Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.

Поиск

130


Права султанов, приобретаемые ими с рождения, были достаточно обширны. Как потомки Чингисхана они обладали преимущественным правом на осуществление управленческих функций в казахском обществе. Это выражалось в праве избираться на должность хана и праве получить в управление улус. Последнее в конце XVI - начале XVII веков значительно сужается в связи с фактической ликвидацией улусной системы. Тем не менее, султаны не занимались непосредственно производственной деятельностью, участвуя только в регулировании общественных отношений и военном деле. Основой их экономического благосостояния были общины толенгутов.

Сословная группа кожа сосредотачивала в своих руках функцию регулирования духовной жизни общества, причем, в отличие от традиционного мусульманского духовенства, выполнение этих функций зависело не от образования, а от происхождения.

Основное сословие казахского общества составляли кара-суйек (черная кость) - семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединений всех уровней, отстаивали их независимость и свободу, обеспечивали весь цикл производственной деятельности. Потребность сохранения военно-политической организации и нормального функционирования экономики, основанной на общинной структуре, вела к ограничению эксплуатации основной массы элитой.

Самую низшую сословную группу составляли кулы (рабы). В рабство попадали в основном военнопленные из других народов. В условиях господства общинных отношений и развитой системы взаимопомощи обратить в рабство казахов было практически невозможно. Дети рабов

также становились рабами, однако в зависимости от притока новых военнопленных, число поколений, на которое распространялось состояние рабства, могло сокращаться. При ведении удачных внешних войн и большом количестве пленных, прежние рабы могли получить свободу. В этом случае они включались в состав общины на правах неравноправных членов.

К непривилегированным социальным группам относились толенгуты - военные слуги султанов. Это была категория лично зависимых людей, добровольно отдавших себя под патронаж того или иного чингизида. Любой индивид, в силу разных обстоятельств лишившийся покровительства ассоциации общин, мог обратиться к султану и стать его толенгутом. В этом случае он был обязан служить султану в качестве дружинника, а его семья обеспечивала султана продуктами материального производства. Вокруг каждого султана образовывалась толенгутская община, некоторые влиятельные султаны и ханы создавали целые толенгутские ассоциации. Именно толенгуты составляли основную военную силу сословия ак-суйек.

131

Особое место в социальной структуре казахского общества играли группы биев и батыров. Бии осуществляли функции судебной власти и в силу особой общественной значимости правового регулирования обладали огромным авторитетом у казахов. Бием мог стать любой представитель черной кости, знающий нормы обычного права, обладающий красноречием и достаточным авторитетом. Очень часто в степи возникали целые династии биев, однако это звание ни в коем случае не было наследственным. В XVII - начале XVIII веков ряд влиятельных биев осуществляли также властные функции, входя в состав совета биев и возглавляя жузы и отдельные военно-потестарные объединения.

Батыры составляли в казахском обществе группу профессиональных военных, возглавляя ополчения своих объединений в случае войны. Это звание не было наследственным, а приобреталось только благодаря личным качествам — храбрости, знанию военного дела, таланту военачальника. При сборе ополчения батыры составляли его командный состав, в мирное время выполняли различные функции - могли быть руководителями общин и объединений разных уровней, вести хозяйство как рядовые общинники и т. п.

Внутри общины, вследствие специфики кочевого хозяйства в процессе производства, также происходило выделение профессиональных групп, приобретавших кастовый характер. Наиболее престижной была группа

жылкьшы - коневодов. Это было связано с особой значимостью лошадей в хозяйстве казахов и особенностями выпаса этого вида скота. Наименее престижный была работа крйшы или шопан — чабана, овцевода. К непрестижным группам относились так же жатаки — земледельцы. Это были общинники, лишившиеся скота и не имеющие возможности кочевать. Они оставались на зимовках и в течение лета занимались обработкой земли, ремонтом землянок и загонов для скота, заготовкой топлива. При первой возможности жатаки старались приобрести скот и вновь начать кочевать. Очень часто правители казахов и отдельные богатые скотоводы использовали в качестве земледельцев своих толенгутов и рабов. Особенно большие группы жатаков возникали в местностях, наиболее благоприятных

для поливного земледелия - в поймах крупных рек, на берегах озер и т. п.

В целом, социальная структура казахского общества характеризовалась крайне низким влиянием внеэкономических рычагов формирования социальных отношений. Вся иерархия общества была обусловлена, прежде всего, необходимостью нормального функционирования системы материального производства и только по мере необходимости - социального, правового и по­



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.01 с.)