Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Казахстана на современном этапе.

Поиск

После 1991 г. определенный кризис испытывает и система образования. На 1 января 1993 г. в Казахстане было закрыто 303 детских сада на 154 тысяч мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений - школ и высших учебных заведений. Было открыто большое количество частных вузов и их филиалов, не всегда обеспеченных квалифицированными преподавательскими кадрами и материальной базой, причем Министерство образования на первом этапе не смогло разработать действенную систему контроля за качеством подготовки специалистов не только в частных, но и в государственных учебных заведениях. Падение качества образования, как в школах, так и в вузах привело к многочисленным и не всегда последовательным попыткам реформирования всей системы образования с целью приблизить ее к западным стандартам. Было заявлено о переходе к двенадцатилетнему школьному обучению и внедрении кредитной системы обучения в вузах. Крупным новшеством стал прием в вузы с 2001 года посредством тестирования и введение в 2004 году Единого национального тестирования. При всех положительных сторонах данных нововведений, и в процедуре тестирования и в содержании самих тестов очень много недостатков, что продолжает сказываться на снижении качества образования.

345

Принятие Закона о языках и соответствующие статьи Конституции позволили начать возрождение национального образования. В 1997 году из 8610 общеобразовательных школ 3379 работали на казахском языке, 72 - на узбекском, 16 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на турецком языке, увеличилось число смешанных школ - до 2299. Количество школ, работающих только на русском языке, уменьшилось до 2840. Для изучающих казахский язык вышло в свет 78 книг общим тиражом 5 млн. экземпляров. В течении 2003 года было построено 68 новых школ. Крупным событием в культурной жизни Казахстана стал Всемирный курултай казахов, собравшийся в сентябре 1992 г. и объединивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и религиозных деятелей со всего мира. Залогом необратимости процесса возрождения казахского языка стало принятие в феврале 2001 года Государственной Программы функционирования и развития языков на 2001-2010 гг.

В культурных процессах наблюдаются негативные моменты, упало финансирование учреждений культуры, усилилась их коммерциализация, вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность деятелей культуры. Лишь объявление 2000 года Годом поддержки культуры привело к частичному восстановлению системы культурных учреждений. В течении этого года было открыто 468 библиотек, 238 клубов, 5 театров, 5 музеев, в том числе Государственный музей и оперный театр в Астане, музыкально-драматический театр в Петропавловске, театр музыкальной драмы в Уральске, казахский драматический театр в Костанае.

Либерализация политической жизни дала новый импульс развитию культуры Казахстана. Мировую известность получили выдающиеся казахстанские музыканты А. Мусаходжаева, Ж. Аубакирова, М. Бисенгалиев, певица М.Мухамедкызы, вернувшаяся на историческую родину из КНР. Открытию новых талантов способствует международный конкурс «Азия дауысы». Огромной популярностью пользуются такие исполнители, как Р.Рымбаева, Н.Ескалиева, М.Ералиева, Н.Онербаев, С. Токтаров, Ж. Лукпанов. В последние годы успешно развивается и казахстанская поп-музыка, молодые талантливые исполнители М.Насыров, группа А-Студио получили признание на всем постсоветском пространстве.

В период независимости наблюдается возрождение религии в Казахстане. Принятие в 1992 году Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» создало для этого необходимую правовую базу, объявив о равенстве всех конфессий, отделении религии от государства и запрете создания политических объединений на религиозной

основе. В результате в Казахстане стало расти количество общин традиционных для республики религий - ислама и православного христианства. Если в 1989 году в республике насчитывалось 59 мечетей, то в

1993 - уже 269, в 1996 - 679, в 1999 - свыше 1000. Кроме того, в Казахстане насчитывается более 4 тыс. незарегистрированных мусульманских общин. При многих мечетях существуют постоянно действующие курсы для всех желающих получить начальное духовное образование, овладеть арабским языком. Для обеспечения мечетей подготовленными имамами в Таразе, Шымкенте, Мерке и Алматы были открыты медресе, а также Высший Исламский университет г. Алматы. С 1992 года Духовное управление мусульман Казахстана начало издавать газету «Иман» на казахском, уйгурском и чеченском языках, а с 1997 года - газету «Нур Шапагат» и ежемесячный журнал «Ислам алеми» тиражом более 5 тыс. экземпляров.

Православие в Казахстане является вторым по численности верующих религиозным направлением. В 1989 году на территории Казахстана было зарегистрировано 62 православные общины, в 1993 - 131, в 1996 - 185. На 1 января 1999 г. Русская Православная Церковь имела на территории республики 212 приходов и 8 монастырей. Издаются ежемесячные газеты «Свет православия в Казахстане» тиражом 2 тыс. экземпляров и «Веди» - от 3 тыс. до 5 тыс. экземпляров.

Кроме того, в Казахстане действуют общины Евангельских христиан-баптистов (168 общин в 1989 году, 242 общины в 1999 году), лютеран (171 и 84), католиков (42 и 77), адвентистов (36 и 64), пятидесятников (42 и 37), Свидетелей Иеговы (27 и 97). Кроме традиционных религиозных объединений, в 1990-1996 гг. возникли общины неизвестных в Казахстане, но имеющих длительную историю развития за рубежом протестантских конфессий - методизма и пресвитерианства; нетрадиционные протестантские церкви - «Агапе», «Новая жизнь», «Новое небо» и др. а также нетрадиционные религиозные культы - Бахай, Храм Иси-

ды, Семья Бога, и т.д.

Вместе с тем, возрождение религии и благожелательное отношение к религиозным объединениям не говорят об отказе от светского характера государства. Все его институты, внешняя и внутренняя политика формируются на безрелигиозной основе, в законодательстве, в том числе, регулирующем деятельность конфессиональных учреждений, обеспечивается приоритет гражданских норм. Такой подход дает возможность избежать столкновения интересов и взглядов верующих различных конфессий, проявить необходимую в подобной ситуации объективность.

Последнее обстоятельство подняло авторитет Казахстана, как государства, не допустившего межконфессиональных столкновений и

347

выработавшего действенные механизмы диалога между религиями, этносами и культурами. Важным событием в жизни страны стал приезд в Астану в 2001 году Папы Римского Иоанна Павла II и проведение в 2003 году первого Съезда лидеров мировых традиционных религий.

В целом, процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.

В результате указанных процессов Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, одним из крупнейших стран Регина. Его территория - 2.724.900 кв. км. По площади Казахстан занимает 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии; второе место по территории среди государств СНГ. Казахстан граничит: с КНР - 1460 км, с Кыргызстаном - 980 км, с Туркменистаном - 380 км, с Узбекистаном -2300 км, с Российской Федерацией -6467 км. Общая протяженность границ - 12187 км.

Политические и экономические изменения создали основу для дальнейшего движения Казахстана на пути превращения в развитое и стабильное государство. Эта задача была озвучена главой государства в Послании народу в 2006 году, в котором была поставлена амбициозная, но осуществимая задача - войти в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели основные этапы истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Мы увидели, что еще до нашей эры на территории нашей республики существовала богатая и своеобразная кочевая цивилизация, появились государства, сыгравшие огромную роль в мировой истории.

Казахский этнос, появившийся в VIII в. унаследовал от своих предков - усуней, кангаров. и тюрков-обширные степные просторы Евразии и был известен современникам под различными именами: половцы, куманы, кыпчаки. Кыпчакские государства, в том числе и Улуг Улус, оставили большой след в истории не только Казахстана, но и многих стран Европы, Азии и Африки.

Казахское ханство, возникшее как наследник Улуг Улуса, сумело к концу XVI-началу XVII вв. объединить все казахские племена и роды под своей властью. Казахи создали самобытную культуру, оригинальную политическую систему, хозяйство, приспособленное к особенностям природы Казахстана. Борьба за независимость казахского народа в XVHI-XIX вв. завершилась поражением казахов и превращением края в 60-х годах XIX в. в российскую колонию. Многолетняя антиколониальная борьба привела к возникновению в начале XX в. национальных партий, постановке вопроса об автономии казахского края.

Однако работа по подготовке казахской автономии, судьба которой должна была решиться на Учредительном собрании, была прервана Октябрьской революцией и последовавшей затем гражданской войной. После Октябрьского переворота на территории Казахстана формировался тоталитарный режим, т.е. колониальная система России трансформировалась в Советскую.

Несмотря на жесткий идеологический пресс и гонения на инакомыслящих, казахский народ сохранил этническую самобытность, своеобразную и богатую культуру и тягу к свободе и независимости, которая была реализована в 1991 г. Начиная с этого времени, идет строительство суверенного государства, которое не завершилось и по сей день. Однако уже сейчас Казахстан является политически независимым, светским, демократическим, унитарным государством с либеральной экономикой, обладающим огромным потенциалом для динамичного развития.

349



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.008 с.)