Духовная культура Казахстана XIII - первой половины XV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная культура Казахстана XIII - первой половины XV вв.



Язык и письмеччость получили дальнейшее развитие в XIII-XIV вв. Монгольский язык не был широко распространен в Казахстане. Уже при Монке и Бату хане все государствеччые и официальчые доку-

мечты велись ча тюркских языках. Среди народных говоров господствовал кыпчакский (староказахский) язык, состоявший из нескольких диалектов. В оседлых районах Крыма и Южного Казахстана сохранялись языки восточно-тюркских групп - огузский и уйгуро-карлыкский, вышли из употребления хазарский и согдийский.

Значительные изменения происходят в литературных языках. Единый литературный тюркский язык XI-XII вв. («тюрки») существовал в двух вариантах - карлык-уйгурский и огузо-кыпчакский. Первый был распространен среди шагатаидов, и поэтому иногда называется учеными «чагатайским» языком. На этом языке написаны почти все тюркоязычные литературные произведения данного периода Мавераннахра и Могулистана. Огузо-кыпчакский литературный язык развивается одновременчо в двух центрах - Улуг Улусе и Египте, господствующее положение в которых занимала кыпчакская знать - мамлюки. В Улуг Улусе этот язык формировался в Крыму и Хорезме, где кыпчакские и огузские языки были одинаково распространены, благодаря чему возник синтетический литературный диалект.

Письмеччость. До принятия ислама на территории Казахстана использовались в основном две системы письма - традициоччая ручическая письмеччость и уйгурский алфавит, принесенный монголами. Все государственные и официальные документы были написаны именно уйгурским письмом. Однако с начала XIV в. распространение получает арабский алфавит, измененный и приспособленный к нормам тюркской речи.

Центрами развития арабской письменности в Улуг Улусе были Булгар и Хорезм, где ислам укоренился еще в X-XI вв. В центрах Улуг Улуса, где жили крупные христианские общины, были попытки приспособить кыпчакский язык к латичскому шрифту, однако широкого распространения он не получил.

Памятником кыпчакского языка XIII в. является «Кодекс Кумачикус» (Книга куман, т.е. кыпчаков). Рукопись была обнаружена в библиотеке Петрарки и сейчас хранится в Венеции, в церкви св. Марка. «Кодекс» был написан в 1303 г. в Крыму, поэтому в языке этой книги сильно огузское влияние южно-крымского тюркского диалекта. Книга состоит из двух основных частей. В первой помещен латнноперсидско-кыпчакский словарь, во второй - кыпчакско-немецко-латинский словарь, краткий очерк по грамматике, христианские религиозные тексты на кыпчакском языке. Для передачи кыпчакского языка составители использовали латинскую графику.

Словари. Наиболее ранним памятником языка кыпчаков является арабско-кыпчакский словарь «Терджуман туркиуа араби», написанный в 1245 г. арабской графикой в Египте. Несмотря на название в этот уд входили, кроме арабо-кыпчакского, монголо-персидский и ара-

бо-монгольский словари. Всего в словаре около 2,5 тысячи слов.

Чисто практическое значение имел труд Аснр Ад-Дина Абу Хайяна

Ал-Гарнати (Андалузского) «Пояснительная книга о тюркском языке». Ее автор был родом из африканских берберов и жил в культурном центре арабской Испании - Гренаде. В конце XIII в. Ал-Гарнати перекал в Каир, где преподавал филологию в медресе. Здесь он написал

несколько книг по грамматике, фонетике и лексике кыпчакского языка. До нас дошел только один его труд, написанный в 1312 г.

Труд Жамал ад-Дина Мухаммеда Абдуллаха ат-Турки «Книга, написанная для желающих хорошо изучить тюркский и кыпчакский языки» был также чисто практическим. Особенностью этого труда является то, что в кратком предисловии к словарю автор дает список использованных им трудов, которые до нас не дошли. В их числе упоминается книга «Блеск света» Ала ад-Дина Бейлик Ал-Кыпчаки, написанная в XIV в. в Сирии.

Кроме этого, известны многие другие работы, посвященные изучению кыпчакского языка. Так, в Египте в XIV в. был написан труд «Особый дар, написанный о тюркском языке». Здесь же на рубеже XIV-XV вв. написана книга «Полное собрание, написанное для изучающих тюркский язык», состоявшая из двух частей - грамматики и словаря.

Расцвет письменной литературы. XIII-XIV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. Этому способствовали расцвет городской жизни Улуг Улуса, распространение арабо-мусульманской культуры, арабской письменности. До нас дошли немногие литературные памятники того времени: религиозные труды и переводы с иранского и арабского, а также авторизированные варианты популярных восточных легенд.

Одна из первых, дошедших до нас - «Кисса Рабгузи» Насреддина Рабгузи, написанная в 1310 г. Основное содержание составляют переведенные на огузско-кыпчакский язык легенды и рассказы, популяр-

10!

ные среди арабо-персидского населения Ближнего и Среднего Востока. Здесь и сказания о халифах, пророках, космогонические мифы, стихи и песни. Многие сюжеты из «Кисса Рабгузи» перешли позже в казахские народные сказки. До революции это произведение неоднократно публиковалось в Казани и Ташкенте и было широко распространено

среди казахов.

Большой популярностью на Востоке пользовалась поэма азербайджанского поэта Низами «Хосроу и Ширин», кыпчакский перевод которой был сделан в 1341-1342 гг. Ее автор -К.утып, живший при дворе хана Озбека. Перевод не был дословным, используя сюжетную линию и композицию поэмы Кутып изложил ее своими стихами, обильно насытив их кыпчакскими народными пословицами и поговорками. До нас не дошел оригинал поэмы, сохранился лишь один список, переписанный в 1338 г. кыпчакским поэтом, жившим в Египте, Берке Фатихом ибн Едгу. Впервые «Хусрау-Шырын» был опубликован в 1961 г. польским ученым А. Зайончковским.

Значительное место в кыпчакской литературе эпохи Улуг Улуса занимает поэма Хорехчи из рода конрат «Мухаббат-нама», написанная в 1353 г. на двух языках - кыпчакском и персидском. Известны два варианта поэмы: один на арабском, другой - на уйгурском алфавите.

Композиция поэмы построена на ответах и вопросах, основное содержание-повествование о любви, справедливости, человечности. Хорезми призывает не забывать обычаи предков, не прельщаться богатствами, быть скромным. «Мухаббат-нама» написана в традициях арабо-персидской поэзии и изобилует персидскими словами и целыми фразами.

Назидательный характер носит и поэма Хусами Катиба «Жумжума султан», написанная в 1370 г. Каких-либо точных сведений об авторе до нас, к сожалению, не дошло. Только человечность, доброта могли спасти человека, погрязшего в грехе, сделавший в жизни много зла, обрекает себя на муки ада - основная идея поэмы Катиба. По сюжету «Жумжума султан» похож на «Божественную комедию» Данте. Здесь также описывается, какие наказания и муки несут грешники и как избежать ада и получить спасение.

В центре Улуг Улуса родился известный в свое время поэт Сайф Сараи. Во время правления Токтамыса он был вынужден покинуть страну и поселиться в Египте, где была значительная кыпчакская колония. До нас дошли два произведения Сайфа Сараи - «Гулистан бит-турки» («Гулистан по-тюркски») и «Ядгарнама». Первая поэма является свободным переводом произведения таджикского поэта Саади «Гулистан». Сайф Сараи сделал не дословный перевод, а, использовав сюжет, позил свое произведение как ответ на поэму Саади, изменив и переде­

лав отдельные ее части. Другая его работа, «Ядгарнама», дошла до нас только в отрывках.

Язык всех упомянутых выше произведений отличается искусственной архаичностью и подражанием языкам произведений более ранней

эпохи.

Устная литература. В XII1-XV вв. развивается и традиционный жанр кочевников - устная литература. Кроме народных песен, поговорок и пословиц, она включает произведения жырау-певцов, композиторов, поэтов, импровизаторов. Имена жырау той эпохи дошли до нас благодаря народным преданиям и немногим песням, до нашего времени.

К началу XIII в. относится творчество легендарного жырау из племени найман - Кетбуга. Народные предания приписывают ему песню,

рассказывающую о смерти Жоши и адресованную его отцу, Чингисха у. Кет-буга известен также в истории как Аталык жырау и ¥лы-жыр-

1Ы.

В конце XIV в., во времена правления Орыс хана и Токтамыса, в степях Сырдарьи и Приаралья жили и творили такие поэты, как СоцырАхмет Ургенчи и Фаркылих жырау. К сожалению, ни одно из их произведений до нас не дошло. Сохранилось много песен другого поэта того же периода - Сыпыра жырау Сургултайулы. Сыпыра жырау, творивший во времена Токтамыс хана, многие песни посвятил борьбе с войсками Тимура и внутренним неурядицам Улуг Улуса. Будучи придворным певцом, он не боялся сказать хану правду в глаза. Выражая точку зрения широких масс кочевников, жырау пользовались правом неприкосновенности.

Известный казахский жырау того периода - Асан Кайгы (Хасан Сабитулы), родившийся примерно в 1361-1370 гг. в низовьях Едиля, в семье охотника. Народные легенды рассказывают, что Асан всю жизнь путешествовал по свету, разыскивая благодатную землю, где привольные пастбища, богатые дичью леса и степи, чистые и полноводные реки. Поселившись на этой земле, казахи должны были обрести мир и благополучие. Став первым жырау Казахского ханства. Асан в своих песнях призывал народ к единству, верности заветам предков, критиковал хана Жанибека за его привязанность к роскоши, пирам и охотам. Песни Асана Кайгы до сих пор живут среди казахского народа.

Кроме того, известны имена и других жырау этой эпохи - Жумакуль жырау, Шеге, Шорчан и Бахтияр жырау. Таким образом, XIIIXV вв. были временем дальнейшего расцвета и обогащения культуры казахов, в частности, письменной и устной литературы.

103

Эпическое искусство. Продолжается развитие устного эпического искусства казахов. В конце XIII-XIV вв. появляется эпос «Кобланды батыр». В нем рассказывается о войне кыпчаков с ханом Ирана Газаном.

В эпосах отразились не только внешнеполитические, но и внутренние события, происходившие в Улуг Улусе. Так, борьба Едиге и Токтамыса за власть в конце XIV в. легла в основу сюжета эпоса «Едиге батыр», возникшего, видимо, в начале XV в. В эпосе «Ер-Саин» рассказывается о подвигах Бату хана, изображенного народным героем. Примерно в ту же эпоху бытует героический эпос «Алпамыс» или «АлыпМанас».

Развитие науки. В Казахстане в ХШ-начале XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история. Во второй половине XIII в. жил и творил известный ученый Хусам ад-Дин Хамиди Барчынпыги. Он родился в городе Барчынлыкенте, в низовьях Сырдарьи. Свои произведения Хусам ад-Дин писал на трех языках - кыпчакском, арабском и персидском.

Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши «Мулхакат ас-Сурах». Карши родился в Жетысу, в городе Алмалыке, путешествовал по Дешт-и-Кыпчаку и Мавераннахру. Его книга написана на арабском языке и содержит сведения о городах Алмалыке, Кашгаре, Дженте, Барчынлыкенте, о местных династиях, правителях, известных ученых. В Египте в XIV в. был написан научный трактат «Хулуса». Автор его неизвестен, однако достоверно, что он был кыпчаком. Работа написана на арабском языке и содержит описание военного искусства кыпчакских мамлюков Египта. Такого же содержания был и трактат «Мания ал Гузия».

В связи с широким выходом кыпчаков на международную арену и потребностью изучения тюркских языков, в частности, кыпчакского, как на территории Улуг Улуса, так и в Египте и Сибири возникает множество филологических трудов, посвященных кыпчакам и их языку.

Религия. Религиозные представления ХШ-начала XV вв. отличались многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система - тенгрианство. Развитие получают и новые религии -христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакскнм населением Улуг Улуса. Часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространился католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен.

С середины XIV в. господствующей религией становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек хана. Кочевники внешне принимали атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Не потерял значение и культ предков - ару ахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевника.

Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена. Писались специальные трактаты на кыпчакском языке, -воеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и шариат подробно описывались в книге «Китаб ад-Дагва», вышедшей в Египте в 1421 г. Эти книги предназначались для знакомства кыпчаков с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.

Таким образом, XIII-XIV вв. - время наибольшего расцвета как материальной, так и духовной культуры населения Казахстана. Централизованное государство создало благоприятные условия для развития письменной литературы и науки, традиционных жанров устного творчества. В целом, в этот период были заложены основы материальной и духовной культуры казахов.Наследниками этой культуры сегодня являются все народы тюркского мира.

105

ГЛАВА 6. ОБРАЗОВАНИЕ И РАСЦВЕТ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА В XV-XVI ВВ.

Образование Казахского ханства

Кризис политической системы государства Абулхаира приводит в 50-х годах XV века к росту оппозиционных настроений, как среди знати, так и среди широких масс населения. Поражение в войне с ойратами в 1457 году показало неспособность хана выполнять одну из своих основных функций — организовать эффективную защиту страны от внешней агрессии. Одним из следствий этого поражения стал мятеж султанов Керея и Жанибека и их откочевка на территорию Северо-Западного Могулистана - в район рек Шу и Козыбасы. Вообще, откочевка или отказ подчиняться власти хана с уходом в подданство соседних суверенов была достаточно распространенной формой протеста против непопулярных правителей. Однако именно откочевка 1459 - 60 гг. стала предвестницей гибели государства Абулхаира - последнего обломка Улуг Улуса в восточной части Дешт-и-Кыпчака. За подданными Жанибека и Керея закрепилось прозвище крзак,, означавшее «бег­

лецы», «вольница», «люди отделившиеся от своего улуса».

Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 - начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены натри части.

Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Жанибека и Керея. Это образование получило название Казахского ханства. В Западном Казахстане закрепились мангытские бии, государство, возглавленное ими, стало известно как Мангытский Йурт или Ногайский Улус. Северный Казахстан и Западная Сибирь вошли в состав владений шейбанида Ибрагима - Сибирского ханства.

Причины образования Казахского ханства. Появление на политической карте мира нового государства вызвано одновременным действием целого комплекса причин - политических, экономических и этнических.

К политическим причинам относится, прежде всего, неспособность политико-правовой системы, основанной на имперских традициях Улуг Улуса нормально осуществлять регулятивные функции в обществе. На протяжении второй половины XIV - первой половины

XV веков практически все политические группировки, приходившие к власти, пытались воссоздать более или менее централизованное бюрократическое государство с сильной ханской властью, хотя экономический базис этому уже давно не соответствовал. Именно поэтому население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам, выдвигавшим свои проекты переустройства страны.

Экономические причины заключались, прежде всего, в падении значения Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии. Постепенный рост увлажненности степной зоны в XIV-XV вв. приводит к медленному, но неуклонному оттоку кочевого населения из западных районов Улуг Улуса в восточные, на территорию современного Казахстана. Одновременно падает роль международной транзитной торговли. Во-первых, бурно развивающиеся европейские страны начинают осваивать морские торговые пути в Индию и Китай, в обход территории Улуг Улуса. Во-вторых, расцвет Османской империи приводит к падению политической и экономической роли Генуэзской республики - основного экономического партнера Улуг Улуса и посредника при торговле с Европой. Победившие турки закрывают черноморские проливы и превращают Черное море в свое внутреннее море, лишив Улуг Улуса выхода на мировые рынки. Последовавший за этим кризис торговых городских центров Улуса был усугублен политическим кризисом и завершен разгромом и опустошением войсками эмира Тимура в 1395 году. В результате большая часть городов Поволжья и Северного Кавказа перестала существовать. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов, т. к. международная торговля по древним маршрутам Великого Шелкового пути начинает перемещаться из торгово-земледельческого Поволжья в скотоводческо-земледельческий Казахстан и оформление на этой территории особого государственного образования стало лишь вопросом времени.

Особое место в комплексе причин, приведших к образованию казахского ханства, занимают этнические процессы. В XIV - XV веках кыпчакский этнос переживает период кризиса и ломки этнической структуры, образования новых, активных субэтнических групп. В конце 50-60-х гг. XIV века на Сырдарье формируется субэтнос ногайлы, основной этнической доминантой которых было сохранение древних кочевых традиций в противовес городской культуре и исламской цивилизации. Постепенно термин ногай начинает вытеснять древний этноним к.ыпшак. и заменять его. Тогда же появляется такой субэтнос, как алаш - население слабо исламизированного левого крыла Улуг Улуса. Продолжение этнического кризиса, сопровождавшегося передвижкой кочевого населения, приводит к образованию субэтноса с на-

107


званием к,азак,, существовавшим тогда наряду с собирательным названием для всего кочевого населения бывшего Улуг Улуса -узбеки. Если сторонников потомков Абулхаира называли в начале XVI века узбеками Мавераннахра, то казахов - узбеками казахского происхождения или узбек - казахами.

Как мы видим, единый этнос, носивший название кыпчак (XIIIXIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима цазак,, а за страной им населенной - названия Казахстан.

Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях в долинах Шу и Таласа в 1465 г. было провозглашено Казахское ханство, первым ханом которого стал Керей (1465-1474). Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешти-Кыпчака. Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.

Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет, начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару.

В начале 70-х годов Казахское ханство было разделено на два крыла. Левое крыло (восточное) крыло возглавлял сам Керей, правое (западное), включавшее в себя владения Мусы и других потомков Едыге - Жанибек. Границы ханства простирались от Ертиса до Жаика, однако внутренние разногласия представителей различных группировок знати преодолены не были, мангытские бии пытались выйти из-под власти Керея и Жанибека и провозгласить ханом более послушных их воле султанов.

В 1472 г. Муса-мырза, заключает союз с Мухаммедом Шайбани,

108

пообещав провозгласить его ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Получив военную помощь от мангытов, Мухаммед начал новый поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса-мырзе сопутствовал успех. Союзникам удалось взять Сыгнак, но из Западного Жетысу на помощь казахским отрядам прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка — сына Керея. Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских горах. Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а несостоявшийся хан бежал в Мангистау. В 1473 г. Муса признал власть сибирского хана Ибака и Западный Казахстан на некоторое время вышел из под власти казахских ханов.

Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины Тобыла, Есиля и Ертиса входили в состав Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами.

Борьба за сырдарьинские города. Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смер­

ти Керея в 1474 г. ханом стал его сын Мурындык (1474-1511). При его правлении были проведены значительные меры по централизации государственной власти, укреплению позиции ханства в западных и южных районах Казахстана.

С начала 80-х годов начинается новый период войн с Мухаммедом Шайбани за присырдарьинские города. Эта борьба была осложнена вмешательством могульских ханов, пытавшихся овладеть Ферганой и средним течением Сырдарьи. Юнус хану в 1482-1485 гг. удалось овладеть Сайрамом и Ташкентом и вплотную приблизиться к владениям Мурындыка и Мухаммеда Шайбани. Последнему удалось на короткое время овладеть Сыгнаком. Казахи осадили Отрар, Туркестан, Аркук, вынудив Шайбани вновь бежать, на этот раз в Хорезм.

Могульский хан Султан Махмуд, правивший в Сайраме и Ташкенте, пытался расширить свое влияние в Туркестане и с этой целью в начале 90-х годов овладел Отраром и призвал в качестве союзника Мухаммеда Шайбани. Получив этот важный в стратегическом отношении город,

109

Шайбани смог овладеть Саураном и Туркестаном. В Сауране был посажен брат Мухаммеда Махмуд султан.

Казахские султаны, встревоженные союзом моголов с озбеками, вновь двинули войска в долину Сырдарьи. В последовавших двух битвах могулы были разбиты, а население Саурана, подняв восстание против озбекского гарнизона, открыло ворота перед казахами, выдав Махмуд султана со всем его окружением. Мурындык хан пытался с ходу овладеть Отраром, но это ему не удалось. Отрар, как и Туркестан, остался в руках Шайбани. Таким образом, к концу XVв. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами - (Узбекским, Казахским и Могульским.

Хан Косым. Опираясь на присырдарьинские города, Мурындык хану удалось объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Конец XV-начало XVI вв. - время возвышения Казахского ханства, связанное с именем султана, а в последствии хана Касыма (1511-1518).

Как сообщают источники, «между казахскими ханами и султанами не было никого, кто был бы так могущественен, как Касым хан, и что никто не думал о Мурындыке». Еще при господстве Мурындык хана вся полнота власти в Казахском ханстве находилась в руках Касыма.

Между Мурындыком и Касымом шла острая борьба за власть, которая завершилась к началу второго десятилетия XVI в. победой Касыма. В 1511 г. Мурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жанибек хана.

Первое десятилетие XVI в. было временем ожесточенной борьбы с Мухаммедом Шайбани, ставшим правителем Мавераннахра. Он предпринял несколько походов на казахские земли (1503-1504, 1505-1506, 1509-1510 гг.). Однако всякий раз ему приходилось отступать на юг. В конце 1510 г. Мухаммед Шайбани был убит в сражении с иранским шахом и Касым поспешил воспользоваться этим случаем.

В 1513 г. казахские войска подошли к Сайраму. Правитель города

Катабек перешел на сторону Касыма и сдал ему город без боя. Касым пытался овладеть и Ташкентом, однако в бою с озбеками был ранен и отошел в степи. Так, за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города.

Следующей целью Касыма стало возвращение в состав Казахского ханства Западного Казахстана. Правившие здесь мангытские бии после смерти в 1502 г. бия Мусы вновь признали верхоный сюзеренитет казахских ханов и даже участвовали в их военных походах, но при каждом удобном случае пытались выйти из подчинения. В 1519 г. Ка­

П о

Сым решил окончательно закрепить свою власть в Западном Казахстане и начал крупный поход против мангытов. В июне 1519 г. основные силы мангытов были разбиты под Хаджи-Тарханом и западной границей Казахского ханства стал Едиль.

Удачно складывались отношения Касым хана с могульскими правителями. Основные районы Могулистана - Жетысу и Притяньшанье были уже давно для них потеряны, так как входили в состав Казахского ханства. Могульские ханы фактически имели власть только в Юго-Западном Могулистане и постоянно искали союза с казахским ханом.

Таким образом, во втором десятилетии XVI в. Касым хан окончательно утвердился, распространив свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. На юге границы ханства выходили на правобережье Сырдарьи, включая часть городов Туркестана, на юго-востоке охватывали предгорья и долины значительной части Жетысу, на северо-востоке проходили в районе гор Улытау и озера Балхаш, доходя до отрогов Каркаралы, на северо-западе достигали низовьев Едиля.

Число подданных хана Касыма современники определяют миллионом человек. Казахское ханство постепенно втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахски.» ханством, было Московское государство. При Касым хане казахи, как самостоятельный этнос, стали известны и в Западной Европе. Возвышение ханства в первой четверти XVI в. нельзя, конечно, объяснить лишь личными качествами хана Касыма. Оно происходило, прежде всего, в результате внутренних социально-экономических и этнических процессов, этому способствовала и политическая обстановка в регионе в целом.

Органы власти. Высшей законодательной властью в Казахском ханстве обладал маслихат - съезд султанов и представителей общин. Маслихат собирался раз в год и решал наиболее важные государственные вопросы - заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, определение маршрутов кочевания.

Кроме того, маслихат выбирал и смещал ханов, исходя из принципа еритократии - выбора наиболее достойного. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия. Полноправными членами этого органа были только мужчины.

Вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана. Хан избирался маслихатом из сословия торе - потомков Чингисхана и исполнял свои обязанности пожизненно. Известны случаи, когда ханы смещались и изгонялись. Хан выполнял следующие функции:

• Организация вооруженной охраны государства от внешних врагов.

111

распространялась от Кубани до Ертиса. Кроме мангытов, в состав Йурта входили алшины, тама, табыны, найманы, керей, кыпчаки, аргыны и другие общинные группы.

Высшим органом власти являлся Большой Совет - Маслихат, в который входили высшие чиновники и потомки Едиге. Маслихат решал вопросы войны и мира, избирал верховного бия из числа едигеидов.

Би обладал всей полнотой исполнительной и судебной власти, из своих ближайших родственников назначал высших чиновников и членов Малого Совета - совещательного органа. Кроме того, существовал специальный орган управления - кара-дуан, ведший делопроизводство и регулирующий сборы налогов с подвластного населения.

В государстве существовали также высшие должностные лица кейкабат, нурадин и тайбуга. Они были верховными правителями в приграничных районах государства и могли замещать бия в случае необходимости. Занимать эти должности могли только его близкие родственники. Мангытский Йурт делился на улусы, во главе которых стояли мырзы - потомки Едиге, обладавшие в своих владениях судебной, административной и военной властью.

Таким образом, власть в Мангытском Йурте находилась в руках потомков Едиге, устанавливавших внутри своего клана порядок управления и судебного разбирательства. В их взаимоотношениях действовал принцип старшинства. Старшины общин и объединений были оттеснены в Мангытском Йурте на второй план и составляли служилую аристократию - улан. Столица Мангытского Йурта Сарайшык находилась в низовьях Жаика, недалеко от современного Атырау. Особенно сильным Ногайский улус был при Муса-мырзе, однако после его смерти большинство кочевых родов переходит под власть казахского хана Мурындыка, который даже обосновался в столице мангытских мурз Сарайшике.

Сибирское ханство. Одним из крупнейших этнополитических образований в Северном Казахстане было объединение кыпчакских племен на территории Среднего Ертиса, Тобыла, Есиля и Туры, в котором главенствующую роль играли керей. Основателем местной династии был потомок кереитского Тогурул-хана - Тайбуга.

В XIII в. Тайбуга получил земли Западной Сибири и Северного Казахстана в качестве пожалования от Чингисхана и заложил здесь город Чимги-Тура (совр. Тюмень). Кроме кереев и кыпчаков, в его владения вошли земли, населенные оседлыми тюркоязычными племенами, составившими позже этнос сибирских татар, а также часть хантов.

Все, что происходило в Улуг Улусе, непосредственно отражалось на положении Западной Сибири. До конца XIV в. она была полуавто-

114

номной частью Ак-Орды, а в 1398 г. здесь укрепился Токтамыс, потерпевший поражение от Едиге. После смерти Токгамыса тайбугинцы вновь признали власть Едиге, хотя и ненадолго. Воспользовавшись начавши-" мися в начале 20-х годов междоусобицами, тайбугинцы пытались отделиться от Улуг Улуса и создать собственное государство. При их поддержке ханом был провозглашен шейбанид Мухаммед-Кожа, а в 1428 г. - Абулхаир. В 60-х годах здесь укрепляется Ибак, который после смерти Абулхаира был провозглашен ханом. Так образовалось независимое Сибирское ханство, занимавшее долины Тобыла. Есиля и Ертиса и было населено кереями, найманами, уаками и кыпчаками, а также ханты, манси и сибирскими тюрками (татарами). Господствующее положение в государстве занимал род Тайбуга, из которого происходили сибирские мурзы, осуществлявшие верховную гражданскую, судебную и военную власть. Периодически на первый план выдвигались чингизиды, оттеснявшие тайбугинцев на второй план.

К концу 70-х годов сложился союз между Сибирью, Ногайским Улусом, Москвой и Крымом. В 1480 г. Ахмет начал поход на Москву, но вынужден был простоять до наступления зимы на реке Угре. В этот момент на Сарай напали отряды Ибака и Мусы. Убив Ахмета, Ибак становится ханом древней столицы Улуг Улуса - Сарая. Чувствуя непрочность положения, хан стал налаживать отношения с Москвой, однако в 1495 г. тайбугинская знать, недовольная его политикой, подняла мятеж. Ибакбылубит. Новый правитель Сибири-тайбугинец Мухаммед - перенес столицу в г. Искер (совр. Тобольск). В первое десятилетие XVI в. Сибирское ханство вновь было объединено под властью тайбугинцев.

Казахское ханство в 20-30-х гг. XVI в. Усиление Казахского ханства оказалось временным. Политическая система казахского общества XV-XV1 веков переняла много элементов системы Улуг Улуса. Многие противоречия, вызвавшие распад империи не были сняты. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым хана среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.

Мангытские бии решили воспользоваться ситуацией и восстановить свою власть. В 1521-24гг. они совершили несколько походов против преемника Касыма Тахир-хана и вынудили его отступить в Жетысу. Несколько казахских султанов погибли в сражениях, а сын Касыма Хак-Назар попал в плен. Под властью казахов остались лишь Семиречье и часть долины Сырдарьи, остальные земли оказались под властью

115

мангытских биев и среднеазиатских правителей. В 1537 г. объединенные силы мангытов, Бухары и Хорезма разгромили казахов, были убиты хан Тогым и трицать семь султанов. Весь Казахстан оказался в руках мангытов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.059 с.)