Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дипломная работа Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией
Выполнила студентка 6 курса Научный руководитель ст.пр. Кац Е.Э.
Санкт-Петербург-Оренбург Содержание Введение Глава 1 К проблеме исследования особенностей психомоторики у детей со стертой дизартрией 1.1 Естественнонаучные основы развития психомоторных функций 1.2 Уровневая система регуляции двигательных функций 1.3 Развитие психомоторных функций в онтогенезе 1.4 Характеристика стертой дизартрии 1.5 Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией Глава 2 Научно - теоретические основы и организация экспериментального исследования психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией 2.1 Научно теоретические основы исследования 2.2 Цель и задачи исследования 2.3 Методика проведения эксперимента 2.4 Организация исследования Глава 3 Особенности психомоторных функций детей 5 лет со стертой дизартрией 3.1 Состояние психомоторики у детей с нормальным речевым развитием 3.2 Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией 3.3 Сравнительный анализ результатов обследования психомоторного развития детей контрольной и экспериментальной группы Глава 4 Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией Заключение Список литературы Приложение Введение
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения, подвижные игры и психогимнастика при правильном психолого – педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Однако в настоящее время, авторы, изучавшие психомоторные функции детей раннего и дошкольного возраста (Потапчук А.А. и Овчинникова Т.С. [31], Е.Ф. Архипова[4], Е. Волосова [11]) отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей.
Одним из самых частых расстройств речи Е.Н. Винарская [8] считает дизартрию, автор отмечает, что в настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. Лопатина Л.В. [21] определяет стертую дизартрию как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга. В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Мартыновой Р.И. [25], Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], Г.В. Гуровец и С.И. Маевской [15]), отмечается, что в синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики. Наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Несмотря на то, что в настоящее время методы коррекции дизартрии являются достаточно разработанным вопросом, эффективность логопедического воздействия в ряде случаев не достаточно высока. Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией остается актуальной, в связи тем, что они играют значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Волкова Г.А. [9], Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. [28] отмечают важность развития движений, психомоторики в коррекции речевых расстройств. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией» в связи с ее актуальностью. Объект исследования: психомоторные функции у дошкольников со стертой дизартрией. Предмет исследования: особенности психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией. Цель исследования: изучение состояния психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач. 1. Изучить педагогическую, логопедическую, физиологическую литературу по вопросам исследования двигательной сферы в норме и у детей с речевыми нарушениями. 2. Подобрать методики исследования психомоторики у детей с дизартрией. 3. Экспериментально исследовать особенности психомоторики у детей 5 лет со стертой дизартрией и детей с нормальным речевым развитием. 4. Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных. 5. Разработать методические рекомендации по формированию психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией. Гипотеза: У читывая взаимосвязь в развитии всех компонентов речевой системы, сложность дефекта при стертой дизартрии, можно предположить, что у этих детей есть особенности развития психомоторики, учет которых позволит более успешно осуществить коррекционно-логопедическую работу с детьми со стертой дизартрией. Теоретическое значение: обобщение существующих теоретических сведений об организации двигательной сферы, анализ симптоматики нарушений психомоторики детей со стертой дизартрией с позиций теории уровневой организации движений. Практическое значение: своевременная диагностика и методические рекомендации по устранению нарушений общей, мимической, речевой и мелкой моторики детей 5 лет со стертой дизартрией будут способствовать повышению эффективности логопедического воздействия. Цель и задачи исследования Цель: экспериментально исследовать особенности психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией, сопоставив с уровнем развития психомоторики детей без речевых нарушений. Задачи: 1. Подобрать методики исследования уровня развития общей, речевой, мимической и мелкой моторики детей 5 лет. 2. Провести диагностику психомоторики детей логопедической и старшей группы и проанализировать данные обследования. 3. Сравнить экспериментальные данные обследования детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией. 4. Разработать методические рекомендации по коррекции психомоторных функций детей со стертой дизартрией. Организация исследования База исследования: ДОУ № 146, г. Оренбург, Северный административный округ, ул. Брестская, д. 30 / 1, заведующий – Переплетова Любовь Павловна. Дети логопедической группы МДОУ № 146 со стертой дизартрией 5 лет составили экспериментальную группу (20 человек), а дети старшей группы МДОУ №146 5 лет без речевых нарушений – контрольную (20 человек).
Ветер Ветерок листвой шуршит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети потирают ладонь о ладонь. В трубах громко он гудит: У-У-У, У-У-У. Хлопают над головой руками. Поднимает пыль столбом — Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Топают ногами. Дует он везде, кругом — Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Переступают, повернувшись вокруг себя. Может вызвать бурю он — Страх-страх, страх-страх. Руки в стороны, делают вращательные движения. Не удержится и слон — Ax-ax, ax-ax. Покачивают головой. Дождик Майский вдруг закапал дождь — Кап-кап-кап-кап. Щелкают пальцами рук. И по лужам ты идешь; Так-так-так-так. Притопывают. Ветер шелестит листвой — Ш-ш-ш-ш. Потирают ладонь о ладонь. Спрятал кудри под травой — Тш-тш-тш-тш. Потирают ладонями о колени. Дождь сильнее застучал — Тук-тук-тук-тук. Стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Скоро ливнем дождик стал — Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Хлопают. Лужи Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам. Постукивают ладонями о ноги. Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках. Потопывают ногами. Кап-кап-кап — Мне зонтик нужен. Щелкают пальцами рук с движением сверху вниз. Оп-оп-оп — Вода по спинке. Похлопывают по предплечью,скрестив руки. Буль-буль-буль —Упала шапка. Исполняют пружинку. Ой-ой-ой — Кругом вода. Кружатся на месте. Да-да-да — Себя так жалко. Одевайтесь в дождь всегда! Кивают головой. «Море». Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Сценарий: «На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие! в) По волнам плывут дельфины: мама и папа, г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. д) За ними плывут их дельфинята, вот такие! е) Один нырнул, а другой вынырнул, ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. На встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая, з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так. и) Ну-ка показали все ножки-осминожки. к) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!». Расшифровка сценария: а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, б) Руки в замке на уровне груди «рисуют» в воздухе большую волну горизонтально полу, в) Руки согнуты в локтях; совершают волнообразные движения вперед, г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед, д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед, е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед, ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед, з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны, и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны, к) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.
Таким образом, коррекционная работа в разделе развития мимической и артикуляционной моторики способствует снятию излишней напряжённости мимической и артикуляционной мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, что способствовало также нормализации речи детей, интонационной и мимической выразительности речи детей со стертой дизартрией. Развитие мелкой моторики способствует формированию ручной умелости, навыков, ловкости детей со стертой дизартрией. Заключение
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи, что отражено в трудах таких авторов как Ананьев Б.Г. [2], Анохин П.К. [3], [9], Гуревич М.О. [14], Озерецкий Н.И. [14], Квинт Л.А. [7], Рубинштейн С.Л. [34], Сеченов И.М. [38], Павлов И.П. [38] Бернштейн Н.А. [6], Волкова Г.А. [9], Лурия А.Р. [23]. Двигательный акт представляет собой многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем и рядом фоновых уровней. В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различные по сложности движения, и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует иерархия уровней. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий. В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Е.Н. Винарской [8], Мартыновой Р.И. [25], Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], Г.В. Гуровец и С.И. Маевской [15]), описываются и анализируются нарушения речевой моторики, речедвигательной сферы. В синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики, отклонения в развитии ряда установочных рефлексов и локомоций. В экспериментальном исследовании психомоторики у детей со стертой дизартрией мы поставили следующую цель: изучить состояние психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей 5 лет со стертой дизартрией. Для обследования детей нами были использована «Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой [10], а именно субтесты, рекомендованные автором для обследования психомоторики детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали следующие методики: Методика №1. Исследование особенностей общей произвольной моторики Методика №2. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Методика №3. Методика исследования орального праксиса. Методика № 4. Исследование произвольной моторики пальцев рук Сравнительный анализ характера выполнения тестовых заданий свидетельствует о существенных различиях состояния психомоторики детей со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием.
Уровень сформированности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией средний, 77%. Уровень сформированности психомоторных функций детей без речевых нарушений – высокий – 92% Все дети контрольной группы имеют высокий уровень развития психомоторики (80 – 100%), что говорит о сформированности психомоторики у детей 5 лет без речевых нарушений. Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией неоднородно: по итогам диагностики все дети экспериментальной группы были распределены на 3 подгруппы: высокую степень развития психомоторных функций (80 – 100%) показало 11 детей со стертой дизартрией, среднюю степень (60 - 80%) - 6 детей со стертой дизартрией, низкую степень - 3 детей со стертой дизартрией. У детей без нарушений речевого развития высокую степень показало 20 детей группы. Существенные различия мы выявили и при анализе выполнения различных методик: в контрольной группе наиболее высокие результаты мы выявили в методике №1 и 2 (уровень выполнения – 94%), что говорит о том, что у детей 5 лет без речевой патологии лучше развита общая и мимическая моторика, менее развита речевая и мелкая моторика (уровень выполнения заданий методик №3,4 составил 92%). В экспериментальной группе высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная общая моторика, менее развита мелкая (79%) и мимическая моторика (75%) и наиболее затруднено формирование речевой моторики - уровень выполнения заданий методики №3 составил 73%. Проведенное экспериментальное исследование особенностей психомоторики у детей со стертой дизартрией позволило сделать следующие выводы: Таким образом, у детей со стертой дизартрией, в отличие от детей без нарушений речи мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, нарушения статической координации; нарушения динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции; недостатки при выполнении и удержании мимических поз, вялая либо напряженная мимика; некоторые мимические позы недоступны; снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, чрезмерная истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации; трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости; девиации языка; напряженность, скованность движений пальцев рук; нарушения темпа выполнения движений, трудности формирования уклада из пальцев обеих рук; Полученные в эксперименте результаты подтверждают выдвигаемую гипотезу и говорят о необходимости коррекционной логопедической работы по формированию психомоторики детей 5лет со стертой дизартрией. Анализ данных обследования позволил разработать методические рекомендации по формированию психомоторики у детей со стертой дизартрией. Список литературы 1. Аленькина Т.Н., Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики // Логопед - №5 - 2006. - С.24-33. 2. Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1980, Т.1.- 356с. 3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. – М., 1975.- 289с. 4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006. – 222 с. 5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2006. – 319 с. 6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. – 182с. 7. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – С. – Пб, 2005. – 456с. 8. Винарская Е.Н. Дизартрия - М., 2005. –141с. 9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003. – 272 с. 10. Волкова Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики — СПб., 2005.– 144с. 11. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., 1999. – 72с. 12. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008с. 13. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. - М., 2001.- 144с. 14. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. – 342с. 15. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии// Вопросы логопедии. - М.,1978. – С.27-37. 16. Ефименко Н.Н. Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральными параличом. – М., 1991 – 55с. 17. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. - М., 2000. – 198с. 18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., 1985. – 187с. 19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999. – С.12 – 22. 20. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и Психологические аспекты. – СПб, 2006. - 380с. 21. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология- 2003- №5. с.45-51. 22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с. 23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962. – 504 с. 24. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5 – С. 31 – 34. 25. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения/ Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975.- С 79-91. 26. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Т1. – 227 - 254. 27. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий// Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1967. – С.77 – 97. 28. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ - М., 2005. – 112с. 29. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М., 1983. – 160с. 30. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43 – 45. 31. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – С. Пб, 2003.- 176 с. 32. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2006.—92с. 33. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание – 2005 - №1 – С.60 – 63. 34. Рубинштейн С.Л. Движение // Основы общей психологии. - М., 1989. Т.2. - С.44 – 48. 35. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 – 344 с. 36. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии // Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972. – С.222 – 277. 37. Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2 – 2004 – С. 44- 50. 38. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. — М., 1952. - 238с. 39. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: психогимнастика, пальчиковые упражнения, программа развития интеллекта. – М., 2003. – 48с. 40. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2000. – 234с. 41. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Т1. – с. 208 - 213. 42. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985. - 159с. 43. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2001. –34с. 44. Токарева О.В. Дизартрия. // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. – С.144 – 155. 45. Тумакова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание – 2005 - №6 – С.86 – 88. 46. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — 476 с. 47. Ухтомский А.А. Избранные труды. – Л., 1978.- 243с. 48. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- Нижний Новгород, 1995 – 28с. 49. Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1992.— 96 с.
Приложение
Протокол обследования психомоторных функций ФИО____________________________Группа_______________________ Возраст__________________________Дата________________________
Дипломная работа Особенности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией
Выполнила студентка 6 курса Научный руководитель ст.пр. Кац Е.Э.
Санкт-Петербург-Оренбург Содержание Введение Глава 1 К проблеме исследования особенностей психомоторики у детей со стертой дизартрией 1.1 Естественнонаучные основы развития психомоторных функций 1.2 Уровневая система регуляции двигательных функций 1.3 Развитие психомоторных функций в онтогенезе 1.4 Характеристика стертой дизартрии 1.5 Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией Глава 2 Научно - теоретические основы и организация экспериментального исследования психомоторики детей 5 лет со стертой дизартрией 2.1 Научно теоретические основы исследования 2.2 Цель и задачи исследования 2.3 Методика проведения эксперимента 2.4 Организация исследования Глава 3 Особенности психомоторных функций детей 5 лет со стертой дизартрией 3.1 Состояние психомоторики у детей с нормальным речевым развитием 3.2 Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией 3.3 Сравнительный анализ результатов обследования психомоторного развития детей контрольной и экспериментальной группы Глава 4 Методические рекомендации по развитию психомоторики детей со стертой дизартрией Заключение Список литературы Приложение Введение
Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения, адекватные физиологическим возможностям детей всегда выступают как оздоровительный фактор, повышается эмоциональный тонус, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения, подвижные игры и психогимнастика при правильном психолого – педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором. Однако в настоящее время, авторы, изучавшие психомоторные функции детей раннего и дошкольного возраста (Потапчук А.А. и Овчинникова Т.С. [31], Е.Ф. Архипова[4], Е. Волосова [11]) отмечают прогрессирующее ухудшение физического и психического здоровья детей. Одним из самых частых расстройств речи Е.Н. Винарская [8] считает дизартрию, автор отмечает, что в настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в детском возрасте становится все более обычным явлением. Лопатина Л.В. [21] определяет стертую дизартрию как речевую патологию, проявляющуюся в расстройствах фонетического компонента речевой функциональной системы и возникающую вследствие невыраженного, микроорганического поражения головного мозга. В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Мартыновой Р.И. [25], Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], Г.В. Гуровец и С.И. Маевской [15]), отмечается, что в синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики. Наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. Несмотря на то, что в настоящее время методы коррекции дизартрии являются достаточно разработанным вопросом, эффективность логопедического воздействия в ряде случаев не достаточно высока. Проблема формирования психомоторных функций у дошкольников со стертой дизартрией остается актуальной, в связи тем, что они играют значительную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Волкова Г.А. [9], Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. [28] отмечают важность развития движений, психомоторики в коррекции речевых расстройств. Поэтому мы выбрали тему исследования: «Особенности психомоторики у детей со стертой дизартрией» в связи с ее актуальностью. Объект исследования: психомоторные функции у дошкольников со стертой дизартрией. Предмет исследования: особенности психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией. Цель исследования: изучение состояния психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач. 1. Изучить педагогическую, логопедическую, физиологическую литературу по вопросам исследования двигательной сферы в норме и у детей с речевыми нарушениями. 2. Подобрать методики исследования психомоторики у детей с дизартрией. 3. Экспериментально исследовать особенности психомоторики у детей 5 лет со стертой дизартрией и детей с нормальным речевым развитием. 4. Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных. 5. Разработать методические рекомендации по формированию психомоторных функций у детей 5 лет со стертой дизартрией. Гипотеза: У читывая взаимосвязь в развитии всех компонентов речевой системы, сложность дефекта при стертой дизартрии, можно предположить, что у этих детей есть особенности развития психомоторики, учет которых позволит более успешно осуществить коррекционно-логопедическую работу с детьми со стертой дизартрией. Теоретическое значение: обобщение существующих теоретических сведений об организации двигательной сферы, анализ симптоматики нарушений психомоторики детей со стертой дизартрией с позиций теории уровневой организации движений. Практическое значение: своевременная диагностика и методические рекомендации по устранению нарушений общей, мимической, речевой и мелкой моторики детей 5 лет со стертой дизартрией будут способствовать повышению эффективности логопедического воздействия.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.17 (0.019 с.) |