Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы разрешения конфликтов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ключ к разрешению конфликта, который будет эффективен для всех, - это распознавание скрытых желаний или страхов (другого человека или ваших собственных). Выделяют пять основных стратегий выхода из конфликта: Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все. Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы, давление третьей стороны. Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Может выражаться, например, в уходе в угрозе ухода с работы; в избегании встреч с противником и т.д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама его причина. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения Распространенные конфликтные ситуации в сфере труда показаны в приложении А
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ: Задание 1 Изучить теоретический материал, ответить на вопросы, оформить ответы в таблице: Таблица 3.1 – Теоретические основы мотивации и управления персоналом Вопрос Ответ 1 Мотивация персонала (определение).
2 Перечислить базовые типы трудовой мотивации
9 · Сущность авторитарного стиля управления
10 · Сущность демократического стиля управления
11 Сущность либерального стиля управления
12 Виды конфликтов (перечислить)
13 Методы разрешения конфликтов (перечислить)
Задание 2 Решить ситуационные задачи. Сделать выводы. Ситуационная задача 2.1 В транспортном цехе промышленного предприятия работает коллектив в основном мужского пола примерно одной возрастной категории (45 - 55 лет), со средним специальным образованием, с примерно одинаковыми должностными окладами. В течение15 лет ими руководил пожилой мужчина, применявший авторитарные методы руководства, благодаря чему в коллективе соблюдалась дисциплина труда, но эффективность работы была крайне низкой. Когда их руководитель ушел на пенсию, то вышестоящее предприятия, выбрало из их среды толкового сотрудника и поставило на должность начальника данной транспортного цеха. Это, естественно, спровоцировало недовольство и возникновение конфликтных ситуаций в коллективе, так как каждый сотрудник считал себя вправе занять эту должность. Для разрешения этой ситуации головное руководство сделало следующий шаг. Оно повысило должностные оклады всем сотрудникам транспортного цеха до верхнего предела (в среднем на 3500 руб.). После такого материального стимулирования эффективность работы сотрудников резко повысилось, что было замечено всеми сотрудниками смежных подразделений. Такая эффективная работа продолжалась около одного квартала, затем все вернулось к прежнему положению вещей. Вопрос к ситуации 2.1 1. Чем объясняется возврат к прежней неэффективной работе; в чем заключается ошибка руководства?
Ситуационная задача 2.2 Руководитель Петров И.В. дает задание Иванову П.И. приобрести оборудование определенной марки. Иванов П.И. пытается объяснить ему, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине. Но Петров И.В., за которым последнее слово, подбирает весомые аргументы в пользу своего решения и убеждает в его правильности. Иванов П.И. соглашается: «Ну хорошо, если Вы так думаете, то я приобрету это оборудование», одновременно тоном речи и набором слов и интонацией в фразе давая понять Петрову И.В. на скрытом уровне, что он не согласен с решением и не будет нести никакой ответственности за его последствия. Через некоторое время мнение Иванова П.И. подтверждается, и оборудование демонтируется. Когда Петров И.В. вызывает к себе Иванова П.И., чтобы проанализировать причину неудачи, тот отвечает: «А я с самого начала предупреждал Вас, что оборудование никуда не годится». Таким образом, возникает напряженность в общении. Вопросы к ситуации 2.2: Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что Вы находитесь попеременно в роли руководителя и подчиненного. 1. Какова должна быть тактика руководителя? 2. Какова должна быть тактика подчиненного?
Ситуационная задача 2.3 Новый сотрудник, очень хорошо справляется с работой. Однако он постоянно задает шефу вопросы, на которые прекрасно может ответить сам. Сознавая это, руководитель каждый раз реагирует на такие вопросы раздраженно, от чего страдают не только отношения с этим сотрудником, но и климат в коллективе. Вопросы к ситуации 2.3: Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что Вы находитесь попеременно в роли руководителя и подчиненного. 1. Какова должна быть тактика руководителя? 2. Какова должна быть тактика подчиненного?
Ситуационная задача 2.4 Работник Кузнецов Т.П. в целом знает свое дело хорошо и выполняет его достаточно качественно. Но при этом постоянно совершает мелкие ошибки, которых вполне можно избежать. Начальник Борисов В.В. каждый раз вызывает его к себе для объяснений и Кузнецов Т.П. получает «пинок», который на время делает его внимательнее. Затем ситуация повторяется. Вопросы к ситуации 2.4: Определите верную стратегию выхода из психологической игры и разрешения конфликтной ситуации. Помните о том, что Вы находитесь попеременно в роли руководителя и подчиненного. 1. Какова должна быть тактика руководителя? 2. Какова должна быть тактика подчиненного?
Ситуационная задача 2.5 Из жизни Ли Якокки Возглавив корпорацию «Крайслер» и оказавшись один на один с необходимостью создавать ее заново, Ли Якокка должен был проанализировать сложившуюся в корпорации ситуацию и наметить главные задачи, которые должны решаться. Первой в списке таких задач стояла организация работы с персоналом, которая должна была быть в корне изменена. Ли Якокка писал: «Во всей компании люди были запуганы и подавлены. Никто ничего не делал как следует. Таундсенд (бывший топ-менеджер корпорации — прим. авт.) и его подручные произвольно перемещали людей из одних областей деятельности, где они были на месте, в другие, которые оказывались им не по плечу». Одним из следствий плохой работы с персоналом явилась утечка секретной информации как о финансовом положении корпорации, так и о технических и технологических нововведениях. Если бы эти люди оказались назначенными на ту должность, которой изначально соответствовали, они справлялись бы со своими обязанностями. Как работники они были испорчены неверным назначением! Для многих из них что-либо изменить оказалось уже практически невозможным. Впоследствии среди прежнего персонала удалось выявить и назначить на новые должности людей, которые блестяще справлялись со своими новыми обязанностями. Вопросы к ситуации 2.5: 1. В чем, на Ваш взгляд, кроются причины подавленного состояния работников корпорации «Крайслер», имевшего место до прихода к управлению Ли Якокки? 2. Что, помимо рациональной расстановки кадров по рабочим местам, необходимо работникам кризисного предприятия для улучшения морально-психологического климата в трудовом коллективе и повышения эффективности его работы?
Ситуационная задача 2.6 Пользуясь приложением Б, решить следующие управленческие проблемы: 1. В прямом подчинении у руководителя предприятия либо в подразделениях «работает» персонал, ранее выполнявший определенные проекты. После закрытия проектов (по разным причинам) люди были оставлены в штате предприятия, с тем чтобы позднее подобрать им соответствующие обязанности. Некоторые «функциональные бомжи» благополучно существуют в таком режиме больше года. Заработная плата им выплачивается. Как такая ситуация может повлиять на производительность труда в организации? 2. Каковы могут быть последствия для организации, если руководитель не может грамотно делегировать полномочия? 3. Какие могут быть последствия, если у руководителя организации есть доверенный советник без реальной ответственности?
Ситуационная задача 2.7 Организация работы по повышению квалификации рабочих С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют: · подготовку новых работников (первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии); · переподготовку (переобучение) работников (освоение новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства); · повышение квалификации (обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям). Квалификационная комиссия Вопрос о присвоении или повышении разряда (класса, категории) рабочему рассматривается квалификационной комиссией, созданной приказом работодателя. Председателем комиссии назначается лицо, определяемое работодателем. Членами комиссии могут быть назначены: · работник, выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на производстве; · начальник (представитель) отдела труда и заработной платы; · инженер по охране труда; · руководитель соответствующего подразделения предприятия. При необходимости в состав комиссии могут включаться высококвалифицированные специалисты родственных организаций, преподаватели, мастера производственного обучения учебных заведений профессионального образования, представители профсоюза. Основанием начала функционирования квалификационной комиссии является, как правило, подача заявления работником и представления (характеристики, ходатайства) на него руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела. Квалификационные экзамены Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов – определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им: · квалификационные разряды; · классы; · категории по соответствующим профессиям. Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения. Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или раз в год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии. На практике работодатели разрабатывают собственные методики тарификации работ (определение их сложности) и оценивают соответствие уровня квалификации рабочего требованиям рабочего места по тем критериям, которые сформулированы в этой методике, если выполнение работ рабочим не связано с предоставлением компенсаций и льгот либо установлением ограничений. Работник должен ответить на вопросы: · указанные в разделе «должен знать» квалификационной характеристики, · вопросы, вытекающие из требований к общему уровню профессиональных знаний: · свои обязанности, · правила внутреннего трудового распорядка, · положения, инструкции и другие руководящие материалы, правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности, · правила пользования средствами индивидуальной защиты; · требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, · требования по рациональной организации труда на рабочем месте. За две недели до начала экзамена мастер, начальник цеха выдает претенденту наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т. д. Перечень пробных производственных работ составляется на основании раздела «должен уметь» квалификационной характеристики. Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала, а по выполнении фиксируется окончание. По итогам экзамена квалификационная комиссия принимает решение о присвоении рабочему квалификационного разряда (класса, категории). Решение комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в соответствии с которым рабочему присваивается квалификационный разряд (класс, категория). Присвоение разряда (класса, категории) по профессии в установленном порядке заносится в трудовую книжку работника. Задание к ситуации 2.7: Разработайте в виде таблицы систему повышения квалификации работников организации, эффективно раскрывающую их потенциал. Таблица 3.2 – Организация работы по повышению квалификации рабочих Вопросы Ответы Направления повышения квалификации
Условия допуска к сдаче квалификационного экзамена
Основание для функционирования квалификационной комиссии
Состав квалификационной комиссии
Периодичность проведения квалификационных экзаменов
Какие вопросы содержит теоретическая часть квалификационного экзамена?
Специфика проведения практической части квалификационного экзамена
Документальное оформление результатов повышения квалификации
"Менеджер как личность и сотрудник" Задание 1. Менеджер должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения: 1. Вырабатывайте у себя положительное отношение к своим ближним. 2. Относитесь к окружающим с интересом. 3. Внимательно слушать собеседника. 4. Пытайтесь поставить себя на место другого. 5. Всегда будь готов оказать другому помощь. 6. Признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами. 7. Чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени. 8. Ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружающим. 9. Будьте в общении непринужденны и естественны. 10. По возможности настраивайтесь на радостный и оптимистический лад. 11. Будьте энергичны и уверены. 12. Выражайте сои мысли точно и внятно. 13. В беседе с окружающими чаще употребляйте местоимения "ты" и "вы", а не "я", и "мы". 14. Критические замечания высказывайте сдержанно и доброжелательно. 15. Постоянно повышайте свой образовательных уровень. Вопросы: 1. Все ли приведенные положения обязан учитывать менеджер? Обоснуйте свою позицию. 2. Что из перечисленного вы уже применяете и что намерены использовать в ближайшее время? 3. Какие еще соображения в формировании личного "имиджа" представляются вам важными? Задание 2. Менеджер, особенно высокого уровня, всегда должен иметь своего заместителя. От их совместной деятельности, взаимодействия во многом зависит успех дела. Ниже приведены основные заповеди, которыми следует руководствоваться в рамках деловых отношений руководителя и заместителя. Заповеди для руководителя. 1. Обязательное полное информирование заместителя о состоянии дел. 2. Лояльность по отношению к заместителю. Руководитель должен не просто поддерживать своего заместителя, но и отстаивать его интересы. 3. Оказание заместителю всякого содействия: он должен иметь доступ к информации, ценному опыту. Заповеди для заместителя. 1. Действовать в духе отсутствующего руководителя. Не следует видеть в заместительстве шанс для проведения собственной политики. 2. Лояльность по отношению к отсутствующему руководителя. Ни по отношению к руководителю своего "шефа", ни по отношению к подчиненным заместителю не следует проводить собственной тактики. 3. Секретность. Необходимо хранить молчание обо всех происшествиях в подразделении. Конечно, заместитель не обязан скрывать ставшие ему известными факты, связанные с уголовными преступлениями. 4. Честность и благородство. Заместитель не должен использовать полученную им во время заместительства информацию ради собственной карьеры. 5. Ориентация на окончание сроков заместительства. Заместитель должен зафиксировать в рабочем дневнике (других аналитических документах) все существенные дела и полностью информировать о них руководителя по его возвращении, чтобы тот мог без промедления приступить к работе. Вопрос. 1. Со всеми ли заповедями вы согласны? 2. Что еще, по вашему мнению, нужно добавить к ним ради пользы дела? 3. От каких заповедей, на ваш взгляд, можно или нужно отказаться и почему? 4. Если бы вас назначили топ-менеджером[1], руководствовались бы вы приведенными ранее рекомендациями во взаимоотношениях со своим заместителем? Поясните свою позицию. Задание 3. Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру немалых нервов, фирме - убытков. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя их распознать и сделать соответствующие выводы. Признаки конфликтов, как правило, одни и те же: § дело, над которым работает коллектив, перестаёт быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается "не в ходу"; § сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами; § во время разговоров сотрудников большое внимание уделяется негативным факторам. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовётся о нём. Каждый из этих признаков - серьёзный настораживающий сигнал, но уладить конфликт ещё не поздно. Для этого придётся чуть-чуть изменить принятый вами режим работы. Например, распределять задания не "тет-а-тет", а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мнениями, регулярное совместное подведение итогов. Иногда и руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт. Поэтому, прежде чем начинать действовать, проанализируйте собственное поведение. Помните: вам в качестве руководителя недопустимо: § скрывать какую-либо деловую информацию от своих подчинённых; § высказывать особое расположение кому-либо из сотрудников; § безропотно отдавать людей "на растерзание" вышестоящему начальству; § недооценивать профессионализм своих коллег. 1.Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций? 2.Если уж конфликтная ситуация стала реальностью, то как ею управлять? 3. Каковы должны быть ваши действия как менеджера при разрешении конфликта? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте определение мотивации персонала. 2. Перечислить и раскрыть сущность базовых типов трудовой мотивации 3. Приведите примеры того, как одинаковые потребности могут порождать различные мотивы деятельности. Объясните, почему это возможно. 4. Назовите по пять наиболее важных, по Вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц: – Вас лично в группе; – неквалифицированного рабочего – квалифицированного технолога; – мастера цеха 5. Принципы и методы системы повышения квалификации в организации 6. Виды конфликтов в трудовом коллективе 7. Методы решения конфликтов 8. Стили управления в организации
ЛИТЕРАТУРА: 1. А.Д. Косьмин, Н.В. Свинтицкий. Менджмент. Учебник для студентов учреждений сред.проф.образования-М.Академиия,2016.-208с. 2..А.Г.Фаррахов. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е издание. Стандарт третьего поколения-СПБ.Питер 2015г. 320с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 2552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.013 с.) |