Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

ТЕМА: Практические методы формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

 

 

«Допущена к защите» Протокол № ___ от ________20___г.   Заведующий кафедрой: Сидорина Марина Сергеевна кандидат педагогических наук, профессор   Выполнила: Сквознякова Наталья Геннадьевна студентка 4 курса  направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» очной формы обучения ________________________________ (подпись)                                                                                                                                                            Научный руководитель: Крамарева Инна Евгеньевна кандидат педагогических наук, доцент _________________________________                                         (подпись)  

 

Брянск

2019

 

Содержание

Введение …………………………………………………….....…….........………3

Глава 1. Теоретические основы формирования темпо - ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.............................................................................................................6

1.1. Особенности формирования темпо - ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.....................................6

1.2. Опыт логопедов по формированию темпо - ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией........................12

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией............................................................................................19

2.1. Выявление уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.....................19

2.2. Планирование индивидуальных занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией ……………...……………………........................................35

Заключение ………………………………………………...……….………......45

Литература ……………………...………………………………..………….......49

Приложение

Введение

В старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается устная речь, так как в этот период создаются благоприятные условия для ее развития и закладываются предпосылки для письменной речи, последующего речевого, языкового, личностного развития ребёнка. В настоящее время увеличивается количество детей с дефектами как устной, так и письменной речи.                                                                                                                              

Стертая дизартрия является одним из распространенных речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, при котором основными симптомами являются нарушения звукопроизношения и компонентов просодической стороны речи.

Просодика интонационно окрашивает устную речь и способствует вербальной коммуникации. В связи с этим, просодика представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи к которым относятся тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, дикция.
В свою очередь, нарушение просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста ведет к неэффективности взаимодействия со сверстниками.

Стертую дизартрию в своих работах изучали Е.Ф. Архипова, Г.Г. Гутцман, И.И. Данченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, О.А. Токарева и др. Так, по мнению Н.П. Мещеряковой речь детей со стертой дизартрией монотонна, маловыразительна, низкий тембр, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. Данное мнение разделяет Р.И. Лалаева, которая описывает нарушения просодики таких детей, обусловленные умственной отсталостью. Она отмечает, что речь детей монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. Темп речи детей может быть замедленным или ускоренным, что определяется преобладанием процессов возбуждения или торможения. Кроме этого, интонационная окраска речи, модуляции голоса детей со стертой дизартрией снижены, ослаблено речевое дыхание. У части детей речевой выдох очень короткий, поэтому они говорят на вдохе и речь является смазанной.

В связи с вышеописанными симптомами, дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи, поэтому тема и проблема нашего исследования является актуальной. В литературе достаточно подробно описаны особенности темпо-ритмической организации речи детей со стертой дизартрией (Р.Е. Левина, Т.С. Когновицкая, И.А. Поварова, М.Е. Хватцев, и др.). Но, изучая данные качества речи, исследователи большее внимание уделяют таким компонентам просодики, как мелодика и ударение. Анализ литературных источников показал, что недостаточно описаны методы и способы работы по формированию просодической стороны речи детей со стертой дизартрией в процессе коррекционно-педагогической работы. Поэтому целью исследования является выявление методов формирования просодики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Цель исследования: выявить методы формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Объект исследования: процесс формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предмет исследования: методы формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Гипотеза исследования: формирование темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией будет эффективным, если:

1)на каждом индивидуальном логопедическом занятии будут использоваться игры и упражнения;

2) игры и упражнения будут направлены на развитие:

- восприятия и воспроизведения ритма речи;

- восприятия и воспроизведения темпа речи;

Задачи исследования:

1. Изучить проблему формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в психолого-педагогической литературе.

2. Определить уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.       

3. Разработать планирование и конспекты индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Изучение опыта логопедов.

3. Беседа.

4. Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий).

5. Метод количественной и качественной обработки полученных данных.

 

Задание №1. Определение темпа речи ребенка

Цель: Выявить темп речи у ребенка.

Материал для исследования: предложения, в которых исключены слова сложной слоговой структуры и звуки, которые ребенок произносит неправильно. Также, для проведения исследований необходим магнитофон и секундомер.

Процедура: ребенку предлагается повторить за логопедом предложения или ответить на вопросы, запись которых производится на магнитофон. Затем проводится вычисление количества слогов в секунду.

Инструкция № 1:

Слушай предложения и повтори за мной:

Коля моет посуду. На столе стоит коробка. Марина тихо сидит на диване. Таня надела новую белую кофту.

Инструкция № 2:

Ответь на вопросы:

Что делает Коля? Где стоит коробка? Где стоит Марина? Что надела Таня?

Критерии оценки:

4 балла — темп норма (4—5 слогов в секунду);

3 балла — незначительное отклонение от нормы (+1 слог);

2 балла — убыстренный темп (7-8 слогов в секунду), замедленный темп (2-3 слога в секунду);

1 балл — очень быстрый темп (более 9 слогов в се­кунду), очень медленный темп (1-2 слога в секунду);

0 баллов — из-за выраженных речевых нарушений допускает повторы слов, затрудняется в передачи слого­вой структуры слов. В связи с этим не удается объектив­но произвести измерение темпа.

Задание №2. Исследование восприятия темпа речи

Цель: Выявить уровень восприятия темпа речи ребенком.

Материал для исследования: Для исследования вос­приятия различного речевого темпа предварительно ре­бенку объясняют, что темп речи может быть быстрым, медленным и нормальным. Вводятся картинки-символы (пример: заяц бегает быстро — и говорит очень быст­ро, черепаха ползает медленно — и говорит медленно, ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально).

Процедура: ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте, который читает логопед и показать соответствующую картинку-символ: зайца — быстрый темп, черепаху — медленный темп, ежика — нормальный темп.

Инструкция:

Посмотри на картинки: «Ежик ходит спокойно — и говорит спокойно, нормально, черепаха медленно ползает — и говорит очень медленно, заяц бе­гает очень быстро — и говорит очень быстро».

Сейчас я буду говорить предложения, а ты угадай, как я говорю, и покажи соответствующую картинку:

— По веточке ползает длинная гусеница, (медленный темп)

 — От топота копыт пыль по полю летит, (быстрый темп)

— Кто-кто в теремочке живет? (медленный темп)

— В лесу дети собирали грибы и ягоды (нормальный темп)

— У пчелы, у пчёлки почему нет чёлки? (быстрый темп)\

— Зимой дети любят кататься на санках и коньках. (Медленный темп)

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повтора предложения исправляет ошибки.

2 балла — после повторного произнесения предложе­ния ошибки не исправляет.

1 балл — ошибается, не соотносит с картинками.

 0 баллов — задание недоступно.

Задание №3. Исследование воспроизведения отраженного тем­па речи

Цель: выявить уровень умения воспроизводить отраженно темп речи ребенком.

Материал для исследований: воспроизведение предложений с различной темповой организаций за логопедом отраженно.

Процедура: ребенку предлагается прослушать предложения и повторить их в том же темпе за логопедом:

Инструкция:

Слушай внимательно и повторяй за мной предложения точно так же:

— Весной тает снег и бегут ручьи (нормальный темп)

— Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (быстрый темп)

— Самолет построим сами и помчимся над полями; (быстрый темп)

— Улитка носит свой домик на спине (медлен. темп)

— На море во время шторма очень большие волны (нормальный темп)

Критерии оценки:

4 балла — повторил верно.

3 балла — убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла — темп изменяет незначительно.

1 балл — темп не может изменять, не управляет темпом.

0 баллов — задание недоступно.

Задание №4. Самостоятельное управление темпом речи

Цель: выявить уровень умения самостоятельно управлять темпом речи.

Материал для исследования: небольшое знакомое стихотворение, например, «Заяц» Е.С. Анищенковой.

Процедура: при предъявлении различных карти­нок-символов ребенок должен менять темп речи по ходу чтения стихотворения.

Инструкция:

Ты будешь читать стихотворение, как увидишь картинку с зайцем, читай быстро, а увидишь черепаху — читай медленно, увидишь ежа — читай нор­мально, спокойно:

Сидит заяц пол кустом,

Здесь его семья и дом.

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке.

Критерии оценки:

4 балла — повторил верно.

3 балла — убыстрение, замедление темпа возможно после нескольких попыток.

2 балла — темп изменяет незначительно.

1 балл — темп не может изменять, не управляет темпом.

0 баллов — задание недоступно.

Задание №5. Обследование восприятия ритма

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять количество: а) изолированных ударов; б) серии простых ударов; в) акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.

Материал для исследования: карточки с графически изображением ритмических структур: //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/U/U/ и. тд., где /- громкий удар. U – тихий удар.

1.Инструкция: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».

- изолированные удары:

а) // б) /// в) //// г) ////;

2.Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, покажи нужную карточку».

- серии простых ударов:

а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

3.Инструкция: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку».

- серии акцентированных ударов:

а) UU/ б) // в) //UU// г) /U//

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повторного прослушивания исправляет ошибки.

2 балла — после повторного прослушивания серии ударов  ошибки не исправляет.

1 балл — ошибается, не соотносит с картинками.

 0 баллов — задание недоступно.

Задание №6. Обследование воспроизведения ритма

Цель: определить, умеет ли ребенок самостоятельно воспроизвести по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.

Материал для исследования:

- простые удары: //; ///; ////;

- серии простых ударов: // //; /// ///; //// ////; // // //;

- серии акцентированных ударов: /U/UU/U/; /U/U/; //UU//; /UU/UU; /U/U/;

1.Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

- изолированные удары:

а) /// б) ///// в) //// г) //

2.Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары».

- серии простых ударов:

а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

3.Инструкция: «Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары».

U – тихий, / - громкий.

- акцентированные удары:

а) /UU/ б) //U в) U//U г) //UU//

4.Инструкция: «Послушай, какие удары и сколько ударов я отстучу, и самостоятельно запиши знаками: / - громкий удар, U – тихий удар.

Критерии оценки для каждого задания:

4 балла — задание выполняет верно.

3 балла — ошибается, но после повтора серии ударов исправляет ошибки.

2 балла — после повтора серии ударов ошибки не исправляет.

1 балл — ошибается.

 0 баллов — задание недоступно.

Представив, задания, используемые для диагностики определения темпа, восприятия, отраженного воспроизведения, самостоятельного управления темпом, восприятия ритма, воспроизведение ритма речи опишем полученные результаты констатирующего этапа эксперимента.

При выполнении двух упражнений по обследованию темпа речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы получили следующие результаты: 2 человека набрали 6 балла (50%), 1 человек набрал 4 балла (25%) и 1 человек набрал 2 балл (25%). Данные результаты, показывают, что у всех детей имеются затруднения в темпе речи. У Димы наблюдалась повышенный темп речи (9 слогов в секунду), сложно разобрать что он говорит. У Дианы замедленный темп речи (2 слога в минуту). Оба ребенка не смогли ответить на все вопросы, заданные логопедом.

Отразим результаты обследования темпа речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в таблице 1 и рисунке 1. 

Таблица 1

Рис. 1. Сформированность темпа речи

При выполнении упражнений по обследованию восприятия темпа речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы получили следующие результаты: 2 человека набрали 3 балла (50%) и 2 человека набрали 2 балла (50%). Диана и Дима даже после повторения предложения не исправили ошибки. Юля и Иван в предложениях где были допущены ими ошибки исправились после повторения предложения логопедом.

Результаты выполнения задания №2 мы предоставили в таблице 2 и рисунке 2.

Таблица 2

Рис. 2. Восприятие темпа речи

При выполнении упражнений по обследованию отраженного воспроизведения темпа речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 2 человека набрали 2 балла (50%), 1 человек набрал 3 балла (25%), 1 человек набрал 1 балл (25%). Иван с помощью логопеда смог воспроизвести правильный темп предложения. Юля и Диана при произнесении предложений незначительно изменяли темп, разница между быстрым и медленным темпом была незначительна. Дима не смог воспроизвести необходимый темп речи, даже после помощи логопеда.

Результаты выполнения задания №3 мы предоставили в таблице 3 и рисунке 3.

Таблица 3

Рис. 3. Отраженное воспроизведение темпа речи

      При выполнении упражнений по обследованию самостоятельного управления темпом речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 2 человека набрало 4 балла (50%) и 2 человека набрали 2 балла (50%). Юля и Иван правильно поняли инструкцию и выполнили задание без ошибок. Диана и Дима при выполнении задания смогли изменять темп речи, но незначительно.

Результаты выполнения задания №4 мы предоставили в рисунке 4.

Таблица 4

Результаты обследования самостоятельного управления темпом речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

№/имя ребенка Всего баллов
1 Дима А. 2
2 Юля К. 4
3 Диана Б. 2
4 Иван С. 4

 

Рис. 4. Самостоятельное управление темпом речи

      При выполнении упражнений по обследованию восприятия ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией двое детей в общем набрало 8 баллов (50%), а еще двое – 12 баллов (50%). Юля и Иван задания выполняли правильно, но в замедленном темпе. Дима и Диана задания выполняли с ошибками, но исправлялись по ходу работы.

Результаты выполнения задания №5 мы предоставили в рисунке 5.

Таблица №5

Рис. 5. Восприятие ритма речи

      При выполнении упражнений по обследованию воспроизведения ритма речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией трое детей в общем набрало 8 баллов (75%), один – 12 баллов (25%). Юля, Дима и Диана на протяжении выполнения всех заданий делали незначительные ошибки, при этом они самостоятельно исправлялись. Иван самостоятельно выполнял задания, но с заминкой.

Результаты выполнения задания №6 мы предоставили в рисунке 6.

Таблица №6

Рис. 7. Распределение уровней сформированности темпо-ритмической организации речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Анализ рисунка 7 показывает, что у детей старшего возраста со стертой дизартрией в равной мере преобладает средний и высокий уровень сформированности темпо-ритмической организации речи – по 2 детей на каждый из уровней (50%).

На основе приведенных результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы можем выделить следующие особенности у детей имеющих средний уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи:

1) темп и ритм речи либо убыстренный, либо замедленный;

2) восприятие темпа и ритма речи неполное, после повторного произнесения ошибку исправляют с трудом или же вообще не могут ее исправить;

3) темп речи не могут изменить, не управляют темпом речи;

4) трудности в дифференциации быстрого и замедленного темпа речи;

5) трудности в управлении ритмом речи.

Отсюда следует вывод, что в содержании планирования по формированию темпо-ритмической стороны речи необходимо включать игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и воспроизведения темпа и ритма речи.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости продолжения коррекционной работы путем планирования индивидуальных логопедических занятий, где будут подобраны игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией по формированию темпо-ритмической организации речи.

 

 

Планирование индивидуальных занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

С целью формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы разработали планирование и конспекты индивидуальных логопедических занятий на одного ребенка с использованием игр и упражнений, направленных  на развитие:

- восприятие и воспроизведение ритма;

- восприятие и воспроизведение темпа речи;

Задачи этапа нашего исследования:

1. Спланировать индивидуальные логопедические занятия по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений.

2. Разработать конспекты индивидуальных логопедических занятий с использованием игр и упражнений по развитию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а именно на:

- восприятие и воспроизведение ритма речи;

- восприятия и воспроизведения темпа речи;

Планирование индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений мы представили в таблице 8.

Таблица 8

Планирование индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

Тема индивидуального логопедического занятия и задачи Методы формирования темпо-ритмической организации речи
1 Автоматизация звука [р] в слогах Задачи: 1) образовательные: - уточнить артикуляцию произнесения звука [р] - уточнить правильное изолированное произношения звука [р] - учить правильно произносить звук [р] в слогах 2) развивающие: - развивать высшие психические функции: память, мышление, внимание - развивать фонематическое восприятие - развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук - развивать восприятие и воспроизведение темпа речи 3) воспитательные: - воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям - воспитывать контроль за своей речью - воспитывать стремление овладеть правильной речью. Игра: «Бег по дорожке» Цель: развитие восприятия и воспроизведения темпа речи. Оборудование: картинка с изображением дорожки. Картинки-символы черепахи, зайца. Речевая инструкция: проговори слог всю дорожку быстро/ медленно. Ход игры: логопед перед ребенком выкладывает игровое поле с дорожкой. Задает слог, который необходимо отработать. Ребенок должен проговорить слог всю дорожку, при этом изменяя скорость речи, по указанию логопеда то быстро, то медленно, с опорой на картинки-символы, где картинка зайца означает- быстро, а картинка черепахи-медленно. Речевой материал: ра, ро, ру, ры,рэ.
2 Автоматизация звука [р] в словах. Задачи: 1) образовательные: - уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р]; - учить правильно произносить звук [р] в словах; 2) развивающие: - развивать высшие психические функции: память, мышление, внимание; - развивать фонематическое восприятие; - развивать пространственную ориентации и координацию тонких движений кисти и пальцев рук; - развивать контроль за темпо – ритмическими характеристиками речи; 3) воспитательные: - воспитывать положительного интереса к логопедическим занятиям; - воспитывать контроль за своей речью; - воспитывать стремление овладеть правильной речью. Игра: «Один-много» Цель: Развитие восприятия и воспроизведения ритма речи. Оборудование: карточки с картинками. Речевая инструкция: прохлопай слово. Ход игры: логопед выкладывает перед ребенком картинки. Ребенок называет что на ней изображено в единственном и множественном числе. Проговаривая, слова он отхлопывает его, при этом каждый удар ладони приходится на гласный звук. Речевой материал: рак, рука, роза, корова, ворона, подарок, шар, ковер, топор.  
3 Автоматизация звука [р] в словосочетаниях. 1) образовательные: - автоматизировать звук [р] в словосочетаниях; 2) развивающие: - развивать моторику артикуляционного аппарата; - развивать фонематический слух; - развивать навыки слогового анализа; - развивать мелкую моторику; - развивать внимание, память, мышление; - развивать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полным ответом; - развивать умение воспроизводить различные интонационные конструкции; 3) воспитательные: - воспитывать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами; - воспитывать творческую самостоятельность.  
4 Автоматизация звука [р] в предложениях. Образовательные: - закрепить навык правильного произношения звука [р] в предложениях; 2) развивающие: - развивать артикуляционную и мелкую моторики; - развивать фонематического слуха; - формировать навыка самоконтроля за собственной речью; - закреплять навык фонематического анализа и синтеза; - развивать внимание, память, мышление; - развивать восприятие и воспроизведение логического ударения. 3) воспитательные: - воспитывать культуру взаимоотношений, формирование навыков речевого общения; - воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.  
5 Автоматизация звука [р’] в слогах. Задачи: 1) образовательные: - уточнить артикуляцию произнесения звука [р’]; - уточнить правильное изолированное произношения звука [р’]; - учить правильно произносить звук [р’] в слогах; 2) развивающие: -развитие высших психический функций: память, мышление, внимание; -развитие фонематического восприятия; -развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук; - развитие восприятия и воспроизведения интонации; 3) воспитательные: - воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям; - воспитать контроль за своей речью; - воспитать стремление овладеть правильной речью.    
6 Автоматизация звука [р’] в словах. Задачи: 1) образовательные: - уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р’]; - учить правильно произносить звук [р’] в словах; 2) развивающие: - развивать высшие психические функции: память, мышление, внимание; - развивать фонематическое восприятие; - развивать пространственную ориентации и координацию тонких движений кисти и пальцев рук; - развивать восприятие и воспроизведение логического ударения; 3) воспитательные: - воспитывать положительного интереса к логопедическим занятиям; - воспитывать контроль за своей речью; - воспитывать стремление овладеть правильной речью.  
7 Автоматизация звука [р’] в словосочетаниях. 1) образовательные: - автоматизировать звук [р’] в словосочетаниях; 2) развивающие: - развивать моторику артикуляционного аппарата - развивать фонематический слух; - развивать навыки слогового анализа; - развивать мелкую моторику; - развивать внимание, память, мышление; - развивать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полным ответом; - развивать модуляцию темпа речи; 3) воспитательные: - воспитывать потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами; - воспитывать творческую самостоятельность. Игра: «Быстро-медленно» Цель: развитие восприятие и воспроизведение темпа речи. Оборудование: картинка с изображением словосочетания. Речевая инструкция: проговори словосочетание быстро, медленно. Ход игры: логопед задает ребенку определенное словосочетание и скорость, с которой ребенок должен его проговорить. Ребенок четко проговаривает словосочетание либо быстро, либо медленно. Речевой материал: вареная репа, резиновая грелка, панцирь черепашки, нарядная матрёшка, кривая коряга.
8 Автоматизация звука [р’] в предложениях. Образовательные: - закрепить навык правильного произношения звука [р’] в предложениях 2) развивающие: - развивать артикуляционную и мелкую моторики - развивать фонематического слуха - формировать навыка самоконтроля за собственной речью. - закреплять навык фонематического анализа и синтеза - развивать внимание, память, мышление - развивать восприятие и воспроизведение интонации - развивать координацию движений с речью 3) воспитательные: - воспитывать культуру взаимоотношений, формирование навыков речевого общения; - воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.  

 

Ценность спланированных индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием игр и упражнений, заключается в том, что представленные выше игры и упражнения по развитию темпо-ритмической стороны речи, а также речевой материал подобраны в соответствии с темой индивидуальных логопедических занятий. Речевой материал соответствует  этапу коррекции звукопроизношения, т.е. упражнения и игры по развитию темпо-ритмической стороны речи на занятии выполняют следующие задачи:

-восприятие и воспроизведение ритма;

-восприятие и воспроизведение темпа речи;

     -автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Подобранные игры и упражнения по развитию темпо-ритмической стороны речи могут использовать как логопеды на всех видах логопедических занятий, так и воспитатели логопедических групп на своих занятиях, по формированию темпо-ритмической стороны речи, а также и при работе по коррекции звукопроизношения.

 

 

Заключение

Изучив проблему формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы сформулировали следующие выводы.

Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Стертая дизартрия, по мнению Е. Ф. Архиповой, это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетических и просодических компонентов речевой функциональной системы, возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Большинство ученых, занимающихся данной проблемой исследования, выявили следующие нарушения у детей со стертой дизартрией, относительно темпо-ритмической стороны речи:

- темп речи у таких детей с преобладанием процесса торможения – замедленный, с преобладанием процесса возбуждения – ускоренный. Нарушения темпа речи обусловлены нарушениями равновесия между основными нервными процессами;

- нарушение нормативной длительности звуков, прежде всего гласных. При увеличении нормативной длительности гласных темп речи замедляется, а при уменьшении – ускоряется, с проглатыванием целых слогов;

- имеются трудности при восприятии ритма изолированных и акцентированных ударов.

Различные учителя-логопеды (Степанова И. Г., Матвеева Т. А., Марголина Л. В., Лопатина Л. В., Серебрякова Н.В. и др.) для формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией рекомендуют использовать специальные игры и упражнения:

1. Игры и упражнения по ознакомлению с понятием «ударный слог»:

- подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге;

- узнать ритмическую мелодию, прохлопанную логопедом;

- послушать слова и назвать ударный слог, определить его позицию.

2. Игры и упражнения по формированию представлений о темпе речи:

- привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро);

- определить подходящий ритм для высказывания, например: Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро);

- определить темп произнесенной фразы и поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т.п.).

3. Игры и упражнения по освоению ритма речи:

- произнесения односложных слов

а) простых (да, ты, он, сел, дом);

б) со стечением согласных (сто, сталь, волк, свет, страх, старт);

в) в структуре нераспространённых предложений (Сын ест. Снег скрипит);

- произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции:

а) суп – супы (гласные в ударных и предударных слогах);

б) сок – соки (гласные в ударных и заударных слогах).

С целью выявления исходного уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы провели экспериментальное исследование в МБДОУ комбинированного вида детский сад №115 «Ладушки» города Брянска. В исследовании приняло участие 4 ребенка старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: стертая дизартрия. Средний возраст детей, которые участвовали в обследовании составил 6 лет.

Сроки проведения нашего исследования – с 04.02.2019г. по 16.02.2019г.  – констатирующий эксперимент, с 17.02.2019г. по 19.032019г. – разработка планирования индивидуальных занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в равной мере преобладает средний и высокий уровень сформированности темпо-ритмической организации речи – по 2 детей на каждый из уровней (50%).

На основе приведенных результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией мы можем выделить следующие особенности у детей имеющих средний уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи:

1) темп речи либо убыстренный, либо замедленный;

2) восприятие темпа речи неполное, после повторного произнесения ошибку исправляют с трудом или же вообще не могут ее исправить;

3) темп речи не могут изменить, не управляют темпом речи;

4) трудности в дифференциации быстрого и замедленного темпа речи.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости продолжения работы по формированию темпо-ритмической стороны речи с использованием игр и упражнений.

С целью формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, мы разработали планирование и конспекты индивидуальных логопедических занятий с использованием специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие:

-восприятия и воспроизведения ритма;

-восприятия и воспроизведения темпа речи;

Ценность спланированных индивидуальных логопедических занятий по формированию темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией с использованием различных игр и упражнений, заключается в том, что представленные выше игры и упражнения по формированию темпо-ритмической стороны речи, а также речевой материал подобраны в соответствии с темой индивидуальных логопедических занятий. Речевой материал соответствовал  этапу коррекции звукопроизношения, т.е. упражнения и игры по формированию темпо-ритмической стороны речи на занятии выпол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.169 с.)