Речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрии



Проанализируем и рассмотрим методы формирования темпо-ритмической организации речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Марголина Л. В., учитель – логопед предлагает работу по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводить в определенной последовательности[33].

На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования. На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа: «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов). Прохлопать — протопать (повторить за педагогом). Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ). Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане. Послушай, как стучит «дятел», повтори так же. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз. «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой. Протопать ножками под ритм стихотворения.

Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания: Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро). Определить подходящий ритм для высказывания, например:  Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).  Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно). Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.). Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др. Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи. Повторение фраз за педагогом в заданном темпе. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе. Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен). Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа. Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом: Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.). Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают ноги).

Матвеева Т. А. использует в своей работе один из методов формирования темпо-ритмиеской организации реет логопедическую ритмику, которая представляет собой систему музыкально- двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, направленных на развитие рече-двигательной, мышечной и музыкально-двигательно- речевой координации, а также на развитие большинства высших психических функций[35].

Система занятий содержит несколько этапов с постепенно усложняющимися заданиями. На первом этапе развивают процессы восприятия и воспроизведения двигательного темпа и ритма с использованием внешнего датчика ритма - метронома. В качестве средств коммуникации выступают ее невербальные виды: взгляд, прикосновение, мимика (в том числе взгляд и улыбка), пантомимика (собственные движения и прикосновение к другому участнику занятий).

На втором этапе внешним источником ритма выступала музыка, а невербальные средства коммуникации обогащались собственно речью - от произнесения отдельных гласных до коротких фраз в сочетании с более сложными движениями (например, в танце).

На третьем этапе внешний источник ритма переводится во внутренний план, речевой материал представлен в виде анализируемых участниками группы стихотворных и прозаических текстов, монологов-импровизаций на заданную тему, при произнесении которых должны соблюдаться некоторые правила воспроизведения заданного ритма. Плавная речь совершенствуется в различных ситуациях общения (в группе, с незнакомыми людьми, в ситуации публичного выступления и др.)

Учитель - логопед Степанова И. Г., предлагает несколько этапов работы над формированием темпо-ритмической организации речи, с использованием игр и упражнений. На первом этапе, подготовительном, создается основа для дальнейшего восприятия и воспроизведения ритмических структур речи. На этом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур. Важно помнить, что сначала отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования[42].

Примерные игры и упражнения первого этапа:

1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов)

2. «Послушай и хлопни столько же раз, сколько я»

3. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши»

Со старшими детьми можно использовать схематические изображения и в ходе этой работы познакомить с понятием «ударный слог».

Примерные игры и упражнения:

1. Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге.

2. Узнать ритмическую мелодию, прохлопанную логопедом.

3. Послушать слова и назвать ударный слог. Определить его позицию.

На втором этапе ведется работа по формированию непосредственно темповой организации высказывания. Начинается она с формирования представлений о темпе речи.

1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро)

2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:

Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро)

3. Определить темп произнесенной фразы и поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т.п.)

Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

1. Повторение фраз за логопедом в заданном темпе.

2. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.

3. Произнесение фраз по сигналу логопеда (например, после взмаха флажком или удара в бубен)

Эту работу целесообразно дополнять занятиями по логоритмике, которые включают в себя различные речевые игры с разной степенью подвижности.

Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова в работе над ритмом при стертой дизартрии выделяют 2 направления:

I. Восприятие различных ритмических структур.

II. Воспроизведение различных ритмических структур.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры, где / – громкий удар, а v – тихий удар[28].

I. Упражнения на восприятие ритма

1. Прослушать изолированные удары (//, ///, ////), определить количество ударов путём показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

2. Прослушать серии простых ударов (// // //, /// ///), определить количество ударов путём показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

II. Упражнения на воспроизведение ритма

1.Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары.

2.Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов.

3.Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов.

Упражнения по освоению ритмики слова

1. Произнесения односложных слов

а) простых (да, ты, он, сел, дом);

б) со стечением согласных (сто, сталь, волк, свет, страх, старт);

в) в структуре нераспространённых предложений (Сын ест. Снег скрипит).

2. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции.

а) суп – супы (гласные в ударных и предударных слогах);

б) сок – соки (гласные в ударных и заударных слогах);

в) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласных по отношению к ударению: умный, удар, изучать, август.

3. Произнесения пар слов с гласными Э, О, А, находящимися в ударной или безударной позиции[28].

Е. С. Алмазова предлагает коррекционную программу которая может включать следующие направления работы:

1.Развитие восприятия и воспроизведения ритма.

2.Развитие восприятия и воспроизведения интонации.

3.Развитие восприятия и воспроизведения логического ударения.

4. Развитие модуляции голоса по высоте и силе.

Программа, направленная на коррекцию просодической стороны речи у детей с дизартрией, представлена поэтапно в виде комплекса упражнений.

Занятия рекомендуется проводить индивидуально и в группах[5].

Этапы работы.

I этап (подготовительный) целью которого является формирование и развитие базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи.

Знакомство с новым материалом, его восприятие, усвоение детьми, знакомство со способами выполнения заданий.

II этап (основной). Его цель - формирование и коррекция просодической стороны речи и развитие способностей детей самостоятельно выполнять задания.

III этап (заключительный). Цель- закрепление материала, автоматизация его во фразовой речи[5].

Направления работы на этапах.

На I этапе выделены следующие направления работы:

1. Выработка правильных дыхательных кинестезий

- нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики.

- дифференциация ротового вдоха и выдоха

2. Выработка правильных фонационных кинестезий.

- формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке и нахождение более комфортного звучания голоса)

- увеличение времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук, так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи.)

3. Развитие модуляций голоса по силе и высоте.

4. Коррекция ритма

- формирование восприятия и воспроизведения элементарных ритмических компонентов и комплекса ритмических структур.

Упражнения: Инструкции: «Послушай, сколько было ударов и покажи карточку», «послушай, сколько было ударов и повтори за мной» (Воспроизведение).

Направления работы II этапа:

1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания).

Упражнения: Работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи.

2. Развитие силы и высоты голоса

3.Развитие ритмической стороны речи

- обучение восприятию-воспроизведению акцентированных и не акцентированных ударов с целью формирования представлений об интенсивности акустического звука.

- развитие ритмического чувства речевых движений.

Упражнения: чтение стихов с двусложным ритмическим рисунком (ямб, хорей), сопровождающиеся ритмическим плавным дерижированием.

4. Формирование мелодико-интонационной стороны речи.

Направления работы III этапа:

1.Развитие просодической стороны речи.

-Формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи.

Упражнение: Отработка различных интонационных конструкций с интонационным центром в разных позициях.

- автоматизация полученных навыков в практической деятельности.

Таким образом, в процессе формирования темпо-ритмической организации речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, используют следующие игры и упражнения, направленные на развитие

- восприятия и воспроизведения ритма речи

- восприятия и воспроизведения интонации

- восприятия и воспроизведения логического ударения

- восприятия и воспроизведения темпа речи

- модуляции голоса по высоте и силе.

А также Степанова И.Т. предлагает дополнять занятия элементами логоритмики, которые включают в себя различные речевые игры с разной степенью сложности[42].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.024 с.)