Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы организации преемственности в работе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
школы и детского сада Преемственность в работе школы и детского сада по обучению математике – важная и сложная педагогическая проблема. Она предполагает использование всех апробированных в педагогической практике форм преемственности: · изучение программ смежных звеньев, · методика работы с ними, · взаимный обмен опытом, · дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, · воспитания у детей интереса к знаниям, к учебной деятельности. Все многообразие форм преемственности можно систематизировать, выделив условно три типа: 1. преемственность, которая характеризуется дублированием в дошкольной подготовке основного содержания и конкретных заданий программы первого класса школы; 2. второй тип отличается лишь тем, что подготовка к школе осуществляется дома, в семье, самими родителями; 3. при использовании третьего типа преемственности в подготовке к школе учебный материал первого класса берется лишь частично для ознакомления, методика работы с ним имеет свою специфику с учетом возрастных особенностей детей. Целенаправленная подготовка к школе обеспечивается в двух основных организационных формах: в подготовительных группах детского сада и подготовительных классах школы. Опыт работы учителей подготовительных классов и подготовительных групп свидетельствует о невозможности и нецелесообразности перенесения содержания и методов школьного обучения на эту ступень. Совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по МДК 03.04 Теория и методика математического развития 1. Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста. 2. Дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики. 3. Содержание математического развития дошкольников. 4. Роль дидактических средств в математическом развитии детей. 5. Методы обучения детей элементам математики. 6. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей. 7. Формирование у детей 4-го года жизни представлений о количестве. 8. Ознакомление детей 5-го года жизни с числом и обучение счёту. 9. Формирование у детей 6-го года жизни о числах натурального ряда и обучение счёту. 10. Ознакомление с количественным составом числа из единиц в пределах пяти. 11. Порядковое значение числа. 12. Деление целого на части. 13. Развитие счётной деятельности детей седьмого года жизни. 14. Ознакомление детей 7-го года жизни с составом числа из двух меньших чисел. 15. Методика ознакомления детей с арифметическими задачами. 16. Методика ознакомления детей с арифметическими действиями. 17. Ознакомление детей 4-го года жизни с величиной предметов. 18. Формирование у детей 5-го года жизни представлений о размере предметов. 19. Формирование представлений о размере предметов у детей 6-го года жизни. 20. Формирование представлений о размере предметов у детей 7-го года жизни. 21. Ознакомление с формой предметов детей 4-го года жизни. 22. Формирование представлений о форме предметов у детей 5-го года жизни. 23. Формирование знаний о геометрических фигурах у детей 6-го года жизни. 24. Формирование геометрических понятий у детей 7-го года жизни. 25. Ориентирование детей 4-го года жизни в пространстве. 26. Ориентирование детей 5-го года жизни в пространстве. 27. Развитие ориентирования в пространстве детей 6-го года жизни. 28. Формирование представлений и понятий о пространстве у детей 7-го года жизни. 29. Ориентирование у детей 4-го года жизни во времени. 30. Ориентирование детей 5-го года жизни во времени. 31. Ориентирование детей 6-го года жизни во времени. 32. Ориентирование детей 7-го года жизни во времени. Профессиональные задачи для подготовки к экзамену № 1
Дети придумывают задачи на вычитание. Вот одна из задач: На ветке сидело 7 птиц, одна улетела. Сколько птиц стало на ветке? 1. Какую ошибку допустили дети? 2. Как избежать этой ошибки в дальнейшей работе? 2-й уровень. Какая работа проводится на I и II этапах по обучению детей решению и составлению задач? 3-й уровень. Другие точки зрения на методику обучения детей составлению и решению задач?
№ 2
В старшей группе на занятии по математике в ноябре месяце дети с места считали шепотом поставленные воспитателем на наборное полотно машинки, многие при этом указывали на каждый предмет пальцем. Количество машин дети называли безошибочно. Вопросы: 1. Соответствуют ли навыки детей возрастным возможностям? 2. Какую работу должен провести воспитатель, чтобы научить детей считать про себя? 2-й уровень. Элементы счета, методика работы по усвоению правил счета. 3-й уровень. Альтернативные методики обучения детей счету. № 3
Родители девочки обратились к воспитателю: "Наша дочка через год пойдет в школу, а она не знает цифр и не умеет их писать. Считает хорошо только до 10, а дальше путает числа. Решает задачи она только на пальцах. Достаточно ли таких знаний для поступления в школу"? Вопросы: 1. Как Вы смогли бы ответить на этот вопрос? 2. С каким уровнем знаний о количестве должен поступать ребенок в школу? 3. Какие навыки учебной деятельности должны быть сформированы у старшего дошкольника? 2-й уровень. Знакомство детей с цифрами /Р.П.Чуднова, Л.Цидилина/. 3-й уровень. Методика работы по запоминанию детьми чисел Е.В.Соловьевой.
№ 4
Воспитатель подготовительной группы, планируя занятие по закреплению умений детей сравнивать смежные числа в пределах 8 на конкретном материале, просматривает итоги предыдущего занятия. Внимание привлекла следующая запись: Оля, Ира и Нина плохо считают, часто ошибаются, неправильно отвечают на вопросы, в частности на вопрос "на сколько больше или меньше то или иное число?". 1-й уровень. 1. Как учесть знания детей при планировании следующего занятия? 2. Какие дидактические игры могут помочь в устранении ошибок? 3. Какие знания не усвоены детьми? 2-й уровень. Придумайте игровые упражнения на понимание отношений между смежными числами. 3-й уровень. Взгляды Ф.Н.Блехер, В.Лаксон, Р.Грина на восприятие детьми числа.
№5
В игре "Назови соседей" детям предлагается выложить карточки с числами-соседями названного педагогом числа. Витя положил перед собой карточки 5 и 6,после того, как педагог назвал число 4. И каждый раз, после того как назывались числа, он выкладывал карточки с числами, которые идут после названного. Воспитатель поправляет Витю, просит назвать числа по порядку. Мальчик правильно называл последовательность чисел. Но когда его просили назвать число, которое стоит перед данным, ребенок называл числа наугад. 1-й уровень. 1. Какие навыки сформированы у мальчика? 2. Какая программная задача не усвоена им. Назовите возможные причины пробела в знаниях ребенка. 2-й уровень. Составьте план индивидуальной работы с ребенком. 3-й уровень. Какая работа, предложенная Е.В.Соловьевой, способствует запоминанию числительных по порядку? № 6
В подготовительной группе было несколько мальчиков, которые очень увлекались математикой. Они часто придумывали интересные задачи, которые обсуждались со всеми детьми, а наиболее оригинальные задачи воспитатели записывали в специальную тетрадь. 1-й уровень. 1. Правильно ли действовали воспитатели? 2. В чем должен состоять индивидуальный подход к таким детям на занятиях и в повседневной жизни? 2-й уровень. Обучение детей составлению и решению задач, этапы работы. 3-й уровень. Задачи на нахождение изначального числа.
№7
Иногда в подготовительной группе встречаются дети, которые не могут самостоятельно придумать арифметическую задачу, повторить ее условие и ход решения. Между тем эти дети сообразительны, о чем можно судить по таким фактам: при решении задач они изобретают свои варианты ответов, фантазируют при составлении рассказов. 1-й уровень. 1.Чем может быть вызвана пассивность на занятии по математике? 2. Как учитывать эти особенности воспитателю? 2-й уровень. Этапы в обучении детей составлению и решению задач. 3-й уровень. Методика работы по закреплению умений решать задачи, записывание их с помощью цифр /использование математических кубиков/. № 8
Оценивая действия детей в процессе выполнения заданий, педагог говорит: - Да, ты сегодня хорошо считала, почти не ошибалась. - Умница, Юленька, как аккуратно нарисовала квадрат, нигде квадрат не сошел с линеечек. - Катя, ты сегодня хорошо считала, но вот при решении задач допускала ошибки. - Да, Олег, ты сегодня быстрее сложил узор, чем вчера. - Что по-твоему, Вася, тебе сегодня особенно удалось? А что еще не совсем получилось? 1-й уровень. 1.Какую характеристику Вы можете дать указаниям педагога? 2. В чем важность таких оценок? 3. В какой возрастной группе это происходило? 2-й уровень. Организация занятий по математике в подготовительной группе? 3-й уровень. Обучение детей подготовительной группы умению анализировать свою работу. Важность самооценки в подготовке детей к школе.
№9
В 1-й части занятия дети с помощью воспитателя вспомнили, как на предыдущем занятии они составляли группу карандашей разного цвета. "Сколько нужно взять карандашей, если я назову число 6? Миша, возьми столько же карандашей, и расскажи, сколько карандашей каждого цвета и сколько всего?" - предлагает педагог. Далее он предлагает составить группу из 7 предметов, подобрать разные по высоте домики и задает вопросы. 1-й уровень. 1.В какой последовательности нужно предлагать вопросы и как их формулировать? 2. Какая программная задача решалась в этой части занятия? 2-й уровень. Какие Вы можете назвать игровые упражнения для закрепления знаний? В какой возрастной группе проводилась работа? 3-й уровень. Для чего необходимо проводить работу в подготовительной группе по обучению детей умению составлять число из единиц?
№ 10
Для подвижной игры "Автомобили и гаражи" воспитатель в разных местах участка прикрепляет числовые карточки, нa которых наклеено от одного до 5 кружков, это номера гаражей. Детям он раздает по одной карточке на которой наклеены от одного до пяти треугольников - это номера машин. По сигналу педагога автомобили, двигающиеся в разных направлениях должны приехать в своей гараж, на номере которого столько же кружков, сколько треугольников на номере машины. Игра повторяется 3 раза, каждый раз по указанию воспитателя дети обмениваются карточками. 1-й уровень. 1. С какой целью проводилась игра? 2. Как вы объясните детям правила игры? 3. Как будете проверять правильность выполнения задания. 2-й уровень. Назовите игры и упражнения, помогающие решать аналогичные задачи обучения в средней группе. 3-й уровень. Методика Т.И.Ерофеевой, Е.В.Сербиной по обучению детей счету. № 11
Ребенок средней группы пересчитывает матрешек, дотрагиваясь рукой до каждой матрешки. "Раз матрешка, два матрешка, три матрешка, четыре, пять". На вопрос воспитателя: "Сколько всего матрешек?" он начинает пересчитывать их снова. Вопросы: 1.Правильно ли ребенок считал? 2.Каковы причины ошибок? 3.Назовите, какие навыки счета должны быть сформированы у детей средней группы к концу года? 2-й уровень. Ошибки воспитателя, детей, допускаемые при счете. 3-й уровень. Альтернативные методики обучения детей счету.
№ 12
В среднюю группу вновь открывшегося ДОУ пришли дети с разными математическими знаниями. Одни дети умели правильно считать до трех, другие пересчитывая стоящие перед ними игрушки, пропускали некоторые и не могли ответить на вопрос: "Сколько?", не прибегая в счете к помощи руки; третьи не могли назвать числа по порядку, сбивались при счете игрушек. Были дети, которые хорошо называли числа до 5 и дальше, но нe могли сосчитать стоящие перед ними предметы. Вопросы: 1. Объясните, почему у детей одного и того же возраста наблюдаются разные навыки счета. 2. С чего нужно начать работу по обучению счету в данной возрастной группе? 3. Какие навыки счетной деятельности должны быть сформированы у детей средней группы к концу года? 2-й уровень. В чем должен заключаться дифференцированный подход к детям в обучении счету в данном случае? 3-й уровень. Как можно привлечь родителей в помощь воспитателям?
№ 13
Глядя на карточку, где на верхней полоске лежат 4 красных квадрата, а на нижней 5 зеленых. Костя / 4 г.4 мес./ на вопрос: "Каких квадратов больше?" ответил: "Красных квадратов больше, потому что они лежат на верхней полоске, а наверху всегда кладут больше". 1. Какова причина, вызвавшая такой ответ? 2. Что нужно учесть воспитателю в дальнейшей работе при сравнении двух групп предметов? 2-й уровень. Обучение детей счету. Ф.Н.Блехер. 3-й уровень. Придумать игровые упражнения на понимание независимости числа. № 14
В процессе занятия во 2-ой младшей группе воспитатель раздал каждому ребенку по 1 кружку и квадрату. Во время объяснения многие дети, не слушали взрослого, рассматривали фигуры и играли с ними. Воспитатель предложил детям взять в руки круг. Одни, взяв круг, стали катать его по столу, другие начали круг и квадрат накладывать друг на друга. 1-й уровень. Вопросы: 1.Каковы причины такого поведения детей? 2. Какие ошибки были допущены воспитателем в организации занятия? 3. Как бы вы поступили на месте воспитателя? 2-й уровень. Программные темы Леушиной А.М.по обучению детей работе с множествами, их сущность. 3-й уровень. Работа по "Радуге" во 2-й младшей группе /счет./
№15
Воспитатель ставит на подставку игрушечных солдатиков и просит детей придумать разные задачи про этих солдатиков. Вызванные дети повторяют за первым придуманную им задачу. 1-й уровень. 1.Объясните, почему дети повторяли одну и ту же задачу? 2. Какие приемы в работе надо использовать воспитателю, чтобы дети научились придумывать задачи, разные по содержанию с одними и теми же предметами? 2-й уровень. Какая работа проводится на 1 и 2 этапах при обучении детей составлению и решению задач? 3-й уровень. Альтернативные точки зрения на методику обучения детей составлению и решению задач.
№16
На одном из первых занятий по составлению арифметических задач детей просят повторить составленную задачу. Коля повторяет задачу так: "У Ларисы было 3 кубика, один она отдала Сереже. У Ларисы осталось 2 кубика". Света повторяет эту же задачу так: "У Ларисы были кубики, и она отдала один Сереже". Сколько кубиков стало у Сережи?" 1-й уровень. 1. На каком этапе ведется работа по составлению арифметических задач? 2. Какие ошибки допустили дети? Чем вызваны эти ошибки? 3. Какую работу нужно провести воспитателю на этом занятии, чтобы в дальнейшем дети правильно составляли задачи? 2-й уровень. Какая работа проводится на 1 и 2 этапах при обучении детей составлению и решению задач?
№17
При решении задачи мальчик рассуждает следующим образом: " На аэродроме было 6 самолетов и еще 2 прилетело. Мне нужно узнать, сколько всего стало на аэродроме самолетов. 6 да 1- это 7, 7 да еще 1 - это 8, к 6 прибавить 2 получится 8. Значит, на аэродроме 8 самолетов стало". 1-й уровень. 1. Верно ли рассуждал мальчик, решая задачу? 2. Каким приемом он пользовался при решении этой задачи? 3. На каком этапе идет работа над арифметическим действием? 2-й уровень. Сформулируйте программную задачу к этой части занятия. 3-й уровень. Методика обучения детей составным задачам.
№18
На доске педагог нарисовал слева 3 маленькие, а справа 2 большие груши, и спросил детей, где больше груш? Дети ответили, что справа. Педагог вместе с детьми сосчитал груши: под рисунками написал цифры: 3 и 2. и что больше? 3 или 2? " - 3 больше!" - ответили дети. "Где больше груш: слева или справа?" - повторил вопрос педагог. "Справа" - "Почему". Дети объяснили воспитателю, что справа большие груши, а слева маленькие. 1-й уровень. 1. Какое Вы можете дать обоснование ответам детей? 2. С какого возраста детям становится доступно понимание независимости числа предметов от величины? 2-й уровень. При каких условиях дети могут преодолеть так называемый "феномен Пиаже?" 3-й уровень. Придумайте игровые упражнения, способствующие пониманию детьми независимости числа, используя 5 методических приемов.
№ 19
Слева на доске 9 квадратов, которые находятся на расстоянии друг от друга, справа 10 квадратов, объединенных в одну фигуру. Отвечая на вопрос, поровну ли квадратов в левой и правой части доски, большинство детей сказали, что слева квадратов больше, чем в правой. Другие дети предложили проверить, нарисовав квадраты друг под другом. Третьи - провести стрелочки. 1-й уровень. 1. Какие особенности восприятия проявились в ответах детей? Как называется такое явление в психологии? 2. Какая работа с детьми поможет преодолеть им аналогичные затруднения? 2-й уровень. Какие вы можете для этого предложить упражнения? 3-й уровень. Придумать игровые упражнения, способствующие пониманию детьми независимости числа, используя 5 методических приемов.
№20
Воспитатель предложил детям в 1 части занятия посмотреть на наборное полотно, на верхней полоске которого 5 яблок. "Одно яблоко упало. Мы поместили его на нижнюю полоску. Сколько яблок на верхней полоске? Сколько яблок на нижней полоске? Сколько всего яблок? Из каких чисел можно составить число 5?" - спрашивает воспитатель. Вызванный ребенок отвечает: "Число 5 можно составить из 1-го яблока и 4-х". Далее воспитатель переносит еще 1 яблоко с верхней полоски на нижнюю и задает те же вопросы. Перемещая яблоки сверху вниз, воспитатель показывает, как можно составить число 5. Затем убирает наборное полотно и предлагает детям назвать, из каких 2-х меньших чисел можно составить число 5. Каждый вызванный ребенок вспоминает только один вариант, причем вместе с числом дети называют предметы, например,: "Составить число 5 можно из 3-х яблок и одного" и т.п. 1-й уровень. 1.Какая программная задача решалась в описанном фрагменте занятия? 2. Как вы оцените объяснение и показ воспитателя? 3. В какой последовательности должно вестись изучение состава чисел? 2-й уровень. Какое значение имеет работа по обучению детей 7 года жизни составу числа? 3-й уровень. Методика работы В.Лаксон, Р.Грина, Ф.Н. Блехер по обучению детей составу числа из 2 меньших чисел.
Информационные источники
Основная литература
Дополнительная литература 1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика..[Текст]/ Е.А Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.[Текст]/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с. 3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: Кн. Для восп. Дет. сада. [Текст]/ Т.И. Ерофеева и др. - М.: Просвещение, 1992. 4.Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили. Интеллектуальная игра для дошкольников. [Текст]/ А.З Зак. -М.: Российский открытый ун-т, 1991. 5.Кларина Л.М. Дети и знаки. Буквы, цифры, геометрические формы..[Текст]/ Л.М. Кларина Л.М. Москва, 1993. 6.Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст]/ Д. Лешли - М.: Просвещение, 1991. 7. Носова Е.А. Непомняшая Р.Л. Логика и математика для дошкольников..[Текст]/ Е.А. Носова, Р.Л. Непомняшая - Санкт - Петербург, "Детство - Пресс", 2004. 8. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие.[Текст]/ Сост. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец (РГПУ ИМ. А.и.Герцена). – СПб: Акцент, 1998. 9.Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду.[Текст]/ Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Изд дом «Воспитание дошкольника», 2005. 10. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.[Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с. 12. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада..[Текст]/ Т.Д. Рихтерман - М.: Просвещение, 1991. Интернет-ресурсы (И-Р) И-Р 1 www.kontrolnaja.ru/dir/sociology/107836 И-Р 2. www.diplom-inet.ru/pedpsyk9 И-Р 3. childpsy.ru›Библиотека›Книги›id/8747.php И-Р 4. http://volkolledzh.ru/component/attachments/download/919 - ссылки на электронные издания по теме «Математическое развитие дошкольников» И-Р 5http://i-gnom.ru/books/formirovaniye_math_pred.html - Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1988 И –Р 6 http://pedlib.ru/Books/6/0226/index.shtml?from_page=1 - Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. И-Р 7 http://www.twirpx.com/file/399754/ И-Р 8 https://studfiles.net/preview/1633589/page:16/ Мет.мат.развития лекции.doc И-Р 9 http://padaread.com/?book=35351
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.97 (0.011 с.) |