Исторический экскурс и развитие законодательства о рекламе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторический экскурс и развитие законодательства о рекламе



 

Как только человечество вошло в эру товарообменa, а в дальнейшем и производства товаров, возросло влияние саморекламы, которая заключается в том, как донести до остальных участников рынка о себе и о своей продукции, чем ими произведённая продукция отличается от конкурентов, какими качествами она обладает. У людей появляются другие интересы, помимо производства продукции, коммерческие, экономические, рекламные. Чем больше увеличивается потребление товаров, тем более стремительно становится развитие производства, в том числе и рекламное производство в которое транснациональные компании вкладывают триллионы. Изучение опыта как прошлых лет так зарубежных стран, а также учитывая современные реалии должно лечь в основу дальнейшего формирования законодательного рекламного регулирования.

Развитие рекламы в нашей стране имеет свою, порой драматичную историю. Можно выделить следующие этапы развития законодательства о рекламе в России:

1. Дореволюционный.

2. Советский.

3. Современный.

Характеризуя дореволюционный период, необходимо отметить следующие явления. Появление рекламы и рекламной деятельности в современном понимании в западных странах связывают с появлением капитализма и промышленной революцией в Англии и во Франции. На рубеже XVI-XVII веков в этих странах получила большое распространение наружная реклама. К началу XIX века эти страны становятся центром производства и размещения рекламы в Западной Европе.

В 1920 году радиослушатели Соединенных Штатов Америки могли услышать первую радиорекламу. В связи с этим появилось такое понятие, как «мыльная опера». Связывается это с тем, что первая радиореклама представляла собой песни о мыле и моющих средствах. Первая телереклама была представлена в 1941 году. Рекламный ролик был посвящен часовой компании «Bulova», которая рекламировалась посредством черно-белой картинки с циферблатом «Bulova», сопровождающейся речью диктора.

Зачатки рекламы в России проявили себя в X-XI вв., в то далёкое время менеджеры по рекламе назывались зазывалы, а рекламные баннеры заменили вручную отрисованные картинки с изображением товара и подписью, что продаётся.

Ту рекламу, которая окружает нас сейчас, в привычных для нас видах в виде буклетов и растяжек и т.д. можно отнести к XIX веку, его середине. В то время в её основе лежали объявления размещаемые в официальных правительственных изданиях[1]. Отменa данного ограничения Александром II ознаменовало начало формирования и зарождения отечественного рынка рекламы[2]. Однaко стремительное развитие рекламных отношений не успевает найти законодательного закрепления. Отсутствие правового регулировaния в данной сфере повлекло за собой появление недобросовестной рекламы[3].

18 ноября 1917 года, было сформулировано первое определение рекламы с помощью Совета народных комиссаров и всё это было прописано в декрете «О государственной монополии на размещение объявлений», таким образом отграничивая её от других форм информации. Исходя из этого декрета можно понять, что к ней относились объявления и информация за отдельную плату, которая находится в киосках и других предприятиях[4].

В это же время начал сформировываться национальный рынок рекламы в РФ[5].

Управление рекламным рынком началось с принятия законов частично относящихся к регулированию рекламы[6]. Среди них Закон РСФСР № 948 - 1 от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации», Закон РФ «О защите прав потребителей», установленный от 07.02.1992 г., принятые от 22 июля 1993 г. основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести в заблуждение и отразиться на физической и материальной стороне юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству и деловой репутации указанных лиц, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали[7].

Благодаря Конституции РФ[8], принятая в 1993 г, которая гарантирует всем своим гражданам равные права и свободы, было заложено регулирование и в сфере рекламы.

Регулирование права началось с Указов Президента РФ от 10.06. 1994 г. № 1183 «О зaщите потребителей от недобросовестной рекламы»[9] и «О защите интересов инвесторов». В 1995 года был внесён Федеральный закон «О рекламе»[10] – центральный нормативный правовой акт, который успокоил обстановку в рекламном рынке. До 2006 г данный ФЗ претерпел внесение 8 изменений и прекратил своё существование в связи с принятием 22-го февраля 2006 г. Федерального закона «О рекламе» (далее по тексту – Закон № 38-ФЗ[11]).

Статья 1 ГК РФ[12] заложено понятие о свободном перемещении не только граждан по территории РФ, но и товаров, услуг, финансовых средств. Также исходя из того что реклама также находится в плоскости гражданско-правовых отношений и скрепляется гражданско-правовыми договорами, в ГК РФ есть отдельное описание норм регулирующие отношения связанные с рекламой.

Статья 494 ГК РФ, поясняющая описание публичной оферты, в нём говорится, как нужно представлять товар в рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой только в том случае, если услуга содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Предоставляется нужным обратить внимание на тот факт, что рекламная деятельность как публичная оферта только в том случае, если из ее значения «воля рекламодателя заключить договор с любым, кто согласится, на условия, если реклама содержит все существенные условия договора». ГК РФ в основном охватывают такие специфичные отношения как авторское право, смежные права раздело ТЗ и других средствах индивидуализации.

Важный законодательный акт, контролирующий положения, сосредоточенные на государственное регулирование рекламной деятельности, это Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ[13]), несущий административную ответственность за нарушения в рекламной сфере.

Рассматривая Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее по тексту – Закон № 2124-I[14]), статьей которого предусмотрено, что распространение рекламы в средствах массовой информации может проходить в порядке, установленном законодательством РФ о рекламе.

Важный Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон № 135-ФЗ[15]), отвечающий за некорректное сравнение.

Недостоверные сведения о товаре (работе, услуге) конкурента касаются положения Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (Закон № 2300-I[16]).

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 53-ФЗ[17]) может рассматриваться как часть рекламного законодательства.

Статьи 56 и 54 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[18] обеспечить всем участникам равные условия для размещения агитационных материалов.

Закон № 38-ФЗ не упоминает о роли международных норм. Жуковская Л.М. советует «принять в ФЗ «О рекламе» положение «о приоритете международного договора перед нормами российского законодательства о рекламе при наличии противоречий»[19]. Хотя у нас в российском правоприменении и так действует правило, согласно которому международный акт выше российского при их противоречии. Главное, чтобы данный международный акт был ратифицирован в Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день существует множество источников законодательного регулирования в рекламной области: Конституция РФ, международные нормативные правовые акты, кодифицированные нормативные правовые акты (ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ), Закон № 38-ФЗ а также различные федеральные законы. Это говорит о том, что регулирование взаимоотношений связанных с рекламой и рекламной деятельности в России на современном этапе образует сложную комплексную иерархически соподчиненную систему, основанную на положениях разноотраслевых нормативных актов, в том числе международно-правовых стандартов, а также этических правил и норм, созданную с учетом частных интересов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.006 с.)