Национально-демографическая ситуация в Казахстане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-демографическая ситуация в Казахстане



К концу 80-х г. число уезжающих из Казахстана начало превышать число прибывающих. Так, в 1989 г. отрицательное сальдо миграции составило 46, 8 тыс. человек. Это сразу же сказалось на изменении национального состава - вследствие высокой рождаемости у казахов.

По переписи 1989 г., казахи впервые после 1926 г. заняли первое место по численности у себя на родине, превысив 6,5 млн. человек, т.е. 39,7% населения республики. Доля русских сократилась в том же году до 37,8%, хотя в 7 областях из 19 их удельный вес был больше, чем казахов. Началась миграция за рубеж, в основном, немцев и греков.

В то же время острой оставалась проблема развития казахского языка. К 1989 г. в республике закрылось около 600 школ с казахским языком обучения, господствовало пренебрежение к национальной культуре, языку и традициям. Растущий дискомфорт в межнациональной сфере привел к вспышкам насилия. Трагические события произошли летом 1989 г. в городе Новый Узень - одном из центров по добыче нефти. Обострение социальной ситуации и напряженность отношений между представителями коренной национальности и рабочими-вахтовиками привели в июне к массовым беспорядкам и кровопролитию, остановленному только в результате вмешательства милиции и войск.

Обострение межнациональных отношений требовало срочного пересмотра национальной политики. Одним из первых шагов по нормализации национальной политики стало принятие в сентябре 1989 г. «Закона о языках», объявляющего казахский язык государственным, а русский - языком межнационального общения. Этот шаг стабилизировал общественно-политическую ситуацию в республике и способствовал сглаживанию межэтнических противоречий. Началось культурное возрождение казахского, татарского, немецкого, корейского и др. народов Казахстана. Только за 1990-1991 гг. было открыто 482 казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ. В республике было образовано 49 национально-культурных центров.

В то же время в Казахстане начали проявляться и шовинистские настроения части населения, остро переживающего крушение СССР. Это выразилось в образовании в августе 1990 г. движения «Единство» и активизации казачьих организаций. В сентябре 1991 г. уральское казачество пыталось организовать празднование 400-летия служения «царю и отечеству», что вызвало справедливый протест казахов. В Уральск стали прибывать как представители кубанского, донского, оренбургского казачества, так и активисты «Азата», «Желтоксана» и других национально-демократических организаций. Только благодаря лидерам движения «Азат» были предотвращены массовые беспорядки и столкновения между казахами и казачеством. Провокационные действия казачества, нацеленные на искусственное внесение межнациональной розни, были осуждены общественным мнением. Тем не менее, нерешенных проблем в сфере национальной политики было еще много.

Экологические проблемы

Варварское, хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам Казахстана привело в 70-х-90-х гг. к экологическому кризису в республике, принявшему в некоторых регионах катастрофический характер.

Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологических проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана. Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием, причем хранилище отходов находилось в городской черте Усть-Каменогорска. В республике имелось всего три могильника для ядерных отходов, и все они располагаются в водоносном слое. Добыча урановой руды проводилась без рекультивации земли, только в 1990-1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылской области было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесь накопилось до 3 млн. тонн загрязненных отходов.

Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне.

Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амурдарьи и Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало 1066 км3 воды, то в конце 80-х его объем составил всего 450 км' соленость воды увеличилась с 11-12 г/л до 26-27 г/л, что привело к гибели многих видов морских животных и рыб. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5-2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона.

Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень которого за 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки.

Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллический комбинаты стали причиной загрязнения Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала.

В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн.га земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.


ГЛАВА 21. КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Обретение Казахстаном государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться и еще далеки от своего завершения. Они затрагивают различные стороны жизни государства и народа.

Политические процессы.

Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения основных прав и свобод человека.

Формирование внешнеполитических приоритетов. 1992 г. стал годом активного выхода Казахстана на международную арену. 3 марта республика стала членом ООН, позже вошла в другие международные организации. Тогда же разрабатывается и государственная символика. 4 июня 1992 г. были утверждены Государственный Герб и Флаг Казахстана, 11 декабря - его Государственный Гимн. Вместе с тем формальные атрибуты государственности еще не гарантировали его действительного признания мировым сообществом в качестве равноправного партнера. Для этого необходимо было выработать самостоятельную внешнеполитическую стратегию и систему национальной безопасности.

Основные направления системы национальной безопасности Казахстана были обнародованы в 1992 году и включали в себя такие положения, как отказ от войны или угрозы применения силы как средства достижения политических, экономических и иных целей, стремления к обретению статуса безъядерного государства, признания принципа нерушимости сложившихся границ и невмешательства во внутренние дела других государств.

В рамках реализации этих принципов Казахстан подписал в мае 1992 года Договор о коллективной безопасности стран СНГ, а в декабре 1993 года - Меморандум по охране внешних границ.

В целях активизации интеграционных процессов с ближайшими соседями Казахстан в 1994 году заключил с Узбекистаном и Кыргызстаном Договор о создании Единого экономического пространства, на базе которого был создан Центральноазиатский союз. Целый ряд договоренностей был заключен с Российской Федерацией. Важной инициативой стало предложение Н.Назарбаева о создании Евразийского Co­

Ns

юза, обнародованное в 1994 год. Результатом ее реализации стало создание Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - организации экономического сотрудничества стран Евразии по модели ЕЭС.

Еще один важный рычаг осуществления внешнеполитических задач независимого Казахстана - Шанхайская организация сотрудничества, в которую входило пять стран, имеющих общие границы - Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Инициативой Казахстана было и создание СВМДА - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии по модели СБСЕ. В 1999 году была принята декларация о принципах, регулирующая взаимоотношения между государствами - членами СВМДА, позволяющая проводить эффективную работу по обеспечению национальной безопасности Казахстана.

В последнее время в Центральной Азии наблюдается вытеснение России с основных позиций и активное расширение влияния США и государств - членов НАТО, связанное с проведением ряда «антитеррористических» операций - вторжения в Афганистан и Ирак.

Важной составляющей внешней безопасности стала реформа вооруженных сил, основой которых стали части Советской Армии, дислоцированные на территории Казахстана. В их числе были тактические и стратегические ядерные силы, от которых Казахстан был вынужден официально отказаться в 1992 году, в обмен на гарантии безопасности со стороны основных ядерных держав. Объявив себя безъядерным государством, Казахстан сосредоточил усилия на совершенствовании обычных вооруженных сил. 8 мая 1992 года был принят указ Президента о создании в республике собственных Вооруженных Сил. Был значительно обновлен офицерский состав, налажена подготовка кадров для армии, начался переход на контрактную систему комплектования, начиная с 2000 года создано четыре военных округа.

Таким образом, Казахстану удалось за короткий срок создать в регионе систему коллективной безопасности и занять свое место в системе международных отношений. Вместе с тем, остается напряженной обстановка на южных рубежах, где даже после делимитации границы с Узбекистаном периодически возникают пограничные конфликты.

Формирование внутренней политики. После объявления государственной независимости были предприняты меры по разделению функций законодательной и исполнительной власти, начата работа по парламентской реформе и преобразованию местных органов власти. В январе 1993 г. была принята Конституция Казахстана, объявившая его унитарным, светским и демократическим государством. Продолжение реформ политической системы привело к принятию второй Конституции 30 августа 1995 г., по которой высшая законодательная власть была передана двухпалатному Парламенту, состоящему из Сената и Мажилиса.

29 апреля 1995 г. в республике состоялся референдум, продливший срок полномочий Президента Н. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. В 1997 г. произошло важное событие в жизни Казахстана - перенос столицы в Астану, что было продиктовано целым рядом экономических и политических причин, имеющих стратегическое значение.

Ухудшение макроэкономических показателей и угроза нового витка кризиса привели к тому, что Президент пошел на беспрецедентный шаг

- объявил о срочном сложении с себя полномочий и новых выборах. Прошедшие 10 января 1999 г. выборы показали, что большая часть народа Казахстана поддерживает нынешнюю политику главы государства и курс на реформы. Впервые в истории Казахстана выборы Президента прошли на альтернативной основе.

Осень 1999 г. ознаменовалась еще одним важным политическим событием. На парламентских выборах впервые принимают участие политические партии, получившие возможность бороться за 10 мандатов из 77 по пропорциональной системе. Таким образом, процесс реформирования политической системы Казахстана получил новый импульс. Важным показателем демократизации политической жизни в Казахстане стало развитие системы политических партий. В мае 1996 года был принят Закон «Об общественных объединения», а в июле 1996 года закон «О политических партиях», обеспечившие правовую базу деятельности политических партий. 13 февраля 1997 было подписано соглашение 55 политических партий, общественных объединений и национально-культурных центров республики о сотрудничестве с органами государственной власти с целью преодоления социально-экономических проблем.

В 2006 году в Казахстане действует 12 политических партий, которые имеют отделения во всех регионах и ведут активную работу по вовлечению населения в процессы принятия важных политических решений. Это Аграрная партия, Ак жол, Ауыл, Асар, Гражданская партия. Демократическая партия. Коммунистическая партия, Коммунистическая народная партия. Настоящий Ак жол, Отан, Партия патриотов, Руханият. Прошедшие 19 сентября 2004 года парламентские выборы показали влияние партий на политическую жизнь страны; на этих выборах лидерами стала партия Отан, набравшая 42,72 процента голосов избирателей, вторую позицию заняла партия Асар с 19,47 процента, на третьей позиции - Ак жол с результатом 16,12 процента. Остальные партии получили менее 10 процента голосов. 19 августа 2005 года состоялись выборы депутатов Сенага Парламента Республики Казахстан.


Важным событием в политической жизни страны стали выборы Президента, прошедшие 4 декабря 2005 года. На высший пост в государстве претендовали пять кандидатов, в том числе Н. Назарбаев, Ж. Туякбай, А. Байменов, Е. Абылкасымов, М. Елеусизов. В результате открытой предвыборной компании, при активной явке избирателей с большим перевесом на выборах победил Н. Назарбаев, получивший 6 млн. 147,5 тыс. голосов, или 91% участвовавших в выборах.

Политические реформы не завершены и предполагают дальнейшее совершенствование структуры правительства, исполнительных властей, реформирование законодательства, административно политического деления государства, партийного строительства.

Угрозы безопасности Казахстана. В последнее время международное сообщество испытывает все возрастающий натиск терроризма, ставшего основной угрозой безопасности для всех центральноазиатских государств, включая Казахстан. На сегодняшний день в Казахстане нет внутренних причин для появления "активной" деятельности террористических организаций, однако геополитическое положение нашей страны и отсутствие необходимого опыта и навыков у государственных органов, призванных вести борьбу с терроризмом делают ее удобным плацдармом для деятельности международных террористов.

Главным очагом нестабильности на границах Казахстана является Ферганская долина Узбекистана, отделенная от остальной части республики горами и экономически более связанная с Таджикистаном и Кыргызстаном. В XVI1I-X1X вв. Ферганская долина была центром Кокандского ханства, до сих пор сохраняется определенная обособленность этой части Узбекистана от остальной страны. Здесь самая высокая Центральной Азии плотность населения и дефицит орошаемой земли. Именно земельный спор стал причиной кровавых событий в Ошской области Кыргызстана, также расположенной в Ферганской долине, в 1990 году. Именно здесь в начале 90-х годов возникла террористическая организация Исламское движение Узбекистана. Среди боевиков ИДУ были и граждане Казахстана. Учитывая протяженную общую границу Казахстана и Узбекистана, а также значительное узбекское население в Казахстане и казахское в Узбекистане, деятельность подобных террористических организаций может серьезно угрожать безопасности южных регионов нашей страны.

Обострение политической борьбы в Кыргызстане также может осложнить ситуацию в приграничных районах Казахстана. Массовые беспорядки в Джалал-Абадской области весной 2002 года, вызванные протестом против ареста депутата кыргызского парламента А. Бекназарова связаны с проблемой делимитации границы между двумя государ-

341

ствами. В частности, организаторы беспорядков обвиняли кыргызские власти в необоснованной, на их взгляд, передаче части земель Казахстану и Китаю. Такие настроения среди части граждан Кыргызстана могут создать потенциальную угрозу безопасности в Алматинской и Жамбылской областях нашей страны.

Правоохранительные органы Казахстана уже столкнулись с террористами из Синьцзянь-Уйгурской автономной республики (СУАР) Китайской Народной Республики. Первоначально это было чисто сепаратистское движение, но уже в конце 90-х годов оно стало приобретать ярко выраженную религиозную окраску.

Еще один аспект террористической деятельности синьцзянских сепаратистов в Казахстане и Кыргызстане - транзит оружия, литературы и финансовых средств. Для этой цели может использоваться активизировавшаяся в последнее время "челночная" торговля, часть литературы, особенно листовки и брошюры печатаются на территории стран Центральной Азии.

С конца 90-х годов XX века серьезной проблемой для политической стабильности в регионе стала деятельность партии Хизб-ат Тахрир (Партия освобождения). Данная партия не является религиозным объединением, это исключительно политическая организация, пользующаяся исламской идеологией и религиозными лозунгами.

Эта радикальная организация запрещена в большинстве мусульманских государств, но в то же время легально действует в ряде стран Европы, в частности в Великобритании, где проводятся ежегодные конгрессы. Ячейки Хизб-ат Тахрир активно действуют в Узбекистане, Кыргызстане, факты их деятельности зафиксированы и в Казахстане. В частности, в 2000 году была раскрыта незаконная деятельность общины Хизб-ат Тахрир в Туркестане, ежегодно в южных регионах задерживается по нескольку десятков членов данной партии. Тем не менее, активизация этой организации представляет собой серьезную угрозу демократическим процессам в Центральной Азии.

Нельзя забывать также и о потенциальной опасности активизации в нашей стране и других видов терроризма, в первую очередь леворадикального (революционного) и националистического (в том числе и праворадикального), тем более, что в соседней России идеологи этих направлений действуют легально.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.022 с.)