Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы формирования элементарных математических представлений

Поиск

 

 Формирование понятия сложный психологический процесс, начинающийся с образования простейшей формы познания - ощущения и протекающий по следующей схеме:

· ощущения,

· восприятие,

· представление,

· понятие.

Обычно этот процесс разделяют на две ступени: чувственную, состоящую из образования ощущений, восприятия, представлений и логическую, заключающуюся в переходе от представления к понятию с помощью обобщения и абстрагирования (см. рис 1.)

  Формирование  понятия  
ЧУВСТВЕННАЯ СТУПЕНЬ   ЛОГИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ
  ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ       ПЕРЕХОД ОТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К ПОНЯТИЮ

 

РИС. 1

 

Основное отличие понятия от представления состоит в том, что в понятии отражены существенные признаки объекта, абстрагированные от его прочих несущественных свойств. В представлении же отражаются как существенные, так и несущественные свойства объекта в его непосредственном восприятии.

Элементарные математические представления у дошкольников формируются на базе освоения детьми в определенной последовательности способов действий (например, предлагается разложить столько предметов на свободной полоске, сколько их нарисовано на образце, наложить полоски разной длины друг на друга, подобрать картинки с предметами к соответствующей геометрической фигуре и т.д.) Способы действий постоянно усложняются. Элементарные математические представления и соответствующие им способы действий являются основными составными частями знаний для дошкольников.

Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, должно опираться на чувственный опыт и житейские представления, которые складываются уже в дошкольном возрасте.

В методике преподавания математики при введении понятий руководствоваться следующими методами (способами, приемами): конкретно-индуктивным или абстрактно-дедуктивным.

Пользуются следующим планом, который должен быть динамичным (подвижным), сокращаться или дополняться в зависимости от объективно меняющихся условий обучения: состава группы, уровня развития воспитанников, характера математического понятия и т.д.

 

Этапы формирования понятия конкретно-индуктивным способом Психологическая ступень формирования понятия конкретно-индуктивным способом Этапы формирования понятия абстрактно-дедуктивным способом
1.Отыскание ярких практических примеров, показывающих целесообразность изучения понятия (мотивационный). 2.Выявление существенных и несущественных признаков понятия. 3.Отбор существенных признаков данного понятия. 4.Введение термина, обозначающего понятие, его мотивировка. 5. Формулировка определения понятия. 6. Иллюстрация введенного понятия конкретными примерами. 7.Отработка сформированности понятия, его использование в других понятиях (решение задач на подведение под понятие). ощущение и восприятие понятия     переход от восприятия к представлению   переход от представления к понятию   образование понятия   усвоение понятия 1.Формулировка определение понятия, мотивировка термина, обозначающего понятие. 2.Выделение существенных признаков понятия, названных в его определении. 3.Рассмотрение частных случаев понятия (если есть). 4.Иллюстрация введенного понятия конкретными примерами. 5. Отработка сформированности понятия, его использование в других темах (решение задач на подведение под понятие).    

 

 В полной мере ни один из способов формирование понятий в дошкольном образовательном учреждении реализовать невозможно, так как процесс формирования элементарных математических представлений строится с учетом развития наглядно- действенного и наглядно- образного мышления и имеет своей целью создание предпосылок для перехода к более абстрактным формам ориентировки в окружающем, что не предполагает выход на логическую ступень формирования понятия.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.221 (0.006 с.)