Времени скончался. Его преемник есим хан заключил с бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а ташкент, сайрам и андижан вошли в состав Казахского ханства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Времени скончался. Его преемник есим хан заключил с бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а ташкент, сайрам и андижан вошли в состав Казахского ханства.



Казахстан в конце XVI-XVII вв.

В конце XVI-начале XVII в. завершается процесс объединения казахских племен вокруг Казахского ханства. Гибель Ногайского и Сибирского государств вызвала отток казахского населения из междуречья Едиля и Жаика, из среднего течения Тобыла, Есиля и Ертиса. Эти земли попадают к началу XVII в. под власть калмыков и Москвы.

Западный Казахстан в XVI в. входил в состав двух государств, возникших на руинах Улуг Улуса - Аштарханского ханства и Мангытского Йурта. История этих государств заполнена дворцовыми переворотами, междоусобицами, борьбой с внешней опасностью. Внешнеполитическая обстановка в начале XVI в. сильно изменяется. Некогда могучий Улуг Улус был вынужден защищать свои пределы от бывших своих данников - Московского государства и Крыма. Крымское ханство, принявшее турецкое подданство, стремилось объединить все мусульманские народы под своей властью. Молодое Московское государство делало небезуспешные попытки освоить для колонизации свои юго-восточные границы. К середине XVI в. русские усилили нажим на мусульманские государства. В 1552 г. царь Иван IV предпринял поход на Казань, с которого начинается эпоха колониальных захватов Русского государства. С начала XVI в. в Казани соперничали две группировки - крымская и московская. В результате их противостояния ханство сильно ослабло и не смогло оказать организованного сопротивления русским войскам. В 1554 г. в Аштархане был посажен сторонник русских - хан Дербис-Али. Однако вскоре он начал проводить политику, враждебную Москве и Аштархан был завоеван, его флот уничтожен, а сам хан бежал в Азов. В захваченном городе, переименованном в Астрахань, обосновался русский воевода и Нижнее Поволжье превратилось в оплот колониальной политики России в регионе.

В 50-х г. XVI в. Мангытский Йурт переживал сложное время. С северо-запада мангытов теснили русские войска, с юго-востока - усилившееся Казахское ханство. В самой среде мангытских мурз шла ожесточенная борьба за власть, завершившаяся кровопролитной войной между двумя группировками - сторонниками сближения с Россией и сторонниками Крыма. Победила пророссийская партия во главе с бием Исмаилом, но Йурт вышел из войны ослабленным и раздробленным.

118

В 80-х г. XVI в. казахские отряды совместно с бухарцами активизировали свои действия против мангытских биев. В 1598 г. для защиты от них по просьбе Ормамбет бия был построен русскими Яицкий городок. Тогда же началось массовое переселение волжских и донских казаков на Урал, где образовалось Яицкое казачье войско.

Ожесточенная борьба мангытских мурз за власть закончилась перекочевкой большинства ногайских родов на восточную сторону Жаика в подданство калмыков и казахского хана. Это произошло в начале XVII в. Часть ногаев перешла на русскую службу и обосновалась на Северном Кавказе. Так закончилась история независимого Мангытского Йурта. Большинство мангытских родов составило позже младший казахский жуз.

Падение Сибирского ханства. На севере Казахское ханство граничило с Сибирским, которое включало в себя казахские кочевья по Тобылу, Есилю и Ертису. После длительной борьбы между правящим родом кереев-тайбугинцев и шейбанидами к власти в Сибири пришел шейбанид Кошим. В 1563 г. он захватил столицу государства Искер и казнил предводителей тайбугинцев. Для укрепления государства Кошим провел ряд реформ, усиливавших роль центральных органов власти, построенных по образцу среднеазиатских государств - дивана и визирей, возглавлявших ведомства налогов, торговли и т. п. Во главе дивана стоял главный советник хана - карача.

Государство делилось на улусы во главе с мурзами. Улусы были практически суверенны, их обязательства перед центральной властью ограничивались уплатой жасака - подати пушниной, бывшей основной статьей экспорта, и поставкой вооруженных отрядов в случае войны.

Племена ханты и манси были автономны и возглавлялись собственными князьями, находившимися в личной вассальной зависимости от правителя Сибири. Столица находилась в городе Искер, однако ставка Кошима чаще находилась в окрестностях совр. Астаны, у оз. Коргалжин.

Придя к власти, хан с самого начала занял враждебную позицию по отношению к соседям - России и Казахскому ханству. В 1573 г. брат Кошима Мухаметкул с войском напал на русские владения на р. Чуссвой. Началось усиленное строительство крепостей по всей Западной

Сибири. На подступах к Искеру стояли укрепления Сузгун, Биик-Тура, Карачи, на Ертисе - города Кулар и Бегис. Он решил начать крупномасштабную войну с Россией и освободить Казань и Аштархан. Однако политическая обстановка была неблагоприятной - русское подданство приняли башкиры и мангыты, крымский хан потерпел поражение от Москвы, на юге усиливался натиск казахских ханов. Воспользовав-

119

шись тем, что Мангытский Йурт стал вассалом России, богатые купцы Строгановы проникли в Зауралье и основали здесь свою слободу. Строгановы беззастенчиво грабили и угнетали местное население, что привело в 1581 г.к восстанию. Для борьбы с восставшими Строгановы стали набирать отряды из яицких и волжских казаков. Стремясь помочь восставшим, хан Кошим послал большое войско во главе со своим сыном Али для захвата города Чердынь - центра колонизации Южного Урала. Воспользовавшись отсутствием войск в самом ханстве большой казачий отряд атамана Ермака в 1582 г. совершил нападение на Искер и захватил этот город. Однако закрепить успех ему не удалось - вернулся Али с войсками. Ермак попал в засаду и погиб, а его дружина вернулась в Приуралье.

Пользуясь сложившейся ситуацией, казахи попытались закрепить за собой долину Тобола до впадения его в Ертис. Искер был захвачен казахскими войсками под командованием Кадыргали-бия Жалаири и султана Ораз-Мухаммеда. На сибирский престол был посажен ставленник казахов-тайбугинский бий Сейдахмет.

В 1585 г. в Сибирь прибыл русский отряд во главе с И.Мансуровым, а год спустя недалеко от Чимги-Туры русские заложили крепость Тюмень. В 1587 г. была заложена еше одна крепость - будущий Тобольск. Ораз-Мухаммед и Кадыргали-би были захвачены в плен и отправлены в Москву, после чего казахам пришлось отказаться от притязаний на низовья Тобола. Кошим, обосновавшийся в северо-казахских степях, пытался отбить Западную Сибирь, но в 1591 г. потерпел крупное поражение на реке Есиль, а в 1598 г. был окончательно разгромлен, и Сибирское ханство практически перестало существовать. Многочисленные казахские роды, жившие в Сибири, откочевали на юг и приняли подданство хана Есима. Часть их в 1601 г. провозгласила Сибирским ханом Али - сына Кошима.

После распада Мангытского Йурта русское правительство начало колонизацию долины р. Жаик. Здесь были заложены крепости Гурьев. Кулагинская, Яицкий городок, все земли по побережью реки были выделены казачьему войску, которое должно было стать основным орудием колониальной политики в Западном Казахстане. В 20-х годах XVII в. сюда переселились калмыки из Северного Казахстана и долины Ер­

тиса.

Калмыки в Казахстане. Западномонгольские племена ойратов или калмыков в XV-XVI вв. расселялись в предгорьях Алтая, Тарбагатая и верховьях Ертиса. Большую часть их составляли омонголенные потомки средневековых найманов и кереитов, ойраты делились на племена

дербетов, хошоутов, торгоутов и элютов, возглавляемые тайшами, вед-

120

шими родословную от кереитского Ван-хана. Уже в XV веке они совершали успешные набеги на Южный Казахстан, систематически подвергались нападениям ойратов Могулистан и города Ферганской долины.

В конце XVI в. калмыки переходят от тактики набегов к переселению на территорию Казахстана, где ослабленные Сибирское и Мангытское государства не могли им противостоять. Уже в 1607 - 1614 гг. ойратские отряды, заключив союз с потомками Кошима, начали продвижение на запад, через Северный и Западный Казахстан. В 1604 1609 гг. казахи одержали ряд побед над ойратами в Жетису, что только усилило движение ойратов на запад. В 1618г. тайша Хо-Урлюк направил разведчиков, обнаруживших слабость и малочисленность мангытов в Северном Прикаспии, куда и нанесли основной удар ойраты. В течение следующего десятилетия земли между Эмбой и Жаиком оказались в руках Хо-Урлюка. В 1628 году казахи нанесли поражение ойратским племенам на Ертисе, что привело к распаду ойратского союза и притоку ойратских мигрантов на запад Казахстана. В 30-х годах XVII века ойраты окончательно покорили мангытов и включили земли Западного Казахстана в состав нового государства с центром в низовьях Волги - Калмыкского ханства. Часть мангытов стала подданными ойратов, часть вошла в состав Казахского ханства. Во второй половине XVII века Калмыкское ханство приняло протекторат России.

Таким образом, в результате экспансионистской политики России, ее границы в начале XVII в. вплотную подошли к Казахскому ханству на огромном протяжении - от Каспийского побережья до Ертиса, что оказало огромное влияние на дальнейшую политическую жизнь Казахстана.

Казахское ханство при Есим хане. Время правления Есим хана (1598-1628 гг.) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов.

Осложнились отношения казахов с каракалпаками. В конце XVI в. представители 40 каракалпакских родов обратились к Тауекель хану с просьбой выделить для них землю в Центральном Казахстане и Приаралье. Эта просьба была выполнена, а во главе новых подданных хан поставил своего сына. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков ив 1613 г. вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи.

В то же время участились попытки бухарского хана овладеть Ташкентом. Осенью 1603 г. бухарцы выступили из Самарканда в направле-

121

нии Ташкента. Объединенное казахско-кыргызское войско в местнос­

ти Айгыр-Жар полностью разгромило бухарцев и осадило Самарканд. Осада результата не дала, и союзники вернулись в Ташкент. В 1607 г. бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом.

В 1612 г. бухарский Имамкупи хан напал на казахов и дошел до

Каратау, разграбив по пути несколько городов и сел, а в захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, ташкентцы подняли восстание и убили царевича. В 1613 г. казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. После военных неудач Имамкупи хан решил способствовать приходу к власти в районе Ташкента своего ставленника из казахов. Такая возможность вскоре ему представилась.

В 1613 г. правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрухия. Одновременно начались набеги ойратских племен. В 1604 г. ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские войска. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов. Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими же приближенными.

Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти.

Реформы XVII в. Включение в состав одного государства районов с различным политическим устройством при общей слабости межрегиональных экономических связей неизбежно привело к росту сепаратис­

тских настроений. Это ярко проявилось после смерти в 1582 г. Сыгай-

122

хана, когда четыре года продолжались смута и споры за право обладания верховной властью между западноказахскими биями-едигеидами и султанами-чингизидами. Во внутриполитической борьбе одержали победу султаны, во главе с Тауекелем, однако ему пришлось пойти на ряд уступок общинной знати.

Преемнику Тауекеля - Есиму пришлось выдержать еще более тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты - торе заменялось на главенство элиты открытого типа - биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их

Руководителей.

Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции - «Есш ханнын есм жолы», принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.

По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Каждое заседание Маслихата проходило при огромном стечении народа, поэтому источники иногда называют его «народным собранием», что не совсем верно. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане или под Ташкентом.

В компетенции Маслихата было принятие наиболее важных решений о войне и мире, о распределении пастбищ и водопоев, о выборах хана. Полномочия ханов в результате реформ начала XVII в. были существенно урезаны, он продолжал оставаться верховным главнокомандующим и верховным судьей, однако лишался ряда прав. Так, заключать мир, объявлять войну и направлять посольства он мог лишь с согласия Маслихата. Также хан был лишен права выносить смертный приговор.

Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в. В связи с изменением административного устройства хан потерял право распоряжения всей территорией ханства, которое перешло к биям.

Вместо улусной системы вначале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями - жузами. Во главе

123

жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

Как результат. Казахское ханство из унитарного государства превращается в федерацию со сложной внутренней структурой и широкой автономией входящих в нее субъектов всех уровней. Султаны, практически полностью отстраненные от управления государством и даже лишенные возможности участвовать в предвыборной борьбе за ханское место, должны были довольствоваться лишь сословными привилегиями - неподсудностью биям и освобождению от всех повиннос­

тей, кроме воинской.

В XVII в. была определена и постоянная столица Казахского ханства - г. Туркестан, где хан находился в зимнее время.

Борьба казахов с жонгарским нашествием. После смерти Есим хана в Казахском ханстве начались усобицы, продолжавшиеся несколько лет. Согласно письменным источникам, в 30-х гг. XVII в. ханский престол занимал Жанибек. старший сын Есима, однако уже в это время выдвигается талантливый военачальник, второй сын Есим-хана Жан-

гир. Вся его жизнь связана с борьбой против жонгарской агрессии. При правлении брата он был командующим казахскими войсками, а после 1643 г. стал ханом.

В конце 20-х годов XVII в. Ойратский союз распался. Племена хошоутов откочевали на Тибет, торгауты через Северный Казахстан переселились в низовья Едиля. Оставшиеся ойраты объединились и создали в Восточном Казахстане в 1635 г. Жонгарское ханство. Началась изнурительная борьба с казахами за кочевья Жетысу и Северного Ка­

захстана.

Первое сражение состоялось в 1635 г., но было неудачным для казахов. Руководитель казахского ополчения султан Жангир попал в плен и смог освободиться только через год, на всю жизнь оставшись непримиримым противником жонгаров. Для борьбы с ними он заключил союз с кыргызами. В 1643 г. 50-тысячное жонгарское войско вторглось в казахские кочевья. Жангир, ставший к этому времени ханом, не успел собрать войско и выступил против жонгаров с небольшой дружиной - менее тысячи казахских и кыргызских батыров. Оба войска встретились в местности Кызылкия. Не имея шансов одержать победу в открытом бою, Жангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впер-

124


вые массово применили огнестрельное оружие. Несмотря на все это, казахско-кыргызский отряд был обречен на уничтожение превосхо­

дящими силами жонгар, но в самый разгар боя в тыл им ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантос батыром из казахского рода торткара. Жонгары были разбиты и в беспорядке отступили.

В 1652 г. жонгары, закупив оружие и военное снаряжение у России, вновь выступили против казахов и кыргызов. Кыргызы были вынуж­

дены признать свою зависимость от жонгарского хунтайши. В одной из битв погиб в поединке и Жангир хан. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые жонгарскими кочевьями.

В 60-х годах казахско-жонгарские столкновения ограничивались мелкими стычками, но при хунтайши Галдане-Бошокту крупномасштабные военные действия возобновились. Сын Жангира - Тауке хан (1680-1715) не смог остановить жонгаров, и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу. В результате походов 1683-84 гг. был взят и разрушен г. Сайрам, и жонгары вторглись в Ферганскую долину. Особенно обострились казахско-жонгарские отношения в 90-х годах XVII в., когда Жонгарией правил хунтайши Цеван-Раптан. Изнурительная, шедшая на истребление, война с сильным противником за пастбища ослабила Казахское ханство. Несмотря на отдельные победы в крупных сражениях, казахи постепенно теряли свои кочевья по Ертису, Тарбагатаю, и в Жетысу, все дальше отступая на восток.

3. Политико-правовое и социальное устройство Казахского ханства в XVII в.

Политическая система казахского общества. Политическая система казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины.

Следующий уровень представляется нам в виде сложной иерархии общин. Основное население в этой иерархии занимало места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких патронимических групп до крупных союзов племен. Эта структура, выраженная в категориях родства, привела к осознанию всех общественных связей через родственные отношения и тем самым способствовала зарождению целостного этнического самосознания. Особенность этого уровня в том, что отношения властвования и отношения родства тесно переплетены. Самый верхний уровень представлял собой собственно государство.

Термином «государство» обозначен особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими основными чертами:

• отношением власти и подчинения;

• наличием юридического порядка;

• использованием насилия политической элитой;

• относительным постоянством;

• наличием постоянных институтов власти.

Составными элементами государства являются территория, население и власть.

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымышленной генеалогии. Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на старший (¥лы ж}?), средний (Орта ж]ч) и младший (h'iuii

Традиционное казахское государство было основано на двойной структуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критериями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элиты закры­

того типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Это власть чингизидов - торе.

Наибольшую степень консолидации кочевые государства получали при успешной экспансии на соседние земли или при необходимости обороны от внешней опасности. Поэтому правящее сословие свои устремления направляло в основном на внешнюю политику. Успешная экспансия в той или иной мере обеспечивала не только благосостояние аристократии, но и стабильность власти. Она приводила к смягчению или разрешению внутренних конфликтов в этом обществе.

С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. Вхождение оседло земледельческих регионов в состав государства оказывало воздействие и на кочевников. В степи возникали политические центры-города, появлялись ремесленные и торговые поселения. Среди массы кочевников усиливалась тенденция к некоторой оседлости.

В этой связи следует подчеркнуть роль присырдарьинских городов

126

и земледельческой округи, находившихся долгое время в составе казахских ханств. Только в политике управления этим оазисом казахская государственность отлилась в сравнительно прочные и устойчивые формы. Наличие оседлого городского компонента для казахских ханств было прогрессивным явлением, способствовавшим его укреплению. Среди факторов, обеспечивающих существование и развитие городов, особая роль принадлежала сильной центральной власти. В свою очередь города не противодействовали общегосударственным явлениям, а являлись проводниками их во всех частях страны.

Жепй Жаргы. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII в. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жетг Жаргы». Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:

Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

Закон о вдовах (Жеар дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме «Жет! Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - «Ереже», и «Билер созЬ - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном прецеденте.

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бин, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести ба-

рымту (насильственный угон скота).

Право на собственность-основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

Институты обязательного права включают в себя договоры куплипродажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п.

Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многоженство).

В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничений между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка (жаман ic), греха (куна). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы.

Согласно «Жет1 Жаргы», уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом, исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу.

Социальные отношения. Социально-экономические отношения, существовавшие в кочевых обществах, были своеобразными. Их нельзя сравнивать с первобытным эгалитаризмом, в то же время ряд причин тормозили формирование классов. Крупные и мелкие группы в представлениях самих казахов являлись результатом сегментации одной первоначальной семьи. В низших ячейках социальной организации действительно соблюдались кровнородственные принципы. Такие семейно-родственные группы обычно назы-

128



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.048 с.)