Репрессии приняли массовый характер и превратились в неотъемлемую часть общественной жизни советского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репрессии приняли массовый характер и превратились в неотъемлемую часть общественной жизни советского государства.



Во многих районах практиковались расстрелы без суда и следствия. Так, в Шетском районе без суда было расстреляно около 40 человек, причем сотрудники ОПТУ и местные советские и партийные работники, издеваясь над арестованными, стреляли в них из малокалиберных винтовок, дробовиков, пили их кровь и т.п. Эти страшные факты ставят преступления Советской власти в Казахстане в 20-30-х годах в один ряд с самыми ужасными преступлениями против человечества. В целом политику «Малого Октября», коллективизации, сократившую численность казахов наполовину, можно считать неприкрытым геноцидом. Одновременно власти начинают привозить на «освободившиеся» от казахов земли тысячи репрессированных и раскулаченных из других регионов СССР.

4. Индустриализация в Казахстане

Очевидный кризис промышленности во всем СССР в первой половине 20-х годов привел к осознанию необходимости ускорения индустриального развития. Однако в Москве разгорелись споры о путях и методах его осуществления. Председатель Всесоюзного Совета Народного Хозяйства Ф. Дзержинский предлагал развивать в первую очередь легкую промышленность, чтобы получить быстрые доходы и обеспечить крестьян товарами народного потребления. Его заместитель Пятаков выступал за ускоренное развитие тяжелой промышленности. Его поддерживали также Л. Троцкий, Преображенский и Сталин. Средства, необходимые для модернизации производства и строительства новых предприятий, должны были быть получены путем «перекачки» из частного сектора, т.е. у крестьянства через налогообложение, неравный товарообмен и коллективизацию. С 1926 г. страна берет курс на ускоренную индустриализацию.

Развитие транспорта и промышленности. Казахстан, по замыслам московских властей, должен был стать одним из основных районов ускоренной индустриализации. Ф. Голощекин, активно проводив ший политику центра, выступал за создание в республике добывающей промышленности и железнодорожного транспорта для вывоза сырья. Таким образом, предусматривалось превращение Казахстана в сырьевую базу промышленно развитых регионов СССР. Ряд местных лидеров во главе с С. Садвакасовьш выступили против и предлагали развивать обрабатывающую и легкую промышленность, учитывать при проведении индустриализации интересы республики, чтобы не превра­

тить ее в колонию. Однако возобладала точка зрения Голощекина, и индустриализация Казахстана приняла неоколониальные формы.

Одной из первых крупных строек стало строительство Туркестано-Сибирской железной дороги от Алма-Аты до Семипалатинска, завершенное к 1931 г. В 1927 г. была построена дорога ПетропавловскКокчетав, продолженная в 1931 г. до Акмолы. В 1939 г. для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмола-Караганда, ИлецкУральск, Рубцовск-Риддер, а в 1940 г. Караганда-Жезказган.

Одновременно с этим шла реконструкция существующих и строительство новых предприятий. Восстанавливались Риддерский, Карсакпайский комбинаты. Карагандинские угольные копи. Началось строительство Чимкентского свинцового завода. Балхашского и Жезказганского медеплавильных комбинатов, Усть-Каменогорского свинцовоцинкового комбината. Индустриализация осуществлялась в обстановке нагнетания темпов и неоправданно завышенных планов. Уже в 1929 г. было принято решение о пересмотре пятилетнего плана в сторону увеличения основных показателей. В результате возникли сложности с обеспечением строящихся объектов рабочей силой, сырьем, оборудованием. Многие стройки были заморожены. Предприятия, хотя и давали продукцию, но тем не менее не могли набрать полную мощность. В целом индустрализация Казахстана продолжалась до самой второй мировой войны.

Миграционная политика в годы индустриализации. Рост темпов промышленного строительства привел к возникновению дефицита рабочей силы. Для обеспечения строек рабочими руками и в то же время в целях экономии на обучении рабочих-казахов власти практиковали т. н. оргнаборы в охваченных безработицей западных регионах страны, по которым в республику в 1931 - 1940 гг. было привезено 559 тыс. человек. Значительное число рабочих, особенно малоквалифицированных, составили крестьяне из разоренных коллективизацией деревень и аулов. Как следствие, резко упала производительность труда, дисциплина, процветали разгильдяйство, пьянство, возникали трения между квалифицированными - рабочими европейцами и неквалифицированными - казахами. На строительстве Турксиба в декабре 1928 г.

293

это вылилось в погром казахского населения Сергиополя. На Карсакпайском заводе процветало хулиганство, пьянство, межнациональные столкновения. На Риддерском заводе рабочих-казахов не пускали жить в одно общежитие с русскими, при одинаковой квалификации платили меньшую зарплату, не оказывали им медицинской помощи и т.п. Большой была текучесть кадров. Одним из источников пополнения рабочей силой были спецпереселенцы-раскулаченные крестьяне из центральных регионов и Сибири. В 1931 г. в Караганду было переселено около 70 тыс. человек, размещенных в двадцати пяти поселках, по существу, в концлагерях. Спецпереселенцы не имели права выезжать из поселков, работали на строительстве бараков, в шахтах, на строительстве железной дороги. Работающим выдавали по 600 граммов хлеба, иждивенцам 300 граммов в день. От голода и свирепствовавших болезней большая часть переселенцев умерла, но на их место привозили новых. Всего в Казахстан было сослано около 189 тыс. т.н. «кулаков», из них

150 тыс. - в 1931 г. Всего к 1937 г. численность спецпереселенцев достигла 360 тыс. человек.

Еще одним уродливым проявлением «социалистической индустриализации» стала система лагерей ОГПУ - НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. В 1931 г. создается Карагандинский лагерь (КарЛаг), где содержались репрессированные со всех регионов СССР. На протяжении 30-40-х гг. в Казахстане возникает целый ряд подобных лагерей. Республика начинает превращаться в гигантское место ссылки.

В целом, результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа, в особенности крестьянства. За пять лет, в 1929-1934 гг. наблюдалась значительная инфляция, денежная масса выросла на 180%, розничные цены на промышленные товары выросли на 250% - 300%. Многие пункты пятилетнего плана, особенно по легкой промышленности, не были выполнены. Тем не менее, наблюдался значительный рост промышленного производства и увеличение удельного веса промышленной продукции экономики Казахстана.

5. Культура Казахстана в 20-х - первой половине 30-х гг.

Развитие системы образования. Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918 г. принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8-13 лет и вторую,

для детей 13-17 лет.

Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школыкоммуны и школы-интернаты.

В 1923 г. было уже 2025 школ со 128000 учащихся, а в 1925 г. 2713 школ со 160924 учащимися. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 рублей, то в 1927 г. на одного ученика русской школы I ступени - 16 рублей, а казахской школы - 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного ученика школы II ступени - всего 22 руб. 70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности.

В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.

Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. С 1921 по, 1927 год в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс. человек.

Несмотря на то, что к 1935 г. обучением в Казахстане было охвачено

295


91% детей школьного возраста, лишь треть из них училась в семилетних и средних школах, казахских средних школ вообще не существовало.

В 20-х-ЗО-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 г. в Семипалатинске отпечатали учебники «Есеп курал», «Оку курал» и «"Пл куралы» А. Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан («География»), М. Жумабай («История Казахстана», «Педагогика»), Ж. Аймауытулы («Дидактика»), Б. Омаров («Алгебра») и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.

Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.

Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.

В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934 г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С. Кирова (ныне

КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931 г в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Костанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

Наука. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. Этот процесс ослож-

296

нялся отсутствием сложившейся структуры научно-исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались преимущественно прикладные научные проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 г. в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, а в 1919 г. - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. В 1920 г. отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии. В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 г. в Общество входили 84 ученых.

В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения

(1926 г.)

В 30-х годах начинает налаживаться академическая структура науки, в 1932 г. была образована Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 г. в Казахский филиал АН. Возникает сеть научноисследовательских институтов - Институт национальной культуры (1933 г.). Научно-педагогический институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций.

Росли научные кадры Казахстана. Если в 20-х годах в республике работали ученые из центральных регионов, академики А. Ферсман, А. Самойлович, И. Губкин, профессора С. Руденко, А. Григорьев, то в 30х годах ученое звание профессора получает выдающийся казахский историк С. Асфендиаров. Тем не менее, численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.

Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Байтурсына, Ш. Куда йбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в

297

своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. «пролетарской» литературы - С. Сейфулпин, Б Майпин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой.

Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского «социалистического реализма». Эти мысли высказывались на V краевой партконференции в 1925 г., собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской «пролетарской» литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих «пролетарских» писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган «Кус жолы». Этот альманах стал основным орудием критики «буржуазных» и «националистических» литераторов. Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.

Музыкальное и театральное искусство. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политикопросветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.

В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд «1000 песен казахского народа» - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал «500 казахских песен и кюев». В целях попу-

298

ляризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К. Азербаев, И.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.025 с.)