Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства



 

В практике социальной работы существует два основных подхода к клиентам и их проблемным ситуациям:

•   технический подход;

•   коммуникативный подход.

При техническом подходе социальный работник осуществляет корректирующие интервенции в жизненные ситуации клиента. Социальная коррекция - это вид специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление, ослабление или исправление недостатков развития индивида, вызванных социальными условиями.

При коммуникативном подходе социальный работник устанавливает коммуникативное взаимодействие и основанное на нем сотрудничество с клиентом. Социальный работник вместе с клиентом решает или облегчает проблемную ситуацию, повышает компетентность клиента, формирует среду, реагирующую на его потребности, и создает социальные связи между клиентом и его окружением.

При работе с бездомными от социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность и сопереживание к бездомным и той среде, в которой они живут (коммуникативный подход). Им необходимо дать возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую и психологическую помощь. После обретения психологической адекватности и минимального социального набора (одежды, питания, крыши над головой) проблемы бездомных начинают решаться за счет их активного желания изменить свою судьбу с помощью социальных работников.

Для лиц с большим стажем бездомности требуется длительная кропотливая работа, направленная на их социальную и психологическую реабилитацию. Получив жилье, люди, как правило, воспроизводят привычный образ жизни бездомных, зарабатывая на жизнь сбором бутылок или старых вещей. Поддерживая контакты с уличной средой, человек рискует в любой момент снова оказаться на улице. Процесс длительной реабилитации бывших бездомных предполагает восстановление социальных связей, получение профессиональных квалификаций для интеграции в рынок труда.

Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает некоторые особенности профилактики и коррекции отклонений.

Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием и снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она взаимодействует со средой, социальным окружением человека. К принципам профилактической работы относят основные требования, правила, нормы, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам профилактической работы. К этим принципам относят:

•   принцип персонификации профилактической работы (ориентация на конкретную личность с ее потребностями);

•   принцип субъектности (клиент социальной работы должен стать активным участником профилактического процесса);

•   принцип креативности содержания профилактического процесса (содержание социальной деятельности зависит от условий и трудностей в процессе ее осуществления).

Как показывает опыт ряда регионов России, для профилактики бездомности и бродяжничества необходимо;

•   активное взаимодействие с пенитенциарными учреждениями конкретного региона. Работники системы исполнения наказания, правительственных учреждений, а также граждане, готовящиеся к освобождению из мест лишения свободы, должны получать полную информацию обо всех видах услуг, предоставляемых социальными учреждениями в случае их обращения. Содействие в процессе адаптации гражданам из группы риска, интеграция их в общество и реализация их гражданских прав являются ведущими направлениями деятельности специализированных социальных служб, в которые могут обратиться бездомные;

•   создание банка данных о наличии общественных работ (уборка территорий, сельскохозяйственные, разгрузочно-погрузочные, земляные работы), выполняя которые бомжи могли бы без процедуры оформления необходимых документов заработать на жизнь. В воспитании толерантности российского общества по отношению к бездомным важную роль могут сыграть СМИ, которые в настоящее время распространяют и закрепляют негативные стереотипы отношения к бездомным;

•   общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации о бездомных, проведение дискуссий о путях решения их проблем. Например, целесообразно отдавать остатки пищи в столовых, кафе, ресторанах на питание бомжам (при соответствующей санитарной обработке). В каждом районе города можно организовать пункты сдачи/выдачи одежды, куда можно было бы бесплатно сдавать вышедшие из моды или слегка поношенные вещи, а впоследствии раздавать их бомжам в виде гуманитарной помощи;

•   создание не только достаточно комфортных домов социальной адаптации, но и менее дорогих ночлежек, где бомжи могли бы получить все необходимое;

•   введение на федеральном уровне регистрации по месту фактического проживания на территории муниципального образования.

Человек должен иметь возможность зарегистрироваться, арендуя комнату или живя у знакомых, как это практикуется в большинстве европейских стран.

Лица без определенного места жительства представляют собой неоднородную группу, что предполагает различные подходы к социально-трудовой (социально-экономической) адаптации, которая выступает одновременно как процесс, результат и социальная технология.

Проблемы социальной адаптации существуют как на макро- (трудоустройство, содействие в получении жилья, направление в стационарные учреждения социального обслуживания), так и на микроуровне (документирование бездомных людей, так как многие из них в результате длительного скитания по подвалам, подъездам и теплотрассам потеряли личные документы).

Социально-психологическая помощь бездомным осуществляется с учетом:

•   гендерных факторов (большинство лиц без определенного места жительства - одинокие мужчины, а женщины среди них - алкоголички и вернувшиеся из мест заключения);

•   возрастных факторов (две трети лиц без определенного места жительства являются трудоспособной частью населения);

•   миграционных факторов (одна треть городских лиц без определенного места жительства - это сельские жители, приехавшие на заработки или с целью трудоустройства);

•   уровня образования (лишь 10 % от этой группы - лица с высшим образованием).

Повышение уровня образованности населения является одним из

направлений профилактики социального аутсайдерства. В частности, в Швеции законодательная система устроена так, что ни при каких обстоятельствах человек не может быть лишен минимальных жизненных благ и доходов, включая жилье или средства на его аренду. Если же человек оказался не в состоянии обеспечить себя сам (из-за болезни, пожара, потери всех источников существования), социальная защита обеспечит его необходимым минимумом, в том числе и жильем. Стать бездомным в благополучной Швеции можно только по собственному желанию.

Практическая социальная работа с бездомными группами населения должна быть ориентирована на профилактику трудных жизненных ситуаций, реабилитацию и адаптацию этих групп к рыночным условиям жизнедеятельности. Социальная работа строится на использовании следующих технологий:

•   социальной диагностики (комплексного процесса исследования бездомности как социальной патологии с целью изучения причин, характеризующих это явление применительно к конкретной территории или личности);

•   психолого-социального консультирования (оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на бездомного с целью преодоления его жизненных проблем);

•   социальной терапии (целенаправленного процесса практического воздействия государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений, препятствую-щих адаптации бездомных);

•   социальной реабилитации (процесса, направленного на восстановление способностей бездомного человека к жизнедеятельности в социальной среде, предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества);

•   социального обеспечения (системы оказания социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания лиц, нуждающихся в социальной помощи);

•   социальной опеки (особой формы государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан);

•   социального контроля (механизма, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами);

•   социальной профилактики (совокупности мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления).

В частности, мероприятия по первичной профилактике бездомности должны предотвращать риски потери жилья. Внедрение образовательных и просветительских программ может способствовать повышению информированности населения по актуальным вопросам жилищного, гражданского и административного законодательства.

Особое внимание должно уделяться тем аспектам законодательства, которые связаны с приобретением, отчуждением, оформлением и государственной регистрацией права на жилые помещения и земельные участки; с правами и обязанностями участников правоотношений в жилищной сфере. Всем желающим различные консультации по жилищным вопросам должны оказываться бесплатно.

Для предотвращения потери жилья в результате недобросовестных сделок необходимо введение их обязательного страхования. В случае нарушения прав и охраняемых законом интересов физических или юридических лиц при сделках с жильем страховые выплаты должны покрывать расходы, необходимые на восстановление нарушенных прав. Введение такого вида страхования позволяет избежать не только глубокой криминализации рынка жилья, но и массового появления новых бездомных.

Для профилактики утраты жилья лицами, освобождаемыми из мест заключения, необходим комплекс профилактических мер, который должен учитывать индивидуальную ситуацию каждого лица, освобожденного после отбывания наказания. Например, если после освобождения бездомный, утративший жилье в связи с осуждением, выразил желание жить в месте своего последнего поселения, соответствующий орган государственной власти должен на условиях социального найма предоставить ему жилое помещение для постоянного проживания или помещение для временного проживания. В этом случае будут заранее определены меры обустройства бывшего заключенного, что предотвращает возможную бездомность.

В ряде регионов администрации учреждений, исполняющих наказание, уведомляют органы местного самоуправления и органы службы занятости по месту жительства, избранному осужденным, не имеющим жилья, о его предстоящем освобождении, об отсутствии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях, а также иных обстоятельствах, имеющих существенное значение при трудовом и бытовом устройстве. Кроме того, администрации учреждений, исполняющих наказания, совместно с социальными работниками оказывают осужденным содействие в получении информации о возможностях трудоустройства и о возможностях и порядке получения жилья в месте, избранном ими для проживания после освобождения.

Растущая потребность в различных видах социальной поддержки бездомных требует усиления мер государственной политики социальной и трудовой адаптации лиц без определенного места жительства. Обучение и трудоустройство бездомных людей, как правило, организуются в центрах социальной адаптации совместно с районными центрами занятости. Во многих центрах социальной адаптации создаются различные производства, где добровольно трудятся бездомные. Они активно участвуют в благоустройстве территорий, общественных работах. Важное значение имеет социально­психологическая помощь при содействии бездомным гражданам в трудоустройстве. Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальных консультаций и бесед для преодоления состояний депрессии, пассивности, отчужденности и неверия в возможность изменить свою судьбу. Информационные консультации направлены на предоставление клиентам сведений о наличии вакантных мест и возможности трудоустройства в различных регионах России. Для решения жилищных проблем при получении работы для бездомных интересен опыт социальных общежитий, которые строятся как жилые модули с использованием железнодорожных контейнеров.

В социальных общежитиях каждый бездомный проходит обязательный медицинский осмотр и санитарную обработку личных вещей. Он может бесплатно получить первую медицинскую помощь, спальное место с постельными принадлежностями, возможность бытового самообслуживания в бытовых мастерских (прачечной самообслуживания, сапожной и др.).   

Для решения многоаспектных проблем бездомных граждан необходима специализированная подготовка кадров для их социального обслуживания. Важное место в их деятельности должны занимать:

•   программы формирования системы мотивации для возврата к нормальному образу жизни лиц, оказавшихся без определенного места жительства и занятий;

•   разработка и реализация программ реабилитации и социальной адаптации бомжей, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев;

•   создание и введение централизованной базы представителей группы риска по бездомности;

•   осуществление различных форм самопомощи для профилактики синдрома профессионального выгорания.

В осуществлении политики социальной поддержки бездомных большую роль играет взаимодействие государства и общества, а также различных органов, уровней, структур государственного и местного самоуправления. Политика социального реагирования должна все более дополняться профилактическими мерами, которые предупреждали бы возникновение причин бездомности и бродяжничества. Политика социальной поддержки тесно связана с уровнем развития общества, с целями и задачами, которые общество ставит перед собой в своем социальном развитии.

Наряду с проблемами здоровья и образования в числе наиболее значимых для россиян является обеспеченность жильем.

К основным проблемам в жилищной сфере относят:

•   прекращение массового обеспечения государственным жильем (например, обеспечение значительной части населения отдельными малогабаритными квартирами в пятиэтажных домах упрощенной планировки - «хрущевках», а также получение квартир большей частью населения СССР в соответствии с очередностью или по месту работы в 1960- 1980-е гг.);

•   отсутствие рынка доступного жилья (рынок жилья как таковой уже существует, но цены на жилье астрономические для обычного гражданина; только 12 % граждан имеет возможность купить жилье (в том числе взять и оплатить в будущем кредит), в то время как остальные не имеют ни средств на жилье, ни стабильного дохода, который позволял бы им ежемесячно оплачивать кредит);

•   отсутствие своего жилья примерно у 40 % населения, при этом дополнительно 20 % населения остро нуждается в улучшении жилищных условий;

•   строительство нового жилья преимущественно в крупных городах, особенно в Москве, при этом практически не развито строительство нового и современного жилья в провинции;

•   отсутствие четких правовых механизмов кредитных отношений в жилищной сфере, а также самофинансирования строительства, низкая правовая осведомленность граждан (более 70 тыс. обманутых дольщиков);

•   устаревание и обветшание жилищного фонда (многие дома построены еще в 1920- 1930-е гг., и их состояние аварийное или предаварийное; существенно изнашивается жилой фонд постройки 1950- 1980-х гг.);

•   износ коммунальной инфраструктуры.

По данным специальных исследований, на каждого члена семьи в России приходится 19,6 кв. м, в то время как в Германии подобный показатель составляет 35 кв. м на человека, в Швеции - 40 кв. м, в США - 70 кв. м. 15 % населения страны (около 20 млн. человек) по существу ютятся в жилище, мало пригодном для жизни.

Для решения острой социальной проблемы обеспеченности жильем в стране с 2006 г. реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

На первом этапе реализации (2006 - 2007) этот проект включал следующие направления:

•   повышение доступности жилья;

•   увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

•   увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

•   выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством.

Основаниями и механизмами реализации проекта являются;

•   Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг. и входящие в ее состав подпрограммы;

•   предоставление субвенций субъектам РФ за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

По направлению «Повышение доступности жилья» к основным целевым показателям относится улучшение жилищных условий69,5 тыс. молодых семей.

Основные мероприятия по указанному направлению:

•   предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в размере 10% от средней стоимости стандартного жилья за счет федерального бюджета и не менее 25 % за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30 % за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, имеющих одного и более ребенка, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»;

•   развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов с целью снижения первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов.

По направлению «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования» к основным целевым показателям относятся:

•   увеличение объемов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (в 2006 г. объем выданных ипотечных кредитов составил 108 млрд. руб., в 2007 г. - 151 млрд. руб.);

•   снижение в 2006 г. ставки по ипотечным кредитам до 12 % годовых в рублях, а в 2007 г. - до 11 %.

Основные мероприятия по направлению:

•   развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, включая предоставление ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» государственных гарантий Российской Федерации в размере 30 млрд. руб. (14 млрд. руб. в 2006 г. и 16 млрд. руб. в 2007 г.), а также увеличение уставного капитала Агентства на 3,7 млрд. руб. в 2006 г. и на 4,5 млрд. руб. в 2007 г.;

•   реализация комплекса мер по формированию инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, включая развитие нормативно-правовой базы.

По направлению «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» к основным целевым показателям относятся:

•   увеличение общего годового объема ввода жилья на 7,8 млн. кв. м за счет мероприятий проекта в 2007 г.;

•   увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 %;

•   снижение износа (ремонт) до 55 % коммунальной инфраструктуры.

В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» предусматривалось:

•   предоставление по Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации государственных гарантий Российской Федерации в размере 17,5 млрд. руб. в 2007 г. по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство;

•   выделение 3,8 млрд. руб. в 2007 г. на субсидирование процентных ставок заемщикам по привлеченным кредитам.

В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» субъекты Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям по развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе, получили государственную поддержку на модернизацию коммунальной инфраструктуры в 2006 - 2007 гг. в общем объеме 10,1 млрд. руб.

По направлению «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством» к основным целевым показателям в 2006 - 2007 гг. относится улучшение жилищных условий 76,2 тыс. семей, включая:

•   ветеранов;

•   инвалидов.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.035 с.)