возрастных особенностях интеллектуального и личностного развития детей, интегрированного полхода к процессу обучения.

 

Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста

Современные концепции математического развития

Детей

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.

В соответствии с современной научной “Концепцией дошкольного воспитания” (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о призвании дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных).

 При этом формирование элементарных математических представлений основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение “ведет” за собой развитие.  А также воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, “воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка” (В.В. Давыдов).

Современное состояние теории и технологии развития мате­матических представлений у детей дошкольного возраста сложи­лось в 80—90-е гг. XX вв. и первые годы нового столетия под вли­янием развития идей обучения детей математике, а также реорга­низации всей системы образования. Уже в 80-е гг. начали обсуждаться пути совершенствования как содержания, так и ме­тодов обучения детей дошкольного возраста математике. В каче­стве негативного момента отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного уровня их обобщен­ности. Такой подход не обеспечивал подготовку к усвоению мате­матических понятий в дальнейшем обучении.

Специалисты выясняли возможности интенсификации и оп­тимизации обучения, способствующие общему и математическо­му развитию ребенка, отмечали необходимость повышения теоре­тического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало ре­конструкции программы обучения, в том числе переосмысления системы представлений, последовательности их формирова­ния. Начались интенсивные поиски путей обогащения содержа­ния обучения. Решение этих сложных проблем осуществлялось по-разному.

Психологи в качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий предлагали различные предметные действия. П. Я. Гальперин разработал линию форми­рования начальных математических понятий и действий, постро­енную на введении мерки и определении единицы через отноше­ние к мерке. Число при таком подходе воспринимается ребенком как результат измерения, как отношение измеряемой величины к избранной мерке. На основе этих и других исследований в програм­му обучения детей была включена тема «Освоение величин».

В исследовании В. В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятия числа через освоение детьми действий уравнивания, комплектования и измерения. Генезис понятия числа рассматривался на основе кратного отношения любой вели­чины (непрерывной и дискретной) к ее части.

В отличие от традиционной методики ознакомления с числом (число — результат счета) новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице измерения (условная мерка), т. е. число — результат измерения.

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости учить детей обобщенным способам решения познавательных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических опера­ций (классификации и сериации). Для этого предлагались и своеоб­разные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.

Математики-методисты (А. И. Маркушевич, Ж. Папи и др.) настаивали на значительном пересмотре содержания знаний для для детей 6-летнего возраста, насыщении его некоторыми новыми представлениями, относящимися к множествам, комбинаторике, графам, вероятности и т. д.

Методику первоначального обучения А. И. Маркушевич ре­комендовал строить, основываясь на положениях теории мно­жеств. Он считал необходимым обучать дошкольников простей­шим операциям с множествами (объединение, пересечение, до­полнение), развивать у них количественные и пространственные представления.

Ж. Папи (бельгийский математик) разработал интересную ме­тодику формирования у детей представлений об отношениях, функциях, отображении, порядке и др. с использованием много­цветных графов.

Идеи простейшей предлогической подготовки дошкольников разрабатывались в Могилевском педагогическом институте под руководством А. А. Столяра. Методика введения детей в мир ло­гико-математических представлений — свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) — осуществлялась с по­мощью специальной серии обучающих игр.

В педагогических исследованиях выяснялись возможности раз­вития у детей представлений о величине, установления взаимосвя­зей между счетом и измерением; апробировались приемы обучения (Р. Л. Березина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Е. В. Проскура, Л. А. Левинова, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Щербакова).

Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возраста и пути их совершенствования у детей дошкольного возраста изучены В. В.Даниловой, Л. И. Ермолае­вой, Е. А. Тархановой.

Содержание и приемы освоения пространственно-временных отношений определены на основе исследований Т. А. Мусейибо-вой, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман и др.

Методы и приемы математического развития детей с помо­щью игры были разработаны З.А.Грачевой (Михайловой), Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой, И. И. Щербининой и др.

Исследовались возможности использования наглядного моде­лирования в процессе обучения решению арифметических задач (Н. И. Непомнящая), познания детьми количественных и функцио­нальных зависимостей (Л.Н. Бондаренко, Р. Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моде­лированию при освоении пространственных отношений (Р. И. Го­ворова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева).

Комплексный подход в обучении, эффективные дидактиче­ские средства, обогащенное содержание и разнообразные приемы обучения нашли отражение в конспектах занятий по формирова­нию математических представлений и методических рекоменда­циях по их использованию, разработанных Л. С. Метлиной.

Поиск путей совершенствования методики обучения матема­тике детей дошкольного возраста осуществлялся и в других странах.

М.Фидлер (Польша), Э.Дум, Д. Альтхауз (Германия) особое значение придавали развитию представлений о числах в процессе практических действий с множествами предметов. Предлагаемые ими содержание и приемы обучения (целенаправленные игры и упражнения) помогали детям овладеть умениями классифициро­вать и упорядочивать предметы по различным признакам, в том числе и по количеству.

Р. Грин и В. Лаксон (США) в качестве основы развития поня­тия числа и арифметических действий рассматривали понимание детьми количественных отношений на конкретных множествах предметов. Авторы уделяли большое внимание познанию детьми принципа сохранения количества в процессе практических дейст­вий по преобразованию дискретных и непрерывных величин.

Содержание математического развития в материнских школах Франции было направлено на освоение детьми классификации, отношений сходства, формирование понятий пространства и вре­мени (по материалам Т. Я. Миндлиной). Уделялось большое внимание счету. Причем, по мнению французских специалистов, дети до 4 лет должны были учиться считать без вмешательства взрослого. Играя с водой, песком и прочими веществами, малыши осваивали понятия о количестве и величине на сенсорном уровне, [я детей старше 4 лет рекомендовались систематические упраж­нения, направленные на формирование представлений о числах.

Французские педагоги материнских школ считали, что спо­собность к математике зависит от качества обучения. Ими была разработана система логических игр для детей разного возраста. В процессе игры у детей развивались способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умение переносить усвоенное в новые ситуации. Дети 5—6 лет осваивали элементарные матема­тические понятия, в том числе понятие множества, используя ма­тематический язык; учились точно и кратко выражать свои мысли, обнаруживать и исправлять ошибки, допущенные другим ребенком.

Таким образом, в начале 90-х гг. XX в. наметилось несколько основных науч­ных направлений в теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

 

1.3. Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего образования

Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д.

Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.

Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т. е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением (В. Оконь).

Вопросы по теме:

Детей дошкольного возраста

1. Предмет Методики математического развития. Основные элементы методической системы: цели, содержание, методы, средства, формы организации работы; их взаимосвязь.

2. Современная концепция математического развития дошкольников. Проблемы теории и практики дошкольного воспитания.

3. Общие задачи методики формирования элементарных представлений.

4. Теоретическая база методики формирования элементарных представлений.

5.  Связь методики формирования элементарных представлений с другими науками.                                             

6. Способы формирования представлений о математических понятиях.  

7. Общая развивающая направленность развития математических представлений.

8. Определенная последовательность способов действий в процессе формирования математических представлений. Использование метода поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

9. Формирование сенсорного опыта и способностей в процессе развития математических представлений у детей дошкольного возраста.                   

10. Задачи предматематической подготовки детей.

11. Общая характеристика содержания предматематической подготовки дошкольников.

Задание 1

Критерии оценки реферата

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

5. Использование литературных источников.

6. Культура письменного изложения материала.

7. Культура оформления материалов работы.

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Работа оценивается по традиционной 4-балльной шкале, могут быть отдельно оценены разные компоненты работы.

 

 

Развитие элементарных математических представлений

в современных образовательных программах

по дошкольному воспитанию

 

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным или одному направлениям развития ребенка. В условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, вариативность) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании».

Сегодня в ДОУ на основании ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.

Исходным ориентиром при выборе любой образовательной программы следует считать наличие в ней условий, необходимых для реализации конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования, на бережное отношение к индивидуальности ребенка, а также адекватность содержания образования возрастным возможностям и психофизиологическим особенностям детей.

Основные и дополнительные программы ориентированы на общечеловеческие ценности в воспитании детей и обновременно учитывают лучшие традиции отечественного образования, создают условия для формирования основ высоконравственной, духовно богатой личности – человека и гражданина, любящего свою Родину, уважающего ее национальную культуру. Они нацелены на эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие ребенка. Базируются на ведущих принципах современного дошкольного образования: реализации подхода к дошкольному детству как самоценному периоду жизни человека, на личностно ориентированном взаимодействии взрослых с ребенком, развивающем характере воспитания и обучения, всестороннем учете возрастных и психофизиологических закономерностей развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Основные программы дошкольного образования разработаны в соответствии с ФГОС ДО,  определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования. Каждая из таких программ содержит основу – обязательную часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории ДОУ, в котором она реализуется, и дополнительную часть, которая строится с учетом особенностей вариативорго характера содержания и построения данной программы.

Содержание основной образовательной программы должно отвечать требованиям комплексности, то есть включать все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействовать формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная,музыкальнаядеятельность, конструирование и др.) Таким образом, образовательная программа определяет весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

Целостность образовательного пространства может достигаться не только путем использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных (парциальных) программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Главное требование к комбинированию программ – единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в основе, а также учет суммарной умственной и физической нагрузок на ребенка в целях охраны его здоровья.

С учетом изложенного,  к основным образовательным программам могут быть отнесены такие программы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.Авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция обра­зования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую­щая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует совре­менным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду­ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетен­ций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комп­лексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на осно­ве организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос­нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследо­вательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО». Авторы  Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др.

Программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педаго­гики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды петер­бургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к со­держанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.

Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впе­рвые практически реализован подход к организации целостного раз­вития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта дет­ской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодей­ствием дошкольников с различными сферами культуры: с изобрази­тельным искусством и музыкой, детской литературой и родным язы­ком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Девиз программы «Чувствовать — Познавать — Творить» опре­деляет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые про­низывают все разделы программы, придавая ей целостность и еди­ную направленность. Содержательная связь между разными разде­лами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоцио­нальную и практическую сферы личности ребенка.

Программа «Детство» определяет содержание и организацию об­разовательного процесса для дошкольников и направлена на формиро­вание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельно­сти, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в фи­зическом и (или) психическом развитии детей.

В основной части представлено содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци­ализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художе­ственной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направ­лениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

В дополнительной части представлены программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Программа «Детство» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснован­ности и практической применимости.

 

Указанные программы имеют гриф Минобразования России или Минобрнауки России. В качестве основных комплексных программ может также использоваться ряд других, рекомендованных территориальными органами управления образованием.

Примером специализированной программы по математике, которую можно успешно сочетать в рамках реализации основной деятельности ДОУ может быть «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000»» (Л.Г. Петерсон).

В отдельных случаях в соответствии с приоритетами образовательной деятельности ДОУ наряду с основной комплексной программой могут использоваться и другие образовательные модули или отдельные блоки программы, а также педагогические технологии определенной направленности. При этом неизменным остается принцип: моделирование содержания образовательного процесса предполагает обязательную сочетаемость программ и технологий и не должно приводить к перегрузке детей или одностороннему их развитию, т.е. воспитанию каких-либо одних сторон личности за счет других.

Цель дополнительных программ – создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей, обеспечения развития социально-личностной сферы ребенка в интересной, значимой для него деятельности. Дополнительные программы позволяют более глубоко, дифференцированно, адресно строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.

 Дополнительные программы, как и основные, являются авторскими (вариативными) программами. Одно из главных требований любой программы – соответствие требованиям ФГОС ДО, соблюдение преемственности с программами начального общего образования.

Задание 2 для домашней контрольной работы

 

Программа предусматривает написание домашней контрольной работы по данной теме. Каждый студент получает и выполняет свой индивидуальный вариант работы, который выбирается по таблице:

  № темы Порядковый номер студента по списку в журнале по Методике математического развития.
3.1 1, 7, 13
3.2 2, 8, 14
3.3 3, 9, 15
3.4 4, 10, 16
3.5 5, 11, 17
3.6 6, 12, 18

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ 2 ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ      Цель контрольной работы - проверить качество усвоения отдельных наиболее важных для воспитателя дошкольного образовательного учреждения вопросов курса Методики математического развития, теоретических основ методики обучения математике и умения применять их на практике.                

Ее проведение способствует правильной организации самостоятельной работы студентов - заочников, помогает выявить и преодолеть трудности и проблемы в знаниях. В процессе выполнения контрольной работы студент - заочник приобретает навыки самостоятельного изучения специальной литературы; углубляет теоретические знания по изученным разделам программы.                                       Прежде, чем приступить к выполнению контрольной работы, студент должен изучить необходимый теоретический материал. При выполнении контрольной работы студент должен придерживаться следующих правил:

· контрольную работу следует выполнять на листах А-4 в печатном виде;

· структурные части работы - титульный лист, содержание, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список литературы;

· введение содержит актуальность выбранной темы, цель и вытекающие изнее задачи написания контрольной работы;

· в теоретической части на основе анализа психоло-педагогической и методической литературы выясняются особенности изучения темы, развития представлений детей о данном понятии, методические приемы, средства, методы формирования представлений о данном понятии;

· практическая часть может содержать конспекты занятий или дидактические игры и методику их проведения, или диагностики развития, или средства обучения и описание их применения и т.д.;

· в заключении делаются краткие выводы в соответствии с поставленными задачами;

· объем работы 10-15 листов печатного текста;

 

ТЕМЫ ЗАДАНИЯ 2 И ИХ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Детского сада и школы

Требования начальной школы к математическому

Развитию детей

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.

Одной из актуальных проблем методики формирования элементарных математических представлений является проблема преемственности в работе дошкольного учреждения и школы. Преемственность представляет собой связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые элементы. 

 Суть принципа преемственности состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения (ДУ, начальная школа, основная школа).  То есть в последовательности, систематичности расположения материала,  в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития; в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов обучения.

Преемственность – это не что иное, как опора на пройденное использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного, но на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего.

В методике математики выделяют несколько аспектов преемственности:

1. преемственность и повторение,

2. преемственность и пропедевтика (подготовка, введение в основной курс),

3. преемственность и переучивание.

Обучение дошкольников как начальное звено образования ориентируется на возможности детей этого возраста, а также на требования современного начального образования. Оба эти условия определяют собержание, организационные формы, методы и средства обучения.

Одно из основных требований начальной школы заключается в том, чтобы у выпускников дошкольных учреждений сформировать интерес к учебной деятельности, желание учиться, создать прочную основу элементарных математических знаний и умений.

В соответствии с этими требованиями дети должны знать:

· состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;

· как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

· цифры от 0 до 9, знаки =, +, -, монеты достоинством 1,5,10 копеек;

· название ткущего месяца, последовательность дней недели.

Уметь:

· называть числа в прямом и обратном порядке,

· соотносить цифру и количество предметов,

· составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий,

· измерять длину предметов с помощью условной мерки,

· составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера,

· делить круг, квадрат на 2 и 4 части,

· ориентироваться на листе клетчатой бумаги,

· считать предметы в пределах 10-20,

· пользоваться порядковыми и количественными числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду,

· составлять число из единиц (в пределах 10),

· составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10),

· называть текущий месяц, последовательность дней недели.

Однако современную школу не удовлетворяет формальное усвоение этих знаний и умений. Дальнейшее обучение в школе зависит от сформированности интегративных качеств у будущего школьника, таких как любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

 

Подготовка детей к школе по содержанию и целенаправленности делится на общую и специальную. Первая предусматривает ознакомление детей с элементарными нормами и этикой поведения, воспитания, познавательных интересов, формирования самостоятельности, ответственности, настойчивости. Вторая имеет целью вооружить дошкольников знаниями, умениями, которые непосредственно вводятся в содержание отдельных дисциплин начальной школы, в частности математики.

Современная школа требует от ребенка, который начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформированности морально-волевых качеств. Только на фоне общей готовности ребенка математическая подготовка его способна обеспечить усвоение математики в школе, дальнейшее развитие интереса к математической деятельности.

 

 

Математике

В системе образования преемственность является одним из принципов обучения и воспитания. Это дает возможность установить едину



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.144 (0.016 с.)