Особенности формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией



Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как «легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления». По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют. Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения – смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи[44].

Стертая дизартрия, по мнению Е. Ф. Архиповой, это: «речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетических и просодических компонентов речевой функциональной системы, возникающая вследствие невыраженного микро-органического поражения головного мозга»[4, c.10]. Для таких детей особенно характерным является то, что у них страдает просодическое оформление устной речи. Повествовательная интонация практически не выявляется в контекстной речи и при чтении стихов, что ведет к слиянию отдельных фраз, отсутствию завершенности интонационного высказывания. Для данной группы детей, в целом, характерна некоторая темпо-ритмическая дезорганизация устной речи.

В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как "следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи, наблюдаются не резко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально — волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций".

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии.

Рассмотрим подробнее нарушения просодических компонентов речи, таких как темп и ритм.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Темп, по мнению Н.П. Мещеряковой, это: «ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками; темп речи является важнейшим компонентом интонации»[36, c.21].

В лингвистике выделяют три основных темпа речи:

- быстрый;

- нормальный;

- медленный.

Оптимальный темп речи, в зависимости от условий, может быть медленным, быстрым и умеренным. Скорость речи зависит от условий и ситуаций общении, а также от темперамента говорящего, его подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи. Отмечается существование определенной связи между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный – для восклицательного предложения.

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов. Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания, а во-вторых, является элементом, выполняющим коммуникативную функцию. По словам Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, «ритм соотносится со смыслом, т.е. организуется, управляется и корректируется интеллектуально»[46].

Стертая дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. В основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. Л.В. Лопатина отмечает, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи[23].

Темпо - ритмическое нарушение это сложное психофизическое расстройство.

В работах Е.М. Мастюковой, посвященных изучению речи детей со стертой дизартрией, отмечаются нарушение у них темпа речи, а также трудность использования динамического, ритмического и мелодического ударений[34].

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию, вызывают значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации темпо-ритмических структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Общим для детей является нарушение просодической стороны речи, что является диагностическим критерием при дифференциации стертой дизартрии и дислалии. У многих детей со стертой дизартрией есть трудности при восприятии ритма изолированных ударов, акцентированных ударов. Воспроизведение ритмов также вызывает трудности.

Темп речи у детей с преобладанием процесса торможения – замедленный, с преобладанием процесса возбуждения – ускоренный. Нарушения темпа речи обусловлены нарушениями равновесия между основными нервными процессами, а также нарушением нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов. В развернутом высказывании отмечается некоторая его аритмия, связанная с ошибками последовательности произнесения слогов в словах. Внятность произношения в речевом потоке недостаточно четкая. В процессе речи накапливают слюну во рту.

Е.Э. Артемовой выделены 4 степени сформированности темпо- ритмической стороны у старших дошкольников со стертой дизартрией:

1 степень (низкая) - грубые нарушения просодических компонентов. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.

2 степень (недостаточная) - изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур.

3 степень (средняя) - непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. При выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.

4 степень (высокая). Сформированы все просодические характеристики. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи[2].

Таким образом, можно сделать вывод о том:

1) что стертая дизартрия, по мнению Е.Ф. Архиповой, это «речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетических и просодических компонентов речевой функциональной системы, возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга»[3, c.12];

2) при стертой дизартрии у старших дошкольников нарушен темп. Темп речи у таких детей с преобладанием процесса торможения – замедленный, с преобладанием процесса возбуждения – ускоренный. Нарушения темпа речи обусловлены нарушениями равновесия между основными нервными процессами;

3) нарушение нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов;

4) нарушен ритм речи. Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов. Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу.

5) у многих детей со стертой дизартрией имеются трудности при восприятии ритма изолированных и акцентированных ударов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.005 с.)