Методика «Опознание реалистических изображений». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Опознание реалистических изображений».



Испытуемым предлагалось назвать предметы изображенные на картинке по порядку. Количественная оценка предполагала подсчет ответов детей, пауз и последовательности называния предметов (таблица 2).

Таблица 2.

Сводная таблица сырых баллов

(по методике «Опознание реалистических изображений»)

  Дима Илья Стас Ренат Вика Олег Катя Витя Лиза Федя
скамейка 3 0 2 3 3 3 3 3 3 3
гриб 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
ремень 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
змея 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
помидор 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
 диван 0 0 3 3 3 3  3 3 2 3
чемодан 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3
телефон 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
 яблоко 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
 лампа 3 3 3 0 3 3 3 3  3 3
перо 3 3 1 3 3 0 3 0 3
 шланг 3 3 3 0 3 0 3 3 3 3
мяч 1 3 3 3 3 3 3 0 3 3
фуражка 3 3 3 0 3 3 3 3 3 3
шуба 3 0 3 3 3 0 3 3 2 3
часы 0 2 2 3 3 3 3 2 2 3
итог 40 38 44 39 48 39 48 40 45 48

0 – 37 = низкий уровень

38 – 45 = средний уровень

46 – 48 = высокий уровень

Низкий уровень не показал не один ребенок, шесть детей показали высокий уровень, четыре низкий уровень.  
Вывод:
Наиболее чувствительными к трудностям опознания оказались 7 картинок: перо, фуражка, шланг, помидор, мяч, скамейка, шуба. В ответах детей были представлены перцептивно близкие (фуражка – «ванна», мяч – «арбуз», перо – «лист»), перцептивно-вербальную ошибку (шланг – «чтобы тушить пожар»).

Чаще всего допускались перцептивно близкие ошибки, реже перцептивно-вербальные, вербальные ошибки единичны.

Дети начинали опознание упорядоченно, но изменяли порядок при затруднениях.

Эти ошибки обусловлены недифференцированностью зрительного гнозиса.

Катя, Вика, Лиза и Федя опознали самостоятельно все изображения. Дима допустил перцептино вербальную ошибку «часы» - «секундомер»; Илья допусил две перцептивно-вербальные ошибки «диван» - «кресло», «шуба» - «пальто»; Ренат допустил перцептивно близкую ошибку опознал в «фуражке» - «ванну», две перцептивно-вербальные «шланг» - «чтобы тушить пожар», вербальную ошибку «лампа» - «свет»; Олег опознал в картинке с изображением «шубы» - «пальто», перо, шланг, остались им не названными; Витя допустил перцептивно близкие ошибки опознал на картинке с изображением «пера» - «лист», на картинке с изображением «мяча» - «арбуз»;

Методика «Опознание наложенных изображений».

В данной пробе ребенок должен опознать предметы, разделив контуры наложенных друг на друга изображений разных предметов. Детям предъявляют для опознания один набор (при необходимости остальные закрывают) и предлагают назвать изображения. При ошибках сначала оказывают стимулирующую помощь, а затем предлагают обвести контур.

Оба вида ответов – самостоятельный и после помощи взрослого – фиксируются, отмечаются также порядок опознания фигур в наборе и время ответов. Ребенок должен опознать предметы, разделив контуры наложенных друг на друга изображений разных предметов (таблица 3).

Таблица 3.

Сводная таблица сырых баллов

(по методике «Опознание наложенных изображений»)

    Дима Илья Стас Ренат Вика Олег Катя  Витя  Лиза Федя
ель 3   0 0 0 3 0 3 3 3 3
тарелка 0 0 0 0 3 0 3 3 0 3
рыба 3 3 0      3 3 0 3 3 3 3
ключ 3 3 0    0 3 3 3 0 3 3
лампа 3 3 0 3 3 3 3 3 3 3
кувшин 0 3 0   0 3 0 3 3 3 0
маска 0 3 0 3 3 0 3 0 3 3
секундомер 0   0       0 0 3 0 3 0 3 3
туфля 0 0 0 0 3 3 3 0 3 3
ведро 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
топор 3 3 0 3 3 3 3 3 3 3
кисть 3 3 0 3 3 0 3 2 3 3
грабли 2 3 3 3 3 3 3 2 3 3
ножницы 1 3 0 3 3 0 3 3 3 3
чайник 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
вилка 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
стакан 2 3 0 3 3 3 3 3 3 3
тарелка 0 3 3 3 3 3 3 3 3 3
бутылка 3 3 3 0 3 3 3 3 3 3
  35 45 18 36 57 33 57 43 54 51

0 – 37 = низкий уровень

38 – 43 = средний уровень

44 – 57 = высокий уровень

5 детей с низким уровнем; 1 со средним; 4 с высоким.

Вывод: При опознании наложенных предметных изображений дети допускают перцептивно близкие замены, перцептивно-вербальные замены встречаются редко (туфля - «каблук», секундомер – «часы»). Среди перцептивно близких замен преобладают (тарелка – «шлем», ключ – «дудка»).

Относительно редкие перцептивно далекие ошибки возникают при трудностях разделения фигур (кувшин – «слон», кувшин – «рыба»).

Стимулирующая помощь и обведение контура приводят к правильному ответу детей.

Дима допустил две перцептивно близкие ошибки на называние одного и того же предмета в разных наборах «тарелка» - «шлем», перцептивно далекую ошибку кувшин - «слон», три перцептивно вербальные ошибки «секундомер» - «часы», «маска» - «лицо», «туфля» - «ботинок»; Илья также допустил две перцептивно вербальные ошибки «секундомер» - «часы», «туфля» - «сапог», ошибка по типу фрагментарности «ель» - «сосульки»; Стас затруднился в опознавании трех наборов, мальчик сказал, что: «он не понимает, что изображено», и допустил одну перцептивно – вербальную ошибку «стакан» - «кружка», две перцептивно-близкие ошибки «топор» - «молоток», «ножницы» - «клещи», и одну перцептивно-далекую ошибку «кисть» - «вилка»; Ренат допустил одну ошибку по типу фрагментарности «ель» - «коряга», одну перцептивно близкую «тарелка» - «шляпа», одну перцептивно далекую ошибку опознал в кувшине «шнур» и две перцептивно вербальные ошибки «туфля» - «каблук», «секундомер» - «часы» и одну вербальную «бутылка» - «лимонад»; Олег допустил ошибку на смешение фигуры и фона «рыба» - «яблоко», не смог узнать картинку с изображением кисти, три перцептивно – вербальные ошибки «ножницы» - «клещи», «секундомер» - «часы», «маска» - лицо», набор с изображением рыбы, тарелки и ели не был узнан; Витя допустил одну перцептивно близкую ошибку ключ «дудка» и три перцептивно-вербальные ошибки «секундомер» - «часы», «маска» - «лицо», «туфля» - «ботинок».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.006 с.)