Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы ликвидации конфликтов

Поиск

Для ликвидации конфликтов применяют структурные, психологические и межличностные стили, методы снятия напряжения и функциональные методы.

Структурные методы

Существует четыре структурных метода разрешения конфликта:

- разъяснение требований к работе;

- использование координационных и интеграционных механизмов;

- установление общеорганизационных комплексных целей;

- использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе.

Разъясняется, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения, уровень требуемых результатов, кто представляет и кто получает различную информацию, какова система полномочий и ответственности, а также принятых процедур и правил.

Координационные и интеграционные механизмы.

Имеется в виду, что установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, процедуру принятия решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику для принятия решения. Принцип единоначалия облегчает управление конфликтной ситуацией.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие, как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциональными отделами, межфункциональные группы, межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности.

Общеорганизационные комплексные цели.

Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий всех сотрудников, отделов и подразделений. Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности. Там. где существует единая главная и высшая цель - гарантия эффективного завершения проекта.

Использование системы вознаграждений.

Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать деструктивных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе.

Психологические стили разрешения конфликтов.

Известны шесть основных стилей разрешения межличностных конфликтов:

- уклонение,

- сглаживание,

- принуждение,

- форсирование,

- компромисс,

- решение проблемы,

- при помощи действий сотрудников.

Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта, т.е. не попасть в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласием, тогда не придется спорить, конфликтовать, затрачивать нервную энергию ради решения проблемы. Результат применения этого стиля - конфликт не произошел, но проблема осталась.

Сглаживание.

Этот стиль характеризуется повелением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все - одна счастливая команда, не следует раскачивать лодку», «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, при этом совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта.

Принуждение.

В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Того, кто пытается это сделать, не интересует мнение других людей. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Этот стиль может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаточность этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и образованного персонала.

Форсирование.

Разновидность стиля принуждения. Это активный стиль разрешения конфликтов, поиск альтернатив, предложений, выработка собственных решений, переговоры. Применяются нажим, давление и в некоторых случаях власть.

Компромисс.

Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной причине, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы.

Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта, найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.

Д. Черткофф и Д. Эскер предложили мето­дику управления конфликтом при помощи действий посредников. По их мнению, для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно скорее всего в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на различные уступки" сохранить лицо". В случае включения посредника возникает любопытная в психологическом отношении ситуация, при необходимости уступок (обоюдных или даже в пользу одного из соперников) конфликтные стороны идут на них, адресуясь не к друг к другу, а к третьей стороне. Таким образом, чисто психологические шаги противоборствующих участников конфликта навстречу посреднику означает не уступку ему (и уж тем более друг другу), но скорее демонстрацию готовности сотрудничать с ним в решении общей проблемы, следуя при этом определенным правилам игры.

Методы снятия напряжения.

Коммуникативные конфликты, межличностные столкновения часто служат причиной стрессов. В основе стрессов лежит напряжение, страх, расстройство нервной системы. Поэтому необходимо знать методы и приемы снятия негативных эмоций, помогающих психологической адаптации человека. В теме 1 рассмотрены приемы разрядки отрицательных эмоций и техники самоуспокоения. Кроме предложенных можно выделить следующие:

Изометрические упражнения - представляют собой метод, основанный на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном режиме. Например, сидя на стуле, нужно взяться руками за сидение и с силой потянуть вверх. Сосчитав до шести, опустить руки и расслабиться. Затем повторить это, концентрируя внимание на соответствующей группе мышц, за счет их ритмического напряжения. Можно сжимать и разжимать кулаки, крутить бедрами, периодически надавливать подошвами ног на пол и т.д. Эти нехитрые упражнения (с известными ограничениями) можно проделывать сидя на конференции, совещании, слушая доклад. Они помогут обрести бодрость, гибкость и даже свежесть восприятия.

Аутогенная тренировка - это наиболее распространенный, особенно в Европе, метод снятия напряжений. В основе ее лежит, прежде всего, самовнушение. Человек может добиться заметных эффектов расслабления, снятия напряжения в различных частях тела, давая себе даже простейшие команды, например, вызвать чувство тяжести, тепла в руке или ноге и т.п. На более высокой стадии аутогенной тренировки возможно вызвать в сознании различные образы и картины, позволяющие максимально расслабиться в стрессовых ситуациях, управлять своими эмоциями в конфликтах.

Расслабление мышц - метод описанный Якобсоном еще в 1938 году заключается в поочередном кратковременном напряжении и последующем расслаблении отдельных групп мышц верхней части туловища (щек, лба, челюстей, затылка, шеи, груди, плеч, предплечий), брюшных мышц, мышц бедра, стопы, голени. Используя этот метод, напрягая отдельные группы мышц, важно быть расслабленным в остальных частях тела, пассивным, но одновременно внимательно контролировать происходящие в организме изменения и процессы.

Чтобы успокоить начавшееся возбуждение системы, необходимо несколько раз (10) глубоко вздохнуть. Глубокие вздохи бронируют сердечно-сосудистую систему. Посчитать про себя до десяти.

Умейте вызывать у себя положительные эмоции, находясь в состоянии раздражения. Приятное воспоминание, прослушивание музыкального фрагмента, чтение остроумных афоризмов - все это помогает вызвать мажорное состояние.

Функциональные методы разрешения конфликтов.

Среди функциональных методов разрешения конфликтов выделяются административный, правовой, воспитательный и психологический методы разрешения.

Административный путь опирается на принципы распоряжения, приказа, указания и другие административные методы. При правовом методе - через суд - используются законы и другие нормативные акты.

В современных условиях особое значение приобретают психологические методы разрешения конфликтов.

Существует несколько способов управления конфликтной ситуацией. При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, видов конфликтов, а затем использовать соответствующую методику.

Многие авторы выдвигают различные методы разрешения конфликтной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.131 (0.012 с.)