Ли были разделены между тремя государствами, что поставило вопрос об объединении этих земель и выработке новых более демократических принципов построения политической системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ли были разделены между тремя государствами, что поставило вопрос об объединении этих земель и выработке новых более демократических принципов построения политической системы.



6. Хозяйство Казахстана XIII - первой половины XV вв.

Среди монгольской аристократии четко наметились две тенденции по отношению к оседлаиу населению. Одн и был и противниками оседлой жизни, считали необходимым землю превратить в пастбища для скота, а все население оседлых районов - в кочевников. Сторонниками этого направления были Чингисхан, Шагатай и великий хан Гуюк. Другая группировка знати стремилась к построению централизованного государства, поэтому всячески поддерживала оседлое население. К ней

9 "


относились Жоши, великие ханы Мучке и Угедей. На территории Улуг Улуса победила вторая тенденция, и хозяйственная жизнь после монгольского нашествия стала быстро восстанавливаться. Уже в конце XIII в., согласно источникам, возрождаются многие города и оседлоземледельческие округа.

В 1269 г. на берегу Таласа прошел курултай кочевой знати шагатаидов, на котором был найден компромисс между двумя противоположными направлениями во внутренней политике. Было решено не вмешиваться в жизнь оседлого населения, не вытаптывать посевы, не грабить города и поселения, жить в горах и степях, довольствоваться фиксированными налогами. Благодаря этому оживилась городская жизнь в Мавераннахре и юго-западном Жетысу. На остальной территории Жетысу в связи с изменениями климата земледелие постепенно сменилось полукочевым и оседлым скотоводством.

Развитие экономики. Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату.

Мунке отменил старые ненормированные подати и налоги и установил единую подушную подать, списал все недоимки и долги населения, отменил все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадей у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако особое значение имела денежная реформа, проведенная при Мунке хане. Чтобы прекратить анархию в денежном обращении, во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар, чеканились единые для всей

империи золотые динары с низкой пробой (50-60% золота). В качестве разменной монеты использовались посеребренные дирхемы и медные фельсы.

11овая реформа 1271 г. заключалась в переходе к регулярному чекану серебряных монет одинакового веса и пробы и коснулась только государства шагатаидов. Главным ее проводником был правитель Мавераннахра Масуд-бек. Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет в Мавераннахре и в Улуг Улусе стал одинаковым.

Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.

98

Расцвет городской жизни в Улуг Улусе привел к развитию архитектуры и градостроительства, особый подъем которого относится к началу XIV в. После принятия ислама в качестве государственной религии в городах начали возводиться мечети, медресе, дворцы, появляется новый архитектурный стиль. Широкое распространение получают монументальные культовые постройки, которыми богат Центральный Казахстан.

Наиболее впечатляющим на рубеже XIV-XV вв. является архитектурный комплекс, воздвинутый на могиле Кажи Ахмета Яссави по приказу Тимура. В здании более 35 залов и комнат различного назначения. Самый крупный зал - казанлык, общей площадью 330 квадратных метров, перекрыт самым большим в Казахстане и Средней Азии куполом (18,2 м в диаметре). Во дворце были и другие крупные залы: «Улкен аксарай», «Kiuii аксарай», «Асхана», «Ютапхана», «Кабырхана». Строились мечети и мавзолеи в Отраре, Сыгнаке, Дженте, Барчынлыкенте, других городах Казахстана.

Традиционное хозяйство. Кочевое хозяйство не претерпело в XIIIXV вв. каких-либо изменений. В XIV-начале XV вв. начинается перемещение традиционных маршрутов кочевания, связанное с изменениями климата. Постепенное увлажнение степей к западу от Едиля с одновременной аридизацией Центрального и Западного Казахстана вызвали значительное передвижение населения. Увеличение количества осадков в зимнее время затрудняло выпас скота на подножном корме, и кочевники стали искать более сухие зимовья. Так, в XIV-XV вв. кыпчаки оставили Южную Молдову, степи к западу от Днепра, бассейны рек Угра, Пьяна и Мокша, верховья Оки. Здесь укрепляются литовские и русские князья. Одновременно усиливается приток кыпчакских племен в Мавераннахр и Жетысу. Остатки карлыкских родов Жетысу переселяются в XIII-XIV вв. в Фергану и Мавераннахр.

В одежде и в жилище кочевого населения особых изменений не происходит. Используются традиционные юрты и повозки-куйме. В оседлых районах Улуг Улуса распространение получает центрально-азиатский тип оседлого жилища, претерпевший здесь дальнейшее изменение. Жилише было однокомнатным, строилось без фундамента из саманного кирпича. Внутри стен проходил деревянный каркас. Исходной базой

для этого типа жилища служила кочевая юрта. Вдоль трех стен располагалась суфа - глинобитное возвышение, служившее универсальной мебелью. Одну из стен занимала печка, ее дымоходные трубы проходили под суфой и обогревали дом.

Таким образом, в ХШ-начале XV вв. развитие материальной культуры кыпчак-казахских племен получило новый импульс. На базе, за-

99



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.006 с.)