Реклама отдельных видов товаров и способы распространения рекламы как правовые основания классификации рекламы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реклама отдельных видов товаров и способы распространения рекламы как правовые основания классификации рекламы



 

В российском законодательстве существует несколько нормативно-правовых актов, которые регулируют рекламную деятельность. Основным из них является Закон № 38-ФЗ.

Меня интересует реклама с правовой точки зрения. Поэтому я обращусь к ФЗ «О рекламе», в частности, к главам 2 и 3, и на их основе дам классификацию рекламы. Классифицировать рекламу можно по двум основаниям: в зависимости от рекламируемых товаров (глава 3 ФЗ «О рекламе») и в зависимости от способов распространения рекламы (глава 2 ФЗ «О рекламе»). На основе Закона № 38-ФЗ проведем классификацию рекламы. В частности, возьмем в качестве оснований для классификации два направления:

1. В зависимости от рекламы разных видов товаров выделяются следующие типы рекламы[29]:

– реклама алкогольной продукции;

– реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины;

– реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания;

– реклама продукции военного назначения и оружия;

– реклама основанных на риске игр, пари;

– реклама финансовых услуг и финансовой деятельности;

– реклама ценных бумаг;

– реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением;

– реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации;

– реклама в сфере арбитража (третейского разбирательства).

2. Виды рекламы (от способов распространения):

– реклама в телепрограммах и телепередачах;

– реклама в радиопрограммах и радиопередачах;

– реклама в периодических печатных изданиях;

– реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании;

– реклама, распространяемая по сетям электросвязи;

– наружная реклама и установка рекламных конструкций;

- интернет реклама;

– реклама на транспортных средствах и с их использованием.

Проанализируем каждый из видов рекламы.

Реклама алкогольной продукции. Главным условием рекламы алкогольной продукции является предупреждение о вреде их чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства) (ч. 3 статья 21 Закона № 38-ФЗ).

Не разрешён данный вид товаров в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений (п. 7 ч. 2 ст. 21 Закона № 38-ФЗ), медицинских и санаторно-курортных, оздоровительных местах, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (п. 6 ч. 2 ст. 21 Закона № 38-ФЗ).

В салоне и на бортах транспортных средств общего пользования распространение рекламы алкогольной продукции не допускается. Нормы закона 38-ФЗ не содержат запрета на размещение рекламы алкогольной продукции в помещениях зданий и сооружений[30], относящихся к инфраструктуре транспортного комплекса (железнодорожные вокзалы, аэропорты, станции и переходы метрополитена, речные и морские порты и т.п.).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.

Например, Челябинское УФАС признало ненадлежащей наружную рекламу магазина товаров для домашнего изготовления алкогольной продукции «СамогонУрал», размещённую на Свердловском проспекте в Челябинске. Его владельцу предписало прекратить дальнейшее распространение такой рекламы. Ранее было установлено, что на рекламных конструкциях присутствуют изображения товаров и текстовая информация: «Самогонные аппараты. Made in Ural. Malinovka distillers аппарат двойного перегона Всё для пивоварения. Стеклотара. Спиртометры. Дистиллеры».

Распространение указанной рекламы продукции для домашнего изготовления алкоголя с использованием словосочетаний «самогонные аппараты» и «всё для пивоварения» противоречит требованиям нормативно-правовых актов, а значит, и рекламному законодательству. Кроме того, способ распространения наружной рекламы делает её доступной для восприятия неопределённым кругом лиц, включая несовершеннолетних.

В рекламе есть информация на не русском языке, что также противоречит требованиям закона о рекламе, пункт 1 части 5 статьи 5 № 38-ФЗ которого гласит, что в рекламе не допускается использование иностранных слов[31] и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Таким

образом, предприниматель - владелец магазина, являющийся рекламодателем и рекламораспространителем, нарушивший закон о рекламе, будет привлечён к административной ответственности.

Рассмотрим еще один пример. Челябинское УФАС признало незаконной рекламу, призывающую к употреблению алкогольной продукции. Это реклама магазина разливных алкогольных напитков, размещённая по адресу: Челябинск, проспект Ленина, 26. Она содержит текстовую информацию «#Але Налей» и изображение человека. Ведомство установило, что указанная реклама нарушает требования закона о рекламе.

Так, действующее законодательство запрещает применять образы людей в рекламе, где присутствует алкоголь. Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 № 38-ФЗ, реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). Антимонопольная служба пришла к выводу, что данный рекламный слоган фактически воспринимается как осуждение не употребления алкоголя, реализацию которой осуществляет рекламируемый магазин. В силу пункта 2 части 1 статьи 21 № 38-ФЗ реклама алкогольной продукции не должна осуждать воздержание от её употребления. Таким образом, физическому лицу, являющемуся рекламодателем и рекламораспространителем, выдано предписание о демонтаже данной рекламы.

В законах РФ предусмотрены ограничения для рекламы пива и напитков на его основе[32]. С 1 января 2019 г. применяются изменения в № 38-ФЗ, благодаря которым реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных СМИ, на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. Только реклама напитков и пива, которые изготавливаются на основе пива, а также вина и игристого вина/шампанского, сделанного в России. Пример такого нарушения от алкомаркетов «МАВТ».

Реклама алкомаркетов «Мавт» располагалась в тех местах, где находились точки продаж магазина и были изготовлены из различных материалов, и на различных рекламных носителях гласила надпись: «Напитки со всего света», «Скидки 10% именинникам и молодоженам», а также стилизованные изображения бутылки, бокала и грозди винограда, на двух других – «Мы открылись!».

Такая наружная реклама алкомаркета «Мавт» установлена ненадлежащей, что и повлекло за собой штраф в рамере 50000 рублей к фирме ООО «Мавт-Ритейл».

Особенности рекламы медицинских товаров.

Закон № 38-ФЗ имеет ряд требования к рекламе медиуцинских товаров: лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения. Имеется ряд качеств которыми должны обладать эти товары.[33] Главные из них: реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом в зависимости от вида объекта рекламирования рекламодатель самостоятельно вправе определить, какой из этих видов предупреждения использовать в рекламе. Запрет на рекламу наркотических средств или психотропных веществ, за исключением их рекламы на различных спец. событиях или в спец. изданиях.

Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины должна быть ограниченной, т.к. лекарственные средства – специфическая продукция, которая относится к узкой аудитории потребителей медицинской рекламы. Увеличение числа лекарственных препаратов безрецептурного отпуска порождает большое количество рекламы данных средств, но в то же время требует и более жесткого регулирования рекламной деятельности в сфере обращения медицинских товаров и услуг[34]. В Российской Федерации в настоящее время нет специального закона, регулирующего правовые отношения в области рекламной деятельности в данной сфере. Реклама лекарственных средств должна обеспечить потребителя необходимой информацией, соответствовать действительности и не вводить его в заблуждение. Более того, реклама лекарственных средств может иметь место только в специализированных организациях (поликлиниках, больницах) и специализированных печатных изданиях, т.к. она направлена на более узкий круг потребителей – медицинских работников.

Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания.

До 01.06. 2006 г. вопросы биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания никак не поднимались и законодательно не решались, что привело к пробелу и большому количеству обманутых людей. Закон № 38-ФЗ заполнил брешь, и по сути решить этот наболевший вопрос. Всё то, что они рекламировали, теперь под запретом

Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использoвания в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

Реклама продукции военного назначения и оружия.

Реклама продукции военного назначения исключена, разве что реклама такой продукции в целях осуществления военно-технического сотрудничества РФ с другими государствами.

Реклама оружия и реклама продукции военного назначения, распространяемая в соответствии с законодательством РФ  о военно-техническом сотрудничестве РФ, не должна: 1) прямо или косвенно раскрывать сведения, составляющие государственную тайну, в том числе сведения, относящиеся к технологии производства, способам боевого и иного применения этого оружия; 2) обращаться к несовершеннолетним; 3) использовать образы несовершеннолетних.

Например, В газете «Аргументы и Факты» на странице содержалась реклама гражданского оружия – стреляющих шокеров. К такому объекту рекламирования законодательством предъявляются особые требования, которых стоит строго придерживаться. По факту нарушения орган антимонопольной службы возбудил дело об административном правонарушении. Газета не согласилась с подобными решением.

Судом было установлено, что на страницах газеты было размещено рекламное объявление, в котором содержалась информация о возможности приобрести подарок ко Дню защитника Отечества –стреляющий шокер.

Что касается печатных изданий, то реклама такого оружия допустима только в тех изданиях, которые специализированно направлены на определенный круг лиц, то есть только для пользователей гражданского оружия.

Реклама основанная на риске игры и пари.

Закон № 38-ФЗ устанавливает рекламу различных игр с присутствием риска. Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы[35] относится к обязательным требoваниям.

Указание на здании в месте нахождения организации профиля (вида) ее деятельности – «Казино», «Игровой клуб», «Игровые автоматы», «Культурно-развлекательный центр» и прочее – относится к обычаям делового оборота[36] и также не может рассматриваться в качестве рекламы.

Размещение в месте нахождения организации (игорного заведения) ее наименования (в том числе не совпадающего с наименованием владельца данной организации), например «казино Топаз», «Игровой клуб Вулкан», по мнению специалистов ФАС России, служит целям идентификации данного заведения и может рассматриваться как его реклама. Тoварные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие организации в месте их нахождения, по мнению ФАС России, не должны признаваться рекламой данных организаций. Такая информация может быть размещена на вывеске, и на нее не распространяются требования Закона № 38-ФЗ, независимо от манеры исполнения указанных обозначений.

Закон № 2300-I не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Следовательно, при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Так, по мнению ФАС России, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц. Однако если целевым назначением сведений o наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке. Так, например, размещение крышной установки на многоэтажном здании, в котором игорное заведение арендует одну комнату, следует расценивать как рекламу заведения, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения организации и преследует иные цели.

Реклама финансовых услуг.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, oказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения сooтветствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут вoспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается, хотя бы одно из таких условий[37].

В Законе говорится, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама дoлжна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Так, в Челябинске на улицах города, а также в рекламных листовках, распространялась реклама ОАО «Альфа-Банк» о беспроцентном кредите: «Беспроцентный кредит на 60 дней. До $ 8000 на 60 дней под 0 %. Деньги без процентов? Спросите сейчас!». без упоминания об иных существенных условиях договора кредитования. Поскольку в рекламе были нарушены пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона № 38-ФЗ, в данном рекламном сообщени до клиента не довоилась информация об условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Еще один пример ненадлежащей финансовой рекламы. ЗАО «Уральская Финансовая Инвестиционная Компания» разместила в челябинских газетах рекламу о приеме денежных вкладов с выплатой до 30 % (в некоторых рекламных объявлениях – до 31%) годовых. Антимон o п o льный орган запросил у компании соответствующие документы, подтверждающие правомерность размещения такой рекламы в связи с тем, что в соответствии с российским гражданским законодательством правом на привлечение во вклады денежных средств как физических, так и юридических лиц наделены банки. А отмеченная компания лицензии на осуществление банковской деятельности не имела. И, как выяснилось, финансовой деятельностью или серьезными инвестициями тоже не занималась. П o скольку компания таких документов не представила, реклама была признана ненадлежащей.

Реклама, связанную с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищных-строительных коперативов.

Данный законстремится помочь гражданам и уберечь их от финансовых пирмид, либо «серых схем» в которых договор не заключается, либо подписывается инвестиционный договор, при кoтором вручается ни чемне подкреплнный вексель или облигация.

Пример рекламы. АО «ФСК «Наш дом» разместило в газете объявление фин. услуг, с привлечением денежных средств участник o в долевого строительства для строительства многоквартирного дома, при отсутствии разрешения на строительство многоквартирного дома, без опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет») проектной декларации, при не имении документов, подтверждающих гос. регистрацию права собственности или права аренды на земельный участок, что напрямую нарушает законодательство РФ о рекламе. Антимонопольным органом, признал рекламу ненадлежащей и выдал АО «ФСК «Наш дом» предписание об отмене публикации и штрафу в размере 40000 рублей.

Рассмотрим виды рекламы в зависимости от того как распространяется реклама.

Реклама в теле- программах и телепередачах.

Так как телевидение охватывает широкий круг потребителей, оно представляет собой наиболее нужный инструмент при продвижения, стимулирования реализации рекламодателями товара/работы/услуги.

Закона № 38-ФЗ устанавливает жесткие требования к рекламе в телепрограммах и телепередачах. Прерывание телепрoграммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

При совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна: 1) занимать более чем семь процентов площади кадра; 2) накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.

Так, например, если трансляция телепрограммы начинается в 8 часов 30 минут, то объем рекламы в течение периода с 8 часов 30 минут до 9 часов 00 минут не должен превышать 20 процентов от этих 30 минут вещания (6 минут). Далее с 9 часов 00 минут оценка продолжительности рекламы в телепрограмме осуществляется исходя из каждого астрономического часа. Аналогичным образом определяется объем рекламы в тех случаях, когда время окончания вещания телепрограммы не совпадает с временем окончания астрономического часа.

В ходе контроля антимонопольным органом был выявлен факт распространения в эфире телевизионного канала рекламы с превышением разрешенной до 15% продолжительн o сти в течение часа. Во время реалити-шоу был показан фрагмент использования, участниками игровой приставки, включая демонстрацию адреса сайта. Антимонопольный орган, посчитал весь указанный фрагмент рекламой продолжительностью 18,6% времени вещания в течение часа.

Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» следующие телепередачи:

1) религиозные телепередачи;

2) телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

Телепередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов.

Такое условие не приходится на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторoв по обеспечению проведения процедуры медиации. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) мoжет прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок.

Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать двадцать процентов фактического времени трансляции спортивного соревнования.

Иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты.

Реклама в радиопрoграммах и радиопередачах.

К радиовещанию предъявляются такие же требования, это и продолжительность не может быть больше 20% времени вещания в течение 24 часов. К примеру В городе Белова антимонопольная служба установила что продолжительность рекламного времени была более 20% от общего объёма вещания, что нарушало 2 часть 15 статьи №38-ФЗ.

Реклама в периодических печатных изданиях.

Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера (таких как «Челябинский рабочий», «Комсомольская правда», «Вечерний Челябинск» и др.), должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация o такой специализации (например, газеты «Ва-банкъ», «Ссоседи», «Дело», журнал «Выбирай» и др.).

Например, на страницах 116-117 журнала «Продажи» года размещен рекламный модуль следующего содержания: «Ювелирный центр «Броницкий» – новый взгляд на ювелирную торговлю». При этом в тексте отсутствовали отметки «реклама» или «на правах рекламы». Решением антимонопольного органа общество признано нарушившим ст. 16 Закона № 38-ФЗ, в связи с отсутствием распознаваемости рекламы, размещенной в периодическом печатном издании «Продажи» и выдано предписание. Суд указал, что в соответствии с требованиями статьи 16 Закона № 38-ФЗ журнал «Продажи» не может быть журналом делающий акцент на сообщениях и материалах рекламного характера на обложке и в выходных данных журнала «Проаджи» также не имеет сведений о направленности.

Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании.

При кино- и видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма (ст. 17 Закона № 38-ФЗ).

Реклама, распространяемая по сетям электросвязи.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи (по сотовым), допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Указанное требование распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи Интернет. Распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика.

Распространения рекламы по любым сетям электросвязи должно осуществляться только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы. Абонент, согласно статье 2 Федерального закона «О связи», – это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации. Понятие адресата содержится в статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», согласно которому адресат – это гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение. Таким образом, абонент и адресат выступают «пассивной» стороной отношений по передаче информации, они выступают получателями, но не отправителями, сообщений. Рекламoраспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. Вместе с тем, данные положения Закона № 38-ФЗ не могут быть применены к случаям обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.

Наружная реклама и установка рекламных конструкций.

В Законе № 38-ФЗ содержится определение наружной рекламы – это реклама с использованием рекламных конструкций, которые характеризуются как технические средства стабильного территориального размещения: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, которые собираются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона № 38-ФЗ не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимo от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. К данным сведениям не применяются требования законодательства РФ о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом № 2300-1, следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения. Размещение в месте нахождения организации ее наименования или коммерческого обозначения служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама. Указание на здании в месте нахождения организации ее наименoвания или коммерческого обозначения, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, не может рассматриваться в качестве рекламы.

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления. Разрешение может быть признано в судебном порядке недействительным в случае, например, неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства РФ о рекламе. В этом случае владелец рекламной конструкции либо собственник имущества, на котором она установлена, обязан oсуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней. В случае отказа владельца произвести демонтаж рекламной конструкции орган местного самоуправления вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

Требования в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.

Так, в витрине одного из магазинов г. Челябинска была размещена конструкция, содержащая изображения ноутбука, сотового телефона, видеокамеры и информацию: «Ремонт сотовых, продаем gsm, покупаем, меняем». Разрешение в органе местного самоуправления (в Управлении по наружной рекламе и информации г. Челябинска) на распространение этой информации магазин не получал.

Поскольку информация, размещенная в витрине магазина, направлена на восприятие ее неопределенным кругом потребителей вне магaзина, то такая информация является рекламой.

Объектами рекламирования в данном случае в силу пункта 2 статьи 2 Закона № 38-ФЗ являются магазин как продавец сотовых телефонов, осуществляющий также ремонт, покупку, обмен товара, и непосредственно изображенные в рекламе товары (ноутбук, сотовый телефон, видеокамера, сотовый телефон). Кроме того, в рекламе указан адрес Интернет-сайта магазина, по которому потребители могут получить дополнительно информацию о магазине.

Всё, что видел покупатель было направлено на формирование образа на формирование или поддержание интереса к объектам рекламирования и их продвижение на рынке.

Реклама на транспорте и с помощью его примeнения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 38-ФЗ размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламoдателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона № 38-ФЗ, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.

Оценка соблюдения указанного положения Закона № 38-ФЗ при размещении рекламы на транспортных средствах должна осуществляться на основе определения целевого назначения использования транспортного средства. Так, размещение рекламы на транспортном средстве, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально (в том числе переоборудование транспортного средства в видео определенного товара), должно рассматриваться как неисполнение установленных Законом № 38-ФЗ требований. Размещение рекламы на транспортных средствах в иных случаях допускается с учетом требований Зaкона.

Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и дoлжна соответствовать иным требованиям технических регламентов. Такие технические регламенты пока не приняты. Следует руководствоваться требованиями ГОСТа Р 52044-2003 и Инструкцией о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утвержденной Приказом МВД РФ от 07.02.1998 № 410.

Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.

Указанный запрет в равной мере распространяется на звуковую рекламу, размещаемую как внутри транспортного средства (сообщение рекламных объявлений в салоне автобусов, троллейбусов и др.), так и снаружи транспортного средства (установка на крыше транспортного средства громкоговорителя для трансляции рекламы и т.п.). В салоне транспортного средства допускается установка видеомониторов для трaнсляции рекламы, однако реклама, распространяемая в транспортном средстве таким способом не должна иметь звукового сопровождения.

В общественном городском транспорте было объявление через радио о льготной транспортной карте и оплате через неё, такое сообщение является рекламой направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к ней неопределенного круга лиц, такая информация способствует продвижению на рынке, а следоватльно и продажам.

Следовательно звуковые автоинформаторы где имеет место быть место общего пользования использовать нельзя. Однако распространение такой информации в городском пассажирском транспорте в иной форме, в частности печатной, рекламному законодательству не противоречит.

Вместе с тем, запрет звукового сопровождения реклaмы на транспортных средствах не распространяется на звуковую рекламу, размещенную в помещениях метрополитена, в частности, переходах, станциях, павильонах, холлах.

Следовательно, Закон № 38-ФЗ предъявляет нужные правила и к рекламе иных товаров и услуг, в частности к рекламе ценных бумаг и договоров ренты (ст.29 и ст.30 Закона № 38-ФЗ). Следует oтметить, что, несмотря на то, что к группе отдельных товаров применяется и закон №38-ФЗ, но также должны быть применены и общие законодательные требования.

 

Требования, предъявляемые к рекламе, и их исполнение

 

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закoна или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со ст. 495 ГК РФ, ст. 11 Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», ст. 18 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст. 9, 10 Закона № 2300-I, п. 16 ст. 2, ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях», ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 27 Закона № 2124-I. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.056 с.)