Основные периоды отечественной истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные периоды отечественной истории



Изучение истории Казахстана осуществляется в хронологической последовательности. Поэтому необходима выработка типологизации изучаемых явлениий, событий и процессов по определенным временным отрезкам на основе их внутренней связи.

Существующая на сегодня периодизация истории Казахстана, основанная на информационном принципе и выделяющая в качестве основного критерия способ производства, на наш взгляд, не удовлетворяет современным требованиям.

Во-первых, не оправдывает себя концепция кочевого феодализма. Общепринятая недавно пятичленная схема общественно-экономических формаций неадекватно отражает процессы, протекавшие на терри­

тории Казахстана.

8

Во-вторых, разложение патриархально-родовых отношений, начавшееся в I тысячелетний до н. э., затягивается до наших дней.

Если исходить из способа производства как основного критерия периодизации, то получим следующую картину: доисторический период, доиндустриальный период в виде кочевого скотоводства как особого способа производства, индустриальный период. Однако использование такой периодизации представляется весьма сложным, так как доиндустриальный период занимает почти всю письменную историю до середины XX в., а выявить какие-либо принципиальные изменения в способе производства в данный период с течением времени современная наука не в состоянии. Поэтому авторами предлагается периодизация, основанная на содержательно - историческом подходе.

Доисторический период - это время от выделения человека из животной среды до появления первых письменных источников о Казахстане, т.е. более 2 млн. лет до VIII в. до н.э. Первый период существования человечества назван «доисторическим». При этом мы руководствовались несколькими соображениями: во-первых, неудачен термин «первобытный строй»: «первобытный»-логически неприемлем, так как любое общество первобытно по отношению к последующему; «общинный» - подчеркивает только социальную сторону процесса. Во-вторых, слово «доистория», принятое во всем мире, употреблено, исходя из необходимости унификации исторических терминов.

Древний или протоисторический период начинается с достоверно известных кочевых племен Казахстана и появления первых государственных образований. Эти термины приняты нами для названия периода по следующим причинам. «Протоисторией» в мировой практике принято называть период, по которому имеются письменные свидетельства, однако большую часть источников составляют археологические. «Древним» этот период назван нами для большей привязанности к всемирной истории, тем более что хронологически он совпадает с античным периодом Европы и длится с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Сюда входит история кочевых племен скифо-сибирского мира, древних государств усуней, кангаров, хунну и гуннов. Древний период истории Казахстана завершается упадком этих государств.

Средневековый период начинается с образования Тюркского каганата как первого государственного образования, охватывающего всю территорию нашей республики, и заканчивается распадом Улуг Улуса и образованием трех казахских государств. Этот период делится на несколько этапов.

• Первый этап, с V по XIII вв., характеризуется развитием двух политичеких центров - Жетысу и Сары-Арки. В первом сформировались  9

такие государства, как Западно-Тюркское, Карлыкское, Караханидское, во-втором - Кимекское и Кипчакское. Формирование культуры шло в двух направлениях: в Жетысу к XIII в. складывается тюрко-мусульманская культура и огузо-карлыкские языки, в Сары-Арке продолжает развиваться кочевая культура и кыпчакский язык. Этот этап назван нами тюрко-кыпчакским.

• Этап с XIII по XV вв. - время становления, расцвета и упадка Улуг Улуса, известного в литературе как Золотая Орда. Это государство, рожденное походами Чингисхана и Бату, объединило кыпчакские племена, дало им новую идеологию - чингисизм, стало одним из ведущих в мировой истории. Улуг Улус был империей, державшейся на угнетении национальных окраин - Булгара, Крыма, Руси, Хорезма. Поэтому его распад в XV в. был закономерен. На его развалинах образовалось три государства, этническое ядро которых составляли казахи:

Ногайское, Сибирское и собственно Казахское.

Период казахских ханств делится на два этапа:

Первый - этап борьбы за объединение казахских земель, продолжавшийся до конца XVI в. Это время борьбы между государствами за политическую гегемонию в степи. Постепенно Казахское ханство объединило казахские племена, и с упадком Ногайского и Сибирского государств этот этап завершается.

• Следующий этап - этап единого Казахского государства - охваты­вает промежуток времени с начала XVII до начала XIX в., когда под воздействием внешнеполитических и внутренних причин появляется три практически самостоятельных ханства на базе казахских жузов.

Период борьбы за национальную независимость также делится на два этапа:

' Первый этап характеризуется российским протектором над казахскими ханствами. Он начинается с обострения казахско-джун-гарских конфликтов и колониальной экспансии России и Китая и завершается упадком государства Аблая после его смерти в конце XVIII в.

^Второй этап (1822-1868 гг.) называется «этапом колониального завоевания Казахстана Россией». В этот промежуток времени Казахстан окончательно превращается в колонию России вследствие целого ряда завоевательных походов и экспедиций. Особое место здесь занимает национально-освободительная война под руководством Кенесары Касымулы в 1837-1847 гг.

Колониальный период истории Казахстана состоит из двух этапов:

Этап российского царского колониализма, заканчивающийся Февральской революцией 1917 года, изменившей форму, но не содержание колониальной политики.

10

* Советский этап, характеризующийся конституционным закреплением суверенитета Казахстана, причем, если де-юре этот суверенитет постоянно расширялся, то де-факто республика продолжала оставаться колонией. Данный этап достаточно короткий по времени (1917 - 1991гг.), но очень насыщен событиями, поэтому в его рамках можно выделить ряд подэтапов:

- Казахстан в годы гражданского противостояния (1917-1921 гг.)

- Казахстан в годы укрепления тоталитарной системы

(1921 - 1939 гг.),

- Казахстан в годы второй мировой войны и послевоенное время

(1939 - начало 50-х гг.)

- Казахстан в 50-х - первой половине 80-х гг.

- Казахстан в годы кризиса и распада СССР (1985 - 1991 гг.)

• Последний период истории Казахстана, начавшийся с провозглашения государственной независимости, можно назвать периодом независимого Казахстана. Данный период характеризуется как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками, идет динамичное изменение социально-экономической, политической систем. Казахстан является политически независимым, светским, демократическим, унитарным государством с либеральной экономикой, обладающим огромным потенциалом для динамичного развития.

Источники и историография

Для изучения древнейшего периода истории Казахстана используются письменные и вещественные исторические источники. Историческим источником называется носитель информации, на основании которой историк реконструирует события и явления прошлого. Данная информация выступает в форме исторических фактов. Выделяют три вида исторических фактов - факт исторической действительности, т.е. событие, произошедшее в прошлом, факт исторического источника, т.е. сообщение источника об этом событии и научно-исторический факт,

т.е. реконструкция данного события, сделанная историком на основе сообщения источника.

Исторические источники разделяются на несколько видов: письменные, вещественные, фольклорные.

^Письменные источники - сообщения древних авторов, надписи на надгробных камнях, династийные хроники, литературные и научные произведения древнетюркских писателей и ученых освещают отдельные стороны истории древних племен казахских степей. Их можно условно разделить на несколько групп:

11

Письменные сообщения античных авторов. В трудах древнегреческого ученого Геродота, географа Страбона, историка Менандра Протектора, римского историка Аммиана Марцеллина встречаются отрывочные сведения о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Казахстана с глубокой древности до VI в. нашей эры.

>^ Много полезной информации по истории древнего Казахстана встречается в китайских династийных хрониках.

В следующую группу входят ираноязычные источники. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев - Авесте, надписях, высеченных на Бехистунской скале, посвященных персидскому царю Дарию I, содержатся факты из жизни сакских племен.

5=*Богатым и ярким письменным источником по истории кипчакскокимекских племен являются русские летописи. Такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Ипатьевская летопись», «Сибирская летопись» и др. насыщены сведениями о жизни тюркских племен, населявших «половецкую степь», т.е. территорию от Дуная до Алтая.

^Группа источников, называемая «руническими» - древнетюркские, на орхоно-енисейском алфавите, посвященные легендарным личностям древних тюрок.

>- Важное значение для изучения истории Казахстана имеют труды отечественных авторов, таких как Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Аль-Фараби, Мухамед Хайдар Дулати, Отемис Хаджи, Кадыргали Косунулы Жалаири и др.

^Многочисленные письменные источники по истории казахского народа хранятся в крупных архивохранилищах и библиотеках мира.

^-Большая часть рукописного и архивного материала, извлечения из трудов древних и дореволюционных авторов, имеющих значение источников по истории Туркестана, опубликованы в 14 томах отдельными изданиями еще до революции. (Сборник материалов по истории завоевания Туркестанского края. Ташкент, 1900-1914). Публикатором документов по истории Казахстана был оренбургский краевед А.И.Добросмыслов, составивший и опубликовавший в Оренбурге «Сборник указов и других документов, касающихся управления и устройства Оренбургского края», 1900 г. Нормы обычного права собраны и опубликованы И.И.Крафтом в 1898 г. в Оренбурге в «Сборнике узаконений о киргизах степных областей».

^Массовым видом источников являются материалы периодической печати. Путевые заметки, дневники, журналы, репортажи и небольшие информации русских путешественников, дипломатов, офицеров и купцов, опубликованные на страницах русской и зарубежной периодической печати, проливают свет на многие стороны малоизученных про-

! 2

блем истории Казахстана. В конце XIX начале XX вв. начинают выходить газеты и журналы на казахском языке -«Дала уалаяты», «Казак», «Айкап», осветившие многие стороны жизни населения степного края. Умелое сочетание сведений различных видов источников предоставляет историку возможность объективно оценивать многие явления и события прошлого казахского народа.

Различные фактические материалы по истории казахского народа вошли в следующие сборники документов: «Материалы по истории Казахской ССР», 1940 г.; «Материалы по истории политического строя Казахстана», 1960 г.; «Казахско-русское отношение в XVI-XVIII веках».,1961 г.; «Казахско-русские отношения в XVIII-XIX веках», 1964 г. Кроме того, материалы и документы, освещающие революционное

движение в Казахстане 1905-1907 гг., 1917 г. и национально-освободительное движение 1916 г., публиковались неоднократно. В последние годы опубликованы такие ценные материалы, как работы Утемиша-хаджи, Жалаири, Дулати, целый ряд источников по истории Казахстана как древнего и средневекового периода, так и новейшего времени.

Вещественные источники. Однако письменные источники не дают полной и достоверной информации, особенно по истории древнего и средневекового периодов. Поэтому они дополняются другим видом источников - вещественными (орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, развалины городов и замков, поселения и стоянки, костяные останки древних людей и т.п.), добытыми в результате археологических раскопок. В практике исследовательской работы археологи оперируют такими категориями источников, как городище, поселение, стоянки, курганы, петроглифы и др. Синонимом категории археологического

источника зачастую является археологический памятник, поэтому городище, например, подразумевает и памятник, и источник. Археологический памятник, сохранивший материальные останки человеческой деятельности, - исторический источник эпохи, к которой он относится. Основными способами выявления и изучения археологических памятников являются разведки и раскопки. На территории Казахстана найдено свыше пяти тысяч археологических памятников. Каждый полевой сезон приносит десятки новых объектов, в том числе городища, поселения, курганы и пр. Описанные выше археологические памятники наряду с бескурганными могильниками, неукрепленными поселениями (селищами, стоянками), древними выработками руд (разрезы, шахты) составляют основную массу археологических источников, дающих нам бесценную историческую информацию.

К вещественным источникам относят также этнографические источники - предметы быта, народных ремесел, одежда и украшения,

1 з

все, что относится к материальной культуре ныне существующих народов. Количество письменных источников ограничено, вещественныхпочти безгранично. Казахская земля - неисчерпаемый архив вещественных документов, насчитывает тысячи памятников древней культуры.

Фольклорные источники. Важным видом источников являются также фольклорные источники - исторические предания, данные устного народного творчества и героических эпосов. Большую роль для изучения истории Казахстана играют шежире- генеалогии казахских родов и племен, содержащие огромную информацию по миграциям населения, связям отдельных групп с соседними народами, историческим событиям и их отражению в народном сознании.

Одним из важных выдов источников являются героический эпос тесно связанные с ним произведения поэтов - жырау средневековья и нового времени. Особый интерес в этом плане вызывают такие эпосы, как "Кобланды батыр", "Камбар батыр", цикл "Кырымнын кырык батыры", "Ер-Таргын", «Бекет-батыр», «Кенесары-Наурыз-бай» и другие исторические эпосы XII-XIX веков. Произведения же Сыпыра- жырау, АсанКайгы, Казтугана, Шалкеза, Актамберды, Бухар и других жырау, отражают политическую ситуацию в Казахстане в различные исторические эпохи, являются памятниками социальной и политической жизни населения казахской степи в определенный промежуток времени.

Историографические исследования в Казахстане. Историческая литература по истории Казахстана не раз становилась предметом научного анализа ученых, относящихся к различным эпохам, школам и научным направлениям. Первый опыт историографического анализа всей литературы по истории казахского народа сделан дореволюционными авторами. В 90-х годах XIX в. были составлены библиографические указания литературы по истории народов Казахстана и Средней Азии.

В начале XX в. отдельными учеными была сделана неудачная попытка историографического осмысления литературы о казахском народе. Нигилизм в науке 20-30 гг. привел к полному вытеснению историографических обзоров со страниц обобщающих монографий.

Первой историографической работой является специальный раздел в многотомных «Очерках истории исторической науки в СССР».

В 60-70-е годы XX в. появились отдельные историографические монографии, диссертации и статьи. Наиболее значительной среди них является монография ЭЛ. Масанова, где систематизирован обширный историко-этнографический материал, собранный дореволюционными авторами. Историко-этнографическому изучению казахского края в XVIII-первой половине XIX вв. посвящены также труды МЛЛсаинова, М.Бижанова, И.В.Ерофеевой. Вводя в научный оборот новые архи-

14

вные материалы, анализируя опубликованные массовые источники, авторы рассматривают историю географического и этнографического изучения.

Проблема истории Казахстана проанализирована в монографии Д.И.-

Дулатовой «Историография дореволюционного Казахстана» (АлмаАта, 1984). Книга представляет собой историографическое исследование наиболее существенных сторон социально-экономической, политической и культурной жизни Казахстана во второй половине XIX- начале XX вв.

Основные исследования по истории Казахстана. Первый опыт систематизации истории казахского народа с древнейших времен принадлежит А.Левшину (1832 г.). Его работа «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» является венцом всей историкоэтнографической литературы своего времени.

Создание первых программ и учебников, обобщающих трудов по истории Казахстана приходится в основном на советский период. В годы становления науки не хватало кадров историков, особенно учителей, отсутствовали учебники и учебные пособия. В этих труднейших условиях замечательный ученый-энтузиаст, председатель Общества изучения Казахстана А. Чулошников создал труд «Очерки по истории казак-киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен» (1920 г.), где освещались основные этапы древней истории казахского народа. Углубленное представление по древней истории края мы находим в работе М. Тынытаева «Материалы по истории киргиз-казахского народа» (1925 г.).

Оригинальность концептуальных положений и богатая эмпирическая база отличают обобщающий труд первого казаха-профессора истории САсфендиярова «История Казахстана с древнейших времен» (1935 г.). Автор осветил основные моменты дореволюционной истории Казахстана, выделив в ней два этапа: до и после завоевания царизмом. С. Асфендияров изложил в книге завоевательную политику России, опроверг добровольность присоединения к ней казахских земель, а также прогрессивность этого процесса.

Историю Казахстана с древнейших времен до 70-х г. XIX в. охватили «Очерки по истории Казахской ССР» М.Вяткина (1941 г). В 1943 г. вышло в свет первое издание «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней», дающее системное изложение истории республики. В его создании участвовали видные советские ученые: А.Панкратова, С. Бахрушин, П. Дружинин и др. Большой вклад внесли казахстанские ученые и общественные деятели, в частности, И. Омаров, Абдыхалыков, Е.Бекмаханов. Работа сразу стала объектом крити-

15

ки партийных органов. Авторы обвинялись в приукрашивании прошлого казахов, недооценивании роли классовой борьбы, возвеличивании казахских султанов и ханов. Новое издание «Истории Казахской ССР» (1949 г.) также подверглось ожесточенной критике.

В третьем издании «Истории Казахской ССР» (1957 г.) присоединение Казахстана к России было оценено как важное прогрессивное историческое событие для казахского народа. Вопреки действительности, в книге освещались только положительные сдвиги в экономике и культуре казахского общества, а национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы изображалось как фео­

дально-монархическое.

Огромный вклад в изучение истории Казахстана внес талантливый ученый, филилог, археолог, историк академик А.Х.Маргулан. Его работы по изучению героического эпоса, развития средневековой городской культуры, материальной и духовной жизни населения степей эпохи бронзы, составлению Археологической карты Казахстана отличаются разнообразием тематики, широтой хронологического диапазона, оригинальностью выводов.

В 1977-1980 гг. Институтом истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР была издана в пяти томах «История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней». Это издание явилось переломным этапом казахстанской историографии. Однако и в нем имелись отдельные недостатки. Освещение авторами некоторых проблем было обусловлено не столько научными, сколько идеологическими установками. Перегруженность отдельных томов (I, IV, V) фактическими материалами, излишняя академичность в изложении затрудняли его использование в качестве учебного пособия. В 90-е годы появились новые учебники для общеобразовательных школ.

Определенный вклад в историографию Казахстана внесла книга петербургских ученых СКляшторного и Т.Султанова об истории казахского народа с древнейших времен до XVIII в. (Казахстан. Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.). Главные достоинства данной монографии - высокий научный уровень, использование письменных и археологических источников, простота изложения.

Неоценимый вклад в изучение сложных и актуальных проблем колониальной истории казахского народа внес академик М.К.Козыбаев. Его перу принадлежит свыше 800 научных и научно- популярных трудов по истории родного народа, из которых около 500 написано за годы независимости. Являясь директором Института истории и этнологии Национальной Академии, он превратил его в подлинный центр исторической науки. Под личным его руководством вышли в свет обоб-

16

щаюшие труды по истории. Близко к завершению издание пятитомной «Истории Казахстана». Он был также автором ряда учебников для средних школ. С именем М.К.Козыбаева связана деколонизация исторической науки, он практически является основоположником новой методологии.

Большой вклад в развитие исторической науки внесли историки старшего поколения -Х.М. Адильгиреев, М.Х. Асылбеков, М.Б. Ахинжанов, СБ. Баишев, В.Я. Басин, ИГ. Галузо, НИ. Даулбаев, СК. Жакупбеков, А.К. Канапин, К.Н. Нурпеисов, А.С. Сармурзин, Б.С. Сулейменов, А.С Такенов, С. Е. Толыбеков, А.Б. Турсунбаев, К.Н.

Пишулина, Н.В. Покровский и другие.

Историческая наука независимого Казахстана освободилась от многовековых оков колонизации и обязана сегодня всеми силами формировать историческое сознание народа с объективных позиций. Большой вклад в этот процесс внесены такими историками, как М. Абусеишова, ЖЛбылхожин, Ж. Артыкбаев, П. Бекмаханова, В. Галиев, И. Ерофеева, Ирмуханов, А.Кадырбаев, Ж. Касымбаев, М. Койгельдиев, С. Козыбаев, И. Козыбаев, Б. Кумеков, П. Масанов, Т. Омарбеков, С. Сыздыков, Б. В. Юдин, археологами А*. Акишевым, X. Алпысбаевым, К. Банниковым, М. Оразбаевым, 3. Самашевым, Б. Таймагамбетовым, этнографами X. Аргымбаевым, М. Мукановым, У. Шалекеновым, антропологом О. Исмагуловым, лингвистами А. Аманжоловым, ГАйдаровым.

Большое значение для изучения истории Казахстана имеют труды Л. Гумилева, Ю. Худякова, А. Хазанова, Г. Маркова, Н. Крадина, В. Егорова, С. Плетневой, В. Тренавлова.

Если представить общество как систему, где отдельные элементы связаны друг с другом во времени и пространстве, то функции связи во времени осуществляются именно историей и историческим сознанием. Поэтому объективное изучение истории, ее популяризация являются сегодня для нас очень важными. Осознание данного факта привело к тому, что 1998 год был объявлен Президентом Назарбаевым «Годом единства народов и национальной истории».

Это оказало благотворное влияние на развитие исторической науки Казахстана. Было издано большое количество источников и монографических исследований, прошел ряд конференций по проблемам истории республики. Важным событием стало опубликование в 1999 г. работы Н. Назарбаева «В потоке истории», где исторический процесс рассматривается в контексте развития национального духа, национальной идеи и обозначены проблемы формирования национальной и государственной идентичности...

**** Мы;>'.ак1мто* атымдаг*

КПАПХАНА

rjr«".r».*riri:vA

Таким образом, история Казахстана как самостоятельная дисциплина занимает почетное место в учебном плане подготовки специалистов высшей квалификации. Она изучается на младших курсах и завершается сдачей студентами государственного экзамена.

Вузовский курс отечественной истории является логическим продолжением знаний, приобретенных в средней школе, и способствует формированию фундаментальной образовательной базы, вместе с другими дисциплинами, специалиста любой квалификации.

18

ГЛАВА 1. ДРЕВНЕЙШИЕ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

«История» - это описание событий прошлого, отраженных в письменных источниках. Но это описание может основываться и на других источниках, в частности, археологических. Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Дэниэлом Уилсоном был предложен термин «доистория» или «праистория». Главным отличием доистории от последующих периодов является то, что вследствие отсутствия письменных источников мы не можем знать названий народов и поселений, вынуждены прибегать к произвольным обозначениям. Таким образом, доистория - часть истории человечества, но только «анонимный» ее период.

В настоящее время этот термин широко распространен в зарубежной исторической и антропологической науке. Казахстанские ученые до последнего времени пользовались для обозначения этого периода понятием «первобытнообщинный строй», основанным на формационном подходе к истории и выделявшем в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе. В доисторический период человечество развивалось по трем направлениям: антропогенез - морфологическое развитие человека от обезьяноподобных форм к современному типу; техногенез - развитие техники обработки и применение орудий труда; социогенез - развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к сложному общинному коллективу. Эти три линии тесно взаимосвязаны и в совокупности формируют четвертую развитие духовной культуры человека.

Происхождение человека

Три с половиной миллиона лет назад количество осадков резко уменьшилось, и тропические леса стали уступать место степям и саваннам. Обезьяны - дриопитеки, не вполне приспособленные к жизни на деревьях, стали приспосабливаться к существованию на открытой местности.

Хождение на двух ногах освободило руки и позволило перейти к производству и использованию орудий труда. Размеры клыков уменьшались, вероятно, вследствие того, что орудия все более заменяли зубы, выполняя их функции. Изготовление орудий и прямохождение стимулировали развитие головного мозга. Охота на крупную дичь саванн привела к тому, что целые группы гоминидов стали делиться запасами пищи на стоянках, где совместная деятельность способствовала взаимному общению.

19


Впервые в истории эволюции преимущество получил интеллект: теперь выживаемость гоминидов зависела от мозга, а не от мускульной силы или скорости ног. Прямохождение - основная черта, отличающая человеческую трибу (подсемейство) от обезьян. В нее входит два рода: австралопитек и человек.

Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке четыре миллиона лет назад, одновременно возникло три-четыре вида. Около двух миллионов лет назад от одного из них появился вид рода Хомо (человек). Тело австралопитека было покрыто волосяным покровом, одни из них были хрупкого телосложения и не больше шимпанзе по размерам, другие имели мускулистое тело и по размерам приближались к современному человеку. В отличие от человекообразных обезьян нижние конечности австралопитеков были длиннее передних и явно приспособлены для прямохождения.

Первый известный вид рода Хомо - хомо хабилис - человек умелый произошел 2-1,5 млн. лет назад. Рост его был не более 1,5 м. Лицо имело архаичную форму, развитый надбровный валик, плоский нос, выдающиеся вперед челюсти. Хомо хабилис обладал более развитым мозгом, в котором уже выделялся речевой центр. Он занимался изготовлением несложных орудий, строил укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.

Следующая ступень развития человека - хомо эректус - человек прямоходящий, живший от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Появившись в Африке, отдельные группы распространились по всему Старому свету - в Европу, Восточную Азию (синантроп), Юго-Восточную Азию (явантроп). Человек прямоходящий имел более крупный мозг и тело по сравнению со своим вероятным предком, человеком умелым. Его череп сохранял архаичные черты: скошенный лоб, развитые надбровные валики, массивные зубы.

Более развитый мозг позволил прямоходящему человеку освоить изготовление своеобразного типа каменных орудий. Эти виды человека объединяются как архантропы, или ранние люди.

300 тыс. лет назад хомо эрэктус стал превращаться в человека вполне современного типа. Но темпы эволюции были различными в разных регионах, что зависело от таких факторов, как мутации, миграции и изоляция отдельных групп. Несмотря на различия, палеантропологи относят большинство человеческих останков позднего ледникового периода к одному виду, считая их архаичными формами хомо сапиенс человека разумного.

Хомо сапиенс - человек разумный или неандертальский человек получил свое название по ископаемым останкам, найденным в Германии в долине Неандерталь. Этот подвид произошел от архаичной формы около 200 тыс. лет назад. Классические неандертальцы были невысокого роста, плотного телосложения, имели очень развитый, по сравнению с предшествующими формами, мозг. В науке неандертальцев называют также палеоантропами или древними людьми.

Вполне современный человек - подвид хомо сапиенс - сформировался на огромной территории Евразии около 40 тыс. лет назад. Некоторые ученые считают, что он появился на одном континенте (скорее всего, в Африке), а потом расселился на остальных, вытеснив неандертальцев. Это моноцентрическая теория возникновения человека. Другие ученые доказывают, что архаичные местные формы превратились в подвид хомо сапиенс независимо друг от друга. Компромиссная теория говорит, что современный человек появился в одном месте, но его скрещивание с более древними местными формами привело к возникновению современных рас.

Памятники каменного века

Ранний человек был слабее крупных хищников, не имел такого естественного оружия, как когти и клыки. Однако он научился компенсировать эти недостатки при помощи изготовления и применения орудий труда. Первыми орудиями были осколки костей, острые палки и грубо обработанные камни. Этот материал оказался долговечнее других и с 2, 5 млн. лет назад до 5 тысячелетия до н.э. камень доминировал в человеческой технике. Этот период археологии, когда камень доминировал в человеческой технике, назвали каменным веком. Его разделили на два основных периода - палеолит (древнекаменный) и неолит (новокаменный) и переходный между ними - мезолит (среднекаменный век). Палеолит в свою очередь делится на нижний (2 млн. - 40 тыс. лет назад) и верхний (40-12 тыс. лет назад). Последний этап каменного века, когда уже появляются первые орудия труда из металла, называется энеолитом - меднокаменным веком.

Палеолит на территории Казахстана. Первыми орудиями древнекаменного века были универсальные ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой формы и почти не имели следов обработки. Эти древнейшие орудия изготовлялись, видимо, еще австралопитеками.

В более позднее время встречаются рубила более тщательной отделки. Кроме того, появляется дифференциация орудий. Человек стал делать скребки, каменные ножи, остроконечники. Кроме каменных орудий прямоходящий человек изготовлял орудия из кости и дерева. Бла-

2!

годаря использованию огня он мог делать деревянные копья и колья с обожженным концом.

Ученым долгое время не удавалось обнаружить на территории Казахстана следов каменного века, что привело к ошибочному мнению о позднем заселении территории нашей страны человеком. Однако последние данные археологии установили появление человека у нас еще древнейший период. Памятники этой эпохи, оставленные человеком прямоходящим, обнаружены в Южном Казахстане, в районе хребта Каратау. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь.

В данный момент в Казахстане известны две зоны палеолитических культур: в Южном Казахстане и Сарыарке. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий. В целом в Северном и Центральном Казахстане эволюция технологии шла быстрее, чем на юге, где очень долго применялись архаичные орудия типа ручных рубил.

Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки камня - мустьерская, выработанная подвидом человека разумного - неандертальца. В целом эта культура развивалась на основе прежней, но орудия более специализировались, улучшилось качество обработки камня. Так, длина режущего края камня у неандертальцев была в пять раз больше, чем у прямоходящего человека из того же количества материалов.

Следы старых очагов говорят о том, что неандертальцы обогревали свои жилища, пещеры, сжигая дрова и кости. Если прямоходящий человек пользовался огнем, подаренным природой (от удара молнии, самовозгорания), то неандерталец научился добывать огонь, высекая искры. Человек разумный начал изготавливать одежду из шкур убитых животных, пользуясь каменными ножами для раскройки и сшивая шкуры сухожилиями.

С появлением современных людей палеолит вступил в новую стадию развития - верхний палеолит. Как и раньше, преобладают каменные орудия, но их круг уже значительно шире. Человек изготавливал ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивалось количество орудий из костей - рыболовных крючков, гарпунов, иголок с ушками. Длина режущего края из равного количества камня у современного человека увеличилась в 12 раз по сравнению с неандертальскими орудиями.

В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. Выделяется третья зона культуры - Восточный Казахстан, органически связанная с Южной Сибирью и Алтаем. Исследованы стоянки доисторического человека в Центральном Казахстане (Карабас 3, Батпак 7,

Днгренсор 2); Восточном (Новоникольское); Южном (Ащысай, Усыктас, Соркуль).

Мезолит и неолит. Начало мезолита датируется приблизительно 12 тыс. до н.э. Эпоху неолита разные народы переживали в разное время. В Казахстане эта эпоха занимала период 5-3 тыс. до н.э.

Особенно важным периодом в жизни человека был мезолит, ознаменованный двумя крупными событиями - изобретением лука и стрел и появлением микролитической технологии обработки камня. Микролиты - миниатюрные пластины - вставлялись в продольные пазы костяных и деревянных орудий и составляли собой режущий край. Такие орудия были более просты в изготовлении и обладали лучшим качеством, чем цельные.

Неолит - время расцвета каменной индустрии. Появляются новые технологические приемы обработки камня - пиление, сверление, шлифование. Неолитической революцией называют процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему - скотоводству и земледелию. Это способствовало огромному скачку в развитии человеческой культуры, дальнейшая история экономической жизни есть процесс усовершенствование этих двух областей производственной деятельности человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.084 с.)