Ния, связанный с победой в великой отечественной войне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ния, связанный с победой в великой отечественной войне.



312

ГЛАВА 19. КАЗАХСТАН В 50-Х-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГГ.

Начало 50-х г. нашего столетия ознаменовалось попытками реформирования тоталитарной системы, либерализацией политической жизни, отказом от репрессивной политики. Тем не менее, основы советского строя и экономической машины остались без изменения, что, в конце концов привело к стагнации и кризису всей системы.

1. Общественно-политическая ситуация в республике

В сентябре 1952 г. первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был избран Ж. Шаяхметов. По новому пятилетнему плану намечалось дальнейшее наращивание темпов промышленного строительства в республике, общий объем капиталовложений был определен в 28,5 млрд. рублей. Однако дальнейшие события привели к значительным изменениям в жизни всей страны.

Десталинизация. В марте 1953 г. умер И. Сталин, безраздельно правивший страной с конца 20-х годов. Его место заняла группа приближенных диктатора, начавших борьбу за власть - Маленков, Молотов, Берия и Хрущев. Уже в конце марта новое руководство предпринимает меры по либерализации системы. Была объявлена амнистия для всех заключенных, чей срок не превышал пяти лет, несовершеннолетних и осужденных за экономические, административные и военные правонарушения. Через несколько дней было принято постановление о нарушении законности органами госбезопасности в ходе следствия по крупным политическим делам конца 40-х-начала 50-х гг. В июле 1953 г. был арестован главный организатор репрессии 30-х-50-х гг. - Л. Берия.

ГУЛАГ был передан из ведения МВД министерству юстиции, политическая полиция стала самостоятельной организацией - Комитетом госбезопасности (КГБ). В 1955 г. была объявлена амнистия осужденным за «пособничество фашистам» во время второй мировой войны, сняты с учета и освобождены из-под административного надзора спецпереселенцы. В то же время, ограничения по свободе передвижения сохранялись, политические обвинения с немцев и крымских татар не были сняты, большая часть политзаключенных была амнистирована только лишь после 1956 г., после знаменитого доклада Н. Хрущева на XX съезде КПСС, где впервые было заявлено о существовании культа личности Сталина и массовых репрессиях.

Однако либерализация политической системы была лишь частичной. Все неудачи проведения социально экономической политики и преступления системы были объявлены следствием извращения ленинских принципов, что снимало ответственность с партии и руководства страны в целом. Несмотря на отказ от репрессивных методов, административно-командный принцип управления сохранился и продолжал развиваться. Республики, в т.ч. Казахстан, продолжали оставаться под непосредственным контролем Москвы, которая назначала и смещала руководителей республики по своему усмотрению. Так, в феврале 1954 г. на VII съезде Компартии Казахстана, по решению Кремля, Ж. Шаяхметов был заменен П. Пономаренко. Тогда же секретарем ЦК КП

Казахстана стал Л. Брежнев, возглавивший республику в 1955-

1956 гг.

1957-58 гг. стали пиком процесса десталинизации. В феврале 1957 г. были реабилитированы чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и калмыки, им было разрешено вернуться на родину. Началась реабилитация жертв политических репрессий, однако она была выборочной и не была завершена. В 1958 г. был принят новый Уголовный кодекс, отменявший понятие «враг народа», было запрещено прибегать к угрозам и насилию во время следствия, узаконена презумпция невиновности.

Возвращение к тоталитарной модели. В 1957 г. Н. Хрущевым был выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку!», нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному

кризису в конце 50-х-начале 60-х гг.

Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.

В августе 1959 г. социально-экономический кризис привел к массовым беспорядкам в Темиртау - одном из быстро растущих индустриальных центров Казахстана. Строящийся в городе металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, где работало более 200 тыс. человек. Бытовая неустроенность, недостаточное обеспечение продовольствием и питьевой водой и откровенные злоупотребления администрации привели к стихийным выступлениям рабочих, перешедшим в трехдневные волнения, подавленные лишь с помощью войск, многие активные участники темиртауских событий были осуждены.

Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку, в

1959 г. был принят семилетний план, по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 г. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х г.

Крутой поворот претерпела и национальная политика. В целях создания новой общности - «советского народа» началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшегося закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х г. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 г. Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.

В 1961 г. руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 г. Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации-промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилась только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 г. Н. Хрущев был отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства - А. Косыгин.

Период «развитого социализма». Приход к власти Брежнева вызвал отход от политики десталинизации и проведению консервативной политики и идеологической нетерпимости. Постепенно исчезают упоминания о культе личности, XX съезде и докладе Н. Хрущева, был свернут процесс реабилитации жертв репрессий, а сами преступления сталинизма объявлены просто перегибами и временным отходом от ленинских принципов. Политический консерватизм выразился в стабильности кадров, увеличении бюрократического аппарата, отказе от радикальных реформ и как итог - стагнации или застое всей советской политической системы.

Эти особенности политической системы были закреплены в новой Конституции СССР, принятой в 1977 г. и констатировавшей построение в стране «развитого социализма». На основе общесоюзной Конституции в 1978 г. была принята Конституция КазССР. Правовой статус Казахстана согласно новой Конституции был двойственным. С одной стороны, Казахская ССР объявлялась суверенным государством с соответствующими правами и полномочиями, с другой - Конституция СССР закрепляла «единство суверенитета СССР и республики», сводящее последнее на нет. Сама формула «единое союзное многонациональное государство», содержавшаяся в Конституции СССР 1977 года. превращала федерацию в унитарное государство с национальными автономиями.

В целом, новая Конституция основывалась на тех же принципах и положениях, что и старая. Практически неизменными остались система и полномочия органов власти и управления, произошли лишь изменения в сроках полномочий Верховного и местных советов.

Согласно Конституции СССР 1977 года и Конституции КазССР 1978 года были существенно расширены права и свободы граждан, расширены пределы конституционного регулирования, впервые закрепляется принцип законности, как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц. Вместе с тем, новая Конституция, как и прежняя, стала формальным нормативно-правовым актом, мало влиявшим на общественные отношения и ежедневную практику государственного управления. Таким образам, эволюция конституционного законодательства в указанный период заключалась в

усилении централизации и сужении полномочий республик с одной стороны, и закрепления основных прав и свобод граждан с другой. Однако важнейшей чертой Конституций 1937 1978 годов стал их формальный характер, отсутствие механизма осуществления прав и свобод, органов конституционного надзора, что превращало Основной Закон из нормативно-правового акта, призванного регулировать важнейшие сферы общественных отношений в пропагандистский документ.

Часть населения, живущая в сельской местности, не имела паспортов, что ограничивало их право на передвижение. В условиях экономической стагнации и всеобщего дефицита товаров народного потребления и качественных услуг многие социальные и экономические права и свободы также оказались фикцией. В 70 — 80-е годы разрыв между провозглашенными правами граждан и возможностью их реализации только увеличивался.

Вместе с тем, даже формальное закрепление суверенитета Казахской ССР составило правовую основу для создания в период распада СССР нового государственного образования - независимой Республики Казахстан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.01 с.)