Зов, патриотическая по тематике. Шалкииз реформировал Казахское стихосложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зов, патриотическая по тематике. Шалкииз реформировал Казахское стихосложение.



Традиции поэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.) Маргаска был не только поэтом, но и воином, автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы, из рода алшын, был бием младшего жуза при Есим хане. Участвуя в войнах с соседними государствами, он обратил на себя внимание храбростью и незаурядными организаторскими способностями. Участвовал в войне с ойратами в 1620 году, однако вскоре поссорился с ханом Есимом и последние годы жизни провел в ссылке, возвратившись на родину только после смерти хана.

О жизни и творчестве Маргаска точных данных очень мало. Известно, что он участвовал в походе Есим-хана в Ташкент с целью подавления сепаратистского выступления Турсына. Широко известные стихи «Эй, катаганов хан Турсын» были произнесены поэтом, по преданию, перед входом в его покои.

Кожаберген жырау Толыбайулы (1663-1763) родился в местечке Гултобе на территории совр. Жамбылского района Северо-Казахстанской области. С малых лет он воспитывался у дяди по материнской линии правителя Самарканда, знаменитого батыра из рода торткара Жалантоса Сеиткулулы. Там Кожаберген получил хорошее образование в медресе Бухары, Самарканда и Ургенча, изучил арабский и персидский языки, классическую восточную литературу.

С 17 лет Кожаберген принимал участие в походах и сражениях, получил звание батыра, стал приближенным Тауке-хана, выполнял различные дипломатические миссии. В 1688 году в возрасте 25 лет он стал главнокомандующим казахскими войсками и занимал этот пост в течении двадцати двух лет. Все это время ему пришлось возглавлять объединенные силы казахов, каракалпаков, кыргызов, ногайцев и барабинских татар против жонгарской агрессии. В 1710 году 47-летний Кожаберген обратился к Тауке с просьбой об отставке и рекомендовал на место командующего своего ученика батыра Богембая Акашулы.

Кожаберген широко известен как жырау, он является автором знаметитого гимна национально-освободительной войны казахов против

джунгар «ЕлЫ-ай». В дастане «Баба miii», посвященном происхождению казахов и их языка, Кожаберген критикует тех, кто засоряет казахский язык чужеземными словами. В дастане «Кызылжар» поэт воспевает родной край, где он прожил долгую, богатую событиями жизнь. Умер Кожаберген на 101 году жизни в родном ауле и был похоронен на родовом кладбище.

Ак,тамберд1 жырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Ка-

161

захстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Восточно-Казахстанской области, в местности Журек Жота (территория совр. Абайского района).

Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру. Покоится его прах на территории Ерейментауского района Акмолинской области.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар К,алкамащлы (1668-1781)- великий казахский поэт и политический деятель. При хане Тауке молодой Бухар уже пользовался огромной популярностью, в зрелом возрасте стал советником хана Абылая и главным идеологом его борьбы за укрепление Казахского ханства. Кроме того, он является автором большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов. Похоронен Бухар жырау у подножия горы Далабай на границе совр. Карагандинской и Павлодарской областей.

Тшеуке Кулекеулы (1748 - 1819) более известный как Шал акын. родился на территории совр. Северо-Казахстанской области. Уже в детстве он стал известным поэтом. За не по-детски мудрые моральноэтические произведения в десятилетнем возрасте получил прозвище Шал - старец. Тлеуке является поэтом нового типа, в его стихах редко встречаются характерные для жырау сюжеты и принципы стихосложения. Творчество Шала знаменовало собой завершение эпохи жырау и зарождение нового направления казахской поэзии - поэзии акынов.

Квтеш (1745 - 1818) родился в Баянауле и стал известен как акын в 17-летнем возрасте. Наиболее известны его стихи - обращение к хану Абылаю и ряд произведений философско-этического характера.

Тэтт'щара родился на территории совр. Костанайской области. Точное время его жизни не известны. В молодости Татикара участвовал в войнах против жонгар в качестве рядового воина, прославился своими стихами, посвященными защите родной земли, воинской доблести.

Письменная литература. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как «Кысас аланабия», «Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги» и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера.

162

До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVIXVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди», на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его - Мухам­

мед Хайдар, из племени дулат старшего жуза. Ему же принадлежит поэма «Жахан-Наме».

Известный памятник исторической прозы казахов - «Жами аттауарих». Автор книги - К,адыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном ОразМухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Произведение посвящено истории казахов XV-XVI вв,. содержит в себе генеалогию, насыщено поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние.

В XVI в. втемк-хаджи написал исторический труд «Чингис-наме», примечательный тем, что в нем отражена устная историческая традиция казахов. Книга была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве.

Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала XIX вв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени и послужила основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.

Песни. В XV-XVIII вв. особое место в казахском устном народном творчестве занимали обрядовые песни. Они исполнялись при рождении ребенка, на свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, к,ыз танысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны крштасу, ecmipmy, квцт айту, жоцтау, жубату.

Широко распространенная форма казахского песенного творчества - терме. Это короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.

Если терме, за редким исключением, не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построений куплетных форм.

Основными жанрами вокального творчества были трудовые, лирические и обрядовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста.

163


Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.

Сказки и эпос - жанры устного народного творчества. Сказки казахов отражали жизнь народа, его быт, чаяния и стремления. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: сказки о животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как «Ер Твстт», «Ед'т-Жайык>>, «Кула мерген», «Алтын сак.а», «К,ара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Койгы» рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях. В сказках «Бозшген», «Сырттандар», «Тепец кок» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери.

Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Казахский эпос восходит к глубокой древности. На тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как Кара-бек, Ер Квкше, Кобы-

ланды, Кимбар относятся в XIII-XIV вв.

В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них, наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации, отражены исторические события.

Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются Козы Корпеш и Баян Сулу, К,ыз Ж'юек, Кулше к.ыз, Низымбек, Сулу шиш, Макпал к,ыз.

Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешещцк сездер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.

Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества - все это отражалось в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на

исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры.

Казахские музыканты играли на различных музыкальных инструментах: домбра, цобыз, шацкрбыз, кьыкрбыз, шертер, жетиен, yuiдек, дабыл, дацгара, сыбызгы, даулпаз, шыцдауыл, астаяк,, цамыс сырнай, муиа сырнай, адырна, саз сырнай, керней, ушшрт, тастауьщ, уран, желк,обыз, бугышак и др.

Непременной принадлежностью каждого акына и певца была домбра — щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и крбыз - смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя — затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос. Прочно входила в быт в XVI-XVII вв. игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (куй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайте, как расскажет об этом домбра».

Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Благодаря этому до нас дошли замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого.

Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - ацыны. жырау, певцы, импровизаторы. Понятия «акын», «жырау», «жыршы», «елещш» во многом различны.

Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов ак.ыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV -XV1 вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества, подразделялись на жыршы (сказители) и олецш'г (песенники).

Свадебные обряды. Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - салт и обычаи народа - жора-жосын. Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.

Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале -

165

к^далык, сил т. Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право «тайно» посетить невесту, и его первое посещение (урын келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственников невесты. Второе посещение жениха было открытым (цалыцдьщ ойнау).

В X V-XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов. Супружеские узы {жубайлык) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар». Жар-жар - песнясостязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская, возглавляемая женихом, и женская - невестой.

Песня рассказывает о положении женщин в патриархальной семье, выражает грусть и жалобу девушки в связи с переходом в другой аул,

другую среду, разлукой с родными. Переживания невесты, часто отягощенные сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, были причиной возникновения искренних и волнующих песен-плачей (сьщсу, к,ыз танысу).

В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением бет ашар (открывание лица невесты). Его канонический текст состоял из двух частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в супружеской жизни. Помимо калыма, со стороны жениха готовили разные обрядовые подарки для матери - суш ак.ы (за молоко матери), отцу - той мал (свадебные расходы), братьям невесты - тарту (седла, пояса и т.п.), близким родственникам невесты - кэде. Беднякам в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести каргы бау залог верности сговора, кит- подарки сватающим. Приданое невесты (жасау) обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор (саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним жилищем со всем его оборудованием.

Погребальные обряды. Погребальные обряды XV-XVIII вв. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа тэщр. У казахов существовала вера в загробную жизнь. Вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, оставляли умершему пищу и питье.

В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем и водой, после чего его хоро-


нили рядом с зимовкой. Ханов хоронили в Туркестане, возле мечети Ходжи Ахмеда Яссави. Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости от социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича, в XV-XVII вв. еще существовала древняя традиция насыпного холма из камня.

По древнему обычаю покойника долго оплакивали, в знак выражения скорби женщины царапали себе лицо (бет жырту). Жена, соблюдая траур по умершему мужу в течение года, носила черный головной убор (кара жамылу). Лошадь покойника, на которой он ездил при жизни (если это был богатый человек), покрывали траурной попоной. По истечении года траур снимался, сооружался надгробный памятник, справлялись поминки.

Народные празднества. Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьба, рождение ребенка, поминки и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках устраивались различные игры: скачки (бэйге), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников, которые должны свалить с седла друг друга (сайыс) или вырвать друг у друга тушу козла (квкпар), и др. Для участников игр назначались ценные призы.

День нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов - импровизаторов (айтыс).

Каждому большому празднику сопутствовали спортивные народные игры кок борг (серый волк) и к.ыз 6opi (волк-дева), генетически восходящие к древним тотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра - жарыс (конное состязание) и большая облавная охота - аба щмаргы.

Сложным видом спортивных состязаний был алтын табак, (стрельба в «золотой диск») Меткие стрелки (мерген) получали ценные награды. Наряду с алтын табак, была распространена стрельба в «серебряный диск» - жамбы ату.

Религия. Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основные центры распространения ислама - Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, основанной на культе «тэщр» (поклонение небу). Вопреки предписаниям ислама, казахи почитали культ предков, имели изображения своих отцов - бут-тенгри. Проявления язычества преследовались мусульманским духовенством.

В мировоззрении народных масс в XV-XVII вв. господствовали анимистические представления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, в частности, признание борьбы двух начал: доброго (кие) и враждебного (Kecip). Сущность анемизма заключалась в одухотворении природных явлений, т.е. представлении о том, что за каждым явлением природы скрывается дух, который якобы управляет им. Казахская мифология запрещала рвать зеленую весеннюю траву, ибо в ней люди видели непрерывность жизни. Казахи почитали дух земли (жер ана) и воды (су ана). Большое значение имел культ огня (от and). Сохранилось и древнейшее название священного огня - алас. Считалось, что огонь — покровитель жилища, домашнего очага. Невеста при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отк,а май кую).

Календарь. В основе казахского народного календаря лежали астрономические представления и знания звездного неба, накопленные многолетним народным опытом.

Большое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.

В XVI-XVIII вв. среди народа существовали профессионалы-вычислители -ecenmi, занимавшиеся эмпирической метеорологией и сче­

том времени. Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепши обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на жайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т.д. Особый интерес есепши проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные планеты, воспевали их в своих песнях, слагали о них легенды. Полярная звезда играла важную роль в жизни казахов, т.к. являлась ориентиром в ночное время.

Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцев в году казахские есепши постоянно наблюдали за движением луны. Эти наблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц - на три декады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны.

Казахи определяли времена года по положению солнца относительно Плеяд. Астрономические месяцы солнечного года они называли

жулдыз, имея в виду 12 зодиакальных созвездий, которые соответствовали 12 лунным фазам. Страны света устанавливали по дневному положению солнца. Юг называли оц тустт (правая полуденная сторона), север - сол тустт (левая полуденная сторона), восток - куп шыгыс (сторона восхода солнца), запад - кун батыс (сторона захода солнца).

Большую роль в жизни народа играл циклический календарь, унаследованный ими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет, носившими название мушел. Каждый год назывался именем животного: мышь (тышкан), корова (сиыр), тигр (барс), заяц (коян), улитка (улу), змея (жылан), лошадь (жылцы), овца (крй), обезьяна (мешт), курица (тауык), собака (и/я), свинья (доцыз).

Начало года соответствовало весеннему равноденствию и начиналось с праздника Наурыз (21 марта). Персидское слово «наурыз» означает «новый день». В этот день мужчины группами ходили из аула в аул, женщины занимались приготовлением традиционного наурыз коже (пшеничной похлебки) - символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавали отваренную голову быка, и они произносили традиционные пожелания о росте поголовья скота, изобилии молочных продуктов.

Неделя состояла из семи дней: cen6i (суббота), жексенбг (воскресенье), дуйсенб! (понедельник), сейсенб1 (вторник), сэрсенб'1 (среда), бейсенбг (четверг), жума (пятница). Названия дней имеют главным образом персидское происхождение, за исключением арабского термина «жума».

Историко-культурные процессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила и мусульманская культура.

Таким образом, в XV-начале XVIII в Казахстане функционировала единая культура, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.

ГЛАВА 9. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА КАЗАХСКОГО НАРОДА (1824-1864 гг.)

В 20-х годах XIX в. Россия начинает крупномасштабное наступление на Казахстан с целью окончательного его подчинения и превращения в колонию. Это наступление велось потрем основным направлениям: >• военное закрепление - строительство новых укрепленных линий, увеличение гарнизонов, создание казачьих поселений;

политическое закрепление - проведение административных мероп-

риятий, ограничивающих права казахов;

>• экономическое закрепление - массовый захват казахских земель, введение многочисленных налогов.

1.Политический кризис в Казахстане в конце XVIII -начале XIX вв.

Казахское ханство в конце XVIII-начале XIX вв. После смерти Абылая власть перешла к его сыну Уали (1781-1819 гг.). Влиятельные бии и султаны казахских родов не признавали власти Уали хана, и он был вынужден пользоваться поддержкой Китая и России.

Ослабление центральной власти привело к потере городов на Сырдарье. Уже после смерти Абылая обособился Ташкент, где с 1784 года стал править Юнус ходжа, заключивший союз со старшим жузом. К концу XVIII в. под его властью были уже Сайрам, Шымкент и Туркестан-древняя столица казахских ханов. Первое время Юнус ходжа объявил себя подданным бухарского хана. В 1799 г. он начал войну против Коканда, но потерпел поражение, в результате которого Ташкент и Шымкент вошли в состав Кокандского ханства, а в Туркестане закрепились бухарцы. В 1815 г. Кокандский хан Омар взял Туркестан приступом и овладел средним течением Сырдарьи, воздвигнув на границе своих новых владений крепость Ак- Мешит. Так, в начале XIX в. казахи южных районов попали под власть Кокандского ханства.

Власть Уали хана слабела с каждым годом. В 1800 году после настойчивых просьб хана Китай официально признал его сына Габбаса наследником. Таким образом, Уали пытался реформировать государственное устройство и сделать ханскую власть наследственной, однако это ему не удалось. В 1816 году при активной поддержке России казахи Центрального Казахстана провозгласили ханом Бокея. Около 1817 года в Северо-Западном Казахстане появилось еще два хана. Казахи кыпчакских общин, кочующих в долинах Тобола и Аята, провозгласили ханом влиятельного султана Жан пюре, потомка хана Каипа, аргынские общины Торгая, Тобола и Обагана — Жумажана, сына Кудайменде. В 1819 году, после смерти хана Бокея на его место был избран Шынгыс, однако, власть его распространялась лишь на несколько общин, кочующих в верховьях Нуры. В 1821 году хан Уали скончался.

Основным итогом правления хана Уали и его соперников стало общее ослабление Казахского ханства. Переход к удельной системе управления привел к росту влияния султанов, а слабость центральной власти в конце XVIII - начале XIX века - к усилению центробежных тенденций и фактическому распаду государства. Многие султаны и старшины, возглавлявшие объединения, кочевавшие близ российской пограничной линии, искали поддержки у российских властей и налаживали с ними активные связи в обход хана Уали. Правители присягали на верность России в обмен на чины, подарки и обещания поддержки и укрепления их власти над казахскими общинами. Именно эта ситуация позволила России в 20-е годы XIX века пытаться ликвидировать ханскую власть в среднем жузе и провести административные реформы, лишающие казахов независимости и превращающие Казахстан в часть Российской империи.

В 1821 г. казахи среднего жуза избрали ханом сына Уали Губайдуллу. Однако у царской администрации были другие планы. В 1824 г. русский отряд прибыл в Баянаул, где Губайдулла должен был встретиться с китайским посольством. Казахский хан был арестован и вынужден отказаться от признания его ханского достоинства китайским императором. Впоследствии Губайдулла был сослан, а русская администрация начала планомерную колонизацию среднего жуза.

Политический кризис в младшем жузе. В октябре 1797 г. царские власти утвердили на ханском престоле младшего жуза престарелого султана Айшуака, не имевшего авторитета среди казахов. Сырым Датулы и другие родоправители отошли от политической деятельности. В младшем жузе начинается острейший политический кризис, время безвластия. Съезды родоправителей не созывались. Отсутствие авторитетных органов, способных регулировать межродовые отношения, решать распри, привело к обострению отношений между родами и аулами.

Барымта приобрела зловещий размах и превратилась в грабеж с целью обогащения. Продолжались набеги уральских казаков и башкир, состоящих на русской службе.

Старшины родов младшего жуза собрались летом 1803 г. близ Оренбурга. Основной целью съезда было прекращение усобиц и взаимных грабежей, стабилизация внутриполитической жизни. На съезде было принято клятвенное соглашение - «Обет», включающее следующие пункты:


• Все спорные вопросы, возникающие между казахами и царской администрацией, должны быть переданы особому органу из двух русских чиновников, выбранных казахами.

• Укрепление власти хана и установление вассальных отношений меж­ду султанами и родоправителями.

4 Распределение многочисленных бедняков, занимавшихся грабежами и набегами на богатые аулы и приграничную линию, между родами и обеспечение их работой.

От пограничных властей авторы «Обета» требовали строго наказывать барымтачей из числа русских и башкир, грабивших мирные казахские аулы под прикрытием карательных экспедиций. Кроме того, съезд просил заменить Оренбургского генерал-губернатора Бахметева. Авторы «Обета» не выдвигали никаких претензий России и фактически отдавали себя под власть пограничной администрации. Старшины и султаны, чувствовавшие за собой поддержку народа и не желавшие ставить себя в вассальное положение по отношению к хану, а значит, и к русским властям, отказались подписать «Обет».

Постановления съезда 1803 г. так и не были проведены в жизнь, и хан Айшуак, не оправдавший надежды России, был смещен, а на его место назначен его сын - Жанторе.

Образование Бокеевского ханства. Хозяйственный упадок, усугубление земельного кризиса привели к образованию в 1801 г. Бокеевского ханства. В 1797 г. в результате ожесточенной борьбы казахи вернули себе право пасти скот в междуречье Едиля и Жаика. Не ограничиваясь перегоном скота на зимнее время, казахские аулы стали массами переселяться на правый берег Жаика, и вскоре это переселение стало труднорегулируемым для России.

Правительство сочло необходимым пойти навстречу желаниям казахов. Уступив территорию, которая пустовала после бегства калмыков в 1771 г. в Жонгарию, оно рассчитывало разрядить напряженность социальной борьбы в младшем жузе, принимавшую антиколониальный характер. Такое переселение отвечало колониальным интересам царизма, раздробляло силы младшего жуза, превращало часть казахов в подданных империи, что способствовало усилению поборов с казахов, развитию торговых отношений.

По решению царской администрации, на этой территории было образовано новое марионеточное государство во главе с султаном Бокеем, получившим в 1812 г. ханский титул.

Западный Казахстан в начале XIXв. Хан Жанторе не пользовался авторитетом среди казахов. Оппозицию ему возглавил энергичный и честолюбивый султан Каратай - сын Нуралы хана. Еще перед назна-

172

венцем Жанторе Каратай занял резко враждебную позицию к русскому ставленнику. В 1806 г. на р. Кобде съезд родоправителей провозгласил Каратая ханом младшего жуза.

В 1807 г. Каратай обратился к генерал-губернатору с просьбой признать его ханом, но безрезультатно. Царская администрация видела в нем сильного, волевого и авторитетного политика, который мог стать серьезной угрозой для колониальных устремлений России в казахских степях. Когда хан задержал караван, шедший из Бухары в Оренбург, русские власти перешли к активным действиям.

Из Оренбурга вышла карательная экспедиция под командованием

Герценберга, а из Сарайчиковской крепости - отряд Бородина. Русские отряды прошли по Оилу и Жему, грабя и разоряя встречавшиеся на пути казахские аулы. Однако отряды Каратая, умело маневрируя, ушли от преследования и напали на аул Жанторе, убив русского ставленника. После этого Каратай. надеясь на признание со стороны России, прекратил активные действия.

С 1809 по 1812 год в младшем жузе официально правил Ханский Совет, но его власть была номинальной. Русская администрация назначила нового хана, которым стал брат Жанторе - Сергазы. Это заставило Каратая возобновить борьбу. В степь были посланы карательные экспедиции во главе атаманов Донскова (1812 г.) и Епанешникова (1814 г.). Казачьи отряды дважды разграбили казахские аулы, поддержавшие Каратая, но самого хана схватить им не удалось.

Превосходство русских войск в вооружении и численности заставили Каратая пойти на переговоры с администрацией. В 1814 г. состоялась встреча Каратая с Оренбургским губернатором г. Волконским. Губернатор не скупился на подарки и туманные, ни к чему не обязывающие обещания и намеки на возможность признания ханского достоинства Каратая. Хан дал письменное обязательство не выступать против России, чем вызвал недовольство своих подданных. Влияние Каратая в степи стало резко падать.

В 1816 г. хан Сергазы при поддержке русских войск напал на отряды Каратая и султана Арынгазы. В ответ на это хан Каратай призвал всех казахов «от 7 до 70 лет» выступить против Сергазы и русских. Однако вмешательство вновь назначенного Оренбургского губернатора П. Эссена предотвратило дальнейшее развитие борьбы. Карагай вновь помирился с колониальной администрацией, что окончательно подорвало его авторитет в степи.

Таким образом, борьба казахов 1806-1816 гг. имела ярко выраженный освободительный характер и была направлена против проникновения в степь русских войск и против казахских ханов и султанов - став-

Mi

ленников колониального аппарата в Казахстане. Каратай перешел на русскую службу, нанеся этим тяжелый удар борьбе казахов за независимость.

Борьба с Хивой. С конца XVIII в. казахи Приаралья и низовьев Сырдарьи политически обособились и выбирали своих ханов, независимых от семьи Абулхаира и русской администрации.

Агрессия хивинских ханов на земли младшего жуза вызвала среди казахского населения стремление к консолидации сил. В апреле 1816 г., после ухода Каратая с политической арены, съезд родоправителей избрал ханом Арынгазы (1816-1821 гг.). Ему удалось прекратить междоусобную анархию и ввести ряд новшеств в управлении государством. Во-первых, ханом Арынгазы была ограничена власть правителей потестарных единиц, введен особый институт жасаулов. Жасаулы представители хана на местах, должны были следить за исполнением распоряжений правителя, собирать налоги.

Во-вторых, была изменена судебная система. Кроме традиционного суда биев был введен суд казиев, основанный на нормах шариата. Арынгазы ввел в уголовное право понятие государственного преступления и применял к своим противникам смертную казнь, что также было для казахов новым. Раньше такой приговор мог вынести только съезд биев.

В-третьих, был упорядочен сбор налогов в подвластных Арынгазы землях, собирались специальные налоги на содержание жасаулов и кази. Широко применялся институт тарханства - освобождение от налогов за особые заслуги перед государством. Цель такой политики объединение казахов, централизация власти, что было особенно необходимо в условиях непрекращающейся агрессии со стороны Хивы и России.

С начала своего правления ему пришлось столкнуться с продолжающейся агрессией Хивы и Коканда. В 1816 г. хивинский хан Мухамед Рахим совершил набег на казахские аулы, кокандские войска в 1814 г.

заняли Туркестан, а в 1817 г. в урочище Ак мешит выстроили крепость. В 1818 г. Мухамед-Рахим назначил ханом в присырдарьинских районах дядю Арынгазы - Сергазы. Верным прислужником хивинцев стал его сын Маненбай-султан. Собрав отряд из нищих, разбойников и султанов, недовольных централизаторской политикой Арынгазы, вооружив это разношерстное войско, Маненбай начал набеги на аулы, подчинявшиеся казахскому хану.

Борьба с Хивой обострилась в 1819 г. Из Хивы явились на Сырдарью сборщики налогов, заявив, что живущие здесь казахи - подданные Маненбая, а значит, и Хивы. Арынгазы решительно выступил про-

174



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.074 с.)