Прекратить набеги уральских казаков в казахскую степь; отстроить от власти хана нуралы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекратить набеги уральских казаков в казахскую степь; отстроить от власти хана нуралы.



В апреле 1786 г. хан Нуралы бежал в Оренбург, а в июне, по рескрипЕкатерины И, он был отстранен от власти и отправлен в Уфу, где умер

1790 г. Русское правительство использовало создавшееся положение упразднения ханской власти в степи. Генерал-губернатор Игельстпредложил свою систему управления младшим жузом. Его тертория была разделена на три части во главе с султанами-прави-

'пелями, которым пограничная администрация выплачивала жалованье.

149

Управление жузом переходило в руки «Пограничного суда». Суду подчинялись административные органы -расправы.

Однако поставленных целей реформа Игельстрома не достигла. Усилившаяся старшинская группировка во главе с лидером освободительного движения Сырым батыром фактически сорвала работу расправ и пограничного суда, полностью игнорируя эти органы. Часть сторонников сохранения ханской власти избрали ханом Каипа, больше связанного с Хивой, нежели с Россией. Итогом первой попытки ликвидации ханской власти стало ослабление влияния пограничной администрации на казахскую степь, поэтому был разработан новый проект управления в Младшем жузе, предусматривающий восстановление института ханской власти.

Возобновились и стали частым явлением набеги уральских казаков на прилинейные аулы. Попытка казахов организовать самозащиту послужила поводом для появления в степи новой карательной экспедиции.

Завершение войны. Осенью 1790 г. казахи провозгласили ханом влиятельного султана Есима. Царская администрация не признала этих выборов и представила на утверждение кандидатуру брата бывшего хана Нуралы - Ералы. В августе 1791 г. к месту «избрания» Ералы были стянуты войска. Так был избран новый хан младшего жуза.

Сырым Датулы начал решительную борьбу против нового ставленника России. К этому времени он отказался от идеи ликвидации ханской власти и выступил за создание совета, ограничивающего ханскую

власть.

Летом 1792 г. военные действия охватили всю территорию младшего жуза. Отряды жигитов Сырыма нападали не только на военные сооружения укрепленной пограничной линии, но и на аулы биев и старшин, изменивших движению. Осенью 1792 г. Сырым предпринял неудачный штурм Илецкого городка, после чего движение приняло форму партизанской войны. Казахи мелкими отрядами боролись против карательных отрядов правительства. Летом 1794 г. умер хан Ералы, и царские власти долго не решались назначить нового хана. Только через два года в присутствии небольшого количества биев ханом младшего жуза был провозглашен султан Есим, сын Нуралы хана. Новый хан сразу же показал себя верным слугой колонизаторов, организовав несколько карательных экспедиций и захватив в плен руководителей казахских отрядов.

Весной 1797 г. один из отрядов Сырыма напал на ханский аул, разогнал его защитников. Сам Есим был убит. После этого колониальная администрация пошла на уступки. Генерал-губернатор Игельстром вновь

150

предложил управлять младшим жузом через Ханский совет в который входил бы председатель-султан и шесть старшин. В августе 1797 года совет начал свою работу под председательством султана Айшуака. В августе 1797 г. состоялось первое заседание Совета, на которое прибыл и Сырым с отрядом в 7 тыс. человек. После того, как представители России согласились на условия казахской стороны, Сырым заявил о прекращении войны и своем вхождении в состав Совета.

Однако политический кризис не был преодолен. Султанская группировка выступила против Совета и выдвинула в качестве кандидата на ханский престол Каратая. Сырым, также недовольный работой Совета, откочевал на Сырдарью. Ситуация вновь начала уходить из-под контроля оренбургской администрации, поэтому в октябре 1797 года ханом был утвержден престарелый Айшуак.

Так закончилось еще одно крупное национальное движение в истории казахского народа - антиколониальная война, длившаяся 14 лет. Она имела большое историческое значение, так как в результате нее казахи получили возможность вернуться на земли между Жаиком и Едилем, были запрещены также набеги уральских казаков в казахскую степь. Немаловажным является и то, что царское правительство вынуждено было совершенствовать ханское правление в степи.

Таким образом, кровь казахов, погибших в освободительных войнах конца XVIII в., вынудила Россию умерить свой колониальный аппетит в Казахстане.

151

ГЛАВА 8. ХОЗЯЙСТВО И КУЛЬТУРА XV-XVIII вв.

                                           1. Хозяйство

Скотоводство. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого было содержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство.

Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным и широким туловищем и относительно короткими ногами обладали высокой способностью к нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошади типа жабы. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.

Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишь иногда в холодное время их накрывали войлочными покрывалами или строили для них специальные укрытия.

Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовали породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже в зимнее время.

В соответствии с природно-климатическими зонами исторически сложились сезонные пастбища: зимние - цыстау, весенние - квктеу, осенние -кузеу и летние -жайлау.

Для зимних пастбищ избирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склепы сопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристых песчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньше освобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу и располагались недалеко от зимовок. Жайлау отличались богатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров и слепней.

Для обеспечения скота водой выкапывались неглубокие, как правило, широкие колодцы, и вода из них черпалась при помощи кожаной бадьи - кауги. Глубокие колодцы были распространены в засушливых районах, и набирать воду из них было настолько сложно и трудоемко, что использовали для этого верблюдов или быков. На Мангыстау и Устюрте выкапывались глубокие каменные колодцы.

152

Зимняя пастьба скота, производилась в определенной последовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытами разрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров и верблюдов, и только после этого овец. Особенно ценились территории, удобные для выпаса овец и крупного рогатого скота.

Эти земли приберегались на самое трудное время.

Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота жут. Причиной жута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот не мог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов он погибал, попадая в соленые озера - сор, не замерзающие даже в сильные морозы. В особо трудные зимы казахи использовали способ отчистки пастбищ с помощью лопат и других инструментов — курек ашу, бревен привязанных арканами к лошадям.

Первые дни откочевки на жайляу являлись праздником - наурызнама. Остановка на весенних пастбищах - трудный и ответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота, стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале

лета аулы прибывали на жайлау. Здесь доили кобылиц, проводили кострацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а декабре - цыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму - согым.

Темп движения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки - более быстрым. Такой порядок кочевания повторялся ежегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами.

Орошаемое земледелие. Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию, распространенному в южных районах Казахстана, регионах Западного Казахстана и Сарыарки, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака.

В Казахстане развивалось главным образом поливное земледелие нерегулярное и регулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи ограждали валами участки речных долин, обильно заливаемые паводковыми водами. Задержанная влага использовалась для полива. Такой тип земледелия существовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашье заливаемые в половодье низины между барханами ограждали, закрывая сток воды, а весной распа­

хивали.

Переходной формой от нерегулярного к регулярному орошению была

153

- узш. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами - белдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.

По своему назначению юрты делились натри основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как кухни, склады и другие подсобные помещения.

Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты — отау.

Походные юрты предназначались для военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем был шатер - курке, сделанный из уыков, поставленных конусом и покрытых войлоком. Чаще применялись в походах юрты жолама уй, состоявшие из трех-четырех решеток - кереге нуык,.

Во время кочевок казахи использовали вместительные подвижные жилища на колесах - куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожей разнообразной окраски.

Напротив входа находилось почетное место юрты - тор для гостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага». Справа от входа располагались утварь и посуда, слева - конская сбруя. Справа от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской

- шымылдьщ.

В северном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянные жилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления их называли, аваш уй, Kip niin уй, жер уй. Площадь дома зависела от материального состояния хозяина и состава семьи. Наиболее распространенными были трехкомнатные дома - к,оржын уй. В казахском обществе господствовала малая индивидуальная семья, взрослые дети выделялись в отдельные хозяйства и проживали отдельно от родителей, поэтому и жилища казахов не отличались значительными размерами.

Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры - текемет, войлочные ковры с аппликациями - сырмак, тканые ковры - кшем. Существовало два вида ковров: безворсовые - тацыр кшем и ворсовые - тукпй кшем. Бо-

156

гатые войлочные настенные ковры, орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались туе кия.

Утварь и посуда хранились в подвесных сумках — аяк, кап, войлочных коробках - шабадан, ковровых сумках - коржын, сос-тоящих из двух равных карманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки — сандьщ. Деревянные предметы - подставки - жук аяк,, кровати, коробы для продуктов кебеже, вешалки - адалбацан украшались художественной резьбой.

Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью считались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур изготавливали шубы- тон.

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - кебенек и халат из тонкого белого войлока - каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат — шапан, изготовленный из шерстяных и шелковых тканей.

Зимой казахи носили шубы из меха пушных зверей - imiK. Они различались по материалу - крян iuiiK - заячья шуба, тулт шик лисья шуба, жанат ишк - енотовая шуба и т.д. из меха овцы шили шубы - тон, из шерсти - купи

Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья кошек и безрукавки -жецея цамзол. Для изготовления женской одежды использовались хлопчатобумажные, шелковые ткани и бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - колпак, из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак к/шпак,», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - «айыр калпак,». Весной и осенью казахи носили шапки - борт, круглые по форме, с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымац».

Борт девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались камшат борт, вышитые золотом - алтын борт, украшенные кораллами - калмаржан борт. Летние легкие шапочки из бархата или парчи - такця украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.

157

Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - сэукеле - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами, жемчугом, диадемами и подвесками. После рождения первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани - кимешек.

Мужская и женская обувь тоже отличалась разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етт», мягкие сапоги с загнутым кверху носком,

легкие, удобные для верховой езды - «6ip така», а также ичиги - «мэа» из козлиной юфти и галоши - «кебк» из более плотной кожи. Зимой носили саптама етт, бедняки - шок,ай и шэркей.

Женская обувь отличалась изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - Ke6ic. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги - кестели етт, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - квк сауыр, украшенные узором и серебряной инкру­

стацией.

Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - белд'т. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «шее». Пояса юношей не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса, сшитые из шелка и бархата, были широкими и нарядными.

Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты биезт покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, ромбических и округлых пластин, скрепленных цепочками.

Широко использовались накосные украшения - шашбау в виде пластин, соединенных между собой концами. Центральные пластины украшались филигранью со вставками из полудрагоценных камней. К накосным украшениям относились и подвески - толпы.

Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения: нагрудные

- омырауша, вц1р жиек, бой тумор, застежки к поясам - шгек, фигурные бляхи к саукеле - шылтыр, массивные шаровидные пуговицы - торсылдак, туйме, булавки - туйреуш. Они применяли различные технологии: литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

Оружие казахов было разнообразным. Из стали делали кривые сабли

- к.ылыш, палаши - селебе, мечи - семсер. Широко использовались

158

шпаги - сапы, кинжалы -канжар, длинные ножи с изогнутым клинком - жеке ауыз, длинные узкие ножи - буйда пышак.. Наиболее распространенным оружием были лук -садак. и стрелы. Наконечники стрел были различных форм: четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - найза имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - айбалта.

Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех - сауыт, стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья. Они были нескольких видов: с фитилем и украшенные серебряной насечкой - бихтел'г мылтык.. без насечки - кара мылтьщ, с коротким стволом - самцал. Короткоствольные ружья, стрелявшие на семьсот метров, назывались

К.ОЗЫ квш.

Пища - первейшая жизненная потребность человека. Кроме основного значения, у любого народа она играет и знаковую роль, являясь частью материальной культуры.

Казахи употребляли мясные, молочные и растительные продукты. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - цымыз, из верблюжьего - шубат. Молоко коров, коз и овец обычно использовалось для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.

Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - айран. Смесь айрана с водой называлась шалап. Из молока изготавливали различные продукты - творог - ipbuuiK. сметану - каймак., масло сары май. Для длительного хранения масло промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - карын.

Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный творог - щрт имел несколько разновидностей. Его употребляли в пишу зимой, растворяя в горячем бульоне.

Мучные продукты употреблялись преимущественно в зимнее врея. Основной продовольственной культурой было просо, реже - пше-

ица и рожь. Из проса казахи делали пшено - тары, которое шло на риготовление пшенной похлебки - тары коже, праздничного блюда жент. Толокно из жареного пшена - талкан ели с молоком, мас­

лом. Пшеницу казахи считали более ценным продуктом, чем просо. Из нее готовили похлебку - бидай коже, талкан и жент. Из муки изготовливали пресные лепешки - таба паи. лапшу - кеспе, обжаренное в сале тесто - бауырсак.. Рожь и ячмень употреблялись в пищу реже. Из риса казахи южных районов готовили плов - палау и кашу - ботка.

159

Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина. Из нее готовили различные блюда: подкожный жир верхней части шеи - жал, мясо и жир области крупа - жая, из реберного мяса с под позвоночным жиром - к,азы. Из прямой кишки делали царта. Колбаса из мяса, других частей туши называлась «шужыц».

Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо ет (основное блюдо казахов) подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон - сорпа употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне, назывались «куырдак». Повседневной пищей казахов были мясные и молочные супы - квже в южных регионах, кеспе или салма - в северных.

З.Духовная культура

Поэзия жырау. XV-XVIII вв. - время особенного расцвета казахской литературы, известного как «эпоха жырау». Жырау были поэтамиимпровизаторами, авторами песен-/яолгау - размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау являлись видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Наиболее известный и почитаемый среди казахов жырау - Казтуган Суюншиулы. Родился он в 20 - 30 - х rr. XV века близ Астрахани, был родоправителем кзахов, проживавших вдоль Ахтубы и Бузана протоков в дельте Волги. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

Доспанбет жырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под Астраханью в 1523 г.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз жырау Тиленшиулы (1465-1560). Родился он в семье богатого скотовладельца на левобережье Жаика, его дед по материнской линии знаменитый мангытский бий Муса. С трехлетнего возраста Шалкииз воспитывался в доме своего влиятельного родственника. Он прожил долгую жизнь, активно участвуя в политической жизни кипчакской степи, объездил Крым, Северный Кавказ, Подонье и Поволжье. Его поэзия глубоко философская, полная сложных художественных обра-

160



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.042 с.)