Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Пальчиковая гимнастика.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: совершенствование мелкой моторики и действий с предметами. Эта работа проводится по трем разделам: развитие статической координации, динамической координации и двигательной памяти. Для этого можно предложить детям манипуляции с собственной рукой и различными предметами. Развитию статической координации способствуют такие игры, как «Птички кушают», «Волшебные превращения», «Замри», «Кто пришел в гости», «Фокусник» и др., суть которых заключается в пассивном, пассивно-активном или активном придании кисти ребенка определенной позы. Важно, что основной задачей этого раздела работы является разработка пальцевого праксиса при максимальном использовании доступных движений. Динамическая координация пальцев рук совершенствуется и развивается в играх с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики («Сорока-белобока», «Семья», «Дождик» и др.). В этом же разделе работы используются игры, направленные на развитие умелости и ловкости рук, быстроты и точности движений: «Воздушный шарик», «Попади в цель», «Чья лошадка быстрее?» и др. Например, игра «Воздушный шарик» проводится как соревнование между 2-5 детьми, каждый из которых держит в руках палочку длиной 20 см с привязанным к ней на ленточке воздушным шариком. Под задорную музыку дети наматывают ленточку на палочку: чей шарик приблизится первым, тот и победил. Развитие двигательной памяти осуществляется на основе отдельных движений, уже отработанных в статических упражнениях. При этом основным речевым материалом могут быть русские народные сказки («Лиса и Журавль», «Репка», «Теремок» и др.), рассказ которых должен сопровождаться построением фигур из кисти и пальцев рук, изображающих главных персонажей. Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры. 1) «Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают («здороваются») друг на друга: 1и2, 1иЗ, 1и4, 1и 5, 1и4, 1иЗ, 1и2. Сначала работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: «Здравствуй пальчик» или «Здравствуй большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик».
На 2-м и 3-ем этапе движения носят реципрокный характер: а) попеременно «здороваются» то 1и2 палец правой руки, то - левой; то же с остальными парами пальцев; б) одновременно «здороваются» 1и2 палец правой руки и 1и5 -левой (т.е. пальцы одной руки «приветствуют» друг друга от мизинца к большому пальцу, а другой - от большого к мизинцу). 2) «Ладушки». Русский народный вариант игры желательно проводить вместе с проговариванием стихотворений. На 2-ом и 3-ем этапе можно добавить к известным движениям хлопки «локоть о локоть» или «нога о ногу». 3) «Змейки» Ребенок смотрит на свои руки и совершает волнообразные движения пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Сначала «змею» изображает большой палец ведущей руки, остальные пальцы в кулаке, затем подключается указательный и так далее, пока вся кисть не будет совершать волнообразные движения пальцами. Это можно сопровождать любыми шипящими звуками. На 2-м и 3-ем этапах данное упражнение усложняется реципрокным характером выполнения (варианты аналогичны упражнению «пальчики здороваются»). 4) «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно. 5) «Ножницы». Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно. 6) «Щелчки». Щелканье пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе. На 2-м и 3-ем этапах во всех упражнениях добавляется двуручное попеременное выполнение. Движения пальцами сопровождаются цоканьем языка, приговариванием: «чик-чик» и т.п. В эксперименте дети со стертой дизартрией показали недостаточность общей моторики. Поэтому в рекомендации мы включили раздел «Поиграем со своим телом», цель которого - совершенствование общей моторики. Упражнения выполняются стоя, 4-6 раз; эффективным является «озвучание», проговаривание соответствующих движений («тик-так», «кач-кач», «у-у-у- полетели» и т.п.). 1) «Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).
2) «Качели». Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается «кач-кач». 3) «Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «тик-так». Все эти упражнения выполняются в положении - руки на поясе. 4) «Плечи прыгают». Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: «прыг-скок». На 2-ом и 3-ем этапах программы упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч (одно поднимается вверх, другое - вниз). 5) «Мельница». Синхронное вращение прямых рук вперед и назад. На следующих этапах добавляется реципрокное (разнонаправленное) вращение (одна рука идет по кругу вверх, другая - вниз). 6) «Кащей». Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях и максимально свободно поболтать ими, «как будто Кащей костями трясет». 7) «Карусели». Синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом - против. 8) Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. На 2-ом и 3-ем этапах в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение. 9) «Ручки уронили». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз («бах!»), т.е. скинуть напряжение. 10) «Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем - влево-вправо. Ветер Ветерок листвой шуршит: Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети потирают ладонь о ладонь. В трубах громко он гудит: У-У-У, У-У-У. Хлопают над головой руками. Поднимает пыль столбом — Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Топают ногами. Дует он везде, кругом — Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Переступают, повернувшись вокруг себя. Может вызвать бурю он — Страх-страх, страх-страх. Руки в стороны, делают вращательные движения. Не удержится и слон — Ax-ax, ax-ax. Покачивают головой. Дождик Майский вдруг закапал дождь — Кап-кап-кап-кап. Щелкают пальцами рук. И по лужам ты идешь; Так-так-так-так. Притопывают. Ветер шелестит листвой — Ш-ш-ш-ш. Потирают ладонь о ладонь. Спрятал кудри под травой — Тш-тш-тш-тш. Потирают ладонями о колени. Дождь сильнее застучал — Тук-тук-тук-тук. Стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой. Скоро ливнем дождик стал — Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. Хлопают. Лужи Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам. Постукивают ладонями о ноги. Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках. Потопывают ногами. Кап-кап-кап — Мне зонтик нужен. Щелкают пальцами рук с движением сверху вниз. Оп-оп-оп — Вода по спинке. Похлопывают по предплечью,скрестив руки. Буль-буль-буль —Упала шапка. Исполняют пружинку. Ой-ой-ой — Кругом вода. Кружатся на месте. Да-да-да — Себя так жалко. Одевайтесь в дождь всегда! Кивают головой. «Море». Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Сценарий: «На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие! в) По волнам плывут дельфины: мама и папа, г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. д) За ними плывут их дельфинята, вот такие! е) Один нырнул, а другой вынырнул, ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. На встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая, з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.
и) Ну-ка показали все ножки-осминожки. к) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!». Расшифровка сценария: а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, б) Руки в замке на уровне груди «рисуют» в воздухе большую волну горизонтально полу, в) Руки согнуты в локтях; совершают волнообразные движения вперед, г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед, д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед, е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед, ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед, з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны, и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны, к) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях. Таким образом, коррекционная работа в разделе развития мимической и артикуляционной моторики способствует снятию излишней напряжённости мимической и артикуляционной мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, что способствовало также нормализации речи детей, интонационной и мимической выразительности речи детей со стертой дизартрией. Развитие мелкой моторики способствует формированию ручной умелости, навыков, ловкости детей со стертой дизартрией. Заключение
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи, что отражено в трудах таких авторов как Ананьев Б.Г. [2], Анохин П.К. [3], [9], Гуревич М.О. [14], Озерецкий Н.И. [14], Квинт Л.А. [7], Рубинштейн С.Л. [34], Сеченов И.М. [38], Павлов И.П. [38] Бернштейн Н.А. [6], Волкова Г.А. [9], Лурия А.Р. [23]. Двигательный акт представляет собой многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем и рядом фоновых уровней. В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различные по сложности движения, и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует иерархия уровней. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности, с помощью действий.
В специальной литературе, посвященной проблеме стертой дизартрии (работы Е.Н. Винарской [8], Мартыновой Р.И. [25], Лопатиной Л.В., Серебряковой Н.В. [22], Г.В. Гуровец и С.И. Маевской [15]), описываются и анализируются нарушения речевой моторики, речедвигательной сферы. В синдроме имеющихся нарушений у детей со стертой дизартрией наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения психомоторики, отклонения в развитии ряда установочных рефлексов и локомоций. В экспериментальном исследовании психомоторики у детей со стертой дизартрией мы поставили следующую цель: изучить состояние психомоторной сферы с целью коррекции психомоторных функций детей 5 лет со стертой дизартрией. Для обследования детей нами были использована «Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой [10], а именно субтесты, рекомендованные автором для обследования психомоторики детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали следующие методики: Методика №1. Исследование особенностей общей произвольной моторики Методика №2. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Методика №3. Методика исследования орального праксиса. Методика № 4. Исследование произвольной моторики пальцев рук Сравнительный анализ характера выполнения тестовых заданий свидетельствует о существенных различиях состояния психомоторики детей со стертой дизартрией и их сверстников с нормальным речевым развитием. Уровень сформированности психомоторных функций у детей со стертой дизартрией средний, 77%. Уровень сформированности психомоторных функций детей без речевых нарушений – высокий – 92% Все дети контрольной группы имеют высокий уровень развития психомоторики (80 – 100%), что говорит о сформированности психомоторики у детей 5 лет без речевых нарушений. Состояние психомоторики у детей со стертой дизартрией неоднородно: по итогам диагностики все дети экспериментальной группы были распределены на 3 подгруппы: высокую степень развития психомоторных функций (80 – 100%) показало 11 детей со стертой дизартрией, среднюю степень (60 - 80%) - 6 детей со стертой дизартрией, низкую степень - 3 детей со стертой дизартрией. У детей без нарушений речевого развития высокую степень показало 20 детей группы. Существенные различия мы выявили и при анализе выполнения различных методик: в контрольной группе наиболее высокие результаты мы выявили в методике №1 и 2 (уровень выполнения – 94%), что говорит о том, что у детей 5 лет без речевой патологии лучше развита общая и мимическая моторика, менее развита речевая и мелкая моторика (уровень выполнения заданий методик №3,4 составил 92%).
В экспериментальной группе высокий уровень мы выявили только в методике №1 – обследование общей моторики (80%), что говорит о том, что у детей 5 лет со стертой дизартрией достаточно развита произвольная общая моторика, менее развита мелкая (79%) и мимическая моторика (75%) и наиболее затруднено формирование речевой моторики - уровень выполнения заданий методики №3 составил 73%. Проведенное экспериментальное исследование особенностей психомоторики у детей со стертой дизартрией позволило сделать следующие выводы: Таким образом, у детей со стертой дизартрией, в отличие от детей без нарушений речи мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, нарушения статической координации; нарушения динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции; недостатки при выполнении и удержании мимических поз, вялая либо напряженная мимика; некоторые мимические позы недоступны; снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, чрезмерная истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации; трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости; девиации языка; напряженность, скованность движений пальцев рук; нарушения темпа выполнения движений, трудности формирования уклада из пальцев обеих рук; Полученные в эксперименте результаты подтверждают выдвигаемую гипотезу и говорят о необходимости коррекционной логопедической работы по формированию психомоторики детей 5лет со стертой дизартрией. Анализ данных обследования позволил разработать методические рекомендации по формированию психомоторики у детей со стертой дизартрией. Список литературы 1. Аленькина Т.Н., Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций и общения детей с нарушениями речи средствами психогимнастики // Логопед - №5 - 2006. - С.24-33. 2. Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1980, Т.1.- 356с. 3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. – М., 1975.- 289с. 4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006. – 222 с. 5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2006. – 319 с. 6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. – 182с. 7. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – С. – Пб, 2005. – 456с. 8. Винарская Е.Н. Дизартрия - М., 2005. –141с. 9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003. – 272 с. 10. Волкова Г.А. Методика психолого–логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики — СПб., 2005.– 144с. 11. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., 1999. – 72с. 12. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008с. 13. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. - М., 2001.- 144с. 14. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. - М.. 1930. Т. 1. – 342с. 15. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии// Вопросы логопедии. - М.,1978. – С.27-37. 16. Ефименко Н.Н. Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральными параличом. – М., 1991 – 55с. 17. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. - М., 2000. – 198с. 18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М., 1985. – 187с. 19. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999. – С.12 – 22. 20. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и Психологические аспекты. – СПб, 2006. - 380с. 21. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология- 2003- №5. с.45-51. 22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с. 23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962. – 504 с. 24. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5 – С. 31 – 34. 25. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения/ Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975.- С 79-91. 26. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Т1. – 227 - 254. 27. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий// Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1967. – С.77 – 97. 28. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ - М., 2005. – 112с. 29. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М., 1983. – 160с. 30. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43 – 45. 31. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – С. Пб, 2003.- 176 с. 32. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2006.—92с. 33. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание – 2005 - №1 – С.60 – 63. 34. Рубинштейн С.Л. Движение // Основы общей психологии. - М., 1989. Т.2. - С.44 – 48. 35. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 – 344 с. 36. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии // Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972. – С.222 – 277. 37. Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2 – 2004 – С. 44- 50. 38. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. — М., 1952. - 238с. 39. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников: психогимнастика, пальчиковые упражнения, программа развития интеллекта. – М., 2003. – 48с. 40. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2000. – 234с. 41. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии/ Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Т1. – с. 208 - 213. 42. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985. - 159с. 43. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2001. –34с. 44. Токарева О.В. Дизартрия. // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. – С.144 – 155. 45. Тумакова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // Дошкольное воспитание – 2005 - №6 – С.86 – 88. 46. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — 476 с. 47. Ухтомский А.А. Избранные труды. – Л., 1978.- 243с. 48. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- Нижний Новгород, 1995 – 28с. 49. Шишкина В. А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1992.— 96 с.
Приложение
Протокол обследования психомоторных функций ФИО____________________________Группа_______________________ Возраст__________________________Дата________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.016 с.) |