Глава 2. Эмпирическое исследование нарушений письма у слабовидящих младших школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Эмпирическое исследование нарушений письма у слабовидящих младших школьников.



2.1. Описание методов исследования………………………………… 59 – 65 

2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента……. 66 – 84

Глава 3. Коррекция письма у младших школьников с растройствами зрительного восприятия.

3.1. Описание формирующего эксперимента………………………… 85 – 98

3.2. Обсуждение результатов контрольного эксперимента………… 99 – 102

Заключение……………………………………………………………. 103-105                                                                                             

Библиографический список………………………………………….106-109

Приложение…………………………………………………………….110-113                                                                                              

Введение.

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, т.е. детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Наличие широкой распространенности зрительных нарушений среди детского контингента обуславливает необходимость повышения уровня компетентности педагогов общеобразовательных учреждений общего назначения по вопросам развития и охраны зрения. Прежде всего педагогу необходимо иметь представление о функционировании зрительной системы в условиях нормального и нарушенного зрения.

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей с нарушениями зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

По данным ВОЗ, в последние десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения. В связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0,05-0,1) и частичновидящих (острота зрения 0,01-0,04). Среди детей, которые относятся к социальной категории слепых, 77% имеют резидуальное зрение. Компенсация нарушений зрительного анализатора у этих детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих.

Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительно восприятия у детей с глубоко поврежденным зрением обосновано в трудах офтальмологов, нейро-психо-физиологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов (М.И. Земцова, 1956; Л.А. Новикова, 1966, 1986; Дети с глубокими нарушениями зрения: Сборник авторов, 1967; Ю.А. Кульгин, 1969; Л.И. Солнцева, 1980, 1997; А.Г. Литвак, 1985; А.И. Каплан, 1981;А.И. Каплан и другие, 1982; И.Г. Куман, С.Н. Федоров, Л.А. Новикова, 1983; Л.П. Григорьева, 1983, 1985; Л.И. Плаксина, 1985; Н.Н. Зислина, 1987; M. Tobin, 1972; N. Barraga, 1986, и другие). Во многих из этих исследований было установлено отрицательное влияние слепоты и слабовидения на развитие познавательных процессов, что существенно ограничивало естественную социализацию детей.

Зрительное восприятие-это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и так далее. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте. Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, в рабочей поверхности, в пространстве.

В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в отечественной педагогике и признающими личность ребенка как самую большую ценность, каждый учащийся не зависимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений, типа посещаемого образовательного учреждения может расчитывать на оказание необходимой поддержки в ходе образовательного процесса. Признание новых педагогических подходов, с одной стороны, наличие большого количества школьников с нарушениями зрения в образовательных учреждениях общего назначения - с другой, накладывают на педагогов определенные обязательства по оказанию необходимой данной категории детей педагогической поддержке. Важнейшим направлением поддержки детей с нарушениями зрения является работа по охране и развитию зрения, профилактике зрительных нарушений.

Педагогу образовательного учреждения общего назначения необходимо знать, что любые нарушения зрения, обуславливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, а это неизбежно влечет за собой возникновение зрительной депривации.

 В настоящее время в России не достаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров визуальной реабилитации для детей раннего возраста. В результате в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии. Недостаток в зрительном восприятии, обуславливая формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и так далее) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения не избежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющееся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

Таким образом, ребенок с нарушениями зрения в период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей. Оказание такой поддержки не только позволит в значительной степени инвелировать возникающие у данной категории детей трудности в практической и учебно-воспитательной деятельности, но и, в соответствии с современными научными данными, поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Проблема исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке педагогической технологии коррекции нарушений письма у слабовидящих младших школьников с расстройствами зрительного восприятия.

 Актуальность выделенной проблемы определила тему исследования: «Нарушения письма у слабовидящих младших школьников с расстройствами зрительного восприятия».

  Цель исследования теоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности педагогической технологии коррекции нарушений письма у слабовидящих младших школьников с расстройствами зрительного восприятия.

Объект исследования процесс формирования письма у младших школьников.

Предмет исследования технология коррекции нарушений письма у младших школьников с расстройствами зрительного восприятия.

Цель, объект и предмет позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: нарушения письма у младших школьников с расстройствами зрительного восприятия могут быть устранены при условии:

- подбора диагностических методик;

-при разработке педагогической технологии коррекции нарушений письма.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи исследования:

1.) Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования;

2.) Выявление нарушений письма у слабовидящих младших школьников с расстройствами зрительного восприятия;

3.) Разработка педагогической технологии по коррекции нарушений письма;

4.) Экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии по коррекции нарушений письма у слабовидящих младших школьников с расстройствами зрительного восприятия.

Теоретико-методологическая основа исследования: концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и другие); основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и другие); концепция Л.С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений; принципы единства диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и другие); принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, Н.Б. Лурье, В.Г. Петрова и другие) специфические особенности концептуальных подходов к изучению нарушения зрительного восприятия (Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, Л.П. Григорьева, Л.И. Плаксина, В.З. Денискина и другие).

Методы исследования:

- теоретическое осмысление и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

 - эмпирическое исследование (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент);

- количественный и качественный анализ полученных данных;

- стандартизированные методики психодиагностики и коррекции.

Эмпирическое исследование: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.

Практическая значимость: с результатами теоретико-эмпирического исследования могут быть ознакомлены родители, логопед и специальный психолог работающие с детьми имеющими нарушение зрения; разработанная коррекционная технология может быть задействована в ходе организации коррекционной работы по предупреждению нарушений письма у младших школьников с расстройствами зрительного восприятия.

База исследования: СКОУ IV вида школы № 12 г. Шадринска Курганской области.

Структура исследования: ВКР состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка (51) и приложения. В работе задействовано 10 таблиц, 11 рисунков.    

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.013 с.)