III . Исследование пространственного гнозиса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Исследование пространственного гнозиса.



Для определения дифференциации левой и правой частей тела испытуемым предлагались следующие задания:

1. Поднять левую руку, правую руку;

2. Показать, где у педагога правая, левая рука;

3. Коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза;

4. Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради – слева или справа;

5. Рисуй на правой стороне круги, на левой треугольники после того как я тебе скажу круг или треугольник;

6. Дорисуй у девочки правую руку;

7. Последовательность числового ряда на пример первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):

- назвать первое число справа, слева. Какое из них больше?

- определить, в каком направлении возрастают числа в ряду; показать число 4; есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;

  8. Рассмотреть буквы. «Покажи, какая из букв написана правильно».

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ;

2 балла – самокоррекция;

1 балл – правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);

0 баллов – неправильный ответ после стимулирующей помощи.

IV. С целью исследования фонематического восприятия были задействованы следующие задания (9):

   1.) Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове.

    Инструкция: «Есть ли в слове рак звук р?» и так далее.

2.) Показать картинки с заданным звуком М; со звуком Ш; со звуком К. Ребенку называют картинки, предлагается найти и показать те картинки, в названии которых есть заданный звук.

  Инструкция: « Покажи все картинки, в которых ты слышал звук М; Покажи все картинки в которых ты слышал звук Ш; Покажи все картинки в которых ты слышал звук К?».

3.) Услышать слово с заданным звуком. Ребенку предлагается прослушать предложение и найти слово с заданным звуком.

Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты внимательно послушай и скажи в каком из слов есть звук:

В Бабушка сварила грибной суп;

У Веры новый велосипед;

 

 С Санки стояли у сарая;

 У стола стояло сломанное кресло;

 

Ш Вера купила красивую шубу;

    У меня в мешке сушки и шишки;

К Колокольчик синел в траве;

    Катя и Коля пили какао и кофе;

 

Р Я радуюсь за подругу;

    Где крабы, там и рыбы.

 

4.) Подобрать пары картинок к словам паронимам. Ребенку называют слова, отличающиеся одним звуком, и просят показать соответствующие им картинки.

Инструкция: «Покажи где мяч, а где меч? Покажи где коза, а где коса? Покажи где гвоздь, а где кость? Покажи где сова, а где софа?».

5). Определить место звука «Ч» в слове (в начале, в середине, в конце).

Инструкция: «В слове чайник звук «Ч» находится в начале слова, в середине или в конце? В слове мяч звук «Ч» находится в начале слова, в середине или в конце? В слове очки звук «Ч» находится в начале слова, в середине или в конце?».

6). Разделить картинки с заданными звуками в 2 столбика.

Инструкция: «Раздели картинки со звуками н и м в два столбика».

(Предлагаются картинки: ножницы, мишка, мяч, носки, машина, мухи, нож, ноты, мышь, нос).

Все задания оцениваются следующим образом:

3 балла – правильный ответ;

2 балла – самокоррекция;

1 балл – правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);

0 баллов – неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Обсуждение результатов констатирующего эксперимента.

С целью выявления особенностей письма у младших школьников с нарушением зрения, диагностическая работа выстраивалась в два этапа. На первом этапе, мы исследовали особенности письма с помощью Сборника методических рекомендаций Т.А. Фатековой и Т.В. Ахутиной. Нами было проанализировано 10 диктантов (таблица 1).

Таблица 1

Виды ошибок

  Фонетико-фонематические Оптико-пространственные Орфографические Баллы
Ренат 0 0 0 45
Дима 0 0 1 45
Илья 2 2 1 0
Стас 1 0 1 30
Вика 1 0 0 30
Олег 0 0 0 45
Катя 1 2 1 0
Витя 0 1 2 15
Лиза 0 0 1 45
Федя 4 10 3 0

Из таблицы видно, что с заданием успешно справились 4 испытуемых (набрали по 45 баллов).

Качественный анализ диктантов показывает, что Ренат и Олег не допустили ни одной ошибки. Ренат написал диктант аккуратно, буквы ровные, выходов из-за строки не наблюдается, все буквы связанны между собой, подчерк понятен, наклон вправо.

 Дима допустил только одну орфографическую ошибку на правописание ударных гласных а-о. Грубых ошибок письма не выявлено. Подчерк аккуратный, выходов из-за строки не наблюдается, все буквы связанны между собой, наклон вправо.

Илья допустил, две фонетико-фонематические ошибки на пропуск согласного т (спешат-спеша); на пропуск звука й (зайцы-зацы); одну орфографическую на правописание гласного и-е; 2 оптико-пространственные ошибки на пропуск элемента буквы; на добавление лишнего элемента буквы. Подчерк аккуратный, наклон вправо, наблюдается выход из-за строки, все буквы связаны между собой.

Стас допустил, одну фонетико-фонематическую ошибку на недифференцированное написание звонких и глухих согласных; одну орфографическую ошибку на правописание предлогов. Подчерк аккуратный, выходов из-за строки не наблюдается, все буквы связанны между собой.

 

 

Вика допустила, одну фонетико-фонематическую ошибку на недифференцированное написание звонких и глухих согласных с-з. Подчерк аккуратный, понятен для чтения, все буквы связанны между собой, выходов из-за строки нет.

 

Олег не допустил ни одной ошибки. Подчерк небрежный, буквы разных размеров, неровные, прыгают по строке, наблюдаются выходы из-за строки, подчерк понятен, наклон меняется то вправо, то влево.

Катя допустила, одну орфографическую ошибку на правописание шипящих, две оптико-пространственные – недописаны элементы букв, одну из них она исправила самостоятельно; одну фонетико-фонематическую ошибку на пропуск гласной буквы, которую самостоятельно исправила. Подчерк: местами буквы не связаны между собой, есть выходы из-за строки, подчерк понятен, наклон вправо.

 Витя допустил, две орфографические ошибки на замену гласных и-е; одну оптико-пространственную – искаженное написание букв. Подчерк неаккуратный, буквы связанны между собой, буквы разных размеров, есть выходы из-за строки, подчерк понятен, наклон в разные стороны.

Лиза допустила, одну орфографическую ошибку на правописание существительных с шипящим на конце. Подчерк аккуратный, буквы ровные, выходов из-за строки не наблюдается, подчерк понятен, наклон вправо.

 

Федя допустил, оптико-пространственную ошибку на замену звука д на б, которую исправил самостоятельно, искаженное написание буквы, недописывание элементов, некоторые ошибки исправлял самостоятельно; 4 фонетико-фонематические на пропуск гласной й в корне слова, по артикуляторным признакам дом-ком, которую исправил самостоятельно, на пропуск целого слова; три орфографические ошибки.

 

Второй этап констатирующего эксперимента предполагал выявление особенностей зрительного восприятия. Нами были задействованы четыре методики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.013 с.)