Вают в литературе патронимиями. Патронимии представляют собой коллективы близких родственников, связанных общностью хозяйственных интересов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вают в литературе патронимиями. Патронимии представляют собой коллективы близких родственников, связанных общностью хозяйственных интересов.



Объединение разнородных групп приводило к составлению искусственной генеалогии, потому в действительности большинство объединений были сложносоставными образованиями, формировавшимися исторически. Можно предположить, что венозной причиной возникновения союзов различных уровней являются хозяйственные интересы, что дает основания отождествлять "генеалогические связи " с соседско-общинными.

Основной хозяйственной ячейкой казахского общества была кочевая община. Однако посезонный характер кочевого производства привел к формированию двух сосуществовавших типов общин - минимальной и расширенной. Минимальная община существовала в зимний, ранневесенний и осенний периоды и включала в себя в среднем 5 - 10 хозяйств. Размеры минимальной общины могли быть больше или меньше и зависели от количества скота, способного прокормиться на прилегающих к зимовке пастбищах. Таким образом, именно продуктивность пастбищных угодий, выделенных на зимний период, определяла размер минимальной общины.

В рамках минимальной общины совершались такие производственные операции, как выпас скота, обеспечение водопоя, расчистка пастбищ от снега, случка, окот и т. п. Ранней весной минимальные общины начинали перекочевку на весенние пастбища, располагавшиеся на территориях, раньше освободившихся от снега. При прибытии на летние пастбища несколько минимальных общин объединялись и составляли расширенную общину. Расширенные общины существовали в теплое время года и в их рамках решались все задачи, возникающие в производственном процессе именно в этом сезоне, в первую очередь, проблемы обеспечения скота водой. Размеры этого типа общин варьировали в зависимости от наличия, качества и типов источников водоснабжения.

Если в собственности минимальной общины были зимние пастбища, то расширенная община характеризовалась собственностью на искусственные водоисточники, а через право первозахвата и на естественные источники воды. Кроме того, в опосредованной форме собственность общины распространялась на пастбища, расположенные вокруг водных источников.

Таким образом, община представляла собой объединение кочевых хозяйств, характеризующееся общностью трудовых усилий непосредственных производителей, коллективной организацией процесса производства и общей собственностью на зимние пастбища и водные источники.

В социальной организации казахов существовало также объединение более высокого уровня, регулировавшее взаимоотношения общин по поводу системы землепользования, распределения пастбищных уго­

дий, водных источников и кочевых маршрутов. Эту общность можно назвать ассоциацией общин или ассоциативной группой. Ассоциации объединяли от 20 до 100 общин, размер их зависел в первую очередь от кормовой емкости пастбищ и наличия водных источников, причем в собственности ассоциации находилась вся территория кочевания составляющих ее общин, независимо от продуктивности пастбищ.

Важной функцией ассоциативной группы было регулирование внеэкономических отношений между общинами, в т. ч. арбитраж и контроль за выполнением норм обычного права. Именно на членов данной ассоциации распространялись обязательства родовой взаимопомощи, уплата штрафов, калыма и т.п. Кроме того, ассоциативная группа представляла интересы общин перед другими ассоциациями.

Иерархия общин, ассоциативных групп и военно-потестарных объединений находила идеологическое обоснование в системе генеалогического родства. Реальный статус индивида, общины или социальной группы любого уровня находил свое отражение в положении их предка, нередко вымышленного, в генеалогическом древе. Таким образом более высокий социальный статус группы объяснялся ее «старшинством» по отношению к другим. Это генеалогическое родство было реально только на низших ступенях социальной организации, до 7-10 поколений, дальше же родство было вымышленным. В соответствии с принципами генеалогического родства осуществлялось регулирование как экономических, так и социальных отношений между отдельными людьми, общинами, ассоциативными группами и объединениями более высокого уровня.

Социальная структура казахского общества. Отсутствие классового деления не означало социальной однородности общества. Казахское общество было строго исрархизировано и делилось на ряд сословий, различающихся по происхождению и правовому статусу. Выделяются три основные сословия - белая кость, черная кость и рабы. Самым высоким статусом в казахской степи обладали представители ак-суйек (белая кость), в которую входили торе и кожа. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали звание султана и право занимать ханский престол. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.005 с.)